СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»


РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

«27» августа 2015 г.


________/ Т.В.Лунгул /


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по

УВР

«28» августа 2015 г. /

________/ Е.А. Кишнарева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы


«29» августа 2015 г.

________/ Л.М.Сиволобова/

.





Рабочая образовательная программа по изобразительному искусству

для 6 класса







Составитель программы:

учитель изобразительного искусства, Т.В.Лунгул

I квалификационная категория







2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9, М. «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.


Содержание учебного курса

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8 часов

Мир наших вещей. Натюрморт

7 часов

Вглядываясь в человека. Портрет

10 часов

Человек и пространство. Пейзаж

9 часов

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень)

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.



Критерии и нормы оценки к различным формам контроля

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник: – Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» , под редакцией Б.М. Неменского . – М.: Просвещение, не ранее 2010г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Список литературы

  • И.Э. Кашекова, Е.П.Олесина, Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 классы – М.: Просвещение, 2013;

  • коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

  • Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;













Этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.


Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Д\З

1 четверть


Виды изобразительного искусства (8 часов)


1.

Изобра­зительное искусство. Семья пространственных искусств

1

Урок форми­рования новых знаний

Виды пластических ис­кусств. Виды изобрази­тельного искусства: жи­вопись, графика, скульп­тура. Художественные материалы и их вырази­тельность в изобразитель­ном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репро­дукции произве­дений по видам изобразительных (пластических) искусств

Деление пласти­ческих (простран­ственных) ис­кусств на три группы: изобра­зительные, конст­руктивные и де­коративные

Принести при­родный мате­риал (веточки, колоски, зон­тичные расте­ния)



2.

Рисунок - основа изобрази­тельного творчест­ва

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки с на­туры отдельных растений или ве­точек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использо­ванием графиче­ских материалов

Виды графики. Рисунок как самостоятельное гра­фическое произведение. Рисунок - основа мастер­ства художника. Графиче­ские материалы и их вы­разительные возможности

Знать виды графики, графиче­ские художественные мате­риалы и их значение в созда­нии художественного образа. Уметь использовать вырази­тельные возможности графи­ческих материалов при работе с натуры

Фронтальный устный опрос. Просмотр и ана­лиз работ


Творческие зада­чи рисунка. Виды рисунка: зарисов­ки, наброски с на­туры, учебный рисунок




3.

Линия и ее выра­зитель­ные возможности. Ритм линий

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Выполнение ли­нейных рисунков трав, которые ко­лышет ветер (ли­нейный ритм, ли­нейные узоры травянистых со­цветий, разнооб­разие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волни­стых и т. д.).

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об­разность линейного изо­бражения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Ма­тисса, П. Пикассо, В. Се­рова

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык гра­фики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Анализ резуль­татов собствен­ной художест­венной деятель­ности

-

Подготовить материал для монотипии




4.

Р.К.

Пятно как средство выраже­ния. Ритм пятен Монотипия

Р.К. Мир в произведениях Дальневосточных художников

1

Урок форми­рования новых знаний, умений и навы­ков

Изображение различных состояний в природе
(ветер, тучи,

дождь, туман, яр­кое солнце и те­ни)


Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности. Тон и тональные отноше­ния. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита­на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде­вой


Знать основы языка изобрази­тельного искусства: тон, вы­разительные возможности то­на и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использо­вать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художе­ственно-творческой деятель­ности; активно воспринимать произведения станковой гра­фики

Просмотр и ана­лиз работ



Подобрать репродукции произведений графики с яр­ко выражен­ными тональ­ными отно­шениями




5

Цвет. Основы цветоведения

1

Урок формирования новых знаний, умений и навы­ков. Фантазийное изо­бражение сказоч­ных царств огра­ниченной палит­рой и с показом вариативных воз­можностей цвета («Царство снеж­ной королевы», «Изумрудный го­род», «Страна зо­лотого солнца»).

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те­плые и холодные цвета. Цветовой контраст. На­сыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов


Знать основные характери­стики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, вла­деть навыками механического смешения цветов

Просмотр и ана­лиз работ



Подобрать осенние ли­стья одного цветового то­на, но разной светлоты (насыщенности)



6-7

Цвет в произведениях живописи

Твои любимые осенние цветы

2

Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий.

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов.
Взаимодействие цветовых
пятен и цветовая компо­зиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный
ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу
моря

Понимать значение слова «колорит» и его роль в созда­нии художественного образа. Владеть навыками механиче­ского смешения цветов; пере­давать эмоциональное состоя­ние средствами живописи; ак­тивно воспринимать произве­дения станковой живописи

Диктант по жи­вописи. Про­смотр, анализ и оценивание ра­бот


Принести иллюстрирован­ные книги о животных или рисунки, фотографии животных



8

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре

1

Урок формирования новых знаний,


Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с ок­ружающим пространством
и освещением. Художественные материалы в
скульптуре: глина, металл, дерево и др., их вырази­тельные возможности.

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.

Экспресс-опрос.



Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного ма­териала чет­верти




9

Основы языка изобра­жения

1

Повторитель-

но-обобщающий

Конкурсные за­дания

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материа­лы и их выразительные возможности, художест­венное творчество и ху­дожественное восприятие, зрительские умения

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изо­бразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); сред­ства выразительности графи­ки, скульптуры, живописи; имена и произведения вы­дающихся художников. Уметь воспринимать и анали­зировать знакомые произведения искусства

Балльная оценка конкурсных за­даний






Р.К. - 1

9



2 четверть


Мир наших вещей. Натюрморт (7часов)


9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1


Во все времена человек
создавал изображения ок­ружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобрази­тельного искусства в жизни человека и общества; взаимо­связь реальной действитель­ности и ее художественного изображения в искусстве


Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколения?»


Подобрать произведения изобразительного искусства контрастные между собой по языку изображения



10

Изображение предметного мира: натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Работа над натюрмортом из плоских изобра­жений знакомых предметов с ак­центом на композицию , ритм

Многообразие форм изо­бражения мира вещей в ис­тории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. На­тюрморт в живописи, гра­фике, скульптуре. Плоско­стное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность пло­ских рисунков

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран­даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)

Просмотр и анализ работ


Подобрать репродукции натюрмортного жанра



11

Понятие формы. Много­образие форм окружающего мира

1

Комби­ниро­ванный

Конструирование из бумаги

Понятие формы. Линей­ные, плоскостные и объ­ёмные формы. Геометри­ческие тела, которые со­ставляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм


Конструкция сложной формы. Правила изобра­жения и средства выразительности

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком



12

Изобра­жение объёма на плоско­сти и линейная перспектива

1

Урок форми­рования новых

знаний, умений.

Зарисовки конст­рукции из не­скольких геомет­рических тел.

Плоскость и объём. Пер­спектива как способ изо­бражения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

Когда и почему возникли задачи объемного изо­бражения. Поня­тие ракурса




13.

Освеще­ние. Свет и тень

1

Урок форми­рования новых знаний, умений

Зарисовки гео­метрических тел из гипса или бу­маги с боковым освещением.

Освещение как средство выявления объёма пред­мета. Источник освеще­ния. Понятие «свет», «блик», «полутень», «соб­ственная тень», «реф­лекс», «падающая тень». Свет как средство органи­зации композиции в кар­тине

Знать основы изобразительной грамоты. Уметь видеть и использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры

Самоана­лиз работ уча­щимися



Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра» (П. Сезан, В.Ван-Гог, И.Машков и др.)



14

Р.К.

Натюрморт в графике.


Р.К. Художники-графики Дальнего Востока

1

Комбинированный


Выполнение на­тюрморта в тех­нике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Компози­ция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по­рядок. Натюрморт как вы­ражение художником своих переживаний и пред­ставлений об окружаю­щем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность худо­жественных техник. Твор­чество А. Дюрера, В. Фа­ворского

Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдаю­щихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные средства графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и ана­лиз работ

Гравюра и ее ви­ды (офорт, ксило­графия, линогра­вюра). Вырази­тельные возмож­ности гравюры




15.

Цвет в натюр­морте

1

Комби­ниро­ванный. Работа над изо­бражением на­тюрморта в за­данном эмоцио­нальном состоя­нии: празднич­ный, грустный, таинственный.

Цвет в живописи и богат­ство его выразительных возможностей. Собствен­ный цвет предмета (ло­кальный) и цвет в живо­писи (обусловленный). Цветовая организация на­тюрморта - ритм цвето­вых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Ма­тисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Ут­ренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте на­строений и переживаний художника

Знать выразительные возмож­ности цвета. Уметь: с помо­щью цвета передавать на­строение в натюрморте; рабо­тать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венного художе­ственного твор­чества







Р.К. - 1

7









3 четверть



Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)



16

Р.К.

Образ че­ловека - главная тема ис­кусства.

Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве.

Р.К. Художники– портретисты Дальнего Востока

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ опре­делённого реального че­ловека. История развития жанра. Изображение че­ловека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Вели­кие художники-портре­тисты: Рембрант, Ф. Роко­тов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобразительно­го искусства: портрет; выдаю­щихся художников-портре­тистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Ре­пин). Уметь активно воспри­нимать произведения порт­ретного жанр

-

Типология порт­рета

Подобрать ре­продукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматрива­лись на уроке При­нести зеркало



17-18-19

Конст­рукция головы человека и её про­порции

  1. Пропорции лица человека

  2. Величина и форма глаз

  3. Величина и форма носа, расположение и форма рта

3

Урок форми­рования новых знаний, умений


Работа над изо­бражением голо­вы человека с со­отнесенными по-разному деталями лица

Закономерности в конст­рукции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про­порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица че­ловека

Просмотр и ана­лиз работ

-

При­нести зеркало



20-21

  1. Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те.

  2. Роль цвета в портрете

2

Комби­ниро­ванный

Наблюдение на­туры и наброски (пятном) головы в различном ос­вещении

Изменение образа челове­ка при различном освеще­нии

Знать основы изобразитель­ной грамоты (светотень); по­нимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять по­лученные знания при работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

Постоянство фор мы и изменение её восприятия. Свет, направлен­ный сверху, сни­зу, сбоку, рассе­янный свет, изо­бражение против света, контраст­ность освещения





22

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельность образа человека Автопортрет

1

Комби­ниро­ванный


Выполнение ав­топортрета с на­туры.

Образ человека в графи­ческом портрете. Распо­ложение портрета на лис­те. Выразительность гра­фических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репи­на, В. Серова

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю­рер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про­изведения портретного жанра. Уметь использовать вырази­тельность графических средств и материала

Просмотр и ана­лиз работ

Автопортрет: ис­тория возникно­вения и развития. Графические ав­топортреты

A. Дюрера, Лео­нардо да Винчи,

B. Серова




23

Графический портретный рисунок

1

Комби­ниро­ванный

Портрет соседа по парте в техни­ке силуэта (про­филь). Материа­лы: черная тушь, гуашь, бумага

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Силуэт.

Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят­но) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, ана­лиз и оценка ра­бот

Портретный ри­сунок в истории изобразительно го искусства. Силу­эт: история воз­никновения и раз­вития. Силуэт в русском изобра­зительном искус­стве

Подобрать не­большие литературные фрагменты, характери­зующие чело­века по его предметному окружению



24

Сатири­ческие образы человека Карикатура, дружеский шарж

1

Комбинированный

Изображение са­тирических обра­зов литературных героев

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.

Уметь анализировать образ­ный язык произведений порт­ретного жанра; работать с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ


Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение об­раза. Сатириче­ские образы в ис­кусстве. Карика­тура. Дружеский шарж, сатириче­ские рисунки В. Дени, Д. Кардовского

Сбор матери­ала на тему «Художники портретисты и их произведе­ния»



25.

Великие портретисты прошлого.

1

Повторитель-

но-обобщающий

Выражение творческой индивидуальности ху­дожника в созданных им портретных образах. Лич­ность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая ин­терпретация её художни­ком. Индивидуальность образного языка в произ­ведениях великих худож­ников.


Знать художников-портрети­стов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализиро­вать произведения портретно­го жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведе­ния»


Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.




26

Жанры в изобрази­тельном искусстве

1

Комби­ниро­ванный

Предмет изображения и картина мира в изобрази­тельном искусстве. Изме­нения видения мира в раз­ные эпохи. Жанры в изо­бразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исто­рический жанры


Знать жанры изобразительно­го искусства. Иметь представ­ление об историческом харак­тере художественного процес­са; ориентироваться в основ­ных явлениях русского и ми­рового искусства. Уметь ак­тивно воспринимать произве­дения изобразительного ис­кусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметами изображения, сюжетом и содержанием изображения

Выписать на­звания нескольких произведений, относящихся к разным жан­рам, одного художника




Р.К. - 1

10









4 четверть




Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)


27

Изображение пространства

1

Урок-творческого приме­нения знаний, умений, : навыков

Работа над живописной композицией

Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы.

Знать понятие точки зрения. Иметь представление о перспективе как изобразительной грамоте. Уметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности


Сбор матери­ала на тему «Городской и архитектурный пейзаж»



28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1

Урок-творческого приме­нения знаний, умений, : навыков

Работа над живописной композицией

Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Прямая и угловая перспектива. Правила воздушной перспективы

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности





29-30-31


  1. 1. Пейзаж – большой мир.

  2. 2. Организация изображаемого пространства.

  3. Живописная композиция «Дорога в большой мир»

3

Урок-творческого приме­нения знаний, умений, : навыков

Работа над живописной компо­зицией «Дорога в большой мир»

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Знать основы изобразитель­ной грамоты, организацию перспективного пространства в картине и уметь приме­нять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности





32-33

Р.К.

1. Город­ской пей­заж

2. Архитектурный пейзаж.

Р.К. Мир в произведениях дальневосточных художников

2

Урок-творческого приме­нения знаний, умений, : навыков

Работа над гра­фической компо­зицией «Мой го­род»

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Знать основы изобразитель­ной грамоты и уметь приме­нять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

-

Сбор матери­ала на тему «Пейзажи Китая и Европы»



34

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл

1

Повторитель-

но-обобщающий

Обобщение материала учебного года

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные сред­ства художественной вырази­тельности; разные художест­венные материалы, художест­венные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание.

Оценка конкурс­ных заданий







Р.К. - 1

8










Р.К. - 4

34