Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9, М. «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
№ | Этап проектной или исследовательской деятельности | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Д\З | Дата проведения | |
7а | 7б |
1 четверть | |
Изображение фигуры человека и образ человека (5 часов) | |
-
| Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 | Изучение нового материала. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве | Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. | Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; - процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. Уметь: - изображать пропорции человека с натуры и по представлению; - владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Изображение древних людей | Сбор материала на тему «изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Египта» | | |
-
| Пропорции и строение фигуры человека | 2 | Изучение нового материала. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. | Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных культур. | Сбор материала на тему «изображение человека в движении» | | |
-
| Набросок фигуры человека с натуры | 1 | Изучение нового материала. Наброски с натуры одетой фигуры человека в разных движениях | Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира | Овладеть приемами выразительности при работе с натуры над наброском и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Портреты литературных героев | | | |
-
| Понимание красоты человека в европейском искусстве | 1 | Урок применения знаний, | Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в античном искусстве, духовная красота в искусстве Средних веков в Европе и русском искусстве | Получать представления о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи, о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Выставка и обсуждение рисунков учащихся | Сбор материала на тему «изображения человека в композиции» | | |
Поэзия повседневности (8 часов) | | | |
-
| Поэзия повседневности Бытовые темы в искусстве Китая, Японии, Индии | 2 | Изучение нового материала. Изучение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Работа над композициями | Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Индии, Японии. | Знать: выразительном значении раз Уметь: | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов. | Сбор материала на тему «бытовой жанр» | | |
-
| Тематическая картина. Бытовой жанр Тема крестьянского труда и праздника в искусстве Р.К. Бытовой жанр в произведениях художников Дальнего Востока | 2 | Изучение нового материала. Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуры. Работа над композицией | Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников | Знать: о поэтической красоте повседневности; роли искусства в жизни чело века; роли художественных образов Уметь:
| Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни простого народа | Сбор материала на тему «исторически жанр» | | |
| Р.К. - 1 | 9 | | | | | | | | |
2 четверть | |
-
| Тематическая картина. Исторический жанр. 2. Исторический сюжет в твоей композиции Р.К. Исторический жанр в произведениях художников Дальнего Востока | 2 | Изучение нового материала. Работа над композицией | Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Исторический жанр в работах европейских художников | Знать: о поэтической красоте повседневности; роли искусства в жизни чело века; роли художественных образов Уметь:
| Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Изображение учащимися выбранного исторического момента | Сбор материала о жизни в городе в прошлые века | | |
-
| Жизнь в моем городе в прошлых веках. Историческая тема в бытовом жанре | 2 | Изучение нового материала. Работа над композицией | Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками и его значение в представлении народа о самом себе. | Знать: - о поэтической красоте повседневности; - роли искусства в жизни чело века; - роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения. | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом | Сбор материала на мифологическую тему | | |
-
| Сюжет и содержание в картине Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 2 | Изучение нового материала. Работа над композицией | Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства | Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Работа над композицией, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни | | | |
-
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре | 1 | Изучение нового материала. Работа над композицией | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как проявление народного духа, национального характера. Праздники разных эпох. | Понимать значение праздника в культуре народа. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника | | | |
| Р.К. - 1 | 7 | | | | | | | | |
3 четверть | |
Великие темы в жизни (10 часов) | |
-
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Изучение нового материала. Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства | Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) | Знать: - о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; - роли конструктивного изобразительного и декоративного на чал в живописи, графике, скульптуре; - о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь: - чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; - соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы | | | | | |
-
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Изучение нового материала. Беседа о великих русских живописцах XIX столетия | Ознакомление с историческими батальными жанрами. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России | Знать особенности развития исторической картины в русском искусстве. Характеризовать значение тематической картины, участвовать в обсуждении содержания и художественных средств произведений классического русского искусства исторического жанра | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Композиционные, поисковые эскизы | Выбор темы из истории нашей Родины, сбор иллюстративного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной, архитектурной среды. | | |
-
| Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Изучение нового материала. Представление о работе художников в различных областях производства | Язык искусства и средства выразительности. Понятие "художественный образ» Разные уровни понимания произведения изобразительного сюжета | Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре. Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам XX века | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | | | | |
-
| История искусства и истории человечества Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Изучение нового материала. Историко-художественный процесс в искусстве. Связь искусства с жизнью: взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве | Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Направления в искусстве нового времени | Узнавать и называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры. Уметь характеризовать особенности стилей в европейском искусстве | Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) | | Собрать необходимый материал для выполнения проекта | | |
-
| Процесс работы над тематической картиной Батальная композиция Эскиз Батальная композиция Зарисовка костюмов, предметной среды 4. Батальная композиция Работа над композицией | 4 | Изучение нового материала. Понятие темы, сюжета и содержания. Понятие изобразительной метафоры. | Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала. | Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта – создание композиции на историческую тему. Знать этапы работы над картиной и иметь представление об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех частей и деталей | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Зарисовки необходимых деталей, костюмов, предметной, архитектурной среды | | | |
-
| Библейские темы в изобразительном искусстве. Древнерусская иконопись | 1 | Изучение нового материала Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы | Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение | Иметь представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства | | | Сбор материала на библейские темы | | |
-
| Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени | 3 | Изучение нового материала Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы | Особенности изображения на библейские темы в средневековой Европе. | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Создание композиции на библейские темы | | | |
| Р.К. – 0 | | 10 | | | | | | | |
4 четверть | |
Реальность жизни и художественный образ (8 часов) | |
-
| Искусство иллюстрации Слово и изображение. Р.К. Художники-иллюстраторы Хабаровска | 2 | Изучение нового материала. Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. | Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Известные иллюстраторы книги. | Характеризовать временные и пространственные искусства. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | | Собрать необходимый материал для иллюстрирования литературного произведения | | |
-
| Художественно-творческие проекты Этапы работы над проектом Замысел и разработка эскизов Выполнение проета | 3 | Изучение нового материала Разработка проекта композиции | Работа над проектом | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи. Учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач | | Выполнение проекта композиции (тема – выбор учащегося) | | | |
-
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | Изучение нового материала. Знакомство с музеями и произведениями | Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством | | Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю и направлению. | Путешествие в музеи мира | | |
| Р.К. - 1 | 8 | | | | | | |
| Р.К. - 5 | 34 | | | | | | |