СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс»


РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

«27» августа 2015 г.


________/Т.В.Лунгул/


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по

УВР

«28» августа 2015 г. /

________/ Е.А. Кишнарева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы


«29» августа 2015 г.

________/ Л.М.Сиволобова/

.





Рабочая образовательная программа

по изобразительному искусству

для 7 класса









Составитель программы:

учитель изобразительного искусства, Т.В.Лунгул

I квалификационная категория







2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9, М. «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Содержание учебного курса

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

  • творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

  • творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.



Тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование

Количество часов

Изображение фигуры человека и образ человека

8 часов

Поэзия повседневности

8 часов

Великие темы жизни

9 часов

Реальность жизни и художественный образ

9 часов


Формирование художественных знаний, умений, навыков

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.



Критерии и нормы оценки к различным формам контроля

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Учебно-методическое обеспечение

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.


Список литературы

  • И.Э. Кашекова, Е.П.Олесина, Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 классы – М.: Просвещение, 2013;

  • О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

  • коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

  • Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;















Этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.


Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Д\З

Дата проведения


1 четверть


Изображение фигуры человека и образ человека (5 часов)


Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала. Формирование нравствен­но-эстетической отзывчи­вости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях.

Знать:

- о жанровой системе в изобра­зительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития исто­рии искусств;

- роли и истории тематической
картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы художника
над картиной, о роли эскизов
и этюдов.

Уметь:

- изображать пропорции челове­ка с натуры и по представлению;

- владеть материалами живопи­си, графики, лепки в соответст­вии с программными требова­ниями

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Изображение древних людей

Сбор матери­ала на тему «изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Египта»



Пропорции и строение фигуры человека

2

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных культур.

Сбор матери­ала на тему «изображение человека в движении»



Набросок фигуры человека с натуры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Наброски с натуры одетой фигуры человека в разных движениях

Формирование понимания общественного назначе­ния искусства как средст­ва отражения познания окружающего мира


Овладеть приемами выразительности при работе с натуры над наброском и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Портреты литератур­ных героев




Понимание красоты человека в европейском искусстве

1

Урок приме­нения знаний,


Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в античном искусстве, духовная красота в искусстве Средних веков в Европе и русском искусстве

Получать представления о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи, о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Выставка и обсужде­ние рисунков уча­щихся

Сбор матери­ала на тему «изображения человека в композиции»



Поэзия повседневности (8 часов)




  1. Поэзия повседневности

  2. Бытовые темы в искусстве Китая, Японии, Индии



2

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Изучение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Работа над компо­зициями


Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Индии, Японии.

Знать:

  • о композиции, особенностях
    построения произведениях искус­ства;

  • роли формата;

выразительном значении раз­

Уметь:

  • строить тематические композиции;

  • осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов.

Сбор матери­ала на тему «бытовой жанр»



  1. Тематическая картина. Бытовой жанр

  2. Тема крестьянского труда и праздника в искусстве

Р.К. Бытовой жанр в произведениях художников Дальнего Востока

2

Изуче­ние но­вого ма­териала. Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуры. Работа над композицией

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников

Знать:

  • о поэтической красоте повсе­дневности;

  • роли искусства в жизни чело­
    века;

  • роли художественных образов

Уметь:

  • строить тематические композиции;

  • осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы



Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни простого народа

Сбор матери­ала на тему «исторически жанр»




Р.К. - 1

9









2 четверть


  1. Тематическая картина. Исторический жанр.

2. Исторический сюжет в твоей композиции

Р.К. Исторический жанр в произведениях художников Дальнего Востока

2

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Работа над композицией

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Исторический жанр в работах европейских художников

Знать:

  • о поэтической красоте повсе­дневности;

  • роли искусства в жизни чело­
    века;

  • роли художественных образов

Уметь:

  • строить тематические композиции;

  • осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы



Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Изображение учащимися выбранного исторического момента

Сбор матери­ала о жизни в городе в прошлые века



Жизнь в моем городе в прошлых веках.

Историческая тема в бытовом жанре


2

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Работа над композицией

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками и его значение в представлении народа о самом себе.

Знать:

- о поэтической красоте повсе­дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­тельности, способности образно­го видения.

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом

Сбор матери­ала на мифологическую тему



  1. Сюжет и содержание в картине

  2. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

2

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Работа над композицией

Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства

Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Работа над композицией, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни




Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре

1

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Работа над композицией

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как проявление народного духа, национального характера. Праздники разных эпох.

Понимать значение праздника в культуре народа. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника





Р.К. - 1

7









3 четверть


Великие темы в жизни (10 часов)


Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изуче­ние но­вого ма­териала.

Беседа о развитии на­выков восприятия произведений изобразительного искусства

Ознакомление с монумен­тальной живописью (фре­ска, мозаика, панно)

Знать:

- о роли искусства в создании
памятников, посвященных исто­рическим событиям;

- роли конструктивного изобра­зительного и декоративного на­
чал в живописи, графике,
скульптуре;

- о поэтическом претворении
реальности во всех жанрах изобразительного искусства.
Уметь:

- чутко, активно и эмоционально
воспринимать реальность;

- соотносить собственные пере­живания с содержанием произ­ведений изобразительного ис­кусства, сравнивать произведе­ния, делать выводы






Тематическая кар­тина в русском ис­кусстве XIX века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала. Беседа о великих русских живописцах XIX столетия


Ознакомление с истори­ческими батальными жан­рами. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России

Знать особенности развития исторической картины в русском искусстве. Характеризовать значение тематической картины, участвовать в обсуждении содержания и художественных средств произведений классического русского искусства исторического жанра

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Композиционные, по­исковые эскизы

Выбор темы из истории нашей Родины, сбор иллюстративного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной, архитектурной среды.



Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Изуче­ние но­вого материала.

Представление о работе художников в различных областях производства


Язык искусства и средства выразительности. Понятие "художественный образ» Разные уровни понимания произведения изобразительного сюжета

Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре. Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам XX века

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности





История искусства и истории человечества Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

Изуче­ние но­вого материала.

Историко-художественный процесс в искусстве. Связь искусства с жизнью: взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве

Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Направления в искусстве нового времени

Узнавать и называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры. Уметь характеризовать особенности стилей в европейском искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)


Собрать необходимый материал для выполнения проекта



  1. Процесс работы над тематической картиной

  2. Батальная композиция Эскиз

  3. Батальная композиция

Зарисовка костюмов, предметной среды

4. Батальная композиция Работа над композицией

4

Изуче­ние но­вого ма­териала. Понятие темы, сюжета и содержания. Понятие изобразительной метафоры.

Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала.

Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта – создание композиции на историческую тему. Знать этапы работы над картиной и иметь представление об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех частей и деталей

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Зарисовки необходимых деталей, костюмов, предметной, архитектурной среды




Библейские темы в изобразительном искусстве. Древнерусская иконопись

1

Изуче­ние но­вого ма­териала Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение

Иметь представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства



Сбор матери­ала на библейские темы



Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени

3

Изуче­ние но­вого ма­териала Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Особенности изображения на библейские темы в средневековой Европе.

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности

Создание композиции на библейские темы





Р.К. – 0


10








4 четверть


Реальность жизни и художественный образ (8 часов)


  1. Искусство иллюстрации

  2. Слово и изображение.

Р.К. Художники-иллюстраторы Хабаровска

2

Изуче­ние но­вого материала.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Известные иллюстраторы книги.

Характеризовать временные и пространственные искусства. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художественной деятельности


Собрать необходимый материал для иллюстрирования литературного произведения



Художественно-творческие проекты

  1. Этапы работы над проектом

  2. Замысел и разработка эскизов

  3. Выполнение проета

3

Изуче­ние но­вого материала Разработка проекта композиции

Работа над проектом

Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи. Учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач


Выполнение проекта композиции (тема – выбор учащегося)




Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

Изуче­ние но­вого материала. Знакомство с музеями и произведениями

Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством


Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю и направлению.

Путешествие в музеи мира




Р.К. - 1

8








Р.К. - 5

34