МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
«Рекомендовано» « Утверждаю»
Руководитель МС Директор школы:
______ Н.А.Пуховская ----- Н.А Пуховская
Протокол №1 от 31.08.2017г Приказ №35 от 31.08.17г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10 КЛАССА
Составила:
учитель химии
Катцына Любовь Федоровна
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.).
Общая характеристика учебного предмета.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание рабочей учебной программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам:
Методы познания в химии;
Теоретические основы химии;
Неорганическая химия;
Органическая химия;
Химия и жизнь.
Содержание этих учебных блоков структурируется по темам, но направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Цель
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В представленной (модифицированной) программе сохраняется логика изучения материала. Рабочая программа сокращена на 1 час по сравнению с авторской за счет резервного времени. Сокращение рабочей программы необходимо из-за выпадения учебных часов в государственные праздничные дни 06.11, 23.02, 8.03.
Программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение Темы № 3. «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» до 21часа вместо 19 часов. Содержание учебного материала этой темы отрабатывается и используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данные часы взяты из Темы № 6 «Искусственные и синтетические полимеры» - 1 час и 1 час из резерва. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Химия » 10 класса.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Рабочая программа рассчитана на учебник Габриеляна О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Кол-во часов при 2 ч в неделю |
1. | Введение | 1 |
2. | Теория строение органических соединений | 6 |
3. | Углеводороды | 16 |
4. | Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | 21 |
5. | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 9 |
6. | Биологически активные органические соединения | 8 |
7. | Искусственные и синтетические полимеры | 6 |
| ИТОГО: | 67 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Основные классы органических соединений: общая формула, физические и химические свойства, получение, применение.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Демонстрации
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Получение этилена и ацетилена.
Качественные реакции на кратные связи.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.
Практические занятия
Идентификация органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
Образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение ( 1 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | Примечание |
1.09.2017 | | 1. | 1. | Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе | |
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 ч.)
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
04.09. | | 2. | 1. | Валентность. | |
08.09. | | 3 | 2. | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | |
11.09. | | 4 | 3. | Классификация органических соединений | |
15.09. | | 5. | 4. | Понятие о гомологии и гомологах. | |
18.09. | | 6. | 5. | Изомерия. Изомеры | |
22.09. | | 7. | 6. | Основы номенклатуры органических соединений | |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники( 16 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
25.09. | | 8. | 1. | Природный газ. Нефть. | |
29.09. | | 9. | 2. | Алканы. Строение. Получение. | |
02.10. | | 10. | 3. | Алканы. Химические и физические свойства. | |
06.10. | | 11. | 4. | Алканы. Химические свойства , закрепление Циклоалканы | |
09.10. | | 12. | 5. | Алкены Получение, физические свойства. Лабораторная работа № 1 «Определение состава органических веществ.» | |
13.10. | | 13. | 6. | Алкены. Химические свойства Лабораторная работа № 2 «Изготовление моделей молекул углеводородов» | |
16.10. | | 14. | 7. | Алкены . Закрепление | |
20.10. | | 15. | 8. | Диены. Строение. Получение. | |
23.10. | | 16. | 9. | Диены. Химические и физические свойства.. | |
27.10. | | 17. | 10. | Алкины. Строение. Получение. | |
10.11. | | 18. | 11. | Алкины. Химические и физические свойства. Лабораторная работа № 3 «Получение и свойства ацетилена » | |
13.11. | | 19. | 12. | Арены. Получение. Химические и физические свойства. | |
17.11. | | 20. | 13. | Арены, применение Лабораторная работа № 4 «Ознакомление со свойствами бензола» | |
20.11. | | 21. | 14. | Генетическая связь классов углеводородов | |
24.11. | | 22. | 15. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | |
27.11 | | 23. | 16. | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | |
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники ( 21 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
01.12. | | 24. | 1. | Одноатомные спирты | |
04.12. | | 25. | 2. | Многоатомные спирты | |
08.12. | | 26. | 3. | Фенол. Строение, изомерия. | |
11.12. | | 27. | 4. | Фенол, химические свойства | |
15.12. | | 28. | 5. | Одноатомные спирты и фенолы. Закрепление Лабораторная работа № 5 «Свойства одноатомных спиртов и фенолов.» | |
18.12. | | 29. | 6. | Альдегиды и кетоны. Строение. Физические свойства. Номенклатура. | |
22.12. | | 30. | 7. | Альдегиды и кетоны. Химические свойства. Закрепление | |
25.12. | | 31. | 8. | Альдегиды и кетоны. Решение задач и упражнений. Лабораторная работа № 6 «Свойства альдегидов » | |
29.12. | | 32. | 9. | Карбоновые кислоты. Строение, изомерия | |
15.01.2018 | | 33. | 10. | Карбоновые кислоты. Химические свойства | |
19.01. | | 34. | 11. | Карбоновые кислоты. закрепление Лабораторная работа № 7 «Карбоновые кислоты» | |
22.01. | | 35. | 12. | Сложные эфиры. Строение, изомерия | |
26.01. | | 36. | 13 | Сложные эфиры. Химические свойства | |
29.01. | | 37. | 14. | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Обобщение | |
02.02. | | 38. | 15. | Жиры. Строение. | |
05.02. | | 39 | 16. | Мыла Лабораторная работа № 8«Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка» Лабораторная работа № 9«Жиры» | |
09.02. | | 40 | 17. | Углеводы. Глюкоза | |
12.02. | | 41. | 18. | Углеводы. Полисахариды | |
16.02. | | 42. | 19. | Генетическая связь между классами органических соединений | |
19.02. | | 43. | 20. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | |
26.02. | | 44. | 21. | Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения» | |
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 9 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
02.03. | | 45. | 1. | Амины. Анилин. | |
05.03. | | 46. | 2. | Аминокислоты. | |
12.03. | | 47. | 3. | Амины. Аминокислоты. закрепление | |
16.03. | | 48. | 4. | Белки. Строение . Свойства | |
19.03. | | 49. | 5. | Белки закрепление Лабораторная работа № 10«Белки» | |
23.03. | | 50. | 6. | Нуклеиновые кислоты. | |
02.04. | | 51 | 7. | Понятие о генной инженерии и биотехнологии | |
06.04. | | 52 | 8. | Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений» | |
09.04. | | 53 | 9. | Контрольно-обобщающий урок. | |
Тема 5. Биологически активные органические соединения ( 8 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
13.04. | | 54 | 1. | Витамины. Строение. | |
16.04. | | 55 | 2. | Витамины. Свойства | |
20.04. | | 56 | 3. | Ферменты. Строение. | |
23.04. | | 57 | 4. | Ферменты. Свойства | |
27.04. | | 58 | 5. | Гормоны. Строение. | |
28.04. | | 59 | 6. | Гормоны. Свойства | |
04.05. | | 60 | 7. | Лекарства. Строение. | |
07.05. | | 61 | 8. | Лекарства. Свойства | |
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры ( 6 ч. )
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | |
11.05. | | 62 | 1. | Искусственные полимеры | |
14.05. | | 63 | 2. | Синтетические полимеры. Волокна | |
18.05. | | 64 | 3. | Синтетические полимеры. Каучуки | |
21.05. | | 65 | 4. | Синтетические полимеры. Пластмассы | |
25.05. | | 66 | 5. | Контрольная работа №3 Итоговая контрольная работа по химии | |
28.05. | | 67. | 6. | Резервное время. | |
Учебно-методическое обеспечение.
Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М: ВАКО, 2016.-320 с
Гольдфабр Я.Л. и др. Химия. Задачник. 8-11 кл.:Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999г-272с.
Химия в таблицах и схемах (сост.Касатикова Е.Л.) Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013.-96стр.
Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
Материально-техническое обеспечение.
Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).
П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева.
Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
Окраска индикаторов в различных средах.
Электрохимический ряд напряжения металлов.
Портреты ученых – химиков.
Контрольная работа № 1 «Углеводороды».
Вариант 1.
1.Алкадиены имеют общую формулу:
1)СпН2п+2 3)СпН2п-2
2)СпН2п 4)СпН2п-6
2.Изомерами являются:
1)гексен и циклогексан; 3)метилбензол и метилбутан;
2)бутин и бутилен; 4)пентан и пентин.
3.Гомологами являются:
1)3-метилпентан и гексан; 3)бутин и аценилен;
2)октен и октадиен; 4)гептан и бромгептан.
4.sp-гибридный атом углерода присутствует в молекуле:
1)бутадиена-1,3; 3)гексена;
2)пропина; 4)метана.
5.Для алкинов характерна изомерия:
1)геометрическая; 3)углеродного скелета;
2)положения заместителя; 4)положения функциональной группы.
6.Формула алкана:
1) СН4; 2) С2Н4; 3) С8Н10; 4)С4Н6.
7.Допишите уравнение химической реакции и определите ее тип. Дайте названия соединениям.
СН2=СН-СН2-СН3 + HCl →
1)галогенирование; 3)дегидрирование;
2)замещение; 4)гидрогалогенирование.
8.В реакцию дегидрирования способен вступать:
1)бензол; 3)бутан;
2)этин; 4)циклогексан.
9. 20 г пропина может присоединить хлор объемом не более:
1)44,8 л; 2)22,4 л; 3)11,2 л; 4)33,6 л.
10.Предельные углеводороды вступают в реакции:
1)присоединения; 3)горения;
2)гидратации; 4)замещения.
Контрольная работа № 1 «Углеводороды».
Вариант 2.
1.Циклоалканы имеют общую формулу:
1)СпН2п+2 3)СпН2п-2
2)СпН2п 4)СпН2п-6
2.Изомерами являются:
1)орто-бромтолуол и пара-бромьолуол; 3)бутин и бутадиен;
2)циклооктан и этилбензол; 4)метан и этан.
3.Гомологами являются:
1)гептен и этилен; 3)2-метилбутен-1 и 2,2-диметилбутан;
2)толуол и ксилол; 4)циклобутан и бутан.
4.Тройная связь существует в молекулах:
1)алкадиенов; 3)алкинов;
2)аренов; 4)циклоалканов.
5.Гексен-2 и гексен-3 являются примерами изомерии:
1) геометрической; 3)углеродного скелета;
2)положения заместителя; 4)положения кратной связи.
6.Формула алкадиена:
1)С7Н12; 2)С7Н14; 3)С7Н16; 4)С4Н10.
7.Допишите уравнение химической реакции и определите ее тип. Дайте названия соединениям.
УФ
С6Н6 + Cl2 →
1)присоединение; 3)гидрирование;
2)замещение; 4)гидрогалогенирование.
8.Ацетилен можно получить из:
1)бензола; 2)метана; 3)бутина; 4)карбида кальция.
9.Из 12,3 г нитробензола получено 7,44 г анилина. Выход продукта реакции равен:
1)90%; 2)85%; 3)95%; 4)80%.
10.Основную часть нефти составляют:
1)алкины; 3)алкадиены;
2)алкены; 4)алканы.
Контрольная работа № 2 «Кислородосодержащие органические соединения».
Вариант 1.
1.Определите молекулярную формулу предельного одноатомного спирта:
a)CH4O, б)C5H10O, в)C3H7OC2H5, г)C2H4O
2.Укажите соединения содержащие карбоксильную группу:
а)ароматические спирты; в)простой эфир;
б)альдегид; г)непредельная многоосновная кислота.
Итоговая контрольная работа по химии за 10 класс.
Вариант 1.
1.Дайте общую характеристику аминам и опишите их химические свойства.
2.Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Молочная кислота
↑
Крахмал → глюкоза → этиловый спирт → этилформиат → муравьиная кислота → серебро
Дать названия реакциям.
3.Какую массу целлюлозы и азотной кислоты необходимо взять для получения 1 тонны тринитроцеллюлозы? Массовая доля ее выхода составляет 70%.
Итоговая контрольная работа по химии за 10 класс.
Вариант 2.
1.Дайте общую характеристику глюкозы и опишите ее химические свойства.
2.Составить уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
СН4 → CH3NO2 → CH3NH3 → N2
CH3COOH → CH2ClCOOH → NH2 -CH2COOH → (NH2-CH2COO)2Ca
Дать названия реакциям и соединениям.
3.Определите массу соли, образующейся при взаимодействии раствора аминоуксусной кислоты массой 300г с с массовой долей кислоты 15% и раствора гидроксида натрия, содержащего 10 г NaOH.