МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36» г. БЕЛГОРОДА
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО _____/Ю. В. Романова Протокол № ______ от «___»_______2017г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ СОШ № 36 г. Белгорода ________ / Л. М. Усачева «___»__________2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 36 г. Белгорода _________/О. В. Тучкова Приказ №_______ от «___»________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ХИМИИ
«СТАРТ В ХИМИЮ»
для 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г» классов
(базовый уровень)
Составила:
учитель химии
Кадышева Валерия Александровна
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 7 «А, Б, В, Г» классов базового уровня разработана на основе рабочей программы по химии для 7х классов базового уровня основного общего образования, утвержденной приказом по школе от 29.08.2014 года №1564 «Об утверждении рабочих программ по предметам на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования». Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2016 году, в соответствии с методическими рекомендациями инструктивно - методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Химия» в образовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году».
Основные цели и задачи курса.
Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности.
Задачи программы обучения:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-методический комплекс:
Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебенина «Химия. Вводный курс. 7 класс» /О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева.- М.: Дрофа, 2016.-159,с.
Учебник: Габриелян О.С. Вводный курс в химию 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2016гг
Химия. 7-9 классы: Рабочие программы/ сост. Т.Д. Гамбурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 159, [1] с.
Методическая система достижения планируемых результатов, средств их достижения (технологии, методы, приёмы и средства).
Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
- технология формирования учебной деятельности;
- применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты)
- уроки-практикумы, проблемные уроки
- технологии учебно-игровой деятельности
- технологии коммуникативно-игровой деятельности.
- ИКТ и др.
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа О.С. Габриеляна рассчитана на 34 часа, рабочая программа составлена также на 34 часа (в соответствии с Базисным учебным планом), исходя из расчета - 34 учебные недели, 1 час в неделю, в том числе отводится на практические работы – 6 часов.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
По программе О.С. Габриеляна | По рабочей программе | Контрольных работ | практических работ | лабораторных опытов | домашний эксперимент |
1. | Химия в центре естествознания | 11 | 11 | | 2 | 11 | 4 |
2. | Математика в химии | 9 | 9 | 1 | 1 | | 1 |
3. | Явления, происходящие с веществами | 11 | 11 | 1 | 3 | 2 | 6 |
4. | Рассказы по химии | 3 | 3 | | | | |
| Итого: | 34 | 34 | 2 | 6 | 13 | 11 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | 7«А», 7«Б», 7«В» | 7 «Г» | Наименование раздела и тем | Подготовка к ГИА | Д.З. |
Дата по плану | Дата по факту | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Химия в центре естествознания. (11часов) |
1 | 1 | 04.09.17 | | 05.09.17 | | Вводный инструктаж по ТБ.Химия как часть естествознания. Предмет химии. | | §1, упр.4-6 |
2 | 2 | 11.09.17 | | 12.09.17 | | Методы изучения естествознания. | | §2, упр. 1-4 |
3 | 3 | 18.09.17 | | 19.09.17 | | Инструктаж по ТБ П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ | А17 (1.5, 4.1,5.1,5.2) | §1, 2, |
4 | 4 | 25.09.17 | | 26.09.17 | | Инструктаж по ТБ П.Р. №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. | А17 (1.5, 4.1,5.1,5.2) | Стр.22- 23 |
5 | 5 | 02.10.17 | | 03.10.17 | | Моделирование. | | §3, упр. 1-4 |
6 | 6 | 09.10.17 | | 10.10.17 | | Химическая символика. | | §4, упр.4-6 д. э. №1 |
7 | 7 | 16.10.17 | | 17.10.17 | | Химия и физика. Универсальный характер молекул – кинетической теории. | | §5, упр.1-6 д. э. №2, 3 |
8 | 8 | 23.10.17 | | 24.10.17 | | Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. | | §6, упр.6-8 д. э. №4 |
9 | 9 | 13.11.17 | | 14.11.17 | | Химия и география. | | §7, упр.1-7 |
10 | 10 | 20.11.17 | | 21.11.17 | | Химия и биология. | | §8, упр.4-6 Д.Э.№ 5, 6, 7. |
11 | 11 | 27.11.17 | | 28.11.17 | | Качественные реакции в химии. | | §9, упр.4-7 Д.Э.№ 8, |
Тема 2. Математика в химии. (9 часов) |
12 | 1 | 04.12.17 | | 05.12.17 | | Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химических элементов в сложном веществе. | А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | §10, упр.4-6 §11, упр.2-3 |
13 | 2 | 11.12.17 | | 12.12.17 | | Чистые вещества и смеси. | | §12, упр.4-6 Д.Э.9 |
14 | 3 | 18.12.17 | | 19.12.17 | | Объемная доля компонента газовой смеси. | А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | §13, упр.2-4 |
15 | 4 | 25.12.17 | | 26.12.17 | | Массовая доля растворенного вещества в растворе. | А19 (4.4.1) С2 (4.4.2) | §14, упр.2-4, стр.77, Д.Э.10 |
16 | 5 | 15.01.18 | | 16.01.18 | | Повторный инструктаж по Т.Б. Инструктаж по ТБ П.Р. №.3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | | С 77-78 |
17 | 6 | 22.01.18 | | 23.01.18 | | Массовая доля примесей. | А19 (4.4.1) | §15, упр.3-4, Д.Э.11 |
18 | 7 | 29.01.18 | | 30.01.18 | | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | | §16, упр.3-4 |
19 | 8 | 05.02.18 | | 06.02.18 | | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | | §10-16 |
20 | 9 | 12.02.18 | | 13.02.18 | | Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии» | | |
Тема 3. Явления, происходящие с веществами. (11часов) |
21 | 1 | 19.02.18 | | 20.02.18 | | Разделение смесей. | А6 (2.1) | §17, Д.Э.12 |
22 | 2 | 26.02.18 | | 27.02.18 | | Фильтрование. | А6 (2.1) | §17, Д.Э.13, 14 |
23 | 3 | 05.03.18 | | 06.03.18 | | Адсорбция. | А6 (2.1) | §17, Д.Э. 15, 16 |
24 | 4 | 12.03.18 | | 13.03.18 | | Дистилляция, кристаллизация, выпаривание. | А6 (2.1) | §17, П.Р.№4, стр.96-97 |
25 | 5 | 19.03.18 | | 20.03.18 | | Инструктаж по ТБ П.Р.№.4 (домашний эксперимент). « Выращивание кристаллов соли». Обсуждение работы. Итоги конкурса на лучший кристалл. | | П.Р.№5 С 96-97 |
26 | 6 | 02.04.18 | | 03.04.18 | | Инструктаж по ТБ П.Р. №5 «Очистка поваренной соли» | | |
27 | 7 | 09.04.18 | | 10.04.18 | | Химические реакции. | А6 (2.1) | §18, Д.Э.17 |
28 | 8 | 16.04.18 | | 17.04.18 | | Признаки химических реакций. | А6 (2.1) | §19, Д.Э.18 19, 20, 21. П.Р.№:6 |
29 | 9 | 23.04.18 | | 24.04.18 | | Инструктаж по ТБ П.Р. №6 Коррозия металлов. Обсуждение итогов, конкурс на лучший эксперимент. | | §17-19 |
30 | 10 | 30.04.18 | | 01.05.18 | | Обобщение систематизация, коррекция знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | | §17-19 |
31 | 11 | 07.05.18 | | 08.05.18 | | Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами» | | Подготовка к конференц. |
Тема 4. Рассказы по химии (3 часа) |
32 | 1 | 14.05.18 | | 15.05.18 | | Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые химики» | | Подготовка к конкурсу |
33 | 2 | 21.05.18 | | 22.05.18 | | Конкурс сообщений «Мое любимое вещество» | | |
34 | 3 | 21.05.18 | | 22.05.18 | | Конкурс ученических проектов. | | |
Оснащение для реализации практической части программы. |
Тема практической работы | Оборудование и реактивы (в расчете 1 комплект на 6 чел.) |
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории» | Инструкция по технике безопасности, лабораторный штатив, пробирка, колба плоскодонная или коническая, фарфоровая чашка, спиртовка, лучина, спички, химический стакан с водой, пробиркодержатель, воронка, кольцо |
Практическая работа №2 «Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами» | Свеча, спички, тигельные щипцы, предметное стекло, стеклянная палочка, сухая пробирка, 0,5л банка, 2л банка |
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | Поваренная соль, сахар, сода питьевая, натриевая селитра, весы, химический стакан, вода, стеклянная палочка. |
Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли» (домашний эксперимент). | Литровая банка, деревянная ложка, воронка с ватой, термос с широким горлышком вместимостью 1 л. |
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли » | Загрязненная поваренная соль, химический стакан, стеклянная палочка, мерный цилиндр, стеклянная воронка, 50-70 мл воды, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, штатив, спиртовка. |
Практическая работа №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент) | 3 пластиковые бутылки с крышками объемом 250-500 мл, три больших гвоздя длиной 5-10 см, мыло, наждачная бумага для зачистки гвоздей, кипяченная вода, водопроводная вода из-под крана, поваренная соль. |
Формы и средства контроля.
В соответствии с методическими рекомендациями инструктивно - методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Химия» в образовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году» рабочей программой предусматривается проведение 2 контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Математические расчеты в химии»
Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные тестовые работы (в форме ГИА) в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Контрольная работа №1
по теме «Математические расчеты в химии»
Вариант 1
1.Относительная атомная масса (дать определение)
Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Вариант 2
Относительная молекулярная масса (дать определение)
Массовая доля элемента в сложном веществе (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
В 200 г столового уксуса содержится 6 г уксусной кислоты. Определите массовую долю кислоты в столовом уксусе.
Вариант 3
1.Относительная атомная масса (дать определение)
Объемная доля газа в смеси (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
Анализ атмосферы Венеры показал, что в 50 мл венерианского «воздуха» содержится 48,5 мл углекислого газа и 1,5 мл азота. Рассчитайте объемные доли газов в атмосфере планеты.
Вариант 4
Относительная молекулярная масса (дать определение)
Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
Объемная доля метана в природном газе составляет 92%. Какой объем этой газовой смеси будет содержать 4,6 мл метана?
Вариант 5
Относительная атомная масса (дать определение)
Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
Рассчитайте массовые доли элементов в веществе сульфиде кальция СаS
Вариант 6
Относительная молекулярная масса (дать определение)
Объемная доля газа в смеси (написать формулу для расчета)
Решить задачу:
Рассчитайте массовые доли элементов в веществе NaNO3 (натриевой селитре)
Вариант 7
Относительная атомная масса (дать определение)
Массовая доля элемента в сложном веществе (написать формулу для расчета)
Решить задачу
В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Вариант 8
Относительная молекулярная масса (дать определение)
Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)
Решить задачу
Массовая доля иода в аптечной иодной настойке составляет 5%. Какую массу иода и спирта нужно взять, чтобы приготовить 200 г настойки?
Вариант 9
Относительная атомная масса (дать определение)
Объемная доля гза в смеси (написать формулу для расчета)
3.Решить задачу:
Объемная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой объем воздуха необходим для получения 5 л аргона?
Вариант 10
Относительная молекулярная масса (дать определение)
2.Массовая доля элемента в сложном веществе (написать формулу для расчета)
3.Решить задачу:
Рассчитайте массовые доли элементов в веществе Al2O3 (оксиде алюминия)
Контрольная работа №2
по теме «Явления, происходящие с веществами»
Вариант 1
Часть 1
К физическим явлениям относят:
а) гниение органических остатков
б) ржавление железа
в) плавление льда
г) горение бумаги
2. Смесь железных опилок и серы можно разделить:
а) с помощью магнита б) выпариванием
в) фильтрованием г) дистилляцией
3. Какая из приведенных записей является уравнением реакции:
а) 2Na + 2H2O = NaOH + H2
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) Mg + O2 = MgO
г) 2H2O = H2 + O2
4. Реакции, в результате которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество, относят к типу:
а) разложения б) замещения
в) соединения г) обмена
5. К реакциям соединения относят:
а) 2KNO3 = 2KNO2 + O2
б) CuO + H2 = Cu + H2O
в) 4P + 5O2 = 2P2O5
г) NaOH + HCl = NaCl + H2O
6. К реакциям обмена относят:
а) BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
б) CaO + CO2 = CaCO3
в) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
г) 2HgO = 2Hg + O2
7. В уравнении реакции разложения воды коэффициент перед формулой водорода:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть 2
1.Расставьте там, где требуется, коэффициенты в схемах реакций:
а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
б) CaO + CO2 = CaCO3
в) MnO2 + Al = Mn + Al2O3
2. Составьте уравнение следующей реакции:
Алюминий + серная кислота = сульфат алюминия + водород
3.Решите задачу по уравнению реакции из предыдущего задания:
Вычислите объем водорода (н.у.), выделившегося при действии избытка раствора серной кислоты на 3 г алюминия, содержащего 10% примесей.
Вариант 2
Часть 1
К химическим явлениям относят:
а) испарение воды
б) плавление парафина
в) скисание молока
г) распространение запаха
2. Смесь воды и спирта можно разделить:
а) с помощью магнита б) выпариванием
в) фильтрованием г) дистилляцией
3. Какая из приведенных записей является уравнением реакции:
а) SO2 + H2O = H2SO3
б) CaCO3 + HCl = CaCl2+ H2O
в) P + O2 = P2O3
г) Fe2O3 + 3CO = Fe + 3CO2
4. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются несколько простых или сложных веществ, называют:
а) разложение б) замещение
в) соединение г) обмен
5. К реакциям разложения относят:
а) 2K + 2 H2O = 2KOH +H2
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) 2Na3PO4 +3CaCl2 = 6NaCl + Ca3(P O4)2
г) 2H2 + O2 = 2H2O
6. К реакциям замещения относят:
а) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
б) Li2O + H2O = 2LiOH
в) 2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 +3 Cu
г) Fe(OH)2 = FeO + H2O
7. В уравнении реакции соединения кальция с кислородом коэффициент перед формулой оксида кальция:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть 2
1.Расставьте там, где требуется, коэффициенты в схемах реакций:
а) CuO + H2 = Cu + H2O
б) KClO3 = KCl + O2
в) P + O2 = P2O5
2. Составьте уравнение следующей реакции:
Натрий + вода = гидроксид натрия + водород
3.Решите задачу по уравнению реакции из предыдущего задания:
Какой объем водорода (н.у.) выделится при растворении в воде 25 г натрия, содержащего 8% примесей?