СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
Тематическое планирование уроков в 9 классе ( 68 часов)
№ урока |
Тема урока |
|
Содержание урока |
Тип урока |
Виды, формы контроля |
Домаш-нее задание | Дата проведения | ||
по плану | фактически | ||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)
| |||||||||
1-2 | 1—2. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева. (металл и неметалл) | 2 | Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованного соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Уравнения, характеризующие свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла | Урок повторения и актуализа-ции знаний
| Текущий Работа с индивид. заданиями | § 1, упр.1-10 | 1.09
4.09 |
| |
3 | 3. Амфотерные оксиды и гидроксиды | 1 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | Комбинированный
Урок повторения и актуализа-ции знаний
| Текущий Работа с индивид. заданиями | § 2, упр.1-4 | 8.09 |
| |
4 | 4. Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева |
1 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС. Предсказание Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия | Комбиниро-ванный Урок повторения и актуализа-ции знаний
| Текущий.Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса | § 3, упр.1-11
| 11.09 |
| |
5 | 5. Классификация химических реакций. Окислительно- восстановительные реакции |
1 | Различные признаки классифи- кации химических реакций. Определение степеней окисле- ния элементов, образующих ве- щества различных классов. Реакции окислительно- восста - новительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восста- новителе, окислении и восста- новлении | Урок усвоения новых знаний | Текущий. Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса | § 43, упр. 1-3 | 15.09 | | |
6 | 6. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД |
1 | Знать и уметь писать свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР | Комбиниро-ванный семинар
| Текущий. Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса | Повт. 38- 41 Учебник 8 класса | 18.09 |
|
Тема №1 Металлы. (19 часов)
7(1) | 1.Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов |
1 |
Харакеристика положения Ме в ПСХЗ,. Особенности строения атомов. особенности, вытекающие из этого, металлические крист. решётки и металлическая химическаясвязь. | Комбинированный
|
Входной контроль | Коллекция металлов. ПТ §4,5 | 22.09 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8(2) | 2.Физические свойства металлов. | 1 | Описание физических свойств Ме. | Урок новых знаний | Текущий | §6. Инд. задания | 25.09 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.(3) | 3.Сплавы | 1 | Характеристики сплавов, их свойства, важнейшие сплавы и их значение
| Урок усвоения новых знаний | Текущий | §7. Индив. задания | 29.09
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 (4)
| 4. Химические свойства металлов. | 1 | Химические свойства металлов на основе их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете ОВР | Комбини-рованное Семинар-ское занятие | Индивид. Работа с дидактическим материалом | §8 № 2,5,7 | 2.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 (5) | 5. Общие понятия о коррозии. | 1 | Понятие коррозия металлов и последствия от коррозии, виды коррозии, уметь объяснить способы защиты каж. М определённым видом.
| Изучения нового материала | Текущий | §10. | 6.10 |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 (6) | 6. Металлы в природе. Общие способы их получения. | 1 | Основные способы получения Ме, уметь писать уравнения с помощью ОВР. | Комбини-рованное Семинар-ское занятие | Фронтальный | §9,№4,6 сообщение | 9.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 (7) | 7. Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. | 1 | Сравнительная характеристика щелочных М по строению атома, сравнение простых веществ, их физические и химические свойства. | Комбинированное Семинар-ское занятие | Текущий | §11, у 1-сообщение | 13.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 (8) | 8 .Соединения щелочных металлов. Калийные удобрения | 1 | Распознавать соли калия и натрия по цвету пламени, знать природные соединения щелочных М, калийные удобрения | Изучения нового материала | Работа с дидактическим материалом | §11 , №2,5
| 16.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15-16 (9-10) | 9. Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы.
10.Соединения щелочноземельных металлов. | 2 | Сравнительная характеристика щелочноземельных М по строению атома, сравнение простых веществ, их физические и химические свойства, кислородные соединения и их значение. | Комбини-рованное Семинар-ское занятие | Входной контроль
Индивид. | §12 у.4,5
§12. №7,8 | 20.10
23.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17-18 (11-12) | 11-12. Алюминий и его соединения. | 2 | Строение атома алюминия, его физические и химические свойства, применение на основе свойств, уметь доказывать амфотерность оксида и гидроксида. | Комбини-рованное Семинар-ское занятие | Текущий | §13, №.1,5,6,8,9 сообщение | 27.10
30.10 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 (13) | 13.Железо, его свойства. Соединения железа |
1 | Строение атома железа, физические и химические свойства железа. Железо техническое, железо восстановленное. | Комбинированное | Индивид. | §14 №. 2,4,6,7 | 10.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 (14) | 14..Генетические ряды Fе2+ и Fе3+
|
1 | Соединения Fе2+ и Fе3+ качественные реакции на катионы Fе2+ Fе3+ | Семинар-ское занятие |
| §14 | 13.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 (15) | 15. Осуществление цепочки превращений металлов. | 1
| Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №1 | Инструктаж практикум |
| 17.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 (16) | 16. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. | 1 | Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №2 | Инструктаж практикум |
| 20.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 (17) | 17. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов | 1 | Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №3 | Инструктаж практикум |
| 24.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 (18) | 18. Обобщение и систематизация знаний по теме Металлы. Решение задач.
|
1
| Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе | Урок системати-зации и обобщения знаний | Решение задач и упражнений Работа с вариантами ГИА | Повтор. §6-14 | 27.11 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 (19) | 20. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»
| 1
| Учёт и контроль знаний по теме | Проверка знаний по теме | Проверочная работа |
| 1.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема №2 Неметаллы. (28 часов)
|
|
|
| Планируемые результаты | Тип урока | Методы | Эксперимент. Реактивы и оборудование |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 (1) | 1.Общая характеристика неметаллов. Положение в Периодической системе. Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | общая характеристика положения неМ в ПСХЭ, уметь описать строение атома, особенности, вытекающие из этого, знать понятие электроотрицательность, ряд ЭО, кристаллическое строение неметаллов простых веществ, аллотропия. Состав воздуха. Уметь сравнить неМ и М. | Изучения нового материала | Входной контроль | §15 ,16 собщение №2-4 | 4.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 (2) | 2.Водород. Особое место водорода в таблице. |
| Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Водород-простое вещество. Нахождение водорода в природе. Способы получения, открытие водорода. | Урок изучения нового материала | Текущий | §17, №3,5 | 8.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28-30 (3-5) | 3. Общая характеристика галогенов. 4. Галогены и их соединения.
5.Получение галогенов. Значение и применение галогенов и их соединений. |
3 | Строение атома галогена, их степени окисления, образование молекулы простого в-ва. закономерности изменения свойств галогенов от увеличения порядкового номера. Уметь записать уравнения реакций, характеризующие свойства галогеноводородной кислоты. | Изучения нового материала
Комбинированное семинарское занятие | Текущий | §18, № 4,5
§ 19 №3,4
§ 20, №2,3
| 11.12
15.12
18.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 (6) | 6. Кислород, свойства. Аллотропия. | 1 | Кислород - самый распространенный элемент на планете. Применение кислорода в промышленности, в медицине. Окислительная способность кислорода. Открытие кислорода. | Комбинированный урок | Текущий. | § 21, №3,8
| 22.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 (7) | 7. Сера, её свойства. | 1 | Строение атома серы, аллотропию, свойства серы в свете ОВР (писать уравнения) | Изучения нового материала | Индивид. | § 22. №1,3 | 25.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 (8) | 8. Oксиды серы (IV) (VI) | 1 | Получение оксидов серы и их кислотные свойства. свойства серы в свете ОВР (писать уравнения) | Изучения нового материала | Решение упражнений | §23. №2 | 29.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 (9) | 9. Серная кислота и её соли. Производство серной кислоты | 1 | Состав и свойства серной кислоты в свете ТЭД и ОВР. Уметь отличить разб. и конц. кислоты, знать кач. реакцию на сульфат-ион. Производство серной кислоты и её применение в народном хозяйстве. Серный ангидрид. Олеум. | Комбинированное семинар-ское занятие | текущий | §23. №2 | 12.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 (10) | 10.Окислительные свойства серной кислоты Тестирование по теме: «Подгруппа кислорода» | 1 | Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами. ОВР. Тестовая проверка знаний по теме – Подгруппа кислорода. | Комбинированное занятие | Текущий, работа с ДМ Тесты КИМ. | §23, №5,7 Инд. задания | 15.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 (11) |
11. Азот и его свойства. |
1 | Строение атома азота, его степени окисления, образование молекулы простого в-ва. свойства азота в свете ОВР (писать уравнения). Получение оксидов азота и их кислотные свойства.. | Изучения нового материала | Текущий | 23. №3-5 | 19.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 (12) | 12. Аммиак и его свойства. | 1 | Строение аммиака, получение, собирание, распознавание, свойства в свете ОВР (писать уравнения). | Изучения нового материала | Индивид. | 24. №5 | 22.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 (13) | 13. Соли аммония. | 1 | Основные соли аммония, их применение, состав, свойства, получение. Уметь писать уравнения реакций свойств солей аммония в свете ТЭД и ОВР | Изучения нового материала | Выполнение упражнений | 25. №2,4 | 26.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 (14) | 14. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты | 1 | Состав и свойства азотной кислоты и её особенности (ОВР), уметь составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР. Взаимодействие азотной кислоты с металлами. | Изучения нового материала | Работа с дидактич. материалом | 26. №2,3,4, | 29.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 (15) | 15. Соли азотной и азотистой кислоты. Азотные удобрения. Применение удобрений в с/х | 1 | Сравнение свойства азотной и азотистой кислот, применение в народном хозяйстве, проблема повышенного содержания нитратов в с/х продуктах. | Комбинированное семинарское занятие | Индивид. | 26. №6,7 | 2.02 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41-42 (16-17) | 16. Фосфор. 17.Соединения фосфора. Фосфорные удобрения в с/х | 2 | Строение атома фосфора, их степени окисления, образование молекулы простого в-ва. Аллотропия. Свойства фосфора в свете ОВР (писать уравнения). Уметь объяснить получение оксидов фосфора и их кислотные свойства. | Изучения нового материала | Текущий | 27. №2
27.№3,4,6 | 5.02
9.02 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 (18) | 18. Решение задач Тестирование по теме «Подгруппа азота» | 1 | Тестовая проверка знаний по теме – Подгруппа кислорода. | Комбинированное занятие | Текущий, работа с ДМ Тесты КИМ. |
| 12.02 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44-45 (19-20)
| 19. Углерод. 20. Оксиды углерода (II),(IУ) |
2 | Строение атома углерода, их степени окисления, образование молекулы простого в-ва. свойства углерода в свете ОВР (писать уравнения). Уметь объяснить получение оксидов углерода и их кислотные свойства(IУ) ), уметь составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР | Изучения нового материала | Текущий | 28. №7.
28. №8 | 16.02
19.02 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 (21) | 21. Карбонаты. | 1 | Важнейшие карбонаты- кальцит, сода, поташ, их применение в народном хозяйстве, уметь составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР, качественную реакцию на карбонат-ион | Комбинированное семинар-ское занятие | Индивид. | 29. №3,7,8 | 26.02 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47-48 (22-23) | 22. Кремний. 23.Силикатная промышленность. |
2 | Строение атома кремния, его степени окисления. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом (уметь писать уравнения). познакомиться с производством стекла, фарфора, цемента, их применение в народном хозяйстве. | Изучения нового материала | Текущий | 30, № 3, 4 (а)
30, №4( б) | 1.03
4.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 (24) | 24. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №4 | Инструктаж практикум |
| 11.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 (25) | 25. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | 1 | Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №5 | Инструктаж практикум |
| 15.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 (26) | 26. Получение, собирание и распознавание газов. Практическое осуществление превращений веществ. | 1 | Уметь работать по инструкции и индивидуальному заданию экспериментально. | Практичес-кая работа №6 | Инструктаж практикум |
| 18.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 (27) | 27. Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» Решение задач | 1 | Уметь решать задачи и упражнения по теме, составлять и решать цепочки превращений. Подготовиться к к/р. | Систематизации и обобщения знаний | Работа с дидактич. материалом Работа с вариантами ГИА | Повтор. | 22.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 (28) | 28. Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы» |
1 | Проверка ЗУН по теме «Неметаллы» | Контроль знаний по теме | Проверочная работа |
| 25.03 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема 3. Органические вещества - 11часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 (1) | 1. Предмет органической химии. Строение атома углерода.
| 1 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма. Ученые, работы которых опровергли теорию витализма. Понятие об изомерии и гомологическом ряде | Изучения нового материала |
| 31. | 5.04 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
55 (2) | 2 Алканы. Метан. Химические свойства и применение. | 1 | Строение алканов. Номенклатура алканов. Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств | Изучения нового материала | Текущий | 32, № | 8.04 |
| 1
|
определение органической химии, различие их и неорг. веществ, основные положения теории А.М.Бутлерова. причины многообразия орг.веществ
|
Изучение нового материала |
Текущий |
31. №1,6 32 №4,5 |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
56 (3) | 3.Непредельные углеводороды – этилен, ацетилен.
|
1 | Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. | Изучения нового материала | Текущий | 33,№;5 34,№3,5 | 12.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 (4) | 4. Понятие о предельных одноатомных спиртах. , альдегидах. Глицерин.
| 1 | Спирты и их атомность. Метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин – важнейшие представители класса спиртов, их строение и свойства. Понятие о карбонильной группе и альдегидах. | Изучения нового материала | Текущий | 36 | 15.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 (5) | 5. Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты | 1 | Карбоксильная группа и общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная и уксусная кислоты - важнейшие представители класса предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и свойства
| Комбинированное семинар-ское занятие | Текущий | 38. №6
| 19.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 (6) | 6. Жиры
| 1 | Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах | Изучения нового материала | Текущий | 39. №1-2 | 22.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 (7) | 7. Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации. | 1 | .Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Биологическая роль аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции | Комбинированное семинар-ское занятие | Индивид. | 40 | 26.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 (8) | 8. Понятие об углеводах.
| 1 | классификация углеводов, основные представители( глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), их биологическая роль | Семинар-ское занятие | Индивид. | 41, №1,4 | 29.04 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 (9) | 9.Полимеры.
| 1 | Классификация полимеров, основные понятия химии ВМС (мономер, полимер, стр.звено), типы реакций получения | Изучения нового материала | Индивид. | 42. №2 | 3.05 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 (10) | 10. Обобщение и систематизация знаний учащихся по органической химии.
| 1 | Уметь решать задачи и упражнения по теме, составлять и решать цепочки превращений.
| Системати-зации и обобщения знаний.
| Работа с вариантами ГИА Проверочная работа | Повтор. 31-42 | 6.05 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 (11)
| 11.Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества | 1 | Учёт и контроль знаний по теме | Урок проверки ЗУН | Проверочная работа |
| 10.05 |
|
| Планируемые результаты | Тип урока | Методы | Эксперимент. Реактивы и оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение - 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 (1) | .1.Взаимосвязь строения и свойств веществ. | 1 | Строение веществ, свойства. | Повторение и системати-зация знаний |
|
| 13.05 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 (2)
|
2.Классификация химических реакций по различным признакам.
| 1 | Типы химических реакций в химии: соединения, разложения, обмена, замещения. ОВР | Повторение и системати-зация знаний |
|
| 17.05 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 (3)
| 3.Химия и здоровье. Роль микроэлементов в производстве с/х продукции.
| 1 | Микро – и макроэлементы. Витамины, гармоны, лекарства. Микроэлементы и с/х продукция. Пищевые добавки. | Системати-зации и обобщения знаний.
|
|
| 20.05 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 (4) | 4. Итоговое тестирование. (Промежуточная аттестация) | 1 | Проверка ЗУН за курс химии 9 класса | Контроль знаний по курсу химии 9 кл.
| Проверочная работа |
| 24.05 |
|
|
10
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
Федерального базисного учебного плана Российской Федерации ( Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312);
Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Учебного плана ОУ; программы по реализации регионального компонента «Агробизнес» основного общего образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Общая характеристика учебного предмета
Курс химии элементов и их соединений - это второй по счету школьный курс химии.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения (8 класс), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, количество контрольных работ за год – 4, количество практических работ за год – 6
Цели и задачи изучения курса:
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Задачи:
реализация единства веществ природы, их генетической связи;
установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;
формирование основных понятий курса химии 9 класса;
развитие надпредметных умений и навыков;
формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;
практическая направленность обучения;
контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа реализует концентрический принцип обучения через развитие фундаментальных понятий, изучение закономерностей и овладение навыками практической работы.
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (3+3 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
На региональный компонент отведено 5% учебного времени.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. По темам: «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» предусмотрены контрольные работы.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 9 класс» автора О.С.
Габриеляна (М.: Дрофа, 2010-2012 ).
Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, индивидуальными заданиями.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
личностно-ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии; проблемно – поисковое обучение; ИКТ; метод- проектов; исследовательские работы обучающихся; технологии творческих мастерских; игровые технологии.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
практические работы
лабораторные работы
Методы обучения химии.
Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту учащихся, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.
Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:
◄словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;
◄наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;
◄практические работы и лабораторные опыты..
Виды и формы контроля за усвоением знаний учащихся.
Систематический контроль за усвоением знаний учащихся позволяет корректировать и воспитывать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь учитель – ученик.
Формы контроля ЗУН ;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
контрольные работы
тестирование
самостоятельные работы
лабораторные работы
практические работы
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающее среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Общеучебные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Здоровьесберега-ющие |
|
Социальные |
|
Информационные
|
|
Коммуникативные |
|
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 2 час в неделю, 68 учебных часов в год.
Рабочая программа предусматривает:
контрольных работ - 3,
практических работ - 6.
Промежуточная аттестация -контрольное тестирование -1
Учебно-методический комплект
«Химия» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян М. Дрофа, 2010-2012.
В результате усвоения учебного материала по неорганической химии
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;
качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь:
давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
распознавать важнейшие катионы и анионы;
решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь:
вычислять массу,
объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
задачи на избыток и недостаток,
массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
В результате усвоения учебного материала по органической химии
В результате изучения курса ученик должен:
знать:
причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
уметь:
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Годовой календарный график текущего контроля
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Контрольная работа, дата проведения | Практичес-кая работа, дата проведения |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 |
| К. Р. №1 |
|
2. | Металлы | 19 |
| К.р. № 2
| П.р. № 1
П.р. № 2
П.р. № 3
|
3. | Неметаллы | 28 |
| К.р. №3
| П.р. № 4
П.р. № 5
П.р. № 6
|
4. | Органические вещества | 11 |
| К.р. № 4
|
|
5. | Повторение и обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Промежуточная аттестация | 4 |
|
Итоговое тестирова-ние |
|
| Итого: | 68 |
| 4 | 6 |
Перечень практических работ
№ | Тема
|
1. | Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов»
|
2. | Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов» |
3. | Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
|
4. | Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
|
5. | Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
|
6. | Практическая работа № 6.«Получение, собирание и распознавание газов»
|
Учебно -тематический план
№ | Название раздела/темы | Количество часов | Учащиеся должны знать/уметь |
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 10 | знать:
уметь:
|
2 | Тема 1. Металлы | 17 | знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
|
| Практикум №1. Свойства металлов и их соединений | 3 | знать/понимать:
уметь:
|
3 | Тема 2. Неметаллы | 28 | знать/понимать:
уметь:
|
| Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений | 3 | Знать:
Уметь:
|
4 | Тема 3 Органи- ческие вещества | 11 | знать/понимать:
уметь:
|
5 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 4 | Знать/понимать:
Уметь:
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
(10 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
-классификацию химических реакций;
-окислительно-восстановительные реакции;
-понятие о скорости химической реакции;
уметь:
- составлятьсхемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
-объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- оставлять окислительно-восстановительные реакции, определять окислитель и восстановитель и уравнивать методом электронного баланса;
- уметь определять смещение химического равновесия в обратимых реакциях;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
Тема 1. Металлы( 17 часов)
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов.
Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка.
физические свойства металлов.
общие химические свойства Ме: взаимодействие с неМе, водой, кислотами, солями.
классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
основные способы получения Ме в промышленности.
важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
химические свойства алюминия.
химические свойства железа.
уметь:
объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
характеризовать строение и общие свойства металлов;
описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с Ме,
экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Практикум №1. Свойства металлов и их соединений
Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов»
Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
Знать:
положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка.
важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
химические свойства алюминия.
химические свойства железа.
Уметь:
записывать уравнения реакций взаимодействия с неМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
составлять схему строения атома железа;
записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем соединения металлов;
Тема 3. Неметаллы (27 часов)
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты.Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
положение неметаллов в П.С. Д.И. Менделеева;
атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
особенности кристаллического строения неметаллов;
строение атомов-неметаллов, физические свойства.
строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
свойства серной кислоты в свете ТЭД;
окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР;
качественную реакцию на сульфат-ион.
физические и химические свойства азота;
круговорот азота в природе.
строение молекулы аммиака;
донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
свойства аммиака;
способы получения и распознавания аммиака
свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
сравнивать неметаллы с металлами
составлять схемы строения атомов галогенов;
на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
характеризовать химические элементы подгруппы серы;
записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
получать и собирать аммиак;
распознавать опытным путем аммиак
составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений
Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
Практическая работа № 6.«Получение, собирание и распознавание газов»
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
Знать:
положение неметаллов в П.С.; ковалентная связь, атомная и молекулярная кристаллическая решетка.
химические свойства углерода
химические свойства кислорода
химические свойства азота
Уметь:
записывать уравнения реакций характеризующие химические свойства неМе
описывать свойства и области применения различныхнеМе
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем соединения неметаллов;
Тема 5. Органические вещества (10 часов)
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов.
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественные реакции на белки
Изготовление моделей углеводородов
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
характерные химические свойства предельных углеводородов
правила составления названий алкенов и алкинов;
важнейшие свойства этена и ацетилена;
качественные реакции на кратную связь.
классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
природные источники углеводородов
основы номенклатуры карбоновых кислот;
строение карбоксильной группы;
значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
называть органические вещества по их химическим формулам;
определять принадлежность вещества к определенному классу;
объяснять причины многообразия органических веществ;
характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
описыватьсвойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
характеризоватьбиологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ, номера периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.
Промежуточная аттестация – 1ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате усвоения учебного материала по неорганической химии
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;
качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь:
давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
распознавать важнейшие катионы и анионы;
решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь:
вычислять массу,
объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
задачи на избыток и недостаток,
массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
В результате усвоения учебного материала по органической химии
В результате изучения курса ученик должен:
знать:
причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
уметь:
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.