СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа рассчитана  на 68 часов ( 2  часа  в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Тематическое планирование уроков в 9 классе ( 68 часов)


урока

Тема урока



Содержание урока


Тип урока


Виды, формы контроля


Домаш-нее задание

Дата проведения

по плану

фактически

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)



1-2

1—2. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева. (металл и неметалл)

2

Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованного соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Уравнения, характеризующие свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла

Урок повторения и актуализа-ции знаний



Текущий

Работа с индивид. заданиями

§ 1, упр.1-10

1.09


4.09


3

3. Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Комбинированный



Урок повторения и актуализа-ции знаний




Текущий

Работа с индивид. заданиями

§ 2, упр.1-4

8.09


4

4. Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева


1

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС.

Предсказание Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия

Комбиниро-ванный

Урок повторения и актуализа-ции знаний






Текущий.Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса

§ 3, упр.1-11


11.09


5

5. Классификация

химических реакций.

Окислительно- восстановительные реакции



1


Различные признаки классифи-

кации химических реакций.

Определение степеней окисле-

ния элементов, образующих ве-

щества различных классов.

Реакции окислительно- восста -

новительные и реакции ионного

обмена, их отличия.

Понятие об окислителе и восста-

новителе, окислении и восста-

новлении


Урок

усвоения новых знаний




Текущий.

Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса

§ 43,

упр. 1-3

15.09


6

6. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД


1

Знать и уметь писать свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР

Комбиниро-ванный семинар





Текущий.

Проверка знаний и умений, полученных в курсе химии 8 класса

Повт. 38- 41

Учебник 8 класса

18.09











Тема №1 Металлы. (19 часов)


7(1)

1.Век медный, бронзовый, железный.

Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов


1


Харакеристика положения Ме в

ПСХЗ,. Особенности строения атомов. особенности, вытекающие из этого, металлические крист. решётки и металлическая химическаясвязь.

Комбинированный



Входной контроль

Коллекция металлов.

ПТ

§4,5

22.09



8(2)

2.Физические свойства металлов.

1

Описание физических свойств Ме.

Урок новых знаний

Текущий

§6. Инд. задания

25.09



9.(3)

3.Сплавы

1

Характеристики сплавов, их свойства, важнейшие сплавы и их значение


Урок усвоения новых знаний

Текущий

§7. Индив. задания

29.09






10

(4)




4. Химические свойства металлов.

1

Химические свойства металлов на основе их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете ОВР

Комбини-рованное

Семинар-ское занятие

Индивид. Работа с дидактическим материалом

§8 № 2,5,7

2.10



11

(5)

5. Общие понятия о коррозии.

1

Понятие коррозия металлов и последствия от коррозии, виды коррозии, уметь объяснить способы защиты каж. М определённым видом.


Изучения нового

материала

Текущий

§10.

6.10




12

(6)

6. Металлы в природе. Общие способы

их получения.

1

Основные способы получения Ме, уметь писать уравнения с помощью ОВР.

Комбини-рованное

Семинар-ское занятие

Фронтальный

§9,№4,6

сообщение

9.10



13

(7)

7. Общая характеристика элементов главной

подгруппы 1 группы.

1

Сравнительная характеристика щелочных М по строению атома, сравнение простых веществ, их физические и химические свойства.

Комбинированное

Семинар-ское занятие

Текущий

§11, у 1-сообщение

13.10



14

(8)

8 .Соединения щелочных металлов. Калийные удобрения

1

Распознавать соли калия и натрия по цвету пламени, знать природные соединения щелочных М, калийные удобрения

Изучения нового

материала

Работа с дидактическим материалом

§11 , №2,5


16.10



15-16

(9-10)

9. Общая характеристика элементов главной

подгруппы 2 группы.



10.Соединения щелочноземельных металлов.

2

Сравнительная характеристика щелочноземельных М по строению атома, сравнение простых веществ, их физические и химические свойства, кислородные соединения и их значение.

Комбини-рованное

Семинар-ское занятие

Входной контроль




Индивид.

§12

у.4,5



§12. №7,8

20.10


23.10



17-18

(11-12)

11-12. Алюминий и его соединения.

2

Строение атома алюминия, его

физические и химические свойства,

применение на основе свойств, уметь

доказывать амфотерность оксида и

гидроксида.

Комбини-рованное

Семинар-ское занятие

Текущий

§13, №.1,5,6,8,9

сообщение

27.10


30.10



19

(13)

13.Железо, его свойства.

Соединения железа


1

Строение атома железа,

физические и химические свойства железа. Железо техническое, железо восстановленное.

Комбинированное

Индивид.

§14

№. 2,4,6,7

10.11



20

(14)

14..Генетические ряды Fе2+ и Fе3+




1

Соединения Fе2+ и Fе3+

качественные реакции на катионы Fе2+ Fе3+

Семинар-ское занятие


§14

13.11



21

(15)

15. Осуществление цепочки превращений металлов.

1


Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №1

Инструктаж

практикум

17.11



22

(16)

16. Получение амфотерного гидроксида и

изучение его свойств.

1

Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №2

Инструктаж

практикум


20.11



23

(17)

17. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов

1

Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №3

Инструктаж

практикум


24.11



24

(18)

18. Обобщение и систематизация знаний по теме Металлы. Решение задач.



1


Обобщение знаний, решение задач и

упражнений, подготовка к контрольной работе

Урок системати-зации и

обобщения знаний

Решение задач и упражнений

Работа с вариантами ГИА

Повтор. §6-14

27.11



25

(19)

20. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»


1


Учёт и контроль знаний по теме

Проверка знаний по теме

Проверочная работа


1.12



Тема №2 Неметаллы. (28 часов)





Планируемые результаты

Тип урока

Методы

Эксперимент.

Реактивы и

оборудование


26

(1)

1.Общая характеристика неметаллов. Положение в Периодической системе. Химические элементы в клетках живых организмов.

1

общая характеристика положения неМ в ПСХЭ, уметь описать строение атома, особенности, вытекающие из этого, знать

понятие электроотрицательность, ряд ЭО, кристаллическое строение неметаллов простых веществ, аллотропия. Состав воздуха. Уметь сравнить неМ и М.

Изучения нового

материала

Входной контроль

§15 ,16 собщение

№2-4

4.12



27

(2)

2.Водород. Особое место водорода в таблице.


Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Водород-простое вещество. Нахождение водорода в природе. Способы получения, открытие водорода.

Урок изучения нового материала

Текущий

§17, №3,5

8.12



28-30

(3-5)

3. Общая характеристика галогенов.

4. Галогены и их соединения.


5.Получение галогенов. Значение и применение галогенов и их соединений.


3

Строение атома галогена, их степени окисления, образование молекулы простого в-ва. закономерности изменения свойств галогенов от увеличения порядкового номера. Уметь записать уравнения реакций, характеризующие свойства галогеноводородной кислоты.

Изучения нового

материала


Комбинированное

семинарское занятие

Текущий

§18, № 4,5



§ 19 №3,4




§ 20, №2,3


11.12


15.12



18.12



31

(6)

6. Кислород, свойства. Аллотропия.

1

Кислород - самый распространенный элемент на планете. Применение кислорода в промышленности, в медицине. Окислительная способность кислорода. Открытие кислорода.

Комбинированный урок

Текущий.

§ 21, №3,8


22.12



32

(7)

7. Сера, её свойства.

1

Строение атома серы,

аллотропию, свойства серы в свете ОВР (писать уравнения)

Изучения нового

материала

Индивид.

§ 22. №1,3

25.12



33

(8)

8. Oксиды серы (IV) (VI)

1

Получение оксидов серы и их кислотные свойства. свойства серы в свете ОВР (писать уравнения)

Изучения нового

материала

Решение упражнений

§23. №2

29.12



34

(9)

9. Серная кислота и её соли. Производство серной кислоты

1

Состав и свойства серной кислоты в свете ТЭД и ОВР. Уметь отличить разб. и конц. кислоты, знать кач. реакцию на сульфат-ион. Производство серной кислоты и её применение в народном хозяйстве.

Серный ангидрид. Олеум.

Комбинированное

семинар-ское занятие

текущий

§23. №2

12.01



35

(10)

10.Окислительные свойства серной кислоты

Тестирование

по теме: «Подгруппа кислорода»

1

Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами.

ОВР. Тестовая проверка знаний по теме – Подгруппа кислорода.

Комбинированное занятие

Текущий, работа с ДМ



Тесты КИМ.

§23, №5,7 Инд. задания

15.01




36

(11)


11. Азот и его свойства.


1

Строение атома азота, его степени окисления, образование молекулы простого в-ва. свойства азота в свете ОВР (писать уравнения). Получение оксидов азота и их кислотные свойства..

Изучения нового

материала

Текущий

23. №3-5

19.01



37

(12)

12. Аммиак и его свойства.

1

Строение аммиака,

получение, собирание, распознавание, свойства в свете ОВР (писать уравнения).

Изучения нового

материала

Индивид.

24.

№5

22.01



38

(13)

13. Соли аммония.

1

Основные соли аммония, их

применение, состав, свойства, получение.

Уметь писать уравнения реакций свойств солей аммония в свете ТЭД и ОВР

Изучения нового

материала

Выполнение упражнений

25. №2,4

26.01



39

(14)

14. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты

1

Состав и свойства азотной кислоты и её особенности (ОВР), уметь составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР. Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

Изучения нового

материала

Работа с дидактич. материалом

26. №2,3,4,

29.01



40

(15)

15. Соли азотной и азотистой кислоты. Азотные

удобрения. Применение удобрений в с/х

1

Сравнение свойства азотной и азотистой кислот, применение в народном хозяйстве, проблема повышенного содержания нитратов в с/х продуктах.

Комбинированное

семинарское занятие

Индивид.

26. №6,7

2.02



41-42

(16-17)

16. Фосфор.

17.Соединения фосфора.

Фосфорные удобрения в с/х

2

Строение атома фосфора, их

степени окисления, образование молекулы простого в-ва. Аллотропия. Свойства фосфора в свете ОВР (писать уравнения).

Уметь объяснить получение оксидов

фосфора и их кислотные свойства.

Изучения нового

материала

Текущий

27. №2






27.№3,4,6

5.02


9.02



43

(18)

18. Решение задач

Тестирование по теме «Подгруппа азота»

1

Тестовая проверка знаний по теме – Подгруппа кислорода.

Комбинированное занятие

Текущий, работа с ДМ



Тесты КИМ.


12.02



44-45

(19-20)


19. Углерод.

20. Оксиды углерода (II),(IУ)


2

Строение атома углерода, их

степени окисления, образование молекулы простого в-ва. свойства углерода в свете ОВР (писать уравнения). Уметь объяснить

получение оксидов углерода и их

кислотные свойства(IУ) ), уметь

составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР

Изучения нового

материала

Текущий

28. №7.



28. №8

16.02


19.02



46

(21)

21. Карбонаты.

1

Важнейшие карбонаты- кальцит,

сода, поташ, их применение в народном хозяйстве, уметь составлять уравнения реакций в свете ТЭД и ОВР, качественную реакцию на карбонат-ион

Комбинированное

семинар-ское занятие

Индивид.

29. №3,7,8

26.02



47-48

(22-23)

22. Кремний.

23.Силикатная промышленность.


2

Строение атома кремния, его

степени окисления. Кристаллический

кремний, сравнение его свойств с

углеродом (уметь писать уравнения). познакомиться с производством стекла, фарфора, цемента, их применение в народном хозяйстве.

Изучения нового

материала

Текущий

30, № 3, 4 (а)


30, №4( б)

1.03


4.03



49

(24)

24. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

1

Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №4

Инструктаж

практикум


11.03



50

(25)

25. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

1

Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №5

Инструктаж

практикум


15.03



51

(26)

26. Получение, собирание и распознавание газов. Практическое осуществление превращений веществ.

1

Уметь работать по инструкции и

индивидуальному заданию

экспериментально.

Практичес-кая

работа №6

Инструктаж

практикум


18.03



52

(27)

27. Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Решение задач

1

Уметь решать задачи и упражнения по

теме, составлять и решать цепочки

превращений. Подготовиться к к/р.

Систематизации и

обобщения знаний

Работа с дидактич. материалом

Работа с вариантами ГИА

Повтор.

22.03



53

(28)

28. Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»


1

Проверка ЗУН по теме «Неметаллы»

Контроль знаний по теме

Проверочная работа


25.03







Тема 3. Органические вещества - 11часов


54

(1)

1. Предмет органической химии. Строение

атома углерода.


1

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма.

Ученые, работы которых опровергли теорию витализма.

Понятие об изомерии и гомологическом ряде

Изучения нового

материала


31.

5.04








55

(2)

2 Алканы. Метан. Химические свойства и применение.

1

Строение алканов. Номенклатура алканов.

Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств

Изучения нового

материала

Текущий

32, №

8.04


1





определение органической

химии, различие их и неорг. веществ,

основные положения теории

А.М.Бутлерова. причины многообразия

орг.веществ



Изучение нового материала


Текущий


31. №1,6

32 №4,5






56

(3)

3.Непредельные углеводороды – этилен, ацетилен.



1

Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь.

Изучения нового

материала

Текущий

33,№;5

34,№3,5

12.04



57

(4)

4. Понятие о предельных одноатомных спиртах. , альдегидах. Глицерин.


1

Спирты и их атомность. Метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин – важнейшие представители класса спиртов, их строение и свойства. Понятие о карбонильной группе и альдегидах.

Изучения нового

материала

Текущий

36

15.04



58

(5)

5. Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты

1

Карбоксильная группа и общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная и уксусная кислоты - важнейшие представители класса предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и свойства


Комбинированное

семинар-ское занятие

Текущий

38. №6



19.04



59

(6)

6. Жиры


1

Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах

Изучения нового

материала

Текущий

39. №1-2

22.04



60

(7)

7. Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.

1

.Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Биологическая роль аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции

Комбинированное

семинар-ское занятие

Индивид.

40

26.04



61

(8)

8. Понятие об углеводах.


1

классификация углеводов,

основные представители( глюкоза,

сахароза, крахмал, целлюлоза), их

биологическая роль

Семинар-ское занятие

Индивид.

41, №1,4

29.04



62

(9)

9.Полимеры.


1

Классификация полимеров,

основные понятия химии ВМС (мономер, полимер, стр.звено),

типы реакций получения

Изучения нового

материала

Индивид.

42. №2

3.05



63

(10)

10. Обобщение и систематизация знаний учащихся по органической химии.

1

Уметь решать задачи и упражнения по

теме, составлять и решать цепочки

превращений.


Системати-зации и

обобщения знаний.


Работа с вариантами ГИА

Проверочная работа

Повтор. 31-42

6.05



64

(11)






11.Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества

1

Учёт и контроль знаний по теме

Урок проверки ЗУН

Проверочная работа


10.05



Планируемые результаты

Тип урока

Методы

Эксперимент.

Реактивы и

оборудование

Повторение - 4 часа

65

(1)

.1.Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1

Строение веществ, свойства.

Повторение и системати-зация знаний



13.05




66

(2)





2.Классификация химических реакций по различным признакам.


1

Типы химических реакций в химии: соединения, разложения, обмена, замещения. ОВР

Повторение и системати-зация знаний



17.05



67

(3)






3.Химия и здоровье. Роль микроэлементов в производстве с/х продукции.


1

Микро – и макроэлементы. Витамины, гармоны, лекарства.

Микроэлементы и с/х продукция.

Пищевые добавки.

Системати-зации и

обобщения знаний.




20.05



68

(4)

4. Итоговое тестирование.

(Промежуточная аттестация)

1

Проверка ЗУН за курс химии 9 класса

Контроль знаний по курсу химии 9 кл.


Проверочная работа


24.05




10



Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКа химия 9 класс»

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • Федерального базисного учебного плана Российской Федерации ( Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312);

  • Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

  • Учебного плана ОУ; программы по реализации регионального компонента «Агробизнес» основного общего образования.

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».


Общая характеристика учебного предмета

Курс химии элементов и их соединений - это второй по счету школьный курс химии.

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения (8 класс), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, количество контрольных работ за год – 4, количество практических работ за год – 6




Цели и задачи изучения курса:


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде


Задачи:

  • реализация единства веществ природы, их генетической связи;

  • установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • формирование основных понятий курса химии 9 класса;

  • развитие надпредметных умений и навыков;

  • формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;

  • практическая направленность обучения;

  • контроль знаний, умений и навыков учащихся.


Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материаль­ное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловлен­ность свойств веществ их составом и строением, приме­нения веществ их свойствами; единство природы хими­ческих связей и способов их преобразования при химиче­ских превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганиче­ской химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (де­монстрации, лабораторные опыты, практические рабо­ты, объекты учебных экскурсий). Химический экспери­мент в процессе обучения сочетается с другими средст­вами обучения, в том числе с аудиовизуальными.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные фор­мы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте пе­редовых учителей.

При изучении курса целесообразно использовать ис­торический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются проти­воречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа реализует концентрический принцип обучения через развитие фундаментальных понятий, изучение закономерностей и овладение навыками практической работы.

В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (3+3 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

На региональный компонент отведено 5% учебного времени.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. По темам: «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» предусмотрены контрольные работы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 9 класс» автора О.С.

Габриеляна (М.: Дрофа, 2010-2012 ).


Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, индивидуальными заданиями.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

личностно-ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии; проблемно – поисковое обучение; ИКТ; метод- проектов; исследовательские работы обучающихся; технологии творческих мастерских; игровые технологии.



Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы

  • лабораторные работы

Методы обучения химии.

Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту учащихся, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.

Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:

словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;

наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;

практические работы и лабораторные опыты..

Виды и формы контроля за усвоением знаний учащихся.

Систематический контроль за усвоением знаний учащихся позволяет корректировать и воспитывать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь учитель – ученик.

Формы контроля ЗУН ;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • контрольные работы

  • тестирование

  • самостоятельные работы

  • лабораторные работы

  • практические работы



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающее среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.









Общеучебные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Здоровьесберега-ющие

  • Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ .

  • Изучение физиологического воздействия на организм изучаемых в школьном курсе химических веществ, в том числе лекарств.

Социальные

  • Ознакомление учащихся с биографией выдающихся российских химиков: Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина .и др.

Информационные



  • Различные формы работы с учебником.

  • Подготовка докладов учащимися.

  • Создание презентаций к уроку.

  • Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу.

  • Компьютерное тестирование.

Коммуникативные

  • Совместная работа учащихся на практических занятиях и работа в группах на обобщающих уроках.

  • Проведение учебных исследований.



Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 2 час в неделю, 68 учебных часов в год.

Рабочая программа предусматривает:

контрольных работ - 3,

практических работ - 6.

Промежуточная аттестация -контрольное тестирование -1

Учебно-методический комплект

«Химия» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян М. Дрофа, 2010-2012.



В результате усвоения учебного материала по неорганической химии

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

  • основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;

  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Уметь:

  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

  • распознавать важнейшие катионы и анионы;

  • решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.


Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,

  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,

  • задачи на избыток и недостаток,

  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.


В результате усвоения учебного материала по органической химии

В результате изучения курса ученик должен:

знать:

  • причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  • строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

  • понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

уметь:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.





Годовой календарный график текущего контроля


Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа, дата проведения

Практичес-кая работа, дата проведения

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6



К. Р. №1


2.

Металлы

19


К.р. № 2


П.р. № 1


П.р. № 2


П.р. № 3


3.

Неметаллы

28



К.р. №3



П.р. № 4


П.р. № 5


П.р. № 6


4.

Органические вещества

11


К.р. № 4





5.

Повторение и обобщение знаний по химии за курс основной школы.


Промежуточная аттестация

4






Итоговое

тестирова-ние



Итого:

68


4

6



Перечень практических работ


Тема


1.

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов»


2.

Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов»


3.

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»


4.

Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»


5.

Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»


6.

Практическая работа № 6.«Получение, собирание и распознавание газов»



Учебно -тематический план

Название раздела/темы

Количество часов

Учащиеся должны знать/уметь

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

10

знать:

  • классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).

  • положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

  • отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;

  • значение ПЗ для науки и практики.

уметь:

  • составлятьсхемы строения атомов Х.Э. (№1-20);

  • составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;

  • объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;

  • объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;

  • объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;

  • характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;

  • описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;

  • определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;

  • называть вещества по их химическим формулам;

  • составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;

  • определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;

  • характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;

  • вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • составлять генетические ряды металла и неметалла;

2

Тема 1. Металлы

17

знать/понимать:

  • положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка.

  • физические свойства металлов.

  • общие химические свойства Ме: взаимодействие с неМе, водой, кислотами, солями.

  • классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

  • основные способы получения Ме в промышленности.

  • важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

  • химические свойства алюминия.

  • химические свойства железа.

уметь:

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать строение и общие свойства металлов;

  • описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

  • описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;

  • характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;

  • характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

  • составлять схемы строения атомов элементов-металлов

  • (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

  • описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с Ме,

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

3

знать/понимать:

  • общие химические свойства Ме: взаимодействие с неМе, водой, кислотами, солями.

  • важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

  • химические свойства алюминия.

  • химические свойства железа

уметь:

  • записывать уравнения реакций взаимодействия с неМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

  • описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

  • составлять схему строения атома железа;

  • записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

  • определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем соединения металлов;


3

Тема 2. Неметаллы

28

знать/понимать:

  • положение неметаллов в П.С. Д.И. Менделеева;

  • атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;

  • особенности кристаллического строения неметаллов;

  • строение атомов-неметаллов, физические свойства.

  • строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

  • свойства серной кислоты в свете ТЭД;

  • окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР;

  • качественную реакцию на сульфат-ион.

  • физические и химические свойства азота;

  • круговорот азота в природе.

  • строение молекулы аммиака;

  • донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

  • свойства аммиака;

  • способы получения и распознавания аммиака

  • свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

  • характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

  • свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

уметь:

  • составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;

  • давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

  • объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

  • объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;

  • характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

  • описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;

  • сравнивать неметаллы с металлами

  • составлять схемы строения атомов галогенов;

  • на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

  • записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

  • характеризовать химические элементы подгруппы серы;

  • записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

  • описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • получать и собирать аммиак;

  • распознавать опытным путем аммиак

  • составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

  • составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

  • распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

  • описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений


Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений

3

Знать:

  • положение неметаллов в П.С.; ковалентная связь, атомная и молекулярная кристаллическая решетка.

  • химические свойства углерода

  • химические свойства кислорода

  • химические свойства азота

Уметь:

  • записывать уравнения реакций характеризующие химические свойства неМе

  • описывать свойства и области применения различных неМе

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем соединения неметаллов;


4

Тема 3 Органи-

ческие вещества

11

знать/понимать:

  • понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия

  • характерные химические свойства предельных углеводородов

  • правила составления названий алкенов и алкинов;

  • важнейшие свойства этена и ацетилена;

  • качественные реакции на кратную связь.

  • классификацию и номенклатуру ароматических соединений.

  • природные источники углеводородов

  • основы номенклатуры карбоновых кислот;

  • строение карбоксильной группы;

  • значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека

  • понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике

  • иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

уметь:

  • называть органические вещества по их химическим формулам;

  • определять принадлежность вещества к определенному классу;

  • объяснять причины многообразия органических веществ;

  • характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;

  • описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;

  • описыватьсвойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;

  • характеризоватьбиологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

  • называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

4

Знать/понимать:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

  • основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия


  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Уметь:

  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

  • распознавать важнейшие катионы и анионы;














СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

(10 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать:

  • -классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;

  • -типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).

  • -положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

  • -отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;

  • -значение ПЗ для науки и практики.

  • -классификацию химических реакций;

  • -окислительно-восстановительные реакции;

  • -понятие о скорости химической реакции;

уметь:

  • - составлятьсхемы строения атомов Х.Э. (№1-20);

  • -составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;

  • - объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;

  • - объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;

  • -объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;

  • - характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;

  • - описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;

  • - определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;

  • - называть вещества по их химическим формулам;

  • - составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;

  • - определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;

  • - оставлять окислительно-восстановительные реакции, определять окислитель и восстановитель и уравнивать методом электронного баланса;

  • - уметь определять смещение химического равновесия в обратимых реакциях;

  • - характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;

  • - вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • -составлять генетические ряды металла и неметалла;



Тема 1. Металлы( 17 часов)

Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Физические свойства металлов.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов.

Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка.

  • физические свойства металлов.

  • общие химические свойства Ме: взаимодействие с неМе, водой, кислотами, солями.

  • классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

  • основные способы получения Ме в промышленности.

  • важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

  • химические свойства алюминия.

  • химические свойства железа.

уметь:

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать строение и общие свойства металлов;

  • описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

  • описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;

  • характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;

  • характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

  • составлять схемы строения атомов элементов-металлов

  • (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

  • описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с Ме,

экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов»

Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов»

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»


В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

Знать:

  • положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка.

  • важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

  • химические свойства алюминия.

  • химические свойства железа.

Уметь:

  • записывать уравнения реакций взаимодействия с неМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

  • описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

  • составлять схему строения атома железа;

  • записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

  • определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем соединения металлов;


Тема 3. Неметаллы (27 часов)

Общая характеристика элементов-неметаллов

Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение

Водород.

Водородные и кислородные соединения неметаллов

Галогены.

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Сера. Аллотропия и свойства серы

Сероводород. Сульфиды

Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе

Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота

Азот – простое вещество

Аммиак

Соли аммония

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты – соли азотной кислоты.Круговорот азота в природе

Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния

Лабораторные опыты

Качественная реакция на сульфид-ион

Качественная реакция на сульфат-ион

Качественная реакция на ион аммония

Качественная реакция на нитрат-ион

Качественная реакция на карбонат-ион


В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • положение неметаллов в П.С. Д.И. Менделеева;

  • атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;

  • особенности кристаллического строения неметаллов;

  • строение атомов-неметаллов, физические свойства.

  • строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

  • свойства серной кислоты в свете ТЭД;

  • окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР;

  • качественную реакцию на сульфат-ион.

  • физические и химические свойства азота;

  • круговорот азота в природе.

  • строение молекулы аммиака;

  • донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

  • свойства аммиака;

  • способы получения и распознавания аммиака

  • свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

  • характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

  • свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

уметь:

  • составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;

  • давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

  • объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

  • объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;

  • характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

  • описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;

  • сравнивать неметаллы с металлами

  • составлять схемы строения атомов галогенов;

  • на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

  • записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

  • характеризовать химические элементы подгруппы серы;

  • записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

  • описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • получать и собирать аммиак;

  • распознавать опытным путем аммиак

  • составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

  • составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

  • распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

  • описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений


Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений

Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Практическая работа № 6.«Получение, собирание и распознавание газов»

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

Знать:

  • положение неметаллов в П.С.; ковалентная связь, атомная и молекулярная кристаллическая решетка.

  • химические свойства углерода

  • химические свойства кислорода

  • химические свойства азота

Уметь:

  • записывать уравнения реакций характеризующие химические свойства неМе

  • описывать свойства и области применения различныхнеМе

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем соединения неметаллов;


Тема 5. Органические вещества (10 часов)

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова

Изомерия.

Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов.

Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов

Спирты.

Карбоновые кислоты

Жиры

Углеводы

Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты

Окисление спирта в альдегид

Изучение свойств карбоновых кислот

Изучение свойств жиров

Изучение свойств глюкозы

Качественные реакции на белки

Изготовление моделей углеводородов

В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия

  • характерные химические свойства предельных углеводородов

  • правила составления названий алкенов и алкинов;

  • важнейшие свойства этена и ацетилена;

  • качественные реакции на кратную связь.

  • классификацию и номенклатуру ароматических соединений.

  • природные источники углеводородов

  • основы номенклатуры карбоновых кислот;

  • строение карбоксильной группы;

  • значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека

  • понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике

  • иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

уметь:

  • называть органические вещества по их химическим формулам;

  • определять принадлежность вещества к определенному классу;

  • объяснять причины многообразия органических веществ;

  • характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;

  • описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;

  • описыватьсвойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;

  • характеризоватьбиологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

  • называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов


Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ, номера периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.

Промежуточная аттестация – 1ч.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате усвоения учебного материала по неорганической химии

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

  • основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;

  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Уметь:

  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

  • распознавать важнейшие катионы и анионы;

  • решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.


Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,

  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,

  • задачи на избыток и недостаток,

  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.


В результате усвоения учебного материала по органической химии

В результате изучения курса ученик должен:

знать:

  • причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  • строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

  • понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

уметь:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.