Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1от 30.08 2017г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 30.08.2017г. №260 |
Рабочая программа
по литературе для 6 «А» класса
Учитель: Тюликова
Галина Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2017 год
Рабочая программа по литературе для 6 «А» класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
Примерной программы основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2011
В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016 год.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Методических рекомендаций по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для государственных и муниципальных общеобразовательных
организаций Смоленской области.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2ч. - М.: Просвещение, 2016
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2016 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016г. № 38
Региональное содержание предмета «Литература Смоленщины» изучается в рамках предмета «Литература 6 класс»
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2017-2018 уч. год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять контроль;
- составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы.
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
II. Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов |
1. Введение | 1 |
2. Устное народное творчество | 4 |
3. Из древнерусской литературы | 1 |
4. Из русской литературы ХVIII века | 1 |
5. Из русской литературы XIX века | 50 |
6. Из русской литературы XX века | 26 |
7. Из литературы народов России | 2 |
8. Из зарубежной литературы | 14 |
9. Уроки контроля, итоговые уроки | 4 |
Итого | 102 часа |
Образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена в разделах: Русская литература 19 века (темы: «Тема дружбы в лирике Пушкина»; «Протест Владимира Дубровского против деспотизма и произвола»; «Природа как мерило нравственности в лирике Фета»; Лесков «Человек на часах» Русская литература 20 века (темы: Грин «Алые паруса» Душевная чистота героев; «Уроки французского», стойкость главного героя». Региональное содержание предмета «Литература Смоленщины» представлена в разделах: 1. «Обрядовый фольклор» (Фольклор Смоленщины); 2.«Русская литература 20 века» (Фантасты живут на Смоленщине. А.Беляев); 3.«Стихи поэтов, погибших на Смоленщине» «; 4.Природа Смоленщины в творчестве Соколова-Микитова.» | |
III. Календарно-тематическое планирование
№ темы (раздела) | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение . Художественное произведение, автор, герои. | 1 | 4.09. | |
Устное народное творчество (4 часа) |
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Фольклор Смоленщины. | 1 | 5.09 | |
3. | Пословицы и поговорки. | 1 | 6.09 | |
4. | Вн. чтение. Загадки. | 1 | 11.09 | |
5. | Р.р. Урок-посиделки «Русский фольклор». | 1 | 12.09 | |
Древнерусская литература (1 час) |
6. | Русская летопись. «Повесть временных лет»: «Сказание о Белгородском киселе». | 1 | 13.09 | |
Русская литература 18 века (1 час) |
7. | Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Мораль, аллегория. | 1 | 18.09 | |
Русская литература 19 века (50 часов) |
8. | И. А. Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежества. Развитие понятия об аллегории и морали. | 1 | 19.09 | |
9. | И. А. Крылов «Листы и корни».Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | 20.09 | |
10. | И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. | 1 | 25.09 | |
11. | Р.р. Русские басни. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к ответу на проблемный вопрос. Проект «Сокровищница мудрости народной». | 1 | 26.09 | |
12. | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». (ОДНКНР) | 1 | 27.09 | |
13. | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | 2.10 | |
14. | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Тема и поэтическая идея стихотворения. | 1 | 3.10 | |
15. | Вн. чтение. А. С. Пушкин «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина. | 1 | 4.10 | |
16. | Р.р. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. Подготовка к ответу на проблемный вопрос. | 1 | 9.10 | |
17. | А. С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров. | 1 | 10.10 | |
18. | Бунт крестьян в романе «Дубровский». | 1 | 11.10 | |
19. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | 16.10 | |
20. | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в романе А. С. Пушкина «Дубровский». (ОДНКНР) | 1 | 17.10 | |
21. | А. С. Пушкин «Дубровский»: композиция романа. | 1 | 18.10 | |
22- 23. | Р.р. Классное контрольное сочинение. Подготовка к ответу на один из проблемных вопросов. | 2 | 23.10-24.10 | |
24. | А. С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. | 1 | 25.10 | |
25. | «Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. | 1 | 7.11 | |
26. | Вн. чтение. «Повести Белкина»: проблемы и герои. | 1 | 8.11 | |
27. | М. Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества и тоски в стихотворении. | 1 | 13.11 | |
28. | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 | 14.11 | |
29. | М. Ю. Лермонтов «Листок». Тема одиночества и изгнанничества в стихотворении. Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. | 1 | 15.11 | |
30. | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком». Тема одиночества в стихотворениях. | 1 | 20.11 | |
31-32. | Р.р. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные размеры стиха. Подготовка к контрольному сочинению-анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова. Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 2 | 21.11-22.11 | |
33. | И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. | 1 | 27.11 | |
34. | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. | 1 | 28.11 | |
35. | «Бежин луг»: картины природы. | 1 | 29.11 | |
36. | Вн. чтение. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян в рассказах И. С. Тургенева». | 1 | 4.12 | |
37. | Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. | 1 | 5.12 | |
38. | Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении. | 1 | 6.12 | |
39. | Ф. И. Тютчев «Листья». Передача сложных, переходных состояний природы. | 1 | 11.12 | |
40. | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Особенности изображения природы. | 1 | 12.12 | |
41. | А. А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | 1 | 13.12 | |
42. | А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. ОДНКНР) | 1 | 18.12 | |
43. | Р.р. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Лирика. Подготовка к анализу стихотворения. | 1 | 19.12 | |
44. | Н. А. Некрасов «Железная дорога»: автор и народ. | 1 | 20.12 | |
45. | Н. А. Некрасов «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. | 1 | 25.12 | |
46. | Р.р. Контрольная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. | 1 | 26.12 | |
47. | Н. С. Лесков «Левша»: народ и власть. | 1 | 27.12 | |
48. | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. | 1 | 9.01 | |
49. | Р.р. «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | 10.01 | |
50. | Вн. чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа.( ОДНКНР) | 1 | 15.01 | |
51. | А. П. Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа. | 1 | 16.01 | |
52. | А. П. Чехов «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Художественная деталь. | 1 | 17.01 | |
53. | Вн. чтение. А. П. Чехов. Рассказы. Способы выражения комического. | 1 | 22.01 | |
54. | Родная природа в стихах русских поэтов XIX века Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - стихотворениях о природе. | 1 | 23.01 | |
55. | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…» А. К. Толстой «Где гнутся под омутом лозы…» Пейзажная лирика как жанр. | 1 | 24.01 | |
56. | Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин «Зимний вечер», М. Ю. Лермонтов «Парус», Ф. И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег…». Воплощение настроения стихотворений в музыке. Подготовка к дом. сочинению. | 1 | 29.01 | |
Русская литература 20 века (26 часа) |
57. | А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип. | 1 | 30.01 | |
58. | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. | 1 | 31.01 | |
59. | А. С. Грин «Алые паруса»: мечта и действительность. Жанр феерии. | 1 | 5.02 | |
60. | «Алые паруса»: Ассоль и Грэй. Душевная чистота героев. Фантасты живут на Смоленщине ( А.Р.Беляев) ОДНКНР | 1 | 6.02 | |
61. | А. П. Платонов «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. | 1 | 7.02 | |
62. | Вн. чтение. В. М. Гаршин «ATTALEA PRINCEPS» | 1 | 12.02 | |
63. | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Скорбная память о павших на полях сражений. Стихи поэтов, погибших на Смоленщине. | 1 | 13.02 | |
64. | Д. С. Самойлов «Сороковые». Образы и картины военного времени. | 1 | 14.02 | |
65. | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. | 1 | 19.02 | |
66. | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. | 1 | 20.02 | |
67. | Р.р. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Подготовка к ответу на проблемный вопрос. | 1 | 21.02 | |
68. | В. Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. | 1 | 26.02 | |
69. | «Уроки французского»: стойкость главного героя. ОДНКНР | 1 | 27.02 | |
70. | В. Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. | 1 | 28.02 | |
71. | В. М. Шукшин «Критики»: образ «странного» героя. | 1 | 5.03 | |
72. | Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Чудик», «Срезал». Проект «Странные герои В. Шукшина». | 1 | 6.03 | |
73. | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. | 1 | 7.03 | |
74. | «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. | 1 | 12.03 | |
76. | Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. | 1 | 13.03 | |
77. | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и родине. | 1 | 14.03 | |
78. | А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы. | 1 | 19.03 | |
79. | Н. М. Рубцов «Звезда полей»: Родина, Страна, Вселенная. Тема родины в стихотворении. | 1 | 20.03 | |
80. | Вн. чтение. Н. М. Рубцов «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа в «тихой» лирике поэта. | 1 | 21.03 | |
81. | Р.р. Урок-праздник. Родная природа в лирике поэтов XIX и XX веков. Природа Смоленщины в творчестве И.С.Соколова-Микитова. | 1 | 2.04 | |
82. | Р.р. Классное контрольное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе. | 1 | 3.04 | |
Из литературы народов России (2 часа) |
83. | Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | 4.04 | |
84. | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Родина как источник сил. | 1 | 9.04 | |
Зарубежная литература (14 часов) |
85. | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. | 1 | 10.04 | |
86. | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. | 1 | 11.04 | |
87. | Вн. чтение. Урок-КВН. Древнегреческие мифы. | 1 | 16.04 | |
88. | Геродот «Легенда об Арионе». | 1 | 17.04 | |
89. | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. | 1 | 18.04 | |
90. | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. | 1 | 23.04 | |
91. | Вн. чтение. Гомер «Одиссея». | 1 | 24.04 | |
92. | М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Пародия на рыцарские романы. | 1 | 26.04 | |
93. | «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы, нравственный смысл романа. | 1 | 30.04 | |
94. | «Дон Кихот»: вечные образы в искусстве. | 1 | 2.05 | |
95. | Ф. Шиллер «Перчатка»: проблема благородства, достоинства и чести. | 1 | 7.05 | |
96. | П. Мериме «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. | 1 | 8.05 | |
97. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: дети и взрослые. Сказка-притча. | 1 | 14.05 | |
98. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка. | 1 | 15.05 | |
Уроки контроля, итоговые уроки (4 часа) |
99-100. | Выявление уровня литературного развития. | 2 | 16.05-21.05 | |
101-102. | Р.р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии. 6 класс». Задание для летнего чтения. | 2 | 22.05-23.05 | |