СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс к УМК Коровиной 2016 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа в соответствии с новыми требованиями

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс к УМК Коровиной 2016 г.»

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА



В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • оценивания интерпретации художественного текста, созданной средствами других искусств;

  • сопоставления произведений русской и мировой литературы

  • осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч +1 РР )

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. (1 час).

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. (5 часов).

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.(1 час).

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. (1 час).

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. (1 час).

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) (1 час)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. (1 час)

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. (1 час)

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. (2 часа)

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (43 ч.+ 3 РР +4КР+ 1Вн.чт.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. (1 час).

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. (1 час).

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. (1 час)

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) (1 час)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. (6 часов).

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) (1 час)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». (3 часа)

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...(4 часа)

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).(8 часов).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.( 1 час).

Внеклассное чтение№1. А.С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан». (1 час)

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) (1 час)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. ( 5 часов).

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.(4 часа).

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) (1 час).

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. (5 часов).

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. (1 час). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. (2 часа). Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. ( 1 час). Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов.(1 час). Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.Проза (10 часов+ 1КР +1РР).

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. (1 час).

Иван Алексеевич Бунин. (1 час). Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.(2 часа). Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. (2 часа). Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. (2 часа). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (16 часов + 1КР).

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам. (1 час).

Александр Александрович Блок. (2 часа). Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. (2 часа). Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. (1 час). Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. (2 часа). Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. (1 час). Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. (2 часа). Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. (2 часа). Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. (2 часа). Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (1 час)

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)

Античная лирика. (1 час).

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. (1 час). Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. (2 часа). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. (1час). Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо¬ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Региональный компонент (Внеклассное чтение -4 часа). Исмаил Гаспринский. Бекир Чобан-Заде. Б.Лавренев. Е.Г. Криштоф, С.Н. Сергеев-Ценский.

Резервные уроки


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


    1. А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

    2. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»(2 по выбору)

    3. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (отрывок)

    4. М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. И скучно и грустно…. Родина. Пророк. Молитва. (2 на выбор)

    5. А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1 по выбору)

8. С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (1по выбору)

9. В.В. Маяковский. 1 по выбору

10. М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору). (1по выбору)

11. Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (1по выбору).

12. А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (1 по выбору).

















3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов

Учебные часы

Контрольные работы

Развитие речи

Внекл.

чтение

1

Введение


1





2

Литература Древней Руси


6

5


1


3

Русская литература ХVIII века


8

8




4

Из русской литературы I половины ХIХ века


43

35

4

3

1

5

Русская литература второй половины ХIХ века


7

6


1


6

Русская литература ХХ века. Проза


10

8

1

1


7

Русская литература ХХ века. Поэзия


16

15

1



8

Из зарубежной литературы


5

5





9

Региональный компонент


4




4

10

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся


1


1



11

Резервные уроки


1






Итого


102

82

7

6

5








Приложение 1


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1ч)

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

1



Литература Древней Руси (6 ч)

5+1РР


2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.


1



3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

История открытия памятника, проблема авторства. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения.

1



4


Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения.

Художественные особенности произведения.

1



5

Поэтическое искусство автора в «Слове…».

Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

1



6

«Плач Ярославны».

Место Ярославны в системе образов «Слова…».

Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны».

1



7

РР 1.Классное сочинение по «Слову…»

1



Литература XVIII века (8 часов)


8

Характеристика русской литературы ХVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

1



9

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.


1



10

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1



11

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1



12

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

1



13

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1



14 -15

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.

2



Из русской литературы I половины ХIХ века ( 43 ч.)

35+4КР+3РР+ 1Вн.чт.

16

Золотой век русской литературы (обзор)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

1



17

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1



18

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».

Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады.

1



19

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

1



20

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.С..Грибоедова «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Наизусть 1 из монологов

1



21

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

1



22

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1



23

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия.

Преодоление канонов классицизма в комедии.

1



24

РР 2. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению.


1



25

КР 1. Классное сочинение по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1



26

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1



27

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...Наизусть 2 стихотворения

1



28

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

Стихотворения «Деревня», «К морю», «Анчар».

1



29

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

«К Чаадаеву».

1



30

Любовная лирика А.С.Пушкина

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...».)

1



31

Тема поэта и поэзии «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения.

1



32

Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

1



33

КР 2. Тестовые задания

1



34

Внеклассное чтение № 1. А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан». Крымские мотивы в произведении.

1



35

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа.

1



36-38

Онегин и столичное дворянское общество. Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Работа с текстом произведения. Образы главных героев. Сопоставительный анализ.

3



39

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Сравнительная характеристика героинь.

1



40

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Отрывок наизусть

1



41

Роман «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа, энциклопедия русской жизни».

1



42

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1



43

КР 3 Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

1



44

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1



45

М. Ю. Лермонтова. «Пророк». Образ поэта – пророка в творчестве. Наизусть 2 стихотворения

1



46

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Адресаты и послания к ним.

1



47

М.Ю.Лермонтов. Эпоха и поэт. Эпоха безвременья в лирике поэта. Образ России.

1



48

Роман «Герой нашего времени».Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1



49

Роман «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

1



50

Печорин в системе образов романа. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1



51

Роман в критике В.Г.Белинского.Романтизм и реализм романа.

1



52

КР4 по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1



53

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Страницы жизни и творчества.

1



54-55

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

2



56-57

«Мёртвые» и «живые» души.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. Образ автора. Поэма в оценке Белинского.

2



58

РР 4. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

1



Русская литература второй половины ХIХ века ( 7 часов )

6+1РР



59

А.Н.Островский. «Бедность не порок».

Слово о писателе. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1



60

Л.Н.Толстой. «Юность». Слово о писателе. Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1



61

А.П.Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника».

Слово о писателе. В мастерской художника.

1



62-

63

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

2



64

РР 5. Подготовка к написанию домашнего сочинения

Ответ на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

1



65

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1



Русская литература ХХ века. Проза (10 часов)

8+1КР+1РР

66

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1



67

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1



68-69

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

Слово о писателе. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

2



70 -71

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Слово о писателе. Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2



72

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор».

Слово о писателе.

Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1



73

Тема «праведничества» в рассказе.

Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1



74

РР6. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1



75

КР 5 по теме «Русская литература ХХ века. Проза».

1




Русская литература ХХ века. Поэзия (16 часов)

15+1КР

76

Русская поэзия Серебряного века.Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам.

1



77

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. Наизусть

1



78

А.Блок. Лирика. Трагедия лирического героя в «страшном мире».Своеобразие лирических интонации.

1



79-80

С.А.Есенин. Лирика. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.Размышления о жизни, природе, человеке. Наизусть

2



81

В.В.Маяковский. Словотворчество поэта.

Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Наизусть

1



82-83

М.И.Цветаева. «Стихи о Москве».

Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.Образ Родины в лирическом цикле Традиции и новаторство. Наизусть

2



84

Н.А.Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта.Тема гармонии с природой, любви и смерти. Наизусть

1



85-86

А.А.Ахматова. Лирика. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. Наизусть

2



87

Б.Л.Пастернак. Лирика. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1



88-89

А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы).Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Мечта о преображении Родины.

2



90

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков.

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

1



91

КР6. по теме «Русская литература ХХ века. Поэзия»

1



Из зарубежной литературы (5ч.)

92

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»

1



93

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).Множественность смыслов и её философский характер.

1



94-

95

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

2



96

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).


1



Региональный компонент

( 6 ч.)


97 -

100

Вн.чт. №2-5. Литература родного края.

Исмаил Гаспринский. Бекир Чобан-Заде. Е.Г. Криштоф, Б.Лавренев, С.Н. Сергеев-Ценский.


4



101

Итоговая контрольная работа № 7 за курс литературы 9 класса. Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы.

1



102

Обобщение и систематизация курса литературы 9 класса.


1





15