СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 класса»


Рассмотрено

ШМО гуманитарно-

эстетического цикла

протокол №1 от 26.08.2016 год

Руководитель ШМО:

Инюшкина В.И.________


Согласовано

Зам. директора по УВР

Данилина Г.О.________

01.09.2016 год

Утверждена

Директор школы:

Маркин В.И.________

01.09.2016 год











Рабочая программа

Литература

6 класс










Составитель: Храпцова Ю.Н.

учитель русского языка и литературы




Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

- способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.



Содержание тем учебного курса 6 класса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47 ч)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.


«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.


«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.


«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.


«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (32 ч)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Скворцы»

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (14 ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления)

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контрольная работа, ч.

Внеклассное чтение, ч.

Самостоятельная работа, ч

1

Введение

1

1

-

-

-

-

2

Устное народное творчество

4

1

-

1

1

1

3

Из древнерусской литературы

2

1

1

-

-

-

4

Русская литература XVIII века

1

3

-

-

-

1

5

Русская литература XIX века

47

20

3

2

2

20

6

Русская литература XX века

32

14

3

1

4

10

7


Из литературы народов России

2

1

-

-

-

1

8

Из зарубежной литературы

14

3

3

-

6

2


Итого

102

42

10

4

13

33


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Тема урока

Вид занятия

Характеристика

деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Дата

Дата

планируемая

фактическая

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

Комбинированный

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.



3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Урок

«от­крытия» нового знания

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Умеют заменять термины определениями.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Знание основных принципов и правил отношения к природе.



4

Загадки

Урок

«от­крытия» нового знания

Обобщение и систематизация знаний.

Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга.



Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.



5

Входной контрольный тест

Урок контроля

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.


Умеют выбирать правильный вариант ответа

Освоение личностного смысла учиться



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

6 -

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Урок

«от­крытия» нового знания

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения

своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)

8

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Урок

«от­крытия» нового знания

Комплексное применение ЗУН.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47 час)

9

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Комбинированный

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме «карты знаний».

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.



10

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Комбинированный

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе


Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий



11

Жанр басни в мировой литературе

Урок

«от­крытия» нового знания

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.



А. С. ПУШКИН (14 часов)

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.



13

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.



14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Комбинированный

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Гражданский патриотизм.



15

Лирика Пушкина.

Комбинированный

Коррекция знаний и способов действий.

Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Выбор дальнейшего образовательного маршрута.



16

Цикл «Повести покойного

И. П. Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Уважение личности и ее достоинства.



17

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения.

Демонстрируют способность к эмпатии.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.



18

Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Метель».

Урок

«от­крытия» нового знания

Коррекция знаний и способов действий.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Выбор дальнейшего образовательного маршрута.



19


Роль стихии в повести А.С.Пушкина «Метель».


Комбинированный


Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.


Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Готовность к равноправному сотрудничеству




20

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок

«от­крытия» нового знания

Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют познавательную цель




Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Уважение ценностей семьи.



21

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.



22

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Комбинированный

Коррекция знаний и способов действий.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Позитивная моральная самооценка.



23

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Комбинированный

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание



Чувство гордости при следовании моральным нормам.



24

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Урок повторения и систематизации изученного

Коррекция знаний и способов действий.

Строят логические цепи рассуждений.

Оценивают достигнутый результат.

Обмениваются знаниями между членами группы .

Позитивная моральная самооценка.



25

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.



М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)

26

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Обмениваются знаниями между членами группы

Стремятся устанавливать доверительные отношения.



27

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.

Любовь к природе.



28

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы».


Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.



29

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.

Освоение личностного смысла учиться.




Н.В.ГОГОЛЬ (1 час)

30

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»


Урок внеклассного чтения

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют условия и требования задачи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Уважение общечеловеческих ценностей.




И.С. ТУРГЕНЕВ (4 часа)

31

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.

Позитивная моральная самооценка.



32

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Понимают возможность различных точек зрения.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им



33

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Уважение ценностей семьи.




34

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Комбинированный

Коррекция знаний и способов действий.

Строят логические цепи рассуждений.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Любовь к природе.



Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

35

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.



36

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Урок

«от­крытия» нового знания

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Любовь к Родине.



37

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...»

Комбинированный

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Представление результатов самостоятельной работы.



А.А.ФЕТ (2 час)


38

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.



39

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

Урок повторения и систематизации изученного

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.



Н.А. НЕКРАСОВ (5 часов)



40

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Доброжелательное отношение к окружающим.



41

Народ-созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Уважение русского народа как творца и созидателя.



42

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осознают качество и уровень усвоения.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Оптимизм в восприятии мира.



43

Н.А.Некрасов. «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта.

Урок

«от­крытия» нового знания

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Выделяют и формулируют проблему.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.



44

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова.

Урок контроля

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.



Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов)

45

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.



46

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Любовь к Родине.



47

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Урок развития речи

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Чувство гордости за свою страну.



48

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша».

Комбинированный

Коррекция знаний и способов действий.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Чувство гордости за свою страну.



49

Сказовая форма повествования.

Обобщение и систематизация изученного

Представление результатов самостоятельной работы.

Строят логические цепи рассуждений.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.



А.П.ЧЕХОВ (3 часа)


50

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

, регулируют весь


Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.



51

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Любовь к Родине.



52

«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Гражданский патриотизм.



РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (3 часа)


53

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Комбинированный

Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Экологическое сознание.



54

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»

Комбинированный

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Экологическое сознание.



55

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.


Выполняют операции со знаками и символами.

Оценивают достигнутый результат.

Планируют общие способы работы.

Любовь к родной природе.



ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (32 часа)

А. И. Куприн (2 часа)

56 - 57

А.И.Куприн «Белый пудель».

Урок внеклассного чтения

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют условия и требования задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.



А. П. ПЛАТОНОВ (2 часа)

58

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Оценивают достигнутый результат.

Стремление устанавливать доверительные отношения.

Оптимизм в восприятии мира.



59

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических

задач.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Оптимизм в восприятии мира.



А. С. ГРИН (3 часа)

60

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок внеклассного чтения

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Доброжелательное отношение к окружающим.



61

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выражают структуру задачи разными средствами.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.



62

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»



Обобщение и систематизация изученного

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Доброжелательное отношение к окружающим.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (4 часа)

63

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Комбинированный

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Готовность к равноправному сотрудничеству



64

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Описывают содержание совершаемых действий.

Уважение ценностей семьи.



65 - 66

А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Урок внеклассного чтения

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.



Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.



В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа)

67

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чувство гордости за свою страну.



68

Яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Любовь к природе.



В. Г. РАСПУТИН (4 часа)


69

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.



70

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



71

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».


Обобщение и систематизация изученного

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Составляют план и последовательность действий.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



72

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.

Урок развития речи

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно- практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.



М. М. ПРИШВИН (5 часов)

73

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют слушать и слышать друг друга.

Основы социально-критического мышления.



74

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно- практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.



75

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Составляют план и последовательность действий.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.



76

Особенности композиции и смысл названия сказки Пришвина. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют слушать и слышать друг друга.

Основы социально-критического мышления.



77

Классное сочинение «Человек и природа» в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца

Урок развития речи

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно- практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.



РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (3 часа)


78

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.



79

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Знание основных принципов и правил отношения к природе.



80

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку

партнерам.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.



В. М. ШУКШИН (2 часа)

81

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.



82

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку

партнерам.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.



Ф.ИСКАНДЕР (3 часа)

83

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



84

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Комбинированный

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.



85

Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Обобщение и систематизация изученного.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 часа)

86

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Оценивают достигнутый результат.

Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.

Любовь к малой Родине, родной природе.



87

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи рассуждений.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Экологическое сознание.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (14 часов)



88


Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки


Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.


Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.


Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.


Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий



89

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Комбинированный

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий



90

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



91

Геродот. «Легенда об Арионе».

Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



92


Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» как героическая эпическая поэма.



Урок

«от­крытия» нового знания

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Строят логические цепи рассуждений.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Освоение общемирового культурного наследия.



93

«Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма.




Комбинированный

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Строят логические цепи рассуждений.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Освоение общемирового культурного наследия.



94


М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



95

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Урок

«от­крытия» нового знания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Освоение общемирового культурного наследия.



96 -

97

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Урок

«от­крытия» нового знания

Представление результатов самостоятельной работы.

Выделяют и формулируют проблему.

Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.



98-

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Комбинированный

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Освоение общемирового культурного наследия.



100

Итоговая промежуточная аттестация

Урок контроля

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.



101

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Урок повторения и систематизации изученного

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Основы социально-критического мышления.



102

Резерв учебного времени.


















Учебно- методическое обеспечение для учителя


1. Рабочая программа по литературе к УМК В. Я. Коровиной и др. 5-9 классы. М.6 ВАКО, 2011;

2. Литература. 6 класс» Фадеева Т.М. Издательство «Экзамен». – М., 2008;

3. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс. Финтисова О.А. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006;

4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998;

5. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. (Авторы: Золотарева И.В., О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. М.: ВАКО, 2006);

6. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: ВАКО, 2006;

7. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной» О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008;

8. Методические советы по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной. Автор: Полухина В.П.

9. Журналы «Литература в школе»;

10. Приложение к газете «Первое сентября» « Литература»;

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» - М., 2008.


Учебно- методическое обеспечение для обучающихся:


1. Школьный словарь литературоведческих терминов (Чернец Л. В. и др. – М.: Просвещение, 2003);

2. Литература 6 класс. «Читаем. Думаем. Спорим ». Дидактические материалы по литературе. Автор: Полухина В.П. М.: Просвещение, 2011;

3. Школьный словарь литературных терминов. О. М. Бушко. М.: Материк-Альфа, 2003.



Литература


1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 11 классы. Москва, «Просвещение», 2009 г.

2. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва, «Вако», 2013 г.

3. Б.И. Турьянская и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 2004 г.

4. А.М. Петрова. Литература. 6 класс. Поурочное планирование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

5. Г.С. Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 6 класса. Части 1 – 3. Москва, «Русское слово», 2007 г.

6. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. Москва, «Дрофа», 2007 г.

7. Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. Москва, «Астрель», 2010 г.