СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету в соответствии с ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель МО Бородина Н.В._______ Протокол №______ от «_____»__________2017 г. | « Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ № 21 Телушкина З.А.___________ «____»_____________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №21 Галкина М.А.________ Приказ № ___ от «___ » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Олейник Натальи Юрьевны
7 «А» класс
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М.: «Русское слово», 2010., в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области 2016-2017 учебном году», с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного образования и рабочей программы основного общего образования по литературе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Наименование учебно-методического комплекта
Программа по литературе – 5-11 классы общеобразовательной школы /Автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М.: «Русское слово» 2013 г
Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учр-ий. В двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин, 8-ое издание, М.,Мнемозина, 2010г.
Методическое пособие к учебнику «Литература 7 класс» Меркина Г.С. «Уроки литературы 7 класс» Фаина Соловьева, Русское слово, 2012г.
Выбор авторской программы обусловлен особенностями ОУ. Предмет изучается на базовом уровне. В соответствии с положением о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №21 на изучение предмета отводится в 7 классе 68ч. (2 часа в неделю)
Обоснование изменений и корректировок, внесенных в рабочую программу
Рабочая программа соответствует ООП по литературе, разработанной МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 г. Белгорода.
Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет
Календарно-тематическое планирование | |||||||
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
|
|
| Предметные | Личностные | Метапредметные | по плану | фактически |
Тема 1. Введение (1 час) Знакомство с литературой и особенностями учебника | |||||||
| 1. Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | Чтение вступительной статьи учебника, ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 Работа с презентацией «Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество».
| Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д. | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа.
Формирование представления о русском национальном характере. | Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией. | 1,09 |
|
| Тема 2. УНТ (4 часа) | ||||||
| 1. Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | Основные виды деятельности: Работа в группах: По предложенному тезисному плану расскажите о русских былинах: 1 группа: В былинном мире План рассказа: А). сходство и отличия события в былине с реальными событиями прошлого. Б). своеобразие героев и персонажей былин. В). особенности построения былин. 2 группа: Своеобразие художественного мира былины 3 группа: Новая жизнь былин Былины – основа для произведений других искусств: живописи, музыки. | Предметные: Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)». Создание рассказа по тезисному плану (устного и письменного), презентация учебного продукта, выполненного группой. | Личностные: Понимание поучительного смысла былины. Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов | Метапредметные: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение распределять роли в работе в группе. Групповая работа по сбору необходимой информации. | 5,09 |
|
| 2. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец».
Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | Основные виды деятельности: Работа с текстом: Поиск постоянных гипербол в тексте былины. Составление цитатного плана на основе предложенных структурных частей былины (вопр.4, с.25). Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор). Инд. Рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре; Возможные виды внеурочной деятельности: Проект на тему «Богатыри в живописи». | Предметные: Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений,
умение находить постоянные гиперболы,
отмечать особенности ритма, лексики былины | Личностные: Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова.
Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа,
формирование представлений о русском национальном характере.
| Метапредметные: Развитие умения осмысленного поискового чтения, оценивания правильности выполнения учебной задачи. Извлечение необходимой информации из различных источников. | 8,09 |
|
| 3. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Быт, нравственные представления народа в песне. | Основные виды деятельности: Исследование жанрового многообразия русских песен и своеобразия поэтического языка русской народной песни. Возможные виды внеурочной деятельности: «посиделки» в литературной гостиной, устная газета «Лубок». | Предметные: Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».
Выразительное чтение песен. | Личностные: Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере.
| Метапредметные: Извлечение необходимой информации из различных источников. | 12,09 |
|
| 4. Образы былинных богатырей в произведениях искусства | Основные виды деятельности: чтение легенд и преданий о былинных героях новгородского края. Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник (песенный фольклор региона), | Предметные: Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».
Выразительное чтение песен. | Личностные: Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере.
| Метапредметные: Работа с разными источниками информации и владение основными способами её обработки и презентации. | 15,09 |
|
| Тема 3. Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||||
| 1. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный смысл древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | Основные виды деятельности: Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) Возможные виды внеурочной деятельности: Оформление памятников древнерусской литературы (рубрика «Пофантазируем с. 39). | Предметные: Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть».
| Личностные: Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине.
| Метапредметные: Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | 19,09 |
|
| 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | Основные виды деятельности: Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских». Возможные виды внеурочной деятельности: Посещение краеведческого музея. Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон) в кабинете литературы. | Предметные: Усвоение основных понятий, связанных с изучением образа человека в древнерусской литературе: «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный».
Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».
| Личностные: Развитие представления об образе человека в древнерусской литературе.
Формирование представлений о об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.
| Метапредметные: Формирование умений подробно рассказывать об одном из героев древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | 22,09 |
|
| Тема 4. Из литературы 18 века (7 часов) | ||||||
| 1. М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.
| Основные виды деятельности: чтение вступительных статей учебника «Классицизм», «Михаил Васильевич Ломоносов»; ответы на вопросы учебника с.54, 57; сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» (рубрика «Живое слово» с. 59). Возможные виды внеурочной деятельности: Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург. Час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
| Предметные: Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив». Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически, об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова, | Личностные: Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века.
Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа.
Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова. | Метапредметные: Формирование умений писать сочинение-стилизацию, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | 26,09 |
|
| 2. Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | Основные виды деятельности: Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях», ответы на вопросы с.62-63-64. Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове, текст экскурсии по созданной выставке (рубрика «После уроков» с. 64) Возможные виды внеурочной деятельности: Презентация «Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург».
Отзыв на д/ф «М.В. Ломоносов». | Предметные: Знание основных положений и значения теории о стилях художественной литературы.
| Личностные: Формирование представлений о роли науки в жизни государства. | Метапредметные: Формирование умений собирать материал к выставке о М.В. Ломоносове, писать текст экскурсии по созданной выставке. | 29,09 |
|
| 3. Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»). Державин на Новгородчине. | Основные виды деятельности: составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине. Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2)
Возможные виды внеурочной деятельности: Исследовательская работа «Творчество Державина на Новгородчине».
| Предметные: Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине.
| Личностные: Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике. | Метапредметные: Формирование умений собирать материал по краеведению, писать текст виртуальной экскурсии по державинским местам на Новгородчине. | 3,10 |
|
| 4.«Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. | Основные виды деятельности: Чтение стихотворения «Властителям и судиям». Комментарий по четверостишиям. Выделение гражданской темы. Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия. Возможные виды внеурочной деятельности: Экскурсия в Хутынский монастырь на могилу Державина. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
| Личностные: Формирование понимания гражданской авторской позиции в литературном произведении. | Метапредметные: Совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. | 6,10 |
|
| 5. Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | Основные виды деятельности: Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль.».
Возможные виды внеурочной деятельности: Инсценирование эпизодов комедии «Недоросль» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. | Личностные: Умение выявлять основные проблемы прочитанного текста, обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений, инсценировать в группе. | Метапредметные: Распределение в группе ролей «актер» и «режиссер», «режиссер» и «художник» с учётом авторского замысла и возможностей исполнения. | 10,10 |
|
| 6. Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания и семьи. Социальные вопросы в комедии. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы,
Сообщения по теме «Особенности конфликта комедии Д.И.Фонвизина».
Возможные виды внеурочной деятельности: Инсценирование эпизодов комедии «Недоросль». | Предметные: Умение анализировать произведение с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка. | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения через осмысление основного конфликта произведения.
| Метапредметные: Умение видеть традиции и новаторство литературного произведения. Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”
| 13,10 |
|
| 7. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев) | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. Сообщения по теме « Система образов в комедии Д.И.Фонвизина», Возможные виды внеурочной деятельности: Инсценирование эпизодов комедии «Недоросль». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: «говорящие» фамилии. Умение выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения , определение нравственной позиции автора и авторской оценки героя. | Личностные: Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера. | Метапредметные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 17,10 |
|
| Тема 5. Из литературы 19 века (27 часов) | ||||||
| 1.А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся. Анализ стихотворений. Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
| Предметные: Знание фактов биографии А.С.Пушкина: имена лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов Знание терминов из теории литературы: жанровое своеобразие – дружеское послание | Личностные: Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении поэта ) для личного развития и становления характера. | Метапредметные: Умение делать выводы по готовым тезисам. | 20,10 |
|
| 2. Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча». | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча»
Возможные виды внеурочной деятельности:
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). | Личностные: Понимание явной и скрытой информации в тексте. Осознание роли природы в жизни человека. | Метапредметные: Сопоставление фактов биографии и образов, идей произведений., составление статьи на заданную тему. | 24,10 |
|
| 3. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Основные виды деятельности: чтение и исторический комментарий к балладе поэта. Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся Возможные виды внеурочной деятельности: Инд. Сообщение о князе Олеге Инд. Сообщение о хозарах Инд. Сообщение о роли коня в быту и культуре славян | Предметные: Знание терминов из теории литературы: художественный образ и прототип.
Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам. | Личностные: Осмысление философских мотивов: судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Метапредметные: Сопоставление текстов разных жанров, поиск сходства и отличия. | 27,10 |
|
| 4. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка. Гражданский пафос поэмы. | Основные виды деятельности: Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава», «Своеобразие поэтического языка поэмы «Полтава» (через элементы сопоставительного анализа). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов. Определение авторского отношения к героям, к назначению поэта; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему. | Личностные: Формирование интереса к историческому страны прошлому через показ интереса поэта к истории, к деятельности полководцев. | Метапредметные: Развитие внимания, устной речи, воображения. Развитие умения сравнивать, сопоставлять. | 10,11 |
|
| 5.М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения. отработка навыка анализа стихотворения; сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина»
Возможные виды внеурочной деятельности:
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: градация. Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание. | Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | 14,11 |
|
| 6. «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть) | Основные виды деятельности: Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...». «Опричнина» и др. Возможные виды внеурочной деятельности: День в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: стилизация как литературно-художественный прием. Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; | Личностные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на события исторические и литературные. | Метапредметные: Умение определять связь литературного произведения с народным творчеством. | 17,11 |
|
| 7. «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя. | Основные виды деятельности: анализ художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством. Возможные виды внеурочной деятельности: устное рисование, работа с иллюстрациями В.А. Фаворского..
| Предметные: Умение определять тему, проблематику и идею произведения, характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; определять атмосферу действия на основе пейзажа;
| Личностные: Развитие умения характеризовать людей, опираясь на их речь, поступки, отношение к другим людям; формировать внимание к слову, художественной детали. | Метапредметные: Умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей.
| 21,11 |
|
| 8. «Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство произведения. | Основные виды деятельности: Беседа по вопросам. Сбор материала к сочинению. Возможные виды внеурочной деятельности:
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: фольклорные элементы.
| Личностные: Размышление над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста; | Метапредметные: Развитие речевых умений, совершенствование навыков сравнительно-сопоставительного анализа. | 24,11 |
|
| 9. Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | Основные виды деятельности: Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге» Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. Петербург как символ творчества Гоголя на примере повести «Шинель» и Невского проспекта. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству Н. В. Гоголя. | Метапредметные: Творчески мыслить; высказывать свое мнение о прочитанном. | 28,11 |
|
| 10. Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Основные виды деятельности: Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов. Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича» Исследование по теме «Трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Роль сквозного образа шинели в произведении», «Символический смысл образа шинели»
Возможные виды внеурочной деятельности: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек” | Личностные: Формирование убеждения на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным. | Метапредметные: Умение сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста, Умение связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях. | 1,12 |
|
| 11. И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. | Основные виды деятельности: Сведения из жизни И.С. Тургенева , чтение и анализ идейного своеобразие рассказов из цикла «Записок охотника»; аргументированная защита прочитанного (сообщения, презентации) – работа в группах.
Возможные виды внеурочной деятельности: Выставка «На родине Тургенева». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: цикл,
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами взаимосвязи человека и природы через осмысление рассказов Тургенева. | Метапредметные: Умение самостоятельно организовывать групповую работу. | 5,12 |
|
| 12. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. | Основные виды деятельности: Письменные характеристики Хоря и Калиныча, (особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям).
Возможные виды внеурочной деятельности:
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: портрет и характер. Умение выделять атрибуты в тексте ( сравнение крестьянина с «вечерним небом» , с Сократом и др.) | Личностные: Размышление над вопросами особенностей русского национального характера , сложных характеров крестьян, социальных отношений людей в деревне. | Метапредметные: Умение атрибутировать текст. | 8,12 |
|
| 13. «Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | Основные виды деятельности: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. Возможные виды внеурочной деятельности: Инд. Сообщение о картинах В.М. Васнецова «Нищие певцы», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: стихотворение в прозе (углубление представлений).
| Личностные: Размышление над вопросами особенностей русского национального характера : талант и чувство достоинства крестьян | Метапредметные: Умение вычленять главное в произведениях. | 12,12 |
|
| 14. Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений, чванство, равнодушие, покорность судьбе. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть. | Основные виды деятельности: Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Инд. Сообщение «историка» на тему «Сенная площадь» Инд. Сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Некрасов в Чудово». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Понимание своеобразия поэтической музы Н.А. Некрасова, новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами пртивостояния писателя и власти. | Метапредметные: Умение делать выписки для характеристики героев, составлять цитатный план, использовать элементы тезисного плана. | 15,12 |
|
| 15. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость. | Основные виды деятельности: Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой. Н.А. Некрасов и художники-передвижники Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы. Знакомство с поэмой «Русские женщины».
| Личностные: Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении; их патриотизма, стойкости мужества, а также верности их жен, гордости , самоотверженности, судьбы русской женщины, любви и чувства долга. | Метапредметные: Умение в чтении интонационно передавать настроение героев (нарастания напряжения в противостоянии двух воль: воли губернатора и воли княгини) и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей.
| 19,12 |
|
| 16. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. | Основные виды деятельности: Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности и творчестве писателя. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»: А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»; А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами пороков эксплуататоров и их высокомерия, никчемности; критики автором покорности русского мужика. | Метапредметные: Умение анализировать прочитанное, определять художественные особенности произведения, высказывать собственное мнение. | 22,12 |
|
| 17.«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: С.303-311, пересказ, отв. на вопросы. Работа с иллюстрациями. Возможные виды внеурочной деятельности: Самостоятельный анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Коняга».
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: приёмы создания образа героя, позиция писателя. Работа с иллюстрациями. | Личностные: Размышление над вопросами «позиция писателя». | Метапредметные: Умение анализировать прочитанное, определять художественные особенности произведения, высказывать собственное мнение. | 26,12 |
|
| 18. Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | Основные виды деятельности: Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341. Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции «Город русской славы, ратных подвигов». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Умение исследовать тему истории в творчестве Толстого, связь с его биографией. Составление текста-рассуждения | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение исследовать тему творчестве автора, связать её с биографией; строить собственное высказывание. | 12,01 |
|
| 19. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | Основные виды деятельности: С.342, в.8-9 подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: | Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений), подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
| Личностные: Размышление над вопросами «литература и история». | Метапредметные: Сопоставление личных впечатлений учащихся с впечатлениями героев произведения. | 16,01 |
|
| 20. Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | Основные виды деятельности: Краткий пересказ. Возможные виды внеурочной деятельности: Образ Левши в русском искусстве (живопись). | Предметные: Знание терминов из теории литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение давать аргументированные ответы. | 19,01 |
|
| 21. «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести. | Основные виды деятельности: Выписать неологизмы Лескова. Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова. Возможные виды внеурочной деятельности: Образ Левши в русском искусстве (кинематограф). | Предметные: Знание терминов из теории литературы: жанра сказа. Умение определять художественные особенности произведения. | Личностные: Размышление над вопросами «особенности стиля произведения» Идея сказа. | Метапредметные: Умение высказывать собственное мнение | 23,01 |
|
| 22. Левша»: образный мир произведения. | Основные виды деятельности: Написать отзыв об образах в сказе Лескова. Возможные виды внеурочной деятельности: Образ Левши в русском искусстве (мультипликация). | Предметные: Знание терминов из теории литературы: жанр сказа
| Личностные: Размышление над особенностями жанра сказа | Метапредметные: Умение беседовать по вопросам учебника; давать отзыв о фрагментах художественного фильма. | 26,01 |
|
| 23. А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Основные виды деятельности: читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Умение сопереживать. | 30,01 |
|
| 24. Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация. | Основные виды деятельности: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: стихотворение-медитация. | Личностные: Размышление над вопросами: наблюдательность, чувства добрые, красота земли; | Метапредметные: Умение сопереживать. | 2,02 |
|
| 25. А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | Основные виды деятельности: Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | Предметные: Умение выразительно читать рассказ, определять тему, идею.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами: главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами | Метапредметные: Развитие умения выделять художественные детали для навыков анализа, видеть краткость, простоту, точность авторского языка. | 6,02 |
|
| 26. «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | Основные виды деятельности: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др. | Предметные: Формирование представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей | Личностные: Размышление над вопросами: внимание к людям, разоблачение чинопочитания, самоуничижения. | Метапредметные: Развитие умения выделять художественные детали для навыков анализа, видеть краткость, простоту, точность авторского языка. | 9,02 |
|
| 27. Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин) | Основные виды деятельности: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
| Предметные: Знакомство со стихотворениями поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение». | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэтов, их | Метапредметные: Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.
| 13,02 |
|
| Из литературы ХХ века (18 часов) | ||||||
| 1. М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести. Выборочный пересказ содержания повести. Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: автобиографическая проза, герой – романтик, приём контраста.
Рассказ о добрых людях, которые оставались добрыми даже в тяжёлых условиях (о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории.), чуткость и милосердие Алеши по отношению к людям. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами: жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей;
| Метапредметные: умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения, раскрывать мастерство писателя в создании портретных характеристик, показывать роль деталей в них. | 16,02 |
|
| 2. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. | Основные виды деятельности: Художественный пересказ легенды о Ларре. Сообщение о значениях имён Данко и Изергиль. Сообщение о символическом значении красного цвета. Различные виды пересказа, цитатный план.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Знакомство с содержанием легенды, определение основной мысли. | Личностные: Размышление над вопросами: готовность героя легенды на самопожертвование. | Метапредметные: Работа над выразительностью чтения вслух, над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас. | 20,02 |
|
| 3. И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Умение сравнивать темы и идеи произведений; строить собственные высказывание. | 27,02 |
|
| 4. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | Основные виды деятельности: выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. Диспут. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественная роль бессоюзия.
| Личностные: Размышление над вопросами: доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение.
| Метапредметные: подготовка вопросов для дискуссии «Что есть доброта?»
| 2,03 |
|
| 5. А.И.Куприн «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея. | Основные виды деятельности: С.98-104, пересказ, отв.на вопр. Отзыв на эпизод, составление плана ответа.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: умение характеризовать героев на основе их деяний. | 6,03 |
|
| 6. В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | Основные виды деятельности: С.114-116 пересказ, отв.на вопр. Выразительное чтение стихов. Анализ стихотворения. Умение определять особенности его поэзии; находить тропы.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Знакомство с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, понимание им своего назначения, его человеколюбием. | Метапредметные: Умение выявлять смысл названия произведения, мотивации поступков героев; проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности. | 9,03 |
|
| 7. С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение. Анализ стихотворения. Инд. Сообщение о цветовой символике поэзии С.Есенина Инд. Сообщение об образе клёна в его лирике
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис, лирический герой, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Умение обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; подвести к пониманию настроения, чувства поэта, определить способы создания образов. | 13,03 |
|
| 8. Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | Основные виды деятельности: Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
| Личностные: Размышление над вопросами: эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | Метапредметные: Умение обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; подвести к пониманию настроения, чувства поэта, определить способы создания образов. | 16,03 |
|
| 9. И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | Основные виды деятельности: С.134-138 пересказ, устное рисование Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в произведении; рассказ с элементами очерка; антитеза | Личностные: Размышление над вопросами: национальный характер. | Метапредметные: Умение точно и выразительно излагать мысли. | 20,03 |
|
| 10. М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | Основные виды деятельности: С.140-148, пересказ, история села. Составление тезисов.
Возможные виды внеурочной деятельности: Составить небольшой рассказ о своем крае. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение строить монологическое высказывание. | 23,03 |
|
| 11. К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов. | Основные виды деятельности: С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков. Ответы на вопросы учебника.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение строить изложение с элементами рассуждения.
| 3,04 |
|
| 12. Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении. | Основные виды деятельности: С.161-162 в.10-11 Изложение с элементами рассуждения.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирическая проза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
| Личностные: Размышление над вопросами: человек и природа, малая родина. | Метапредметные: Умение отбирать материал для написания изложения с элементами рассуждения. | 6,04 |
|
| 13. Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Основные виды деятельности: Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: риторическое восклицание, метафора; морфологические средства выразительности: роль глаголов и местоимений
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Метапредметные: Умение выделения стихотворной композиции, ее связующих частей. | 10,04 |
|
| 14. А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | Основные виды деятельности: знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны Анализ текста.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»: А.А. Ахматова. «Клятва», «Песнямира»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А.А. Сурков. «В землянке»; М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя, его желания уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда». | Метапредметные: Умение понимать важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь. | 13,04 |
|
| 15. «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | Основные виды деятельности: Анализ текста.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы:
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя, его желания уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда». | Метапредметные: Умение понимать важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь. | 17,04 |
|
| 16. Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | Основные виды деятельности: Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…» Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны Пересказ содержания. Комментирование эпизода. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Художественные особенности рассказов Шукшина.
| Личностные: Размышление над вопросами: разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Метапредметные: Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования. | 20,04 |
|
| 17. В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
| Основные виды деятельности: Составление словаря персонажа, сочинение - рассуждение
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М.Шукшина в школе..М. Шукшин в кинематографе | Предметные: Знание терминов из теории литературы: способы создания характера. Художественные особенности рассказов Шукшина. деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.
| Метапредметные: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью.
Умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение. | 24,04 |
|
| 18. Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | Основные виды деятельности: Анализ поэтического текста
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: идея стихотворения
| Личностные: Размышление над вопросами: | Метапредметные: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью.
Умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение. | 27,04 |
|
| Из зарубежной литературы (7 часов) | ||||||
| 1. У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…» « Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…» | Основные виды деятельности: Краткие сведения об авторе. Чтение стихов. Анализ поэтического текста.
Возможные виды внеурочной деятельности: проекты «Пьесы У.Шекспира на сцене русских театров», «Пьесы У.Шекспира на киноэкране», «Пьесы У.Шекспира в музыке»
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: Сонет. Особенности перевода. С.Я.Маршак как переводчик
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами. | 4,05 |
|
| 2. М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
| Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа
Возможные виды внеурочной деятельности: сообщения «Гравюры японских художников; японский пейзаж» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: хокку (хайку). Развитие речи: попытка сочинительства.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | 8,05 |
|
| 3. Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | 11,05 |
|
| 4. Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев. | Основные виды деятельности: Чтение С.286-305
Возможные виды внеурочной деятельности: Роман Стивенсона в кино и мультипликации , иллюстрации художника Г.Брока | Предметные: Знание терминов из теории литературы: приключенческая литература. История создания романа.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | 15,05 |
|
| 5. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | Основные виды деятельности: Чтение С.306 – 322.
Возможные виды внеурочной деятельности: Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца». | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирическая проза, правда и вымысел, начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Формирование убеждения на примере повести в том, что в мире существует добро, справедливость, мужество, порядочность, честь | Метапредметные: Сопоставление произведения с экранизацией. Развитие монологической речи | 18,05 |
|
| 6. Янка Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы С.323-325 Возможные виды внеурочной деятельности: Сообщения: «Образ Янки Купалы в творчестве художников», «Произведения Янки Купалы в музыке». | Предметные: Умение сравнивать разные переводы одного стихотворения.
| Личностные: Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике, воспитание доброжелательного личностного отношения к другим национальным культурам. | Метапредметные: Развитие речи: Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам , делать сопоставительную характеристику тем стихов белорусского поэта с темами русских поэтов, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | 22,05 |
|
| Контрольная работа за год |
|
|
|
| 25,05 |
|
Формы и средства контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Уровень и количество часов программы | Классы |
7 | |
Базовый (А) | 2 |
Классное сочинение | 4 |
Домашнее сочинение | 1 |
Остальные уроки контроля считать обучающими
№ п/п | Виды работы | По плану | Фактически |
1 | Р/Р Классное сочинение на тему «ПетрI и Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава» |
|
|
2 | Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова |
|
|
3 | Контрольное тестирование |
|
|
4 | Домашнее сочинение по творчеству Салтыкова-Щедрина |
|
|
5 | Р/Р Классное сочинение по произведению Н.С. Лескова «Левша» |
|
|
6 | Р/Р Классное сочинение «Василий Теркин – любимый герой» |
|
|
7 | Итоговый контрольный тест за 7 класс |
|
|
Приложения
Проверочная работа
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
1 вариант
Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?
В финале комедии Стародум произносит реплику, объясняющую суть произошедшего в доме Простаковой: «Вот … достойные плоды». Какое слово пропущено?
Укажите фамилию персонажа комедии, который признается: «Люблю свиней, сестрица».
Укажите фамилию учителя Митрофана, который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.
Назовите дату постановки комедии в театре, в каком театре была впервые представлена комедия?
Кому из героев принадлежат слова «Не хочу учиться, хочу жениться»?
Кто из героев «отошёл от двора без деревень, без чинов… но сохранил душу, честь, правила»?
Назовите жанр произведения.
Почему Простакова мечтает женить Митрофана на Софье?
Какой эпозод является кульминацией произведения?
Письменно ответить на вопрос: Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?
2 вариант
Назовите жанр произведения.
Укажите имя персонажа комедии Фонвизина, который стал счастливым избранником Софьи.
Русский историк В.О.Ключевский писал об одном из героев комедии: «…чувства и направляемые им поступки… вовсе не смешны, а только гадки. Что смешного в омерзительной жалости, какая проняла объевшегося шестнадцатилетнего шалопая… при виде матери, уставшей колотить отца?» Назовите имя этого героя.
Укажите фамилию героини, которая в ярости собирается «прибить до смерти своих слуг» из-за несостоявшегося похищения Софьи.
Назовите героя, который учил Митрофана математике.
Кто из героев «отошёл от двора без деревень, без чинов… но сохранил душу, честь, правила»?
В чьи уста вложил Фонвизин свои сокровенные мысли?
Почему Простакова мечтает женить Митрофана на Софье?
Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?
Какой эпозод является кульминацией произведения?
Письменно ответить на вопрос:
Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»
Контрольная работа по литературе за I полугодие
1 вариант
А1. Укажите должности Г.Р.Державина при дворе.
А) Казначей.
Б) Посол.
В) Министр юстиции.
Г) Генерал.
А2. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В. Ломоносову?
А) Реформа стихосложения.
Б) Реформа литературного языка.
В) Реформа прозы.
А3. Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе говорит о:
А) Духовной свободе поэта от властей
Б) Смелости волхва
В) Неприязни волхва к князю
А4. В основу какого литературного произведения А.С.Пушкин положил реальное событие, произошедшее в Петербурге?
А) "Скупой рыцарь".
Б) "Медный всадник".
В) "Метель".
Г) "Станционный смотритель".
А5. Чего больше всего боится Алёна Дмитриевна из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?
А) Царского суда.
Б) Немилости мужа.
В) Людской молвы.
Г) Лютой смерти.
В1. Узнайте произведение. Укажите ведущее средство художественной выразительности в отрывке.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцев да ведь могучих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой;
Они сошку да вокруг вертят,
А не могут сошку из земли поднять,
Из омешиков земельку повытряхнуть.
В2. Перечислите жанры древнерусской литературы.
В3. Как следующие цитаты раскрывают образ Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава»?
1. …Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
2. Между скалами чутко дремлют
Враги России и Петра
В4. Можно ли назвать сон Григория вещим? Как сон раскрывает его честолюбивые замыслы? По трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
В5. Объясните смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к Кирибеевичу царя и Калашникова.
Вот нахмурил царь брови чёрные Горят очи его соколиные,
И навёл на него очи зоркие, На опричника смотрят
Словно ястреб взглянул с высоты небес... пристально.
Задания части С
Прочтите стихотворение и дайте развёрнутые ответы на вопросы.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Михаил Лермонтов
С1 О чём говорится в стихотворении?
С2 Составьте цветовую гамму стихотворения и подумайте: почему в этом стихотворении Лермонтов рисует такую многоцветную картину?
С3 Можно ли в реальности увидеть пейзаж нарисованный М.Ю.Лермонтовым? В чём его своеобразие?
Ответы к контрольной работе по литературе, I полугодие, 1 вариант
А1 | А,В | В1 | Былина «Вольга и Микула Селянинович», гипербола |
А2 | В | В2 | Житие, хождение, повесть, слово, летопись |
А3 | А | В3 | Пётр и Россия отождествляются |
А4 | Б | В4 | Да. Москва видится ему с «высоты» |
А5 | Б | В5 | Единомышленники. Замечают нарушение «закона нашего христианского». |
Контрольная работа по литературе за I полугодие
2 вариант
А1. Какой вклад внёс в развитие литературы Г.Р.Державин?
А ) Теория “3 стилей”.
Б ) Соединил слова “высокие” и “низкие”.
В) Развитие реалистического языка.
Г) Онегинская строфа.
А2. Теория “трех штилей” литературного языка М.В. Ломоносова относится:
А) К реформе стихосложения;
Б) К реформе литературного языка;
В) К реформе в области науки.
А3. Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
В этих строках речь идёт:
А) Об Иване Грозном
Б) О Петре Великом
В) Об Олеге
А4 Что стало причиной бунта Евгения – героя поэмы «Медный всадник»?:
А) Психическое расстройство.
Б) Отчаяние.
В) Понимание социальной несправедливости.
Г) Дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному.
А5. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу в «Песне про царя Ивана Васильевича…»?
А) С яхонтом.
Б) С алмазом.
В) С яшмой.
Г) С жемчугом.
В1. Узнайте произведение. Укажите ведущее средство художественной выразительности в отрывке.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством,
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
В2. Какие нравственные ценности исповедует древнерусский человек в личной жизни. Перечислите их.
В3. Как следующие цитаты раскрывают образ Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава»?
1. Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»…
2. …Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
В4. Какими чувствами проникнуто чувство Григория к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? По трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
В5. Объясните смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к царю и Степану Калашникову.
Не сияет на небе солнце красное, Государь ты мой, красно солнышко
Не любуются им тучки синие: Иль убей меня, или выслушай!
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич…
Задания части С
Прочтите стихотворение и дайте развёрнутые ответы на вопросы.
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко... М.Ю.Лермонтов
С1 Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?
С2 Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя? Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?
С3 Прочтите стихотворение И.А.Бунина. Какие мысли, чувства и образы роднят стихотворение Бунина с лермонтовской поэзией?
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой.
Ответы к контрольной работе по литературе, I полугодие, 1 вариант
А1 | Б,В | В1 | Былина «Садко», постоянные эпитеты |
А2 | Б | В2 | Трудолюбие, знание, отвага, верность и др. |
А3 | В | В3 | Пётр – носитель исторической воли. |
А4 | В | В4 | Зависть. |
А5 | А | В5 | Степан Парамонович - глава семьи, «царь», «красно солнышко». |
Контрольное тестирование по литературе за 7 класс
1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»
А) самый умный;
Б) много знает;
В) расширяет свой кругозор.
2. Что не относится к рукописной книге.
А) переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;
Б) расписная начальная буква каждого абзаца;
В) книга большая и тяжелая;
Г) книга напечатана в типографии.
3. Древние рукописные книги писали на
А) бумаге;
Б) пергаменте;
В) бересте;
Г) глиняных табличках.
4. Что такое летопись?
А) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
Б) сказки о Древней Руси;
В) былины;
Г) рассказы о жизни святых.
5. Рукописные книги писали
А) ученые;
Б) знатные и богатые люди;
В) учеными монахами;
Г) любой, кто умел писать.
6. Когда научились печатать книги?
А) в начале XV века;
Б) в середине XV века;
В) в конце XV века;
Г) в XX веке.
7. При каком царе напечатали первую книгу?
А) при Иване Калите;
Б) при Иване Красном;
В) при Иване Грозном;
Г) при Юрии Долгоруком.
8. Друкарь – это …
А) глупый человек;
Б) книгопечатник;
В) переписчик книг;
Г) мастеровой.
10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?
А) дорого стоит;
Б) редкость;
В) красочная;
Г) книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…
11. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
1) поэма «Полтава»
2) «Песнь о вещем Олеге»
3) Повесть «Станционный смотритель»
12. Автор «Песни о купце Калашникове…»:
1) А.Пушкин
2) М.Лермонтов
3) Н.Гоголь
13. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
1) Г.Р.Державин
2) А.С.Пушкин
3) И.С.Тургенев
4) Н.В.Гоголь
14. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
1) война с Наполеоном 1812г.
2) восстание декабристов
3) отмена крепостного права
15. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?
1) повесть
2) стихотворение
3) сказки
16. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»
1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи
2) о двуличном чиновнике (полицейском)
17. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» О ком написаны эти строки?
1) Л.Н.Толстой
2) И.А.Бунин
3) М.Горький
18. В каком стихотворении В.В.Маяковского мы встретим строки:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца.
1) «Хорошее отношение к лошадям»
2) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
19. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:
1) о себе и своих переживаниях
2) о брате и его переживаниях
3) о друзьях
20. Композиция – это:
1) эпизод литературного произведения
2) столкновение персонажей
3) построение произведения
21. Кто вышел из стен Царскосельского лицея:
1) М.Лермонтов
2) Н.Гоголь
3) А.Пушкин
22. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
1) Ямб
2) Амфибрахий
3) Дактиль
23. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:
1) Ю.Казаков
2) Д.Лихачёв
3) В.Распутин
24. Автор рассказа «О чём плачут лошади»:
1) Ф. Абрамов
2) М.Горький
3) Ю.Казаков
25. Торжественная песня, написанная в честь какого – то исторического события:
1) Поэма
2) Ода
3) Предание