СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»



Рассмотрена

на заседании творческой лаборатории

«Гармония слова»

Протокол №___

от «___»_______2013г.

Руководитель МО

___________С.Н.Костуганова


Согласована

Заместитель директора по УВР

_________________ С.Е.Грекова



«___»_________________2013г.

Утверждена

приказом по МБОУ «Екатеринославская СОШ»

№____ от «___»__________2013 г.

Директор МБОУ «Екатеринославская СОШ»

________И.И. Тарасов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»







Рабочая программа

учебного предмета «Литература »

8 класса, базовый уровень





Учитель: Четвергова Оксана Александровна, I квалификационная категория

Количество рабочих недель: 35 недель

Количество часов в неделю: 2 ч.

Количество часов в год: 70 ч., из них УВЧ – ч., УРР – ч.

Количество сочинений -

Программа по литературе для 5-9 кл. /Авторы Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П.-М.: Просвещение, 2012 г./

Учебник – хрестоматия «Литература. 8 класс» для общеобразовательных учреждений в 2 частях. /Авторы В.Я. Коровина, Коровин В.И., Журавлёв В.П. - М.: Просвещение, 2011./

Рекомендовано Министерством образования РФ







2013-2014 учебный год


Раздел I. Пояснительная записка


  1. Статус документа


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Структура документа


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Цели:

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:


  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;


  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;


  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;


  • свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;


  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя, отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;


  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Таким образом, компетентностный подход к созданию учебно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.



Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVIII века

3

Из литературы XIX века

33

Из русской литературы XX века

21

Из зарубежной литературы

8

ИТОГО:

70 ч

Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Введение


Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).


Из литературы XVIII века


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.


Произведения для заучивания наизусть


Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на вы¬бор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Тва рдовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).


Произведения для самостоятельного чтения


Фольклор


Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.


Из русской литературы XVIII века


Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты все¬гда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечер¬нем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. Певцы.

A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.


Из русской литературы XX века


B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Крот¬кий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеб¬лей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.

М. А, Волошин. Коктебель.

А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед сто¬ном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-

B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.


Из зарубежной литературы


У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

B. Скотт. Айвенго.

П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы

8 класса


Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;

- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.


Основные методы, используемые на уроках

В 8 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание творческих работ, таких как: сочинение-характеристика одного персонажа, сравнительная характеристика персонажей.


Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.



Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.


Печатные издания


Для учителя:

    1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - М.: «ВАКО», 2011

    2. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2013

    3. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Москва, 2009

    4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2010

    5. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007

    6. Л.В.Чернец. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2012

    7. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. / М.: «Локид-Пресс», 2010

    8. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2010.

    9. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2013.

    10. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2011.

    11. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2012.

    12. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет¬радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2013.

    13. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-8 классы. - М.: Дрофа, 2011.

    14. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Рус-ское слово - PC», 2013.

Для учащихся:

  1. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Москва, 200

  2. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2010

  3. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007

  1. Л.В.Чернец. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2012

  2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. / М.: «Локид-Пресс», 2010

  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 20013.

  4. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2012.

  5. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-8 классы. -М.: Просвещение, 2012.





Мультимедийные пособия.


Фонохрестоматия для учебника литературы. 8 класс.

Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


Образовательные Интернет- ресурсы

  • Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  • Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  • Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru

  • Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  • Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

  • Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  • Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  • Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

  • Мир слова русского http://www.rusword.org

  • Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

  • Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  • Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

  • Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  • Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

  • Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

  • Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  • Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  • Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

  • Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

  • Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

  • Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru






Раздел VI. Календарно – тематическое планирование

на 2013 – 2014 учебный год





ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Количество рабочих недель: 35 недель

Количество часов в неделю: 2 ч.

Количество часов в год: 70 ч., из них УВЧ – 11 ч., УРР – 10 ч., тестовых КР - 4

Программа по литературе для 5-9 кл. /Авторы Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П.-М.: Просвещение, 2012 г./

Учебник – хрестоматия «Литература. 8 класс» для общеобразовательных учреждений в 2 частях. /Авторы В.Я. Коровина, Коровин В.И., Журавлёв В.П. - М.: Просвещение, 2011./

Учитель: Четвергова Оксана Александровна, I квалификационная категория














Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Виды контроля измерители


Планируемые результаты освоения материала


Домашнее задание


Дата проведения






Раздел 1. Введение (1 ч)


1/1


Литература и история



1

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя, беседа по вопросам

Фронтальный опрос:

-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

-Назовите характерные черты русской литературы;

-Что такое историзм?

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства.
Знать чем отличается литература от истории;
образную природу словесного искусства
Уметь составлять тезисы и план прочитанного

Выразительное чтение песен, частушек








Раздел 2. Устное народное творчество (2 ч)


2/1

Русские народные песни. Частушки


1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни, рассказ учителя

Ответы на поставленные вопросы, выразительное чтение песен, частушек

Знать понятия об обрядовых и необрядовых песнях.

Выразительное чтение исторических песен






3/2

Предания как исторический жанр русской народной прозы


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Выразительное чтение исторических песен, оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

Знать определение понятия «предание», его жанровые особенности.
Уметь раскрывать особенности содержания и художественной формы предания

Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком»






Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч = 1 ч + 1 УВЧ)


4/1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»


1

Совершенствование ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа, практикум

Пересказ, фронтальный опрос

Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы, определение понятия жанра, способы создания характера.
Уметь раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения

Подготовить пересказ о житийной литературе, «Житие Александра Невского» (прочитать), сочинение по теме «Сын земли Русской»







5/2

УВЧ. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века


1

Урок внеклассного чтения

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Пересказ, ответы на вопросы

Понять идейно-художественное содержание повести

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (прочитать)






Раздел 4. Из литературы 18 века (3 ч = 2 ч + 1 РР)


6/1

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам



Знать основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм».
Уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста, анализировать образы

Сделать анализ эпизода из 1 действия







7/2

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»


1

Совершенствование ЗУН

Практикум

Анализ эпизода

Знать основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм».
Уметь анализировать текст, давать характеристику героям

Подобрать материал к сочинению «Человек, история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»







8/3

УРР. Подготовка к сочинению «Человек, история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»


1

Урок развития речи

Работа над темой, планом сочинения

Устные выступления по теме сочинения

Уметь писать сочинение

Написать домашнее сочинение






Раздел 5. Из литературы 19 века (33 ч = 24ч + 3ВЧ + 4РР + 2КР)


9/1

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен


1

Комбинированный урок

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины, устный анализ басни

Знать о баснях и И.А.Крылове.
Уметь анализировать басни

Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Обоз»







10/2

УВЧ. И.А.Крылов – поэт и мудрец


1

Урок внеклассного чтения



Чтение наизусть, вопросы теоретического характера

Знать об И.А.Крылове и его баснях

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» (прочитать)







11/3

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей


1

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой, беседа по вопросам

Индивидуальный опрос, ответы на вопросы

Знать о понятии дума.

меть анализировать текст думы

«Смерть Ермака» (выразительное чтение)







12/4

А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К…», «19 октября!»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Выразительное чтение

Знать факты жизни поэта, понимать истоки дружбы, композицию стихотворений
Уметь наблюдать за словом и его художественной функцией, объяснять символический смысл

Выучить наизусть одно стихотворение, письменный анализ стихотворений по 3 группам







13/5

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина


1

Изучение нового материала



Чтение наизусть

Знать об А.С.Пушкине как историке.

Уметь анализировать прозаический текст исторической направленности

Инд.задание: сообщение об эпохе Екатерины Второй и причинах Пугачевского бунта







14/6

А.С.Пушкин. «История Пугачева»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, комментированное чтение

Сообщение ученика

Знать об А.С.Пушкине как историке.
Уметь анализировать прозаический текст исторической направленности

Прочитать роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»







15/7

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, комментированное чтение



Знать творческую историю романа, особенности жанра, роль эпиграфов.
Уметь анализировать прозаический текст

Подготовить пересказ о жизненном пути Гринева, Швабрине, Савельиче







16/8

Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич


1

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Индивидуальный опрос, ответы на вопросы

Знать творческую историю романа, особенности жанра, роль эпиграфов.
Уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом, пересказывать эпизод сжато, уметь оценивать поступки героев, делать выводы

Проанализировать семью Мироновых, образ Маши Мироновой







17/9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам

Пересказ фрагментов, фронтальный опрос

Знать содержание изучаемых глав; систему художественных образов.
Уметь владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать характеристику героям

Проанализировать образ Пугачева и народное восстание







18/10

Пугачев и народное восстание в романе


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам, практикум

Пересказ фрагментов, фронтальный опрос

Знать исторические сведения о Пугачевском восстании, проблематику произведения.
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Проанализировать, как раскрывается Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе







19/11

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка»


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам

Фронтальный опрос

Знать: проблематику произведения.
Уметь глубоко анализировать художественный текст, сопоставлять эпизоды

Написать домашнее сочинение по роману







20/12

УРР. Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


1

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Оценка ответов учащихся на уроке

Уметь определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения

Подготовиться к контрольной работе







21/13

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина


1

Урок контроля



Тест

Знать материал предыдущих уроков

Прочитать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»







22/14

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова


1

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений

Фронтальный опрос с целью выявления знаний

Знать основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, анализировать стихотворения

Выявить значение слов тема, идея, сюжет







23/15

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой


1

Изучение нового материала

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Оценка ответов учащихся

Знать содержание поэмы.
Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части текста, определять композиционные особенности, определять тему произведения

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы







24/16

Особенности композиции поэмы «Мцыри»


1

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, творческая работа

Выразительное чтение, оценка ответов на поставленные вопросы

Знать черты романтизма как литературного направления.
Уметь делать выводы, аргументировать свой ответ, анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части текста, определять композиционные особенности, определять тему произведения

Выучить отрывок из поэмы наизусть







25/17

УРР. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»


1

Урок развития речи

Сбор материала к сочинению, его систематизация

Чтение наизусть

Уметь составлять план, писать сочинение

Написать сочинение на одну из предложенных тем







26/18

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве


1

Изучение нового материала

Лекция учителя,
заочная экскурсия, презентация, работа с учебником



Знать особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия»;
Уметь составлять тезисы к лекции

Прочитать статью в учебнике «О замысле, написании и постановке «Ревизора», 1-3 действие комедии







27/19

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Фронтальный опрос

Знать особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия», основы сценического поведения, содержание комедии.
Уметь выразительно читать фрагменты, характеризовать особенности сюжета, композиции

Составить таблицу «Характеристика чиновников уездного города» (по образцу)







28/20

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников


1

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий

Фронтальный опрос, работа с таблицей

Знать приемы сатирического изображения, находить их в тексте.
Уметь выражать свое отношение к прочитанному, анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности

Прочитать действие 4-5, устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия, выписать в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу







29/21

Хлестаков и хлестаковщина


1

Комбинированный урок

Работа над действиями 4-5, беседа по вопросам

Выборочная проверка таблицы, фронтальный опрос, работа в группах

Знать средства раскрытия характеров.
Уметь анализировать поступки героев, их поведение, обобщать, делать выводы, используя материал текста

Ответить на вопрос:
в какой сцене происходит развязка комедии?
Инд.задания: сообщения «Особенности любовной интриги в комедии», «Двойники в комедии», «Образ Петербурга в комедии», «Роль писем и записок в комедии», «Роль гротеска в комедии», «Роль авторских ремарок в комедии»







30/22


УРР. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор


1


Урок развития речи


Беседа по вопросам, работа над темой, планом сочинения


Фронтальный опрос, сообщения учащихся


Знать роль эпизода в драматическом произведении.
Уметь объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной» интриги, обобщать, делать выводы, используя материал текста; писать сочинение


Написать сочинение по комедии, прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»







31/23

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, работа по тексту

Фронтальный опрос, подробный пересказ текста

Знать роль детали в прозе.
Уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке

Выявить роль фантастики в повествовании







32/24

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании


1

Совершенствование ЗУН

Практикум

Проверка знания текста через фронтальный опрос

Знать роль детали в прозе.
Уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке

Прочитать отрывки из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина







33/25

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)


1

Изучение нового материала

Лекция учителя, беседа по вопросам, чтение отрывка произведения

Фронтальный опрос

Знать о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, особенности жанра сказки, о сатирической направленности произведений писателя.
Уметь анализировать прозаическое произведение

Подготовить чтение фрагмента «Истории одного города» по ролям, подготовить краткий пересказ фрагмента из романа







34/26

УРР. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».


1

Урок развития речи

Беседа по вопросам, работа над темами и планом сочинения

Пересказ, чтение по ролям

Знать своеобразие историзма М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Уметь анализировать прозаическое произведение

Подготовиться к контрольной работе по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина







35/27

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина


1

Урок контроля



Письменная работа

Знать материал предыдущих уроков

Инд.задание: сообщение о жизни и творчестве Н.С.Лескова, прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»







36/28

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам,

комментированное чтение, анализ эпизодов

Работа по тексту, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение ученика

Знать о биографии Н.С.Лескова, своеобразие историзма Н.С.Лескова.
Уметь определять нравственные проблемы рассказа

Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»; подумать, каковы особенности рассказа (вступление, повествование, заключение)







37/29

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»


1

Совершенствование ЗУН

Лекция учителя

с элементами беседы, выборочный пересказ, беседа по вопросам



Знать факты жизни и творчества писателя, историю создания рассказа, его содержание.
Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, выделять смысловые части, составлять план рассказа, анализировать произведение

Обратить внимание на выразительные средства, использованные автором в рассказе, подготовить характеристику героев рассказа







38/30

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала»


1

Совершенствование ЗУН

Беседа, чтение отдельных эпизодов, практикум

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение, навыка аргументированного доказывать свою мысль

Знать что такое конфликт рассказа, систему образов, зеркальную композицию.
Уметь находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства, сопоставлять эпизоды, делать выводы

Прочитать повесть Л.Н.Толстого «Отрочество»







39/31

УВЧ. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, комментированное чтение

Пересказ отдельных эпизодов повести

Знать тему, идею произведения.
Уметь сопоставлять, выявлять авторскую позицию, выражать собственную позицию

Выучить наизусть одно стихотворение из цикла «Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова»







40/32

УВЧ. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова


1

Урок внеклассного чтения

Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

Умение анализировать лирический текст

Прочитать статью учебника «А.П.Чехов», рассказ «О любви»







41/33

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье


1

Совершенствование ЗУН

Работа с учебником, беседа по вопросам

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового

Прочитать статью учебника «И.А.Бунин», прочитать рассказ «Кавказ»






Раздел 6. Из литературы 20 века ( 21 ч = 10ч + 5РР +5ВЧ +1КР)


42/1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика


1

Изучение нового материала

Работа с учебником, аналитическая беседа, лексическая работа

Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу; художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок

Знать содержание рассказа.
Уметь определять тему, идею рассказа, оценивать особенности прозы Бунина, выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви

Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» А.И. Куприна, инд. задание: сообщение о жизни и творчестве А.И.Куприна







43/2

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам, работа в группах

Сообщение ученика, чтение сочинений, составление сравнительной характеристики Николая и Веры Алмазовых

Знать сюжет, фабулу произведения.
Уметь выявлять нравственные проблемы рассказа

Написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?», подготовиться к написанию сочинения по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна







44/3

УРР. Диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к написанию сочинения по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна


1

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинений, составление плана сочинений



Уметь выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения

Написать сочинение, прочитать статью учебника «А.А.Блок», инд. задание: сообщение «Куликовская битва и ее отражение в литературе»







45/4

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории


1

Изучение нового материала

Лекция учителя, выразительное чтение цикла А.А.Блока «На поле Куликовом», беседа по вопросам

Сообщение ученика, выразительное чтение цикла «На поле Куликовом»

Знать личную и творческую биографию А.А.Блока, особенности его подхода к истории.
Уметь анализировать лирическое произведение

Выучить наизусть одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом», прочитать статью учебника «С.А.Есенин», , прочитать поэму С.А.Есенина «Пугачев», инд.задание: сообщение о С.А.Есенине







46/5

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему


1

Совершенствование ЗУН

Выразительное чтение поэмы, беседа по вопросам

Чтение наизусть, сообщение ученика, письменный анализ лирического произведения

Знать личную и творческую биографию С.А.Есенина.

Уметь анализировать лирическое произведение

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведених А.С.Пушкина и С.А.Есенина







47/6

УРР. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведених А.С.Пушкина и С.А.Есенина


1

Урок развития речи



Выразительное чтение, сопоставительный анализ произведений о Пугачеве

Уметь выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения

Подготовиться к написанию сочинения по теме «Образ Пугачева в фольклоре, произведених А.С.Пушкина и С.А.Есенина»







48/7

УРР. Подготовка к написанию сочинения по теме «Образ Пугачева в фольклоре, произведених А.С.Пушкина и С.А.Есенина»


1

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинений, составление плана сочинений



Уметь писать сочинение

Написать сочинение, прочитать статью учебника «И.С.Шмелев», прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем», подготовить его пересказ







49/8

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Выборочный пересказ

Знать личную и тврческую биографию И.С.Шмелева.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение», прочитать раздел учебника «Писатели улыбаются»







50/9

УВЧ. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки).


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам,

Фронтальный опрос

Знать историю журнала «Сатирикон», как строится юмористическое произведение.
Уметь определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект

Инд.задание: сообщения о Тэффи, М.Зощенко







51/10

УВЧ. Тэффи. «Жизнь и воротник».
М.М.Зощенко. «История болезни»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам

Индивидуальный и фронтальный опрос, сообщения учащихся

Знать, что такое сатира и юмор, как создаются сатирические и юмористические произведения.
Уметь понимать сатиру и юмор

Прочитать статью учебника «М.А.Осоргин», прочитать рассказ М.А.Осоргина «Пенсне», инд.задание: сообщение о М.А.Осоргине







52/11

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Сообщение ученика, пересказ

Знать биографию и творчество М.А.Осоргина.
Уметь анализировать прозаическое произведение

Придумать свою историю о каком-нибудь предмете, подготовиться к контрольной работе по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина







53/12

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина


1

Урок контроля



Письменная работа

Знать материал предыдущих уроков

Прочитать статью учебника «А.Т.Твардовский», главы из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»







54/13

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. Поэма «Василий Тёркин»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, чтение поэмы


тение отдельных страниц «Книги про бойца», обсуждение прочитанного

Знать историю создания поэмы, понимать ее сюжет.
Уметь определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею проблематику

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»







55/14

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам

Выразительное чтение, индивидуальный опрос, характеристика героя поэмы

Знать содержание поэмы, образную природу словесного искусства.
Уметь характеризовать героя произведения, особенности сюжета, композиции,

Проанализировать композицию и язык поэмы







56/15

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А.Т.Твардовского в поэме


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам

Тест

Знать содержание поэмы, образную природу словесного искусства.
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции

Прочитать статью учебника «А.П.Платонов», рассказ А.П.Платонова «Возвращение»







57/16

УВЧ. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам

Фронтальный опрос, аналитический пересказ

Знать о личной и творческой биографии А.П.Платонова, нравственный смысл рассказов.
Уметь определять роль художественных приемов

Прочитать статью учебника «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне







58/17

УРР. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина


1

Урок развития речи



Чтение наизусть, анализ стихотворений

Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Уметь чувствовать пафос поэзии военных лет

Прочитать статью учебника «В.П.Астафьев», рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»







59/18

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Пересказ текста рассказа, работа по тексту, оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту

Знать о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.

Уметь анализировать прозаическое поизведение

Подготовиться к написанию сочинения «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося)







60/19

УРР. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося)


1

Урок развития речи

Обсуждение темы сочинения, составление плана сочинения

Сочинение

Уметь писать сочинение

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов о Родине, природе







61/2062/21

УВЧ. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине


2

Уроки внеклассного чтения

Анализ стихотворений

Чтение наизусть, анализ стихотворений (Письменный анализ по плану в тетради)

Уметь понимать поэтический язык, анализировать лирическое произведение

Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта», инд.задание: сообщение о Шекспире






Раздел 7. Из зарубежной литературы (8ч = 5ч +2ВЧ + 1КР)


63/1

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, словарная работа, комментированное чтение эпизодов трагедии

Сообщение ученика, пересказ сцены 1 акта 3; индивидуальный опрос; тест, наблюдение за речью героев

Знать понятие драмы, трагедии, основной конфликт.
Уметь объяснять особенности жанра, роль монологов, определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии, анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности

Подготовиться к конкурсу выразительного чтения сонетов Шекспира







64/2

Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.


1

Изучение нового материала

Практикум

Конкурсное выразительное чтение сонетов Шекспира

Знать сонет как форму лирической поэзии.
Уметь: определять тему прочитанного сонета, определять стихотворный размер, понимать иносказательность

Прочитать комедию Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве», инд.задание: сообщение о Ж.-Б.Мольере







65/3

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа


1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Сообщение ученика

Знать особенности драматического произведения
Уметь определять основные приемы создания образов и комических ситуаций

Выявить черты классицизма в комедии







66/4

Черты классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии


1

Совершенствование ЗУН

Беседа по вопросам



Знать особенности драматического произведения
Уметь определять особенности классицизма, определять основные приемы создания образов и комических ситуаций

Прочитать статью учебника «Дж.Свифт», Отрывки из романа Свифта «Путешествия…Гулливера», задания по группам:
1 группа – краткий пересказ о путешествии Гулливера в страну великанов,
2 группа – о летающем острове,
3 группа – о стране мудрых лошадей







67/5

УВЧ. Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, выразительное чтение фрагментов романа

Пересказ статьи учебника, краткий пересказ по группам

Знать биографию и творчество Дж.Свифта, глубинное содержание его романа.
Уметь анализировать прозаическое произведение

Прочитать статью учебника «Вальтер Скотт», отрывки из романа «Айвенго»







68/6

УВЧ. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман


1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам

Пересказ статьи учебника, фронтальный и индивидуальный опрос

Знать о жанре исторического романа, О В.Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе.
Уметь анализировать прозаическое произведение

Подготовиться к зачету по программе 8 класса







69/7


Контрольная работа по теме: «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»


1


Урок контроля


Творческая работа, зачет


Индивидуальный опрос, тест


Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания









70/8

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения


1

Совершенствование ЗУН



Беседа по вопросам