СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе соответствует программе Коровиной , рассчитанной на 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

Класс 10

Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений

Авторы программы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.. – М.: Просвещение, 2009

Учебник: Литература XIX века 10 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Базовый и профильный уровни. Москва «Просвещение» 2011 год.

Под редакцией В.И.Коровина. 11 издание.


Количество часов по программе: в неделю по 3 часа, за год 102 часа.

Количество часов по учебному плану: в неделю по 3 часа, за год 102 часа.




Пояснительная записка

Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 10 класса:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой Министерства образования РФ для общеобразовательных школ (Москва, Просвещение, 2005 год) под редакцией Коровиной.

Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.

Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе с негуманитарным профилем отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса под редакцией В.И.Коровиной.. Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. В связи с тем, что произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя в 9 классе уже изучались обзорно, то в 10 классе число уроков для работы с ними сокращено. Все остальные названные в программе авторы рассматриваются подробно.

Объём произведений, предлагаемых для изучения в 10 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. Построение курса истории литературы на основе интеграции новых и полученных ранее знаний также требует чтения новых и повторения уже прочитанных произведений. В этих условиях велика роль самостоятельного чтения, на базе которого строится работа на уроке (поэтому подавляющее большинство занятий имеет форму семинара). Также планируется систематическая работа по повторению уже изученных теоретических понятий.























Календарно-тематическое планирование по литературе, 10 класс



урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные понятия







Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.

Русская литература 18 века


Характеристика литературы XIX века. Взаимодействие реализма и романтизма.



Лекция с элементами беседы

Повторение и систематизация изученного.


Изучение нового материала

Жанровая система(молитвы, плачи, поучения, послания);

(повести, жития, сказания, притчи)




«архаисты» и «новаторы» - «шишковисты» и «карамзинисты». Реализм.






А.С. Пушкин. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Тематическое многообразие лирики.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Мотивы, темы.


Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок

Беседа

элегия


Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Семинарское занятие



Философская лирика Пушкина.

Анализ стихотворений.

Изучение нового материала


Философская лирика, безрифменный пятистопный ямб.










М.Ю.Лермонтов




Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики поэта.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Колорит эпохи

2 часа

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. «Валерик», «Сон», «Завещание».

Беседа, практикум.

Аллегорический образ, развёрнутое сравнение, антитеза, оксюморон.


Философские мотивы в произведениях «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…»

Беседа, практикум.

Пиррихий, спондей


Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

комбинированный



Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений







Русская литература 2

половины 19 века




Обзор русской литературы 2 половины 19 века

Лекция с элементами беседы

«золотой век» литературы, эстетические позиции


И.А.Гончаров




Жизнь и творчество И.А.Гончарова

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Человек де-Лень


И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Один день жизни Ильи Ильича Обломова.

Изучение нового материала.

Нарицательные образы


Путешествие в прошлое.

(Сон Обломова)

комбинированный



Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

комбинированный

обломовщина


Обломов и Ольга Ильинская

Обломов и Штольц.

Комбинированный

комбинированный

Символические образы


Конспект статьи

Н. .Добролюбова «Что такое обломовщина?» Споры вокруг образа Обломова.

Развитие речи



А.Н.Островский




Жизнь и творчество А.Н.Островского. Театр Островского.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Драма, национальный театр. Говорящие фамилии.


Драма «Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра и

конфликта.

Изучение нового материала



Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «темного царства».

Комбинированный.

самодурство


Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

комбинированный

«тёмное царство»

кульминация


Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Споры вокруг образа главной героини.

Развитие речи




Классное сочинение по творчеству Островского.

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений



И.С.Тургенев


.


Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

Лекция с элементами беседы, ИКТ



Сборник «Записки охотника»- обвинительный акт крепостничеству.

Семинарское занятие



И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания произведения «Отцы и дети». Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Лекция беседа

нигилизм


«Отцы» и «дети» в романе. Эпоха и роман.

комбинированный

Кольцевая композиция


Любовный конфликт как испытание героев.


комбинированный



Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Развитие речи



Споры вокруг романа.

Развитие речи



Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений



Зачетная работа за 1 полугодие


Урок контроля



Ф.И.Тютчев.

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Концепция мира


Человек и история в лирике Тютчева. «Эти бедные селенья…».«Нам не дано предугадать…»

комбинированный

«вечные проблемы», философская лирика


Импрессионистические приёмы в лирике Фета.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

импрессионизм


Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта..». «Я пришел к тебе с приветом..».

Беседа

.


Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье..». «Сияла ночь..».

Беседа



Сочинение по творчеству Тютчева и Фета

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений



Н.А. Некрасов




Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Тема поэтического труда в лирике поэта.

Лекция с элементами беседы, ИКТ



Тема любви в лирике Некрасова

Семинарское занятие



Тема народа в творчестве Некрасова

Практикум

гражданственность


«Кому на Руси жить хорошо» - замысел, история создания, композиция поэмы

Лекция, беседа

Фольклорная основа


Образы крестьян, помещиков в поэме Н. Некрасова. Образ России до реформ и после.

комбинированный



Народные заступники в поэме «Кому на Руси..»

комбинированный



Образ русской женщины.



М. Е. Салтыков-Щедрин.

Жизнь и творчество.

Лекция с элементами беседы, ИКТ


2 часа

«История одного города». Замысел, история создания, композиция.

Изучение нового материала

антиутопия


«Сказки» Салтыкова-Щедрина

комбинированный



А.К. Толстой.




Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы поэзии.

Изучение нового материала



Ф.М. Достоевский


,


Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Лекция с элементами беседы, ИКТ



История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Петербург Достоевского.

Лекция




комбинированный

Психологический роман, социально-философский


Духовные искания героев романа. Теория Раскольникова.

История семьи Мармеладовых.

Комбинированный


комбинированный



«Двойники» Раскольникова.


комбинированный

Оппоненты, «двойники» героя.


Значение образа Сони Мармеладовой в романе

комбинированный

Легенда о воскрешении Лазаря


Сочинение по творчеству Достоевского

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений



Н.С.Лесков.

Своеобразие повествовательной манеры.Жанр сказа.

Лекция с элементами беседы, ИКТ

сказ


«Очарованный странник Тема праведничества.

комбинированный

Праведник, праведничество


Повесть «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало.

Комбинированный





Л.Н. Толстой




Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Лекция с элементами беседы, ИКТ

«непротивление злу насилием»


История создания романа »Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.


Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург. Июль1805 года».

Лекция, беседа






Развитие речи



Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

комбинированный.



Изображение великосветского общества в романе «Война и мир»

комбинированный



Семья Ростовых и семья Болконских

комбинированный



Изображение Шенграбенского сражения.

Аустерлиц – эпоха срама и поражений.


Поиски плодотворной деятельности А.Болконским.

Комбинированный


Комбинированный



комбинированный



Тема любви в романе


комбинированный



Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе.

Бородинское сражение. Анализ глав 19-39.

Изучение нового материала


комбинированный



Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щерьатый.

Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

Эпилог романа. « Мысль семейная» в романе.

Комбинированный



комбинированный

«мысль народная» в романе


А.П.Чехов.

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90х гг. «Человек в футляре»

Лекция с элементами беседы, ИКТ



.Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека


Изучение нового материала



Комедия «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов.

Изучение нового материала

комедия


Символ сада в комедии. Своеобразие стиля Чехова.


комбинированный



Зачетная работа за 2 полугодие


Урок контроля







«Вечные» вопросы в зарубежной литературе (по выбору)




Итоговый урок по курсу 10 класса


Урок проверки знаний и умений



резервный




резервный