Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений
Авторы программы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.. – М.: Просвещение, 2009
Учебник: Литература XIX века 10 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Базовый и профильный уровни. Москва «Просвещение» 2011 год.
Под редакцией В.И.Коровина. 11 издание.
Количество часов по программе: в неделю по 3 часа, за год 102 часа.
Количество часов по учебному плану: в неделю по 3 часа, за год 102 часа.
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой Министерства образования РФ для общеобразовательных школ (Москва, Просвещение, 2005 год) под редакцией Коровиной.
Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе с негуманитарным профилем отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса под редакцией В.И.Коровиной.. Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. В связи с тем, что произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя в 9 классе уже изучались обзорно, то в 10 классе число уроков для работы с ними сокращено. Все остальные названные в программе авторы рассматриваются подробно.
Объём произведений, предлагаемых для изучения в 10 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. Построение курса истории литературы на основе интеграции новых и полученных ранее знаний также требует чтения новых и повторения уже прочитанных произведений. В этих условиях велика роль самостоятельного чтения, на базе которого строится работа на уроке (поэтому подавляющее большинство занятий имеет форму семинара). Также планируется систематическая работа по повторению уже изученных теоретических понятий.
№ урока Дата | Тема урока | Тип урока | Основные понятия |
| Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века. Русская литература 18 века Характеристика литературы XIX века. Взаимодействие реализма и романтизма. | Лекция с элементами беседы Повторение и систематизация изученного. Изучение нового материала | Жанровая система(молитвы, плачи, поучения, послания); (повести, жития, сказания, притчи) «архаисты» и «новаторы» - «шишковисты» и «карамзинисты». Реализм. |
| | | |
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Тематическое многообразие лирики. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Мотивы, темы. |
| Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок | Беседа | элегия |
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Семинарское занятие | |
| Философская лирика Пушкина. Анализ стихотворений. | Изучение нового материала | Философская лирика, безрифменный пятистопный ямб. |
| | | |
| | | |
| М.Ю.Лермонтов | | |
| Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики поэта. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Колорит эпохи |
2 часа | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. «Валерик», «Сон», «Завещание». | Беседа, практикум. | Аллегорический образ, развёрнутое сравнение, антитеза, оксюморон. |
| Философские мотивы в произведениях «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…» | Беседа, практикум. | Пиррихий, спондей |
| Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. | комбинированный | |
| Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | |
| | | |
| Русская литература 2 половины 19 века | | |
| Обзор русской литературы 2 половины 19 века | Лекция с элементами беседы | «золотой век» литературы, эстетические позиции |
| И.А.Гончаров | | |
| Жизнь и творчество И.А.Гончарова | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Человек де-Лень |
| И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Один день жизни Ильи Ильича Обломова. | Изучение нового материала. | Нарицательные образы |
| Путешествие в прошлое. (Сон Обломова) | комбинированный | |
| Образ главного героя. Понятие «обломовщина». | комбинированный | обломовщина |
| Обломов и Ольга Ильинская Обломов и Штольц. | Комбинированный комбинированный | Символические образы |
| Конспект статьи Н. .Добролюбова «Что такое обломовщина?» Споры вокруг образа Обломова. | Развитие речи | |
| А.Н.Островский | | |
| Жизнь и творчество А.Н.Островского. Театр Островского. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Драма, национальный театр. Говорящие фамилии. |
| Драма «Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра и конфликта. | Изучение нового материала | |
| Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «темного царства». | Комбинированный. | самодурство |
| Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | комбинированный | «тёмное царство» кульминация |
| Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Споры вокруг образа главной героини. | Развитие речи | |
| Классное сочинение по творчеству Островского. | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | |
| И.С.Тургенев | | . |
| Жизнь и творчество И.С.Тургенева. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | |
| Сборник «Записки охотника»- обвинительный акт крепостничеству. | Семинарское занятие | |
| И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания произведения «Отцы и дети». Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Лекция беседа | нигилизм |
| «Отцы» и «дети» в романе. Эпоха и роман. | комбинированный | Кольцевая композиция |
| Любовный конфликт как испытание героев. | комбинированный | |
| Анализ эпизода «Смерть Базарова» | Развитие речи | |
| Споры вокруг романа. | Развитие речи | |
| Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | |
| Зачетная работа за 1 полугодие | Урок контроля | |
| Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Концепция мира |
| Человек и история в лирике Тютчева. «Эти бедные селенья…».«Нам не дано предугадать…» | комбинированный | «вечные проблемы», философская лирика |
| Импрессионистические приёмы в лирике Фета. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | импрессионизм |
| Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта..». «Я пришел к тебе с приветом..». | Беседа | . |
| Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье..». «Сияла ночь..». | Беседа | |
| Сочинение по творчеству Тютчева и Фета | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | |
| Н.А. Некрасов | | |
| Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Тема поэтического труда в лирике поэта. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | |
| Тема любви в лирике Некрасова | Семинарское занятие | |
| Тема народа в творчестве Некрасова | Практикум | гражданственность |
| «Кому на Руси жить хорошо» - замысел, история создания, композиция поэмы | Лекция, беседа | Фольклорная основа |
| Образы крестьян, помещиков в поэме Н. Некрасова. Образ России до реформ и после. | комбинированный | |
| Народные заступники в поэме «Кому на Руси..» | комбинированный | |
| Образ русской женщины. | | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | |
2 часа | «История одного города». Замысел, история создания, композиция. | Изучение нового материала | антиутопия |
| «Сказки» Салтыкова-Щедрина | комбинированный | |
| А.К. Толстой. | | |
| Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы поэзии. | Изучение нового материала | |
| Ф.М. Достоевский | | , |
| Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского | Лекция с элементами беседы, ИКТ | |
| История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Петербург Достоевского. | Лекция комбинированный | Психологический роман, социально-философский |
| Духовные искания героев романа. Теория Раскольникова. История семьи Мармеладовых. | Комбинированный комбинированный | |
| «Двойники» Раскольникова. | комбинированный | Оппоненты, «двойники» героя. |
| Значение образа Сони Мармеладовой в романе | комбинированный | Легенда о воскрешении Лазаря |
| Сочинение по творчеству Достоевского | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | |
| Н.С.Лесков. Своеобразие повествовательной манеры.Жанр сказа. | Лекция с элементами беседы, ИКТ | сказ |
| «Очарованный странник Тема праведничества. | комбинированный | Праведник, праведничество |
| Повесть «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало. | Комбинированный | |
| Л.Н. Толстой | | |
| Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | Лекция с элементами беседы, ИКТ | «непротивление злу насилием» |
| История создания романа »Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург. Июль1805 года». | Лекция, беседа Развитие речи | |
| Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | комбинированный. | |
| Изображение великосветского общества в романе «Война и мир» | комбинированный | |
| Семья Ростовых и семья Болконских | комбинированный | |
| Изображение Шенграбенского сражения. Аустерлиц – эпоха срама и поражений. Поиски плодотворной деятельности А.Болконским. | Комбинированный Комбинированный комбинированный | |
| Тема любви в романе | комбинированный | |
| Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе. Бородинское сражение. Анализ глав 19-39. | Изучение нового материала комбинированный | |
| Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щерьатый. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Эпилог романа. « Мысль семейная» в романе. | Комбинированный комбинированный | «мысль народная» в романе |
| А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90х гг. «Человек в футляре» | Лекция с элементами беседы, ИКТ | |
| .Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека | Изучение нового материала | |
| Комедия «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов. | Изучение нового материала | комедия |
| Символ сада в комедии. Своеобразие стиля Чехова. | комбинированный | |
| Зачетная работа за 2 полугодие | Урок контроля | |
| | | |
| «Вечные» вопросы в зарубежной литературе (по выбору) | | |
| Итоговый урок по курсу 10 класса | Урок проверки знаний и умений | |
| резервный | | |
| резервный | | |