I. Пояснительная записка
1.Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;
Авторскими программами Климанова Л. Ф., В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы
2. Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
3. Цели и задачи обучения.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
Основные задачи:
знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи.
4. Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа.
5. Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочной литературой;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
II. Основное содержание программы.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания (в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Былины. Летописи. Жития
О былинах.
«Ильины три поездочки».
Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
И вспомнил Олег коня своего...»
«Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);
А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;
2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;
3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;
4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;
5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;
7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;
2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;
3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;
4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;
2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;
2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;
3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;
2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
3. М. Пришвин. «Выскочка»;
4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;
5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;
6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;
2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;
4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;
5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина
1. И. С. Никитин. «Русь»;
2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
2. Г. Х. Андерсен. «Русалочка»;
3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Учебно-тематический план .
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития. | 9 ч |
2 | Чудесный мир классики. | 16 ч |
3 | Поэтическая тетрадь 1. | 8 ч |
4 | Литературные сказки. | 13 ч |
5 | Делу время – потехе час. | 7 ч |
6 | Страна детства. | 6 ч |
7 | Поэтическая тетрадь 2. | 5 ч |
8 | Природа и мы. | 11 ч |
9 | Поэтическая тетрадь 3. | 6 ч |
10 | Родина. | 4 ч |
11 | Страна Фантазия. | 5 ч |
12 | Зарубежная литература. | 12 ч |
| Итого: | 102 ч |
Виды проверочных работ
№ п/п | Виды проверок | 1 семестр | 2 семестр |
1 | Чтение вслух | 1 | 1 |
2 | Чтение наизусть стихотворений | 8-10 произведений |
3 | Чтение наизусть прозы | 1-2 произведения |
Скорость чтения
Класс | Входной контроль (сентябрь) | I семестр (декабрь) | II семестр (май) |
4 класс | 70 – 80слов | 80 – 90слов | 90 – 100 слов |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Знать/ понимать:
Уметь:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Летописи. Былины. Жития (9 часов) |
1 | 1 | Ознакомление с учебником. Летописи.( с.3-6) | | | |
2 | 2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»(с.7-9) | | | |
3 | 3 | «И вспомнил Олег коня своего».(с.10-11) Вн. чт. | | | |
4 | 4 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» | | | |
5 | 5 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»(с.12-16) | | | |
6 | 6 | « Три поездочки Ильи Муромца».(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)(с.17-20) Вн. чт. | | | |
7 | 7 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы (с.21-31) | | | |
8 | 8 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы (с.21-31) | | | |
9 | 9 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» Тестовые задания.(с.33-34) Вн. чт. | | | |
Чудесный мир классики.( 16 часов ) |
10 | 1 | П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). (с.36-61) | | | |
11 | 2 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».(с.36-61) | | | |
12 | 3 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П.Ершова « Конёк-Горбунок».(с.36-61) Вн. чт. | | | |
13 | 4 | А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» (с.64-68) | | | |
14 | 5 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (с.70-91) | | | |
15 | 6 | Волшебные сказки: народные и литературные. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Вн. чт. | | | |
16 | 7 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | | | |
17 | 8 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». (с.92-96) | | | |
18 | 9 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. (с.97-111) Вн. чт. | | | |
19 | 10 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Ю.Лермонтова.(с.97-111) | | | |
20 | 11 | Характеристика героев и отношение к ним в произведении М. Лермонтова «Ашик-Кериб». | | | |
21 | 12 | Л. Н. Толстой «Рассказы для детей». Л. Н. Толстого «Детство» (с.112-118) Вн. чт. | | | |
22 | 13 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень».(с.119) | | | |
23 | 14 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».(с.120-134) | | | |
24 | 15 | А. П. Чехова «Мальчики».Составление плана. Вн. чт. | | | |
25 | 16 | Обобщение по разделу. КВН «Чудесный мир классики» | | | |
Поэтическая тетрадь 1 (8 часов) |
26 | 1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко…» (с.138-140) | | | |
27 | 2 | А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».(с.141-142) Вн. чт. | | | |
28 | 3 | Е. А. Баратынский «Весна, весна!» (с.143-144) Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | | | |
29 | 4 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» (с. 145) | | | |
30 | 5 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (с.146) Вн. чт. | | | |
31 | 6 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»(с.147-149) | | | |
32 | 7 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» (с.150-151) | | | |
33 | 8 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Вн. чт. | | | |
Литературные сказки ( 13 часов) |
34 | 1 | Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»(с.156-168) | | | |
35 | 2 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | | | |
36 | 3 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Вн. чт. | | | |
37 | 4 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»(с.169-179) | | | |
38 | 5 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | | | |
39 | 6 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». (с.180-192) Вн. чт. | | | |
40 | 7 | Отражение в сказке реальной жизни, особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | | | |
41 | 8 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» (с.193-214) | | | |
42 | 9 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Вн. чт. | | | |
43 | 10 | Борьба зла и добра, торжество справедливости в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | | | |
44 | 11 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Инсценизация отрывков | | | |
45 | 12 | Обобщение по разделу « Литературные сказки». Вн. чт. | | | |
46 | 13 | Проект «Путешествие по сказкам» | | | |
Делу время – потехе час (7 часов) |
47 | 1 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» (с.4-16) | | | |
48 | 2 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца Вн. чт. | | | |
49 | 3 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | | | |
50 | 4 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта (с.17-23) | | | |
51 | 5 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» (с.24-28) Вн. чт. | | | |
52 | 6 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» (с.29-34) | | | |
53 | 7 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | | | |
Страна детства (6 часов ) |
54 | 1 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» (с.38-46) Плохое и хорошее в поступках людей, взаимоотношения детей и взрослых Вн. чт. | | | |
55 | 2 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. (с.47-58) | | | |
56 | 3 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | | | |
57 | 4 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения Вн. чт. | | | |
58 | 5 | М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.(с.59-64) | | | |
59 | 6 | Обобщение по разделу «Страна детства» | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) |
60 | 1 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», « Детская» (с.68-70) Вн. чт. | | | |
61 | 2 | С.А. Есение « Бабушкины сказки»(с.71) | | | |
62 | 3 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» | | | |
63 | 4 | М.И.Цветаева « Наши царства» (с.73) Вн. чт. | | | |
64 | 5 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | | |
Природа и мы (11 часов) |
65 | 1 | Отношения человека к природе в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»(с.76-84) | | | |
66 | 2 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» Вн. чт. | | | |
67 | 3 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.(с.85-91) | | | |
68 | 4 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» | | | |
69 | 5 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». (с.92-95) Вн. чт. | | | |
70 | 6 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении .(с.96-99) | | | |
71 | 7 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».(с.100-110) | | | |
72 | 8 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Вн. чт. | | | |
73 | 9 | Познавательный характер произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | | | |
74 | 10 | Обобщение по разделу. Проверим себя. КВН « Знатоки природы». | | | |
75 | 11 | Проект « Природа и мы». Вн. чт. | | | |
Поэтическая тетрадь 3 ( 6 часов) |
76 | 1 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень». (с.114-115) | | | |
77 | 2 | С. А. Клычкова «Весна в лесу» (с.116-117) | | | |
78 | 3 | Тема природы и Родины в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова « Сентябрь» (с.118-119) Вн. чт. | | | |
79 | 4 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка».(с.120-126) | | | |
80 | 5 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка». | | | |
81 | 6 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Вн. чт. | | | |
Родина (4 часа) |
82 | 1 | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» (с.128-132) | | | |
83 | 2 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» .(с.133-135) | | | |
84 | 3 | А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» (с.138) Вн. чт. | | | |
85 | 4 | Наши проекты «Они защищали Родину». | | | |
Страна фантазия (5 часа) |
86 | 1 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» (с.144-149) | | | |
87 | 2 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра Вн. чт. | | | |
88 | 3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» (с.150-157) | | | |
89 | 4 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | | | |
90 | 5 | Обобщающий урок по теме «Страна фантазия». Вн. чт. | | | |
Зарубежная литература (12 часов) |
91 | 1 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта « Путешествие Гулливера».(с.160-165) | | | |
92 | 2 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта « Путешествие Гулливера».(с.160-165) | | | |
93 | 3 | Творчество Г. Х. Андерсена. Персонажи сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».(с.167-193) Вн. чт. | | | |
94 | 4 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» | | | |
95 | 5 | Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка». | | | |
96 | 6 | Герои произведения М. Твена «Приключения Тома Соейра».(с.194-200) Вн. чт. | | | |
97 | 7 | Сравнение героев и их поступков М. Твен «Приключения Тома Сойера». | | | |
98 | 8 | Комплексная контрольная работа | | | |
99 | 9 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» (с.201-208) Вн. чт. | | | |
100 | 10 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» (с.209-216) | | | |
101 | 11 | С. Лагерлеф «В Назарете». | | | |
102 | 12 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Литературная игра. Вн. чт. | | | |
Список рекомендуемой литературы к внеклассному чтению
Садко. Былина;
Василиса Прекрасная. Русская народная сказка;
Андерсен Г.Х. Снежная королева; Свинопас; Стойкий оловянный солдатик; Новое платье короля; Гадкий утенок;
Гауф В. Калиф-аист;
Жуковский В.А. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери;
Бианки В.В. Чей нос лучше?
Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе;
Сетон-Томпсон Э. Чинк; Уличный певец;
Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома;
Алексин А.Г. В стране вечных каникул;
Булычев К. Заповедник сказок;
Лагин Л.И. Старик Хоттабыч;
Волков А.М. Урфин Джюс и его деревянные солдаты;
Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;
Барри Д. Питер Пэн;
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Лённеберги;
Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода;
Родари Д. Джельсомино в стране Лгунов;
Янсон Т. Шляпа волшебника;
Кассиль Л.А. Огнеопасный груз, У классной доски;
Верейская Е.Н. Три девочки;
Пантелеев Л. На ялике; Главный инженер;
Гайдар А. П. Дым в лесу; Военная тайна;
Носов Н.Н. Про Гешу, Федина задача, Телефон, Дружок, Огородники;
Зощенко М.М. Рассказы для детей;
Осеева В.А. Рыжий кот; Простое дело;
Алексин А.Г.Саша и Шура.