СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Для образовательных учреждений Луганской Народной Республики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению.»

I. Пояснительная записка

1.Статус программы

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.

Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;

  2. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;

  3. Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;

  4. Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;

  5. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));

http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;

  1. Авторскими программами Климанова Л. Ф., В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы

2. Общая характеристика учебного предмета

 Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

 Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

   Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

 Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.



3. Цели и задачи обучения.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов

Основные задачи:

  • знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;

  • формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

  • введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;

  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи.



4. Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  102 часа.



5. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;

  • осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.



II. Основное содержание программы.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания (в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Былины. Летописи. Жития 

О былинах.

 «Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

 «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

И вспомнил Олег коня своего...»

 «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы 

  1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

  2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

  3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

  4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь 

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;

2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;

5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;

6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

3. М. Пришвин. «Выскочка»;

4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;

6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

1. И. С. Никитин. «Русь»;

2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;

3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;

4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература 

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

2. Г. Х. Андерсен. «Русалочка»;

3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Учебно-тематический план .

№ п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития.

9 ч

2

Чудесный мир классики.

16 ч

3

Поэтическая тетрадь 1.

8 ч

4

Литературные сказки.

13 ч

5

Делу время – потехе час.

7 ч

6

Страна детства.

6 ч

7

Поэтическая тетрадь 2.

5 ч

8

Природа и мы.

11 ч

9

Поэтическая тетрадь 3.

6 ч

10

Родина.

4 ч

11

Страна Фантазия.

5 ч

12

Зарубежная литература.

12 ч


Итого:

102 ч

Виды проверочных работ

№ п/п

Виды проверок

1 семестр

2 семестр

1

Чтение вслух

1

1

2

Чтение наизусть стихотворений

8-10 произведений

3

Чтение наизусть прозы

1-2 произведения


Скорость чтения


Класс

Входной контроль

(сентябрь)

I семестр

(декабрь)

II семестр

(май)

4 класс

70 – 80слов

80 – 90слов

90 – 100 слов


III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

  •  понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;

  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  •  давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Знать/ понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). 

Календарно-тематическое планирование.

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Летописи. Былины. Жития (9 часов)

1

1

Ознакомление с учебником. Летописи.( с.3-6)




2

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»(с.7-9)




3

3

«И вспомнил Олег коня своего».(с.10-11) Вн. чт.




4

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»




5

5

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»(с.12-16)




6

6

« Три поездочки Ильи Муромца».(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)(с.17-20) Вн. чт.




7

7

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы (с.21-31)




8

8

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы (с.21-31)




9

9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» Тестовые задания.(с.33-34) Вн. чт.




Чудесный мир классики.( 16 часов )

10

1

П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). (с.36-61)




11

2

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».(с.36-61)




12

3

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П.Ершова « Конёк-Горбунок».(с.36-61) Вн. чт.




13

4

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» (с.64-68)




14

5

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (с.70-91)




15

6

Волшебные сказки: народные и литературные. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Вн. чт.




16

7

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».




17

8

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». (с.92-96)




18

9

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. (с.97-111) Вн. чт.




19

10

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Ю.Лермонтова.(с.97-111)




20

11

Характеристика героев и отношение к ним в произведении  М. Лермонтова «Ашик-Кериб».




21

12

Л. Н. Толстой «Рассказы для детей». Л. Н. Толстого «Детство» (с.112-118) Вн. чт.




22

13

Л. Толстой «Как мужик убрал  камень».(с.119)




23

14

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».(с.120-134)




24

15

А. П. Чехова «Мальчики».Составление плана. Вн. чт.




25

16

Обобщение по разделу.

КВН «Чудесный мир классики»




Поэтическая тетрадь 1 (8 часов)

26

1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко…»

(с.138-140)




27

2

А. Фет.  «Бабочка»,  «Весенний дождь».(с.141-142) Вн. чт.




28

3

 Е. А. Баратынский  «Весна, весна!» (с.143-144)

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»




29

4

А. Н. Плещеев «Дети и птичка» (с. 145)




30

5

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (с.146) Вн. чт.




31

6

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»(с.147-149)




32

7

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» (с.150-151)




33

8

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Вн. чт.




Литературные сказки ( 13 часов)

34

1

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»(с.156-168)




35

2



Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»




36

3

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Вн. чт.




37

4

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»(с.169-179)




38

5

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»




39

6

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». (с.180-192) Вн. чт.




40

7

Отражение в сказке реальной жизни, особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»




41

8

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

(с.193-214)




42

9

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Вн. чт.




43

10

Борьба зла и добра, торжество справедливости в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».




44

11

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Инсценизация отрывков




45

12

Обобщение по разделу « Литературные сказки». Вн. чт.




46

13

Проект «Путешествие по сказкам»




Делу время – потехе час (7 часов)

47

1

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» (с.4-16)




48

2

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца Вн. чт.




49

3

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца




50

4

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта (с.17-23)




51

5

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» (с.24-28) Вн. чт.




52

6

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» (с.29-34)




53

7

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»




Страна детства (6 часов )

54

1

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» (с.38-46)

Плохое и хорошее в поступках людей, взаимоотношения детей и взрослых Вн. чт.




55

2

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. (с.47-58)




56

3

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»




57

4

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения Вн. чт.




58

5

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.(с.59-64)




59

6

Обобщение по разделу «Страна детства»




Поэтическая тетрадь 2 (5 часов)

60

1

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», « Детская» (с.68-70) Вн. чт.




61

2

С.А. Есение « Бабушкины сказки»(с.71)




62

3

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»




63

4

М.И.Цветаева « Наши царства» (с.73) Вн. чт.




64

5

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».




Природа и мы (11 часов)

65

1

Отношения человека к природе в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»(с.76-84)




66

2

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» Вн. чт.




67

3

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.(с.85-91)




68

4

А. И. Куприн « Барбос и Жулька»




69

5

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». (с.92-95) Вн. чт.




70

6

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении .(с.96-99)




71

7

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».(с.100-110)




72

8

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Вн. чт.




73

9

Познавательный характер произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».




74

10

Обобщение по разделу. Проверим себя. КВН « Знатоки природы».




75

11

Проект « Природа и мы». Вн. чт.




Поэтическая тетрадь 3 ( 6 часов)

76

1

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень». (с.114-115)




77

2

С. А. Клычкова «Весна в лесу» (с.116-117)




78

3

Тема природы и Родины в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова « Сентябрь» (с.118-119) Вн. чт.




79

4

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка».(с.120-126)




80

5

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка».




81

6

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Вн. чт.




Родина (4 часа)

82

1

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» (с.128-132)




83

2

Патриотическое звучание, выразительность стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» .(с.133-135)




84

3

А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» (с.138) Вн. чт.




85

4

Наши проекты «Они защищали Родину».




Страна фантазия (5 часа)

86

1

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» (с.144-149)




87

2

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра Вн. чт.




88

3

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (с.150-157)




89

4

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра




90

5

Обобщающий урок по теме «Страна фантазия». Вн. чт.




Зарубежная литература (12 часов)

91

1

Фантастические события, персонажи в произведении  Д. Свифта « Путешествие Гулливера».(с.160-165)




92

2

Фантастические события, персонажи в произведении  Д. Свифта « Путешествие Гулливера».(с.160-165)




93

3

Творчество Г. Х. Андерсена. Персонажи сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».(с.167-193) Вн. чт.




94

4

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»




95

5

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г. Х.  Андерсена «Русалочка».




96

6

Герои произведения М. Твена «Приключения Тома Соейра».(с.194-200) Вн. чт.




97

7

Сравнение героев и их поступков М. Твен «Приключения Тома Сойера».




98

8

Комплексная контрольная работа




99

9

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» (с.201-208) Вн. чт.




100

10

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» (с.209-216)




101

11

С. Лагерлеф «В Назарете».




102

12

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Литературная игра. Вн. чт.






Список рекомендуемой литературы к внеклассному чтению

Садко. Былина;

Василиса Прекрасная. Русская народная сказка;

Андерсен Г.Х. Снежная королева; Свинопас; Стойкий оловянный солдатик; Новое платье короля; Гадкий утенок;

Гауф В. Калиф-аист;

Жуковский В.А. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери;

Бианки В.В. Чей нос лучше?

Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе;

Сетон-Томпсон Э. Чинк; Уличный певец;

Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома;

Алексин А.Г. В стране вечных каникул;

Булычев К. Заповедник сказок;

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч;

Волков А.М. Урфин Джюс и его деревянные солдаты;

Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;

Барри Д. Питер Пэн;

Линдгрен А. Приключения Эмиля из Лённеберги;

Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода;

Родари Д. Джельсомино в стране Лгунов;

Янсон Т. Шляпа волшебника;                                



Кассиль Л.А. Огнеопасный груз, У классной доски;

Верейская Е.Н. Три девочки;

Пантелеев Л. На ялике; Главный инженер;

Гайдар А. П. Дым в лесу; Военная тайна;

Носов Н.Н. Про Гешу, Федина задача, Телефон, Дружок, Огородники;

Зощенко М.М. Рассказы для детей;

Осеева В.А. Рыжий кот; Простое дело;

Алексин А.Г.Саша и Шура.