СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК Гармония.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Благодатенская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области


Рассмотрена

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

Протокол от «29»августа 2016г. №1

Руководитель МО __________ Громенко В.В.

Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________Раздобарова В.А.

«30» августа 2016г

Принята

Решение педагогического совета

от 01.09. 2016г.

протокол №1

Утверждена

Приказ

от 1.09.2016г. №1- 45

директор школы

_____________ Лобанова Т.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3-4 класс

Количество часов 272

Базовый уровень

Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна


Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О.В.Кубасовой: «Литературное чтение»

2016- 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией О.В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) к учебнику О.В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» 3 класс (Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2013 год).

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией О.В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) к учебнику О.В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» 4 класс (Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2014 год).

Программа рассчитана на 136 часов 4 часа в неделю и предназначена для обучающихся 3 класса.

Для обучающихся 4 класса программа рассчитана на 136 часов 4 часа в неделю.

Итого 272 часа.


Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

в 3 классе

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
^ Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3- м классе является формирование следующих умений:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
^ Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказхарактеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
^ Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • составлять сложный план


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ


1.НАВЫК ЧТЕНИЯ

Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

– уметь прогнозировать содержание читаемого;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– формулировать тему небольшого текста;

– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– находить главную мысль, сформулированную в тексте;

– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 70-80 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Школьники должны уметь:

– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

– выявлять авторское отношение к персонажам;

– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

– выделять эпизод из текста;

– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

– восстанавливать деформированный картинный план;

– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

– составлять картинный план;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

– правильно называть книгу (автор, заглавие);

– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

– ориентироваться в книге;

– работать с Содержанием (оглавлением);

– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

– расширить базу видожанровых и тематических литературных впечатлений;

– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

– читать по ролям;

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

– графически иллюстрировать прочитанное;

– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста;




Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

4 класс

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

  • Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

  • Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

  • Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

  • Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

  • Формирование привычки к рефлексии.

  • Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

  • Формирование готовности к сотрудничеству с людьми, дружелюбие, коллективизм.

  • Развитие мышления, внимания, памяти.

  • Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты:

Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.

  • Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

  • Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

  • Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими предметами.

  • Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с

мировой и художественной литературой.

  • Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

  • Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.

  • Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • использовать знаково-символические средства;

  • сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • применять установленные правила;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

  • корректировать свои действия;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • формулировать собственное мнение;

  • слушать собеседника;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

  • соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

  • Личностные результаты:

  • В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

  • адекватная положительная мотивация к обучению;

  • личная ответственность за свои поступки;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • навыки сотрудничества в различных ситуациях;

  • этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

Предметные результаты:

Формирование положительной мотивации к чтению.

  • Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

  • Развитие воссоздающего воображения.

  • Обучение адекватному восприятию читаемого.

  • Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

  • Совершенствование всех сторон навыка чтения.

  • Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком написал.

  • Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.

  • Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

  • Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

  • Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

  • Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.

  • Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

  • Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

  • Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

  • Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

Развитие литературных способностей.

  • Читать выразительно




ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

  • К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  •  осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов вмин, про себя — 115 - 120 слов вмин; прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

  • выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

  • составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

  •      выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

  • организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

  • ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

  •     пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.

  •                      К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

  • основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

  •                        Развитие творческих способностей.

  • К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • воспринимать произведения в соответствии с их видожанровыми характеристиками;

  • характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

  • различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

  • составлять представление о писателе на основе его произведения;

  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

  • использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

  • иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

  • составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;

  • создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.


Содержание учебного предмета

3 класс


Круг чтения.

В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.

Труд человека кормит, а лень портит. (12 ч.)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»;Р.Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. (8 ч.)

Русские народные сказки:«Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория»

Унылая пора! Очей очарованье… (6 ч.)

К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали…»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К.;Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…»;

Много хватать – своё потерять ( 4 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я.Л. Аким «Жадина»; В.В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча»

Тайное всегда становится явным (11 ч.)

В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы… (3 ч.)

С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

Снег летает и сверкает… (9 ч.)

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»;

В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…».

Каждый свое получил (18 ч.)

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (8 ч.)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

3а доброе дело стой смело (9 ч.)

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;

С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «…Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».

Весна идет, весне дорогу!.. (9 ч.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин«Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Весна» («Песни жаворонков снова…»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась…»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

Любовь — волшебная страна (14 ч.)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым…»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом (11 ч.)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».



4 класс


С. Михалков. Гимн РФ (1ч)


Что за прелесть эти сказки!.. (19ч).

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».


О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (4 ч).

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).


Уж сколько раз твердили миру... Басни (5 ч).

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».


Оглянись вокруг. Рассказы (19 ч).

М. Пришвин, «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»;С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».


Золотая колесница. Мифы Древней Греции (3 ч).

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».


В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (7 ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех…», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Самого главного глазами не увидишь (7 ч.)

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (7ч).

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».


Мир волшебных звуков. Поэзия (14 ч).

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкиныштучки»;С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».


Когда, зачем и почему? Познавательная литература (16 ч).

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».






Учебно- тематический план

3 класс

Название раздела

Количество часов

Труд человека кормит, а лень портит.

12 часов

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

8 часов

Унылая пора! Очей очарованье!

6 часов

Много хватать – свое потерять.

4 часа

Тайное всегда становится явным.

11 часов

Ежели вы вежливы…

3 часа

Снег летает и сверкает…

9 часов

Каждый свое получил.

18 часов

Жизнь дана на добрые дела.

8 часов

За доброе дело стой смело.

9 часов

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

14 часов

Весна идет, весне дорогу!

9 часов

Любовь – волшебная страна.

14 часов

Чудесное рядом.

11 часов



4 класс


Название раздела

Количество часов


 С. Михалков. Гимн РФ

1

Что за прелесть эти сказки!..

19

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины

4

Уж сколько раз твердили миру... Басни

5

Оглянись вокруг. Рассказы

19

Золотая колесница. Мифы Древней Греции

3

В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания

7

«Самого главного глазами не увидишь»

7

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы

7

Мир волшебных звуков. Поэзия

14

Когда, зачем и почему? Познавательная литература


16











Согласовано

заместитель директора по УВР________________/ Раздобарова В.А./

«30» августа 2016 года

МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению

(указать предмет, курс, модуль)


КЛАСС 3

Учитель начальных классов Пилипович Нина Павловна

Количество часов: всего 136 часов ; в неделю 4 часа


Принята Решение педагогического совета от 01.09. 2016г. Протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2016г. №1- 45

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)






п/п

Название

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Примечание

1-2


Труд человека кормит, а лень портит.

12 часов

Р. Сеф. «Лопата»; Е. Карганова. «Лекарство без рецепта»

2

ОНЗ

ФСУН

Текущий




3


К. Ушинский. «Как рубашка в поле выросла»

1

ОНЗ


Текущий




4


Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин. «Бревно»

1

ОНЗ


Текущий




5


Русская народная сказка «Кому горшок мыть»;

1

ОНЗ


Текущий




6


С. Маршак. «Старуха, дверь закрой!»

1

ОНЗ


Текущий




7-8


Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

3


ОНЗ

ФСУН


Текущий




9


И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

1

ОНЗ


Текущий




10


Африканская сказка «Лентяйка»

1

ОНЗ


Текущий




11


Р. Сеф. «Странное дело»

1

ОНЗ


Текущий




12


Обобщение по разделу: «Труд человека кормит, а лень портит»

1

ОСЗ

Итоговый




13-14

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

8 часов

Русская народная сказка « Дочь - семилетка»


2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




15-16


Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

3

ОНЗ

ФСУН


Текущий




17-18


Армянская сказка «Золотое яблоко»

1

ОНЗ

Текущий




19-20


Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» Обобщение по разделу

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




21

«Унылая пора! Очей очарованье!»

6 часов

К. Бальмонт. «Осень»;

1

ОНЗ


Текущий




22


И. Соколов- Микитов. «Листопадничек».

1

ОНЗ


Текущий




23


Ф. Тютчев, «Листья»; А. Фет. «Ласточки пропали»

1

ОНЗ


Текущий




24-25


К. Паустовский. «Барсучий нос»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




26


А. Пушкин. «Осень» (отрывок); М. Лермонтов. «Осень»;

Н.А.Некрасов «Славная осень» Обобщающий урок

1

ОНЗ


Текущий




27

«Много хватать- своё потерять»

4 часа

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1

ОНЗ

ФСУН


Текущий




28


Я. Аким. «Жадина»,

1

ОНЗ


Текущий




29


В. Зотов. «Бабушкин халат»

1

ОНЗ


Текущий




30


Д. Родари. «Солнце и туча» Обобщающий урок

1

ОНЗ


Текущий




31

«Тайное всегда становится явным»

11 часов

Д. Драгунский. «Тайное становится явным»

1

ОНЗ


Текущий




32-33


Н. Носов. «Огурцы»

2

ОНЗ


Текущий




34-35


В. Осеева. «Почему?»

2


ОНЗ

ФСУН


Текущий




36-37


Шведская сказка «Принцесса- лгунья»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




38-39


Л. Пантелеев. «Честное слово»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




40


Обобщающий урок по разделу: «Тайное всегда становится явным»

1

ОСЗ

Тематический




41


Проверка техники чтения

1

КП

Итоговый




42

«Ежели вы вежливы»

3 часа

С. Маршак. «Урок вежливости

1

ОНЗ


Текущий




43


И. Пивоварова. «Вежливый ослик» Б. Заходер. «Очень вежливый индюк»

1

ОНЗ


Текущий




44


В. Осеева. «Волшебное слово»

1

ОНЗ


Текущий




45

«Снег летает и сверкает…»

9 часов

С. Есенин. «Береза»

Кн2

1

ОНЗ


Текущий




46


М. Пришвин. «Деревья в лесу»

1

ОНЗ


Текущий




47


Н. Никитин. «Весело сияет...»;

1

ОНЗ


Текущий




48


А. Пушкин. «Зимний вечер»

1

ОНЗ


Текущий




49


A. Блок. «Ветхая избушка»; И. Суриков, «Детство»

1

ОНЗ


Текущий




50


3. Александрова. «Снежок»; С. Чёрный. «На коньках»

1

ОНЗ


Текущий




51


B. Драгунский. «Кот в сапогах»

1

ОНЗ


Текущий




52


C. Дрожжин. «Снег летает и сверкает...»; К. Бальмонт. «Снежинка»;

1

ОНЗ


Текущий




53


С. Есенин. «Пороша», «Поет зима, аукает...»

1

ОНЗ


Текущий




54

Каждый своё получит

18 часов

Эстонская сказка «Каждый свое получил»

1

ОНЗ


Текущий




55


Латышская скалка «Два брата»

1

ОНЗ


Текущий




56


Ю. Ярмыш. «Добрый Клен», «Озеро»

1

ОНЗ


Текущий




57


Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

1

ОНЗ


Текущий




58


И. Крылов. «Чиж и Голубь»;

1

ОНЗ


Текущий




59


Л. Толстой. «Белка и волк», «Комар и лев»

1

ОНЗ


Текущий




60-61


Г. Ладонщиков. «В старой сказке»; Русская народная сказка «Баба-Яга»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




62


Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

1

ОНЗ


Текущий




63-64


Б. Заходер «Серая Звездочка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




65-66


Английская народная сказка «Хромая Молли»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




67-68


Чешская сказка «Златовласка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




69-70


Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




71


Ю. Мориц. «Песенка про сказку» Проверка техники чтения

1

ОНЗ


Текущий




72

Жизнь дана на добрые дела 8 часов

Ю. Мориц. «Разговарива­ли вещи»,

1

ОНЗ


Текущий




73


Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

1

ОНЗ


Текущий




74-75


Х.К. Андерсен. «Ель»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




76-77


Е. Пермяк. «Некрасивая елка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




78


Е. Клюев. «Сказки простого карандаша»

1

ОНЗ


Текущий




79


Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела»

1


ОСЗ

Тематический




80-81

За доброе дело стой смело

9 часов

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

2

Уч. ч 3


ОНЗ

ФСУН


Текущий




82


Н. Артюхова. «Трусиха»;

1

ОНЗ


Текущий




83


Э. Киселева. «Мальчик-Огонек»

1

ОНЗ


Текущий




84-85


Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




86


B, Высоцкий. «Он не вернулся из боя...»;

1

ОНЗ


Текущий




87


С. Баруздин. «Страшный клад»

1

ОНЗ


Текущий




88


C. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

1

ОНЗ


Текущий




89

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

14 часов

В. Осеева. «Печенье», «Лекарство».

1

ОНЗ


Текущий




90


Б. Емельянов «Мамины руки»

1

ОНЗ


Текущий




91


Л. Яковлев. «Альбом фотографий»; Л. Квитко. «Бабушкины руки»

1

ОНЗ


Текущий




92


В. Драгунский. «...Бы»

1

ОНЗ


Текущий




93


Н. Артюхова. «Трудный вечер»

1

ОНЗ


Текущий




94-95


М. Зощенко. «Золотые слова»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




96


Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

ОНЗ


Текущий




97-98


Испанская сказка «Птица-Правда»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




99-100


А. Платонов. «Разноцветная бабочка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




101-102


Русская народная сказка «Подземные царства»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




103

Весна идёт, весне дорогу. 9 часов Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»

1

ОНЗ


Текущий




104


М. Пришвин. «Капля и камень» ;

В. Железников. «Три ветки мимозы»

1

ОНЗ


Текущий




105


И. Северянин. «Отчего?»; Г. Новицкая. «Подснежник»; В. Берестов. «Мать-и-мачеха»

1

ОНЗ


Текущий




106


Н. Гоголь. «Весна, долго задерживаемая холодами..,»; А. Плещеев. «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»); «Весна»

1

ОНЗ


Текущий




107-108


К. Паустовский. «Стальное колечко»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




109


А. Майков. «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье...»;

1

ОНЗ


Текущий




110


А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»; А.П. Чехов «Весной» Я. Аким. «Апрель»

1

ОНЗ


Текущий




111


А. Блок. «Вербочки»; Л. Чарская. «Дивные звуки»; Е.А. Благинина «Черёмуха»

1

ОНЗ


Текущий




112

Любовь – волшебная страна

14 часов

В. Берестов. «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;

1

Уч. 4 часть

ОНЗ


Текущий




113-114


Н. Вагнер. «Сказка»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




115-116


Братья Гримм. «Рапунцель»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




117-118


Французская сказка «Красавица и чудовище»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




119


Х.К. Андерсен. «Ромашка»

1

ОНЗ


Текущий




120


Ш. Сильверстайн. «Щедрое дерево»

1

ОНЗ


Текущий




121-122


Русская народная сказка «Перышко Финиста — Ясна сокола»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




123-124


Польская песенка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




125


И. Тургенев. «Воробей»

1

ОНЗ


Текущий




126

Чудесное рядом

11 часов

Р. Сеф. «Чудо»; А. Прокофьев. «Люблю березку русскую...»;

1

ОНЗ


Текущий




127


К. Паустовский. «Заботливый цветок»

1

ОНЗ


Текущий




128


В. Жуковский. «Родного неба милый свет...»; С. Маршак. «О том, как хороша природа»;

1

ОНЗ


Текущий




129


Н. Абрамцева. «Радуга». Ю. Могутин. «Берег бродячих камешков»;

1

ОНЗ


Текущий




130


М. Пришвин «Дятел»

1

ОНЗ


Текущий




131-132


В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

2

ОНЗ

ФСУН


Текущий




133


О. Дриз. «Счастье»; Б. Заходер. «Что красивей всего?»;

1

ОНЗ


Текущий




134


Белорусская сказка «Музыка-чародейник»;

1

ОНЗ


Текущий




135


Итальянская сказка «Тайна Флорио»

1

ОНЗ

ФСУН


Текущий




136


И. Мазнин. «Давайте дружить»; Ю. Ким. «Летучий ковер»; В.С. Шефнер «Миг»

1

ОНЗ


Текущий








































Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методический комплекс

Для учителя:

- печатные пособия
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.
для учащихся:

1.Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Учебник в 4-х частях.

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь.

3. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы». Тесты.

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012.

-мультимедийные пособия

1.Комплект «Любимые страницы».1 - 4 классы.

-образовательные Интернет-ресурсы

  • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

  • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

  • Учебное оборудование.

Наименование

К-во

Марка

Инвентарный

номер

1

Мультимедийный проектор

1

CASIO

10134084

2

Интерактивная доска

1

DYMO

Mimio Teack

10134092

3

Ноутбук

1

Packord bell

10134087