Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Благодатенская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области
Рассмотрена Протокол заседания МО учителей начальных классов Протокол от «29»августа 2016г. №1 Руководитель МО __________ Громенко В.В. | Согласована Заместитель директора по УВР: __________Раздобарова В.А. «30» августа 2016г | Принята Решение педагогического совета от 01.09. 2016г. протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2016г. №1- 45 директор школы _____________ Лобанова Т.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
3-4 класс
Количество часов 272
Базовый уровень
Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О.В.Кубасовой: «Литературное чтение»
2016- 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией О.В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) к учебнику О.В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» 3 класс (Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2013 год).
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией О.В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) к учебнику О.В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» 4 класс (Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2014 год).
Программа рассчитана на 136 часов 4 часа в неделю и предназначена для обучающихся 3 класса.
Для обучающихся 4 класса программа рассчитана на 136 часов 4 часа в неделю.
Итого 272 часа.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
в 3 классе
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
^ Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3- м классе является формирование следующих умений:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
^ Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказхарактеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
^ Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
1.НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения
Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:
– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
– определять эмоциональный характер текста;
– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
– уметь прогнозировать содержание читаемого;
– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
– формулировать тему небольшого текста;
– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
– находить главную мысль, сформулированную в тексте;
– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Правильность чтения:
плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтения:
К концу учебного года — 70-80 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».
Выразительность чтения:
Обучающиеся должны уметь:
– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
2.РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ
Школьники должны уметь:
– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;
– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
– выявлять авторское отношение к персонажам;
– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;
– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
– выделять эпизод из текста;
– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
– восстанавливать деформированный картинный план;
– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
– составлять картинный план;
– пересказывать с опорой на картинный план;
– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
– правильно называть книгу (автор, заглавие);
– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
– ориентироваться в книге;
– работать с Содержанием (оглавлением);
– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся должны:
– расширить базу видожанровых и тематических литературных впечатлений;
– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Развитие творческих способностей
Обучающиеся должны уметь:
– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
– читать по ролям;
– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
– графически иллюстрировать прочитанное;
– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста;
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
4 класс
Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.
Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Формирование привычки к рефлексии.
Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Формирование готовности к сотрудничеству с людьми, дружелюбие, коллективизм.
Развитие мышления, внимания, памяти.
Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты:
Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими предметами.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
мировой и художественной литературой.
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
использовать знаково-символические средства;
сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;
формулировать и удерживать учебную задачу;
применять установленные правила;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
корректировать свои действия;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
формулировать собственное мнение;
слушать собеседника;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;
Личностные результаты:
В процессе обучения у учащихся будет сформировано:
адекватная положительная мотивация к обучению;
личная ответственность за свои поступки;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в различных ситуациях;
этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.
Предметные результаты:
Формирование положительной мотивации к чтению.
Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
Развитие воссоздающего воображения.
Обучение адекватному восприятию читаемого.
Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
Совершенствование всех сторон навыка чтения.
Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком написал.
Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.
Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
Развитие литературных способностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов вмин, про себя — 115 - 120 слов вмин; прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);
основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
Развитие творческих способностей.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
воспринимать произведения в соответствии с их видожанровыми характеристиками;
характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
составлять представление о писателе на основе его произведения;
пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;
создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.
Содержание учебного предмета
3 класс
Круг чтения.
В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.
Труд человека кормит, а лень портит. (12 ч.)
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»;Р.Сеф «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. (8 ч.)
Русские народные сказки:«Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория»
Унылая пора! Очей очарованье… (6 ч.)
К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали…»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К.;Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…»;
Много хватать – своё потерять ( 4 ч.)
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я.Л. Аким «Жадина»; В.В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча»
Тайное всегда становится явным (11 ч.)
В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
Ежели вы вежливы… (3 ч.)
С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
Снег летает и сверкает… (9 ч.)
С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»;
В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…».
Каждый свое получил (18 ч.)
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (8 ч.)
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
3а доброе дело стой смело (9 ч.)
Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;
С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.)
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «…Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».
Весна идет, весне дорогу!.. (9 ч.)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин«Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Весна» («Песни жаворонков снова…»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась…»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».
Любовь — волшебная страна (14 ч.)
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым…»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».
Чудесное — рядом (11 ч.)
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».
4 класс
С. Михалков. Гимн РФ (1ч)
Что за прелесть эти сказки!.. (19ч).
И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (4 ч).
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... Басни (5 ч).
Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».
Оглянись вокруг. Рассказы (19 ч).
М. Пришвин, «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»;С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».
Золотая колесница. Мифы Древней Греции (3 ч).
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (7 ч).
«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех…», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».
Самого главного глазами не увидишь (7 ч.)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (7ч).
С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков. Поэзия (14 ч).
В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкиныштучки»;С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (16 ч).
Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».
Учебно- тематический план
3 класс
Название раздела | Количество часов |
Труд человека кормит, а лень портит. | 12 часов |
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. | 8 часов |
Унылая пора! Очей очарованье! | 6 часов |
Много хватать – свое потерять. | 4 часа |
Тайное всегда становится явным. | 11 часов |
Ежели вы вежливы… | 3 часа |
Снег летает и сверкает… | 9 часов |
Каждый свое получил. | 18 часов |
Жизнь дана на добрые дела. | 8 часов |
За доброе дело стой смело. | 9 часов |
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. | 14 часов |
Весна идет, весне дорогу! | 9 часов |
Любовь – волшебная страна. | 14 часов |
Чудесное рядом. | 11 часов |
4 класс
Название раздела | Количество часов |
С. Михалков. Гимн РФ | 1 |
Что за прелесть эти сказки!.. | 19 |
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины | 4 |
Уж сколько раз твердили миру... Басни | 5 |
Оглянись вокруг. Рассказы | 19 |
Золотая колесница. Мифы Древней Греции | 3 |
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания | 7 |
«Самого главного глазами не увидишь» | 7 |
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы | 7 |
Мир волшебных звуков. Поэзия | 14 |
Когда, зачем и почему? Познавательная литература | 16 |
Согласовано
заместитель директора по УВР________________/ Раздобарова В.А./
«30» августа 2016 года
МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению
(указать предмет, курс, модуль)
КЛАСС 3
Учитель начальных классов Пилипович Нина Павловна
Количество часов: всего 136 часов ; в неделю 4 часа
Принята Решение педагогического совета от 01.09. 2016г. Протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2016г. №1- 45
(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата план | Дата факт | Примечание |
1-2 | Труд человека кормит, а лень портит. 12 часов | Р. Сеф. «Лопата»; Е. Карганова. «Лекарство без рецепта» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
3 | | К. Ушинский. «Как рубашка в поле выросла» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
4 | | Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин. «Бревно» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
5 | | Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
6 | | С. Маршак. «Старуха, дверь закрой!» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
7-8 | | Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | 3 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
9 | | И. Крылов. «Стрекоза и Муравей» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
10 | | Африканская сказка «Лентяйка» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
11 | | Р. Сеф. «Странное дело» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
12 | | Обобщение по разделу: «Труд человека кормит, а лень портит» | 1 | ОСЗ | Итоговый | | | |
13-14 | «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» 8 часов | Русская народная сказка « Дочь - семилетка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
15-16 | | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 3 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
17-18 | | Армянская сказка «Золотое яблоко» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
19-20 | | Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» Обобщение по разделу | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
21 | «Унылая пора! Очей очарованье!» 6 часов | К. Бальмонт. «Осень»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
22 | | И. Соколов- Микитов. «Листопадничек». | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
23 | | Ф. Тютчев, «Листья»; А. Фет. «Ласточки пропали» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
24-25 | | К. Паустовский. «Барсучий нос» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
26 | | А. Пушкин. «Осень» (отрывок); М. Лермонтов. «Осень»; Н.А.Некрасов «Славная осень» Обобщающий урок | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
27 | «Много хватать- своё потерять» 4 часа | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» | 1 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
28 | | Я. Аким. «Жадина», | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
29 | | В. Зотов. «Бабушкин халат» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
30 | | Д. Родари. «Солнце и туча» Обобщающий урок | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
31 | «Тайное всегда становится явным» 11 часов | Д. Драгунский. «Тайное становится явным» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
32-33 | | Н. Носов. «Огурцы» | 2 | ОНЗ | Текущий | | | |
34-35 | | В. Осеева. «Почему?» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
36-37 | | Шведская сказка «Принцесса- лгунья» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
38-39 | | Л. Пантелеев. «Честное слово» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
40 | | Обобщающий урок по разделу: «Тайное всегда становится явным» | 1 | ОСЗ | Тематический | | | |
41 | | Проверка техники чтения | 1 | КП | Итоговый | | | |
42 | «Ежели вы вежливы» 3 часа | С. Маршак. «Урок вежливости | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
43 | | И. Пивоварова. «Вежливый ослик» Б. Заходер. «Очень вежливый индюк» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
44 | | В. Осеева. «Волшебное слово» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
45 | «Снег летает и сверкает…» 9 часов | С. Есенин. «Береза» | Кн2 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
46 | | М. Пришвин. «Деревья в лесу» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
47 | | Н. Никитин. «Весело сияет...»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
48 | | А. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
49 | | A. Блок. «Ветхая избушка»; И. Суриков, «Детство» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
50 | | 3. Александрова. «Снежок»; С. Чёрный. «На коньках» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
51 | | B. Драгунский. «Кот в сапогах» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
52 | | C. Дрожжин. «Снег летает и сверкает...»; К. Бальмонт. «Снежинка»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
53 | | С. Есенин. «Пороша», «Поет зима, аукает...» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
54 | Каждый своё получит 18 часов | Эстонская сказка «Каждый свое получил» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
55 | | Латышская скалка «Два брата» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
56 | | Ю. Ярмыш. «Добрый Клен», «Озеро» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
57 | | Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
58 | | И. Крылов. «Чиж и Голубь»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
59 | | Л. Толстой. «Белка и волк», «Комар и лев» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
60-61 | | Г. Ладонщиков. «В старой сказке»; Русская народная сказка «Баба-Яга» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
62 | | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
63-64 | | Б. Заходер «Серая Звездочка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
65-66 | | Английская народная сказка «Хромая Молли» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
67-68 | | Чешская сказка «Златовласка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
69-70 | | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
71 | | Ю. Мориц. «Песенка про сказку» Проверка техники чтения | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
72 | Жизнь дана на добрые дела 8 часов | Ю. Мориц. «Разговаривали вещи», | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
73 | | Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
74-75 | | Х.К. Андерсен. «Ель» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
76-77 | | Е. Пермяк. «Некрасивая елка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
78 | | Е. Клюев. «Сказки простого карандаша» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
79 | | Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | ОСЗ | Тематический | | | |
80-81 | За доброе дело стой смело 9 часов | Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» | 2 Уч. ч 3 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
82 | | Н. Артюхова. «Трусиха»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
83 | | Э. Киселева. «Мальчик-Огонек» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
84-85 | | Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
86 | | B, Высоцкий. «Он не вернулся из боя...»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
87 | | С. Баруздин. «Страшный клад» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
88 | | C. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
89 | «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» 14 часов | В. Осеева. «Печенье», «Лекарство». | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
90 | | Б. Емельянов «Мамины руки» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
91 | | Л. Яковлев. «Альбом фотографий»; Л. Квитко. «Бабушкины руки» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
92 | | В. Драгунский. «...Бы» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
93 | | Н. Артюхова. «Трудный вечер» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
94-95 | | М. Зощенко. «Золотые слова» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
96 | | Адыгейская сказка «Девочка-птичка» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
97-98 | | Испанская сказка «Птица-Правда» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
99-100 | | А. Платонов. «Разноцветная бабочка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
101-102 | | Русская народная сказка «Подземные царства» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
103 | Весна идёт, весне дорогу. 9 часов | Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
104 | | М. Пришвин. «Капля и камень» ; В. Железников. «Три ветки мимозы» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
105 | | И. Северянин. «Отчего?»; Г. Новицкая. «Подснежник»; В. Берестов. «Мать-и-мачеха» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
106 | | Н. Гоголь. «Весна, долго задерживаемая холодами..,»; А. Плещеев. «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»); «Весна» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
107-108 | | К. Паустовский. «Стальное колечко» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
109 | | А. Майков. «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье...»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
110 | | А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»; А.П. Чехов «Весной» Я. Аким. «Апрель» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
111 | | А. Блок. «Вербочки»; Л. Чарская. «Дивные звуки»; Е.А. Благинина «Черёмуха» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
112 | Любовь – волшебная страна 14 часов | В. Берестов. «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; | 1 Уч. 4 часть | ОНЗ | Текущий | | | |
113-114 | | Н. Вагнер. «Сказка» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
115-116 | | Братья Гримм. «Рапунцель» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
117-118 | | Французская сказка «Красавица и чудовище» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
119 | | Х.К. Андерсен. «Ромашка» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
120 | | Ш. Сильверстайн. «Щедрое дерево» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
121-122 | | Русская народная сказка «Перышко Финиста — Ясна сокола» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
123-124 | | Польская песенка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
125 | | И. Тургенев. «Воробей» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
126 | Чудесное рядом 11 часов | Р. Сеф. «Чудо»; А. Прокофьев. «Люблю березку русскую...»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
127 | | К. Паустовский. «Заботливый цветок» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
128 | | В. Жуковский. «Родного неба милый свет...»; С. Маршак. «О том, как хороша природа»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
129 | | Н. Абрамцева. «Радуга». Ю. Могутин. «Берег бродячих камешков»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
130 | | М. Пришвин «Дятел» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
131-132 | | В. Астафьев. «Стрижонок Скрип» | 2 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
133 | | О. Дриз. «Счастье»; Б. Заходер. «Что красивей всего?»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
134 | | Белорусская сказка «Музыка-чародейник»; | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
135 | | Итальянская сказка «Тайна Флорио» | 1 | ОНЗ ФСУН | Текущий | | | |
136 | | И. Мазнин. «Давайте дружить»; Ю. Ким. «Летучий ковер»; В.С. Шефнер «Миг» | 1 | ОНЗ | Текущий | | | |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно- методический комплекс
Для учителя:
- печатные пособия
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013
2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.
для учащихся:
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Учебник в 4-х частях.
2. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь.
3. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы». Тесты.
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012.
-мультимедийные пособия
1.Комплект «Любимые страницы».1 - 4 классы.
-образовательные Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Учебное оборудование.
№ | Наименование | К-во | Марка | Инвентарный номер |
1 | Мультимедийный проектор | 1 | CASIO | 10134084 |
2 | Интерактивная доска | 1 | DYMO Mimio Teack | 10134092 |
3 | Ноутбук | 1 | Packord bell | 10134087 |