Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении Утверждаю:
Начальные классы» Приказ № ______от________________
протокол № от______________________
Директор ______________Т.П.Шестакова
_____________________________________
Согласовано с заместителем директора по
УВР ________________________________
Рабочая программа
Литературное чтение
2а класс
Составитель:
Ляхманова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
с.Кемля, 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны, переживания, гордости и эмоциональной сопричастности подвигом и достижением ее граждан;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой и культурой;
развития самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально действенной идентификации.
Метапредметные результаты:
требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
Планируемые предметные результаты
В результате обучающийся научится:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного
чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2-3 современных писателей (поэтов);
перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
различать сказку о животных и волшебную сказку;
определять особенности волшебной сказки;
различать сказку и рассказ;
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка: сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
В результате обучающийся получит возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного текста (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Содержание учебного предмета
1.Сказки о животных и волшебные сказки. В гостях у Учёного Кота (16ч.)
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира, волшебство числа. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
2. Фантазия и неправда. В гостях у Незнайки (11)
Волшебная сказка в стихах А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
3. Секрет любования. В гостях у Барсука (21)
4.О любви. В гостях у Ёжика и Медвежонка (11)
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
5. Точка зрения (36)
6. Детские журналы (7)
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.
7. Природа для поэта – любимая и живая (17)
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов: а) выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте;
б) выбор темпа чтения;
в) расстановка логических ударений;
г) соблюдение пауз;
д) владение голосом (громче - тише; быстрее -медленнее).
8.Почему нам бывает смешно (17)
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения «про себя»:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сказки о животных и волшебные сказки. В гостях у Учёного Кота. | 16 |
2 | Фантазия и неправда. В гостях у Незнайки. | 11 |
3 | Секрет любования. В гостях у Барсука. | 21 |
4 | О любви. В гостях у Ёжика и Медвежонка. | 11 |
5 | Точка зрения. | 36 |
6 | Детские журналы. | 7 |
7 | Природа для поэта – любимая и живая. | 17 |
8 | Почему нам бывает смешно. | 17 |
Всего: | 136 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Число часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Сказки о животных и волшебные сказки. В гостях у Учёного Кота. | 15 | | |
1 | Знакомство с библиотекой Учёного Кота Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | | |
2 | А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | |
3 | А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | |
4 | А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | | |
5 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | 1 | | |
6 | Русские народные сказки «Лисичка-сестричка». | 1 | | |
7 | Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик». | 1 | | |
8 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост» | 1 | | |
9 | «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | | |
10 | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | | |
11 | Русская волшебная сказка. Герои сказки «Волшебное кольцо» | 1 | | |
12 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | 1 | | |
13 | И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | 1 | | |
14 | Г. Лагздынь «Утренняя кричалка» О. Дриз «Сто весёлых лягушат». | 1 | | |
15 | Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | 1 | | |
Фантазия и неправда. В гостях у Незнайки. | 11 | | |
16 | Н. Носов «Фантазёры». В гостях у Незнайки. | 1 | | |
17 | Фантазия и неправда в произведении Н. Носова «Фантазёры» | 1 | | |
18 | С Воронин «Лесик – разноголосик». | 1 | | |
19 | Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | | |
20 | Э. Мошковская «Ноги и уроки», «Язык и уши», «А травка не знает», | 1 | | |
21 | Э. Мошковская «Если грачи закричали» | 1 | | |
22 | Даниил Хармс «Врун». | 1 | | |
23 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок) | 1 | | |
24 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок) | 1 | | |
25 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | 1 | | |
26 | Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»» | 1 | | |
Секрет любования | 21 | | |
27 | Секреты чайного домика. Хокку. | 1 | | |
28 | Сергей Козлов «Ёжик в тумане» Т.Маврина «Полумесяц». | 1 | | |
29 | С. Козлов «Тёплым тихим утром посреди зимы» | 1 | | |
30 | Японская сказка « Барсук – любитель стихов» | 1 | | |
31 | Отношение к главному герою японской сказки « Барсук – любитель стихов» | 1 | | |
32 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | | |
33 | Поэт – тот, кто создаёт и ценит красоту | 1 | | |
34 | Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка». | 1 | | |
35 | С. Козлов «Красота» Поход в МД А. Дюрер «Травы». | 1 | | |
36 | Секрет коротких стихотворений. Хокку Хиросиге. | 1 | | |
37 | Японское хокку . Поход в МД Иссё. Бусон. «Жнецы». | 1 | | |
38 | Японское хокку Тиё, Оницура Ван Гог «Комната в Арле» | 1 | | |
39 | В. Драгунский «Что я люблю» | 1 | | |
40 | Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье». М. Бородицкая «Улов». | 1 | | |
41 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | | |
42 | С. Махотин «Груша» Яков Аким «Яблоко» | 1 | | |
43 | М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат». | 1 | | |
44 | Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | | |
45 | Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | | |
46 | А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». | 1 | | |
47 | А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». | 1 | | |
О любви | 11 | | |
48 | И. Тургенев «Воробей», Морис Карем «Ослик» | 1 | | |
49 | Э. Мошковская «Кому хорошо». М. Бородицкая «Котёнок», | 1 | | |
50 | В Драгунский «Друг детства» (отрывок) | 1 | | |
51 | В Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» | 1 | | |
52 | Лев Толстой «Прыжок» | 1 | | |
53 | Лев Толстой «Прыжок» | 1 | | |
54 | Лев Толстой «Акула» | 1 | | |
55 | Лев Толстой «Акула» | 1 | | |
56 | Э. Мошковская «Если такой закат» | 1 | | |
57 | Поход в МД П. Брейгель «Охотники на снегу» | 1 | | |
58 | Обобщение по теме «О любви» | 1 | | |
Точка зрения | 37 | | |
59 | А. Кушнер «Что я узнал!». Поход в МД. Портреты художника Арчимбольдо. | 1 | | |
60 | С. Матохин «Фотограф». Поход в МД В. Гог «Церковь в Овере» | 1 | | |
61 | И. Пивоварова «Картина». Лентулов «Василий Блаженный». | 1 | | |
62 | О. Дриз «Игра» (кубан.) | 1 | | |
63 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | | |
64 | О. Дриз «Стёклышки» | 1 | | |
65 | М. Бородицкая «Лесное болотце» | 1 | | |
66 | В. Берестов «Картинки в лужах» | 1 | | |
67 | А. Ахундова «Окно» | 1 | | |
68 | А. Усачёв «Бинокль» | 1 | | |
69 | Т. Белозёров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» | 1 | | |
70 | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | | |
71 | Е. Чеповецкий « В тихой речке» (кубан.) | 1 | | |
72 | А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» | 1 | | |
73- 74 | М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» | 2 | | |
75 | М. Бородицкая «Булочная песенка» | 1 | | |
76 | П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!» | 1 | | |
77 | Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н Крылов «Зимний пейзаж» | 1 | | |
78 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в МД Н. Крылов «Зимний пейзаж» | 1 | | |
79 | О. Дриз «Кончилось лето» Поход в МД М. Добужинского «Кукла» | 1 | | |
80 | О. Дриз «Синий дом» Поход в МД Шагал «Синий дом» | 1 | | |
81 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | 1 | | |
82 | М. Лермонтов «Осень» | 1 | | |
83 | О. Дриз «Кто я?» | 1 | | |
84 | А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик» | 1 | | |
85 | М. Карем «Повезло» | 1 | | |
86 | Р. Сеф «Лучше всех» | 1 | | |
87 | Л. Яхнин «Моя ловушка» | 1 | | |
88 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» | 1 | | |
89 | Г. Юдин «Скучный Женя» | 1 | | |
90 | О. Дриз «Телёнок» | 1 | | |
91 | А. Усачёв «Обои» | 1 | | |
92 | В. Лунин «Что я вижу» | 1 | | |
93 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень». | 1 | | |
94 | Работа по хрестоматии «Точка зрения» | 1 | | |
95 | Обобщение по теме «Точка зрения» | 1 | | |
Детские журналы | 7 | | |
96 | С. Михалков «А что у вас?» | 1 | | |
97 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | 1 | | |
98 | Детская периодика. Журналы для детей. | 1 | | |
99 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | 1 | | |
100 | По страницам детского журнала «Весёлые картинки». | 1 | | |
101 | Развивающие задания журнала «Мурзилка» | 1 | | |
102 | Обобщение по теме «Детские журналы» | 1 | | |
Природа для поэта – любимая и живая | 17 | | |
103 | Л. Яхнин «Музыка леса» | 1 | | |
104 | Ю. Коваль «Три сойки» Поход в МД А. Дюрер «Заяц» | 1 | | |
105 | Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки» | 1 | | |
106 | Е. Чарушин «Томка испугался» | 1 | | |
107 | Е. Чарушин «Томкины сны» | 1 | | |
108 | Г. Юдин «Вытри лапы и входи» | 1 | | |
109 | М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 | | |
110 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | | |
111 | Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» | 1 | | |
112 | М. Пришвин «Золотой луг» Поход в «МД В. Гог «Подсолнухи» | 1 | | |
113 | С. Козлов «Жёлудь» | 1 | | |
114 | М. Лермонтов «Утёс» Поход в МД Н. Рерих «Стражи ночи» | 1 | | |
115 | М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | 1 | | |
116 | Д. Биссет «Ух!» | 1 | | |
117 | А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» | 1 | | |
118 | Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая» | 1 | | |
119 | Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» | 1 | | |
Почему нам бывает смешно | 17 | | |
120 | К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Доктор», «Обида» | 1 | | |
121 | В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | | |
122 | Анализ произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | | |
123 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» | 1 | | |
124 | Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» | 1 | | |
125 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
126 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
127 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
128 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
129 | П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» | 1 | | |
130 | Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» | 1 | | |
131 | А. Усачёв «Жужжащие стихи» | 1 | | |
132 | П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор». | 1 | | |
133 | Работа по хрестоматии «Тайны смешного» | 1 | | |
134 | Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» | 1 | | |
135136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря». | 2 | | |
2