ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» (УМК «Школа России»)
Результаты освоения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контр.-измер матер | Проекты |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | тест | |
3 | Устное народное творчество | 14 | | проект |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | тест | проект |
5 | Великие русские писатели | 24 | | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | | |
7 | Литературные сказки | 8 | | |
8 | Были-небылицы | 10 | тест | |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | | |
10 | Люби живое | 16 | тест | |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | тест | проект |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | | |
13 | По страницам детских журналов | 8 | тест | |
14 | Зарубежная литература | 8 | | |
| Итого: | 136 часов | 6 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,
«Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
1. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь мря, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы Древней Греции
Г. X, Андерсен. «Гадкий утенок».
Планируемые результаты.
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения менее 70-75 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематик
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол. час. | Виды самос. работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Знакомство с учебником | ИНМ | 1 | | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. | | |
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
2 | Рукописные книги Древней Руси | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
3 | Первопечатник Иван Федоров | ИНМ | 1 | | | |
4 | Урок - путешествие в прошлое | УЗ | 1 | | | |
5 | Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений | КЗ | 1 | тест | | |
Устное народное творчество ( 14 ч ) |
6 | Русские народные песни | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
7 | Шуточные народные песни | ИНМ | 1 | | | |
8 | Докучные сказки | ИНМ | 1 | | | |
9 | Произведения прикладного искусства | ИНМ | 1 | | | |
10- 11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ИНМ | 2 | | | |
12-14 | Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк» | ИНМ | 3 | | | |
15- 16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | ИНМ | 2 | | | |
17 | Художники – иллюстраторы В. Васнецов и и Билибин | ИНМ | 1 | | | |
18 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». | КЗ | 1 | | | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | | 1 | проект | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) |
20 | Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского | | | проект | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи. Передавая настроение автора. Находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | | |
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | ИНМ | 1 | | | |
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение- миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | ИНМ | 1 | | | |
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ...», | ИНМ | 1 | | | |
24 | А.А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...» | ИНМ | 1 | | | |
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...» | ИНМ | 1 | | | |
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | ИНМ | 1 | | | |
27 | И.З. Суриков «Детство» | ИНМ | 1 | | | |
28 | И.З. Суриков «Зима» | ИНМ | 1 | | | |
29 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1» | УЗ | 1 | | | |
30 | Оценка достижений | КЗ | 1 | тест | | |
Великие русские писатели (24 ч) |
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы» | ИНМ | 1 | | | | |
32 | А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстax (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | | |
33 | А.С. Пушкин. «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» | ИНМ | 1 | | | |
34 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | ИНМ | 1 | | | |
35 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». | ИНМ | 1 | | | |
36-39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | ИНМ | 4 | | | |
40 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове . | ИНМ | 1 | | | |
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки» | ИНМ | 1 | | | |
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | ИНМ | 1 | | | |
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | ИНМ | 1 | | | |
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | ИНМ | 1 | | | |
45 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...» | ИНМ | 1 | | | |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утес» | ИНМ | 1 | | | |
47 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | ИНМ | 1 | | | |
48 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | ИНМ | 1 | | | |
49 | Л.Н. Толстой «Акула» | ИНМ | 1 | | | |
50 | Л.Н. Толстой «Акула» | ЗПЗ | 1 | | | |
51 | Л.Н .Толстой «Прыжок» | ИНМ | 1 | | | |
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | ИНМ | 1 | | | |
53 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | ИНМ | 1 | | | |
54 | Обобщение по теме «Великие русские писатели». Оценка достижений | КЗ | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
55 | Н.А. Некрасов «Славная осень!..» | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | | |
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...» | ИНМ | 1 | | | |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | ИНМ | 1 | | | |
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | ИНМ | 1 | | | |
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги...» | ИНМ | 1 | | | |
60 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». | | 1 | | | |
Литературные сказки (8 ч) |
61 | Знакомство с литературными сказками. | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к "Аленушкиным сказкам"» | ИНМ | 1 | | | |
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ИНМ | 1 | | | |
64-65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | ИНМ | 2 | | | |
66-67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | ИНМ | 2 | | | |
68 | Обобщение по теме «Литературные сказки». Оценка достижений | | 1 | | | |
Были – небылицы ( 10 ч ) |
69-70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | ИНМ | 2 | | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | | |
71-73 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | ИНМ | 3 | | | |
74-77 | А.И. Куприн «Слон» | ИНМ | 4 | | | |
78 | Обобщение по теме «Были – небылицы» | КЗ | 1 | тест | | |
Поэтическая тетрадь 1 ( 6 ч) |
79 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон» | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
80 | Саша Черный «Воробей», «Слон» | ИНМ | 1 | | | |
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | ИНМ | 1 | | | |
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона» | ИНМ | 1 | | | |
83 | С.А. Есенин «Черемуха» | ИНМ | 1 | | | |
84 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | | 1 | | | |
Люби живое ( 16 ч ) |
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | ИНМ | 1 | | Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
86-87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | ИНМ | 2 | | | |
88 | В.И. Белов «Малька провинилась» | ИНМ | 1 | | | |
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку» | ИНМ | 1 | | | |
90-92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | ИНМ | 3 | | | |
93-96 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | ИНМ | 4 | | | |
97 | В.Л. Дуров «Наша Жучка» | ИНМ | 1 | | | |
98 | З.П. Астафьев «Капалуха» | ИНМ | 1 | | | |
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» | ИНМ | 1 | | | |
100 | Обобщение по теме «Люби живое». Оценка достижений | КЗ | 1 | тест | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч) |
101 | С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | | |
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» | ИНМ | 1 | | | |
103 | А.Л. Барто «Разлука», «В театре» | ИНМ | 1 | | | |
104 | А.Л. Барто «В театре» | ИНМ | 1 | | | |
105 | С.В. Михалков «Если» | ИНМ | 1 | | | |
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок» | ИНМ | 1 | | | |
107 | Проект «Праздник поэзии» | | 1 | проект | | |
108 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений | КЗ | 1 | тест | | |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок ( 12 ч ) |
109 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
110-111 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | ИНМ | 2 | | | |
112-113 | А.П. Платонов «Еще мама» | ИНМ | 2 | | | |
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | ИНМ | 1 | | | |
115-116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | ИНМ | 2 | | | |
117 | Н.Н. Носов «Федина задача» | ИНМ | 1 | | | |
118 | Н.Н. Носов «Телефон» | ИНМ | 1 | | | |
119 | В.Ю. Драгунский «Друг детства» | ИНМ | 1 | | | |
120 | Обобщение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений | КЗ | 1 | | | |
По страницам детских журналов ( 8 ч) |
121 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | ИНМ | 1 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | ИНМ | 1 | | | |
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | ИНМ | 1 | | | |
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы» | ИНМ | 1 | | | |
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды» | ИНМ | 1 | | | |
126 | Р.С. Сеф «Веселые стихи» | ИНМ | 1 | | | |
127 | Создание сборника добрых советов | ЗПЗ | 1 | | | |
128 | Обобщение по теме «По страницам детских журналов». Оценка достижений | КЗ | 1 | тест | | |
Зарубежная литература ( 8 ч ) |
129-130 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | ИНМ | 2 | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
131-133 | ГХ. Андерсен «Гадкий утенок» | ИНМ | 3 | | | |
134- 135 | Обобщение по теме «Зарубежная литература». | КЗ | 2 | | | |
136 | Итоговое тестирование | | 1 | | | |
ИНМ – изучение нового материала
ЗПЗ – закрепление первичных знаний
УЗ - урок закрепление
КЗ - контроль знаний
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Перечень наглядных и дидактических материалов
Портреты поэтов и писателей.
Электронное приложение к учебнику Литературное чтение . Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий . 3 класс
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.
Дополнительная учебно-методическая литература
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
1 .Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. –М. ВАКО,2013
Контрольно-измерттельные материалы. Литературное чтение: 3 класс./ Сост. С.В. Кутявина - М.: ВАКО, 2011
Сабельникова С.И.. Сборник текстов для проверки навыков чтения : 3 класс. - М.: ВАКО, 2012
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru