СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению (1 класс пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению (пнш) для 1 класса содержит пояснительную записку и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (1 класс пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б./__________/

Протокол № 1 от

« » __________________ 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Щигрева Н.В. /__________/


« 2» сентября 2016г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 93-р от «2» сентября 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«чтение»


(40 часов)


1 класс



Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов






СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи начального общего образования

1.2. Общая характеристика учебного предмета «литературное чтение»

1.3. Место учебного предмета в учебном плане

2. Результаты освоения учебного предмета «литературное чтение»

3. Содержание учебного предмета

4. Тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе

5. Информационно-образовательный ресурс

5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.),

ФБУПа (2004г.),

Примерных программ начального общего образования,

программы по литературному чтению для 1 класса под редакцией Н.А.Чураковой , О.В.Малаховской.

    1. Цели и задачи курса

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой и ориентируясь на собственные предпочтения, и

в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Предметные задачи:

-духовно-нравственная (на материале художественных произведений понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

-духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали); литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях /роды, виды и жанры литературы/ до понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект /художественные приемы/),

-библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом

до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи)..

Главная задача обучения в 1 классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения.

1.2.Общая характеристика учебного предмета

Содержательные линии:

1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чте­ние текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от сло­гового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рам­ках ознакомительного чтения: для составления общего пред­ставления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения: для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения: для выяснения су­щественных подробностей текста в рамках изучающего чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впе­чатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое от­ношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения - использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отноше­ния к проигравшей в споре стороне - рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противопо­ложные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определе­ние особенностей построения текста, выделение ключевых дей­ствующих лиц, выявление средств художественной выразитель­ности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) автор­ской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте раз­ные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать ав­торскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Формирование библиографической культуры Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Со­держание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о перио­дической печати, о справочной литературе. Практическое уме­ние составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использова­ние словарной и справочной литературы на уроках и в домаш­них условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учеб­ник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения

2. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее про­исхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, риф­ма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основ­ное переживание» героя произведения. Практическое различе­ние произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюже­те и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вво­дится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла исполь­зования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных при­мет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных пере­живаний, обнаружения разного мира ценностей - коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колы­бельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выяв­лять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие вол­шебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей собы­тия в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — нали­чия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних пережи­ваний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литера­тура, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на ма­териале близких концептуально-тематически литературных, живо­писных и музыкальных произведений).

3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое мар­кирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных осо­бенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репро­дукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения вы­раженных в них мыслей, чувств и переживаний.

4. Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); посло­вицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом много­национальное™ России) и зарубежной литературы (стихотворе­ния, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантасти­ческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая лите­ратура; детские периодические издания (детские журналы).

1.3. Место предмета в базисном учебном плане

В первом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов.

  1. Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

• рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

• отличать прозаическое произведение от стихотворного;

• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;

• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

• находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1 класса


Обучающие научатся:


  • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.


В области коммуникативных учебных действий


Обучающие научатся:


В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке.


В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.


В области контроля и самоконтроля учебных действий


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.


3. Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» 1 класс


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагмен­тов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой от­вет новым содержанием.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и про­заическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представ­ление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практи­чески игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональ­ный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэ­тического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художе­ственного произведения, культура речевого общения.


Формирование библиографической культуры

Формирование умения находить в книге страницу «Содержа­ние» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практиче­ское освоение)

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанра­ми докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практиче­ское освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемо­му (название произведения, характеристики героев, другие спо­собы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первич­ные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух обра­зов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнава­ние особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и автор­ской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несло­весных средств — мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).

Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоцио­нального отношения к ним.

Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и марки­рованных отрывков из прозаических произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игро­вых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чте­ние по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное ри­сование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про со­року и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература
Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»

  1. Тематическое планирование «Литературное чтение» 1 класс (40 ч)

Название главы учебника

урока

Тема урока

Колич ество часов

1.На огородах Бабы-яги

1

Знакомство с новой учебной книгой и рабочей тетрадью

1

2-3

Жанровые особенности докучной сказки

2


4

Жанровые особенности считалок

1

5

Жанровые особенности считалок

1

6-7

Жанровые особенности загадок

2

8

Жанровые особенности закличек

1

9

Жанровые особенности скороговорок

1

2.Пещера Эхо

10

Распознавание рифмы в рамках одного и того слова

1

11

Распознавание парной рифмы

1

12-13

Рифма и смысл

2

14-15

Шуточные стихи

2

3.На пути в

Волшебный Лес

16-17

Жанровые особенности кумулятивной сказки

2

4.Клумба с

колокольчиками

18

Звучащие стихи

1

19-20

Звукопись в поэзии и прозе

2

5.В лесной школе

21

Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

22

Чувство юмора в поэзии

1

23

Стихи про мальчиков и девочек

1

24

Фантазия в поэзии

1

6.Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения

25-26

Особый взгляд на мир

2

27-28

Что видит и слышит поэт

2

7.На выставке рисунков Юрия Васнецова

29

Прибаутка и небылица.

1

30

Дразнилка, прибаутка или небылица?

1

31

Искусство иллюстрации: что видит художник

1

32

Рифмующиеся слова и изображения

1

33

Письмо в клуб

«Ключ и заря»

1

34-40

Резервные уроки

7


5. Информационно-образовательный ресурс:


5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22.122 2009 года № 177856,  приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 )

Письмо Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 года № 03-1263

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программы по учебным предметам под редакцией Р.Г.Чураковой. Издательство «Академкнига/учебник», 2012 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига, 2012.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Тематическое планирование

5.3 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

ЦОР сети Интернет

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014


















5. Информационно-образовательный ресурс:


5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22.122 2009 года № 177856,  приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 )

Письмо Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 года № 03-1263

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программы по учебным предметам под редакцией Р.Г.Чураковой. Издательство «Академкнига/учебник», 2012 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига, 2012.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Тематическое планирование

5.3 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

ЦОР сети Интернет

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014


Название главы учебника

урока

Тема урока

Колич ество часов

Характеристика деятельности учащихся

1.На огородах Бабы-яги

1

Знакомство с новой учебной книгой и рабочей тетрадью

1

Рассматривать обложку учебной книги, предполагать чему она их может научить. Детально рассматривать карту путешествий (У, с. 4-5) героев интриги. Знакомиться с внешней интригой учебника (сказочным сюжетом). Рассказывать по карте путь в Волшебный Лес. Знакомиться со страницей оглавление, узнают о назначении этой странице в книге. Рассказывать более подробно план путешествия в Волшебный Лес с опорой на страницу оглавление. Узнавать условные обозначения учебника и тетради, уточнять, какие новые появились обозначения. Отрабатывать навык чтения, выполняя задания в тетради (Т, №1,2, с.3, ЭФУ). Вспоминать, с какими сказочными сюжетами знакомы по рисункам в тетради, определять, какие волшебные помощники и предметы помогали героям.

2-3

Жанровые особенности докучной сказки

2

Рассказывать сюжет интриги по карте путешествий. Совершенствовать навык выразительного чтения (Т, «№4,5, с. 4, ЭФУ). Слушать, читать докучную сказку с целью поиска повторов. Продолжать докучную сказку, убеждаясь, что ее сюжет бесконечен. Соотносить движение сюжета докучной сказки по кругу с моделью круга (ЭФУ). Давать развернутые ответы по дидактическим иллюстрациям учебника.Выделять в сказке «Про сороку и рака» повторы, уметь ее продолжить. Рассказывать докучную сказку с опорой на иллюстрацию. Сравнивать докучные сказки. Объяснять, почему их легко запомнить. Сочинять свои докучные сказки. Разыгрывать их по ролям. Иллюстрировать, используя модель круга.


4

Жанровые особенности считалок


1

Рассказывать сюжет интриги по карте путешествия. Совершенствовать навык выразительного чтения (Т, №2, с.7). Читать и перечитывать тексты считалок с разными задачами: посчитаться, наблюдать за ритмом считалки, находить зашифрованные числа, особую концовку (ЭФУ). Приводить примеры знакомых считалок с концовками «выйди вон», «выходит».

5

Жанровые особенности считалок


1

Знакомиться стекстами древних считалок. Читать,перечитывать, сравнивать тексты с разными задачами: посчитаться, наблюдать за ритмом считалки, находить слова похожие на числа, особую концовку. Узнавать, что раньше считалки использовали для счета. Выделять особенности построения считалок в текстах. Доказывать, что текст является считалкой.

6-7

Жанровые особенности загадок

2

Рассказывать продолжение сказочной истории с опорой на карту путешествий.Совершенствовать навык выразительного чтения (Т, №2, с.9; №1, 2, с.11). Читать, перечитывать тексты загадок с разными задачами: отгадать, найти загадки про одно и то же, сравнить загадки про лук и капусту, отметить схожесть с дразнилками. Сравнивать дидактические иллюстрации, выяснить, что на одной картинке нарисовано то, о чем говорится, а на другой отгадка (ЭФУ). Определять особенности построения загадок. Уметь видеть прием олицетворения (не называя самого термина), сравнения (ЭФУ). Сопоставлять текст загадки и иллюстрации. Сочинять собственные загадки. Совершенствовать навык чтения.

8

Жанровые особенности закличек

1

Рассказывать сказочный сюжет с продолжением по карте путешествий.Читать и перечитывать тексты закличек с разными задачами: найти к каким явлениям природы обращаются, о чем просят; классифицировать тексты по определенным случаям; находить похожие заклички по обращению, по просьбе. Выразительно читать тексты закличек. Сочинять свои заклички. Выделять в текстах особенности закличек. Совершенствовать навык чтения.

9

Жанровые особенности скороговорок

1

Рассказывать сказочный сюжет продолжением с опорой на карту путешествий. Читать и перечитывать тексты скороговорок с разными задачами:познакомиться, найти наиболее легкую, две самых трудных соотнести тексты с подсказкой Кота. Выделять жанровые особенности скороговорок. Находить в хрестоматии страницу содержание. Отыскивать нужное произведение, ориентируясь на содержание. Совершенствовать навык чтения. Читать дополнительно тексты из хрестоматии

2.Пещера Эхо

10

Распознавание рифмы в рамках одного и того

слова

1

Рассказывать по карте путешествия. Рассматривать дидактическую иллюстрацию, делать на ее основе предположения. Читать и перечитывать текст сказки. Отыскивать рифму в рамках одного и того же слова

11

Распознавание парной рифмы


1

Дополнять стихотворение нужными словами в рифму (ЭФУ). Анализировать концы строк стихотворных строк с целью обнаружения парной рифмы. Видеть рифму в загадках, скороговорках, закличках.

12-13

Рифма и смысл


2

Читать и перечитывать текст сказки. Узнавать особенности стихотворного текста. Читать по цепочке с опорой на цветовые метки на полях. Читать по ролям, опираясь на цветовое маркирование. Видеть в стихотворении рифму и понимать важность смысла (ЭФУ).

14-15

Шуточные стихи

2

Отличать прозаическое произведение от стихотворного.Пользоваться термином «рифма». Упражняться в нахождении созвучных, рифмующихся слов.

3.На пути в

Волшебный Лес

16-17

Жанровые

особенности

кумулятивной

сказки

2

Понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе.Осваивать композиционные особенности кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов). Читать по цепочке с опорой на цветовые метки на полях. Различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной(сказки-цепочки) и докучных сказок (ЭФУ).

4.Клумба с

колокольчиками

18

Звучащие стихи

1

Находить в поэтических произведениях звукопись, понимать варианты ее использования. Понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе. Осуществлять поиск нужного произведения в хрестоматии, ориентируясь на страницу содержание.

19-20

Звукопись в поэзии и прозе

2

Уметь находить в поэтических и прозаических произведениях такой художественный прием как звукопись (ЭФУ). Понимать смысл использования этого приема. Читать по цепочке с опорой на цветовые метки на полях. Читать по ролям,опираясь на цветовое маркирование. Нарабатывать навык выразительного чтения.

5.В лесной школе

21

Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

Понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных.

Различать малые жанры фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка).

22

Чувство юмора в поэзии

1

Читать, анализировать тексты. Выделять жанровые признаки считалок, скороговорок, докучных сказок, закличек. ЭФУ.

23

Стихи про мальчиков и девочек

1

Обсуждать проблемы родительской любви, взаимоотношений мамы и детей.

Выделять особенности поэтической формы на материале стихотворений.

24

Фантазия в поэзии

1

Работать с текстами по вопросам учебника. Уметь задавать вопросы по тексту и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргумента (ЭФУ).

6.Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения

25-26

Особый взгляд на мир

2

Знакомиться с особенностью поэтического взгляда на мир. Читать и анализировать тексты. Выделять приемы выразительности. Выразительно читать стихотворение с опорой на цветовое маркирование

27-28

Что видит и слышит поэт

2

Знакомиться с особенностью поэтического взгляда на мир. Читать и анализировать текст с помощью системы вопросов (ЭФУ). Отрабатывать навыки осмысленного и выразительного чтения.

7.На выставке рисунков Юрия Васнецова

29

Прибаутка и небылица.

1

Распознавать жанровую принадлежность текста. Находить в разделе «Выставка работ Юрия Васнецова» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам,небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации (ЭФУ).

30

Дразнилка, прибаутка или небылица?

1

Распознавать жанровую принадлежность текста (ЭФУ). Находить в разделе «Выставка работ Юрия Васнецова» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации. Обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора.

31

Искусство иллюстрации: что видит художник

1

32

Рифмующиеся слова и изображения

1

Анализировать тексты, выделяя его жанровые признаки. Находить в иллюстрации повторяющиеся-рифмующиеся мотивы и формы.

33

Письмо в клуб

«Ключ и заря»

1

Обсуждать задания для вступления в научный клуб «Ключ и Заря». Участвовать в предметной переписке с научным клубом «Ключ и заря».

34-40

Резервные уроки

7

Можно использовать материал хрестоматии для совершенствования навыка осознанного и выразительного чтения; формирования умения работать со страницей «содержание»; учить читать крупно объемное произведение.