СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской -   «Программы по учебным предметам»,  М.: Академкнига/учебник 2016 г. – Ч.1: 240 с)    Проект  «Перспективная начальная школа», соотнесѐнных с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник 2016 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесѐнных с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) 34 рабочих недели.


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение

следующих целей:

 обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

 развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

 приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

 духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

 духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания

чуткости к отдельной детали;

 литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы);

 библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкоопредметные задачи, но и общие для всех пред метов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы.

Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.





2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



2.1. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.



Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать

основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях

мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее

происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие»

жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

• Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

• Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории

выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы

называем приемом контраста.

• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность

прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

• Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское,

женское, дактилическое) и т. д.

• На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно- исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

• проблемы выражения чувств в лирике;

• проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

• проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

.

Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы.

Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать:

 начальные умения анализа литературного произведения;

 умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

 первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

 эстетическое переживание ценности художественных произведений.



2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий:

1.«Виды речевой и читательской деятельности».

2. «Работа с текстом художественного произведения».

3.«Работа с учебными и научно-популярными текстами».

4.«Формирование библиографической культуры».

5.«Литературоведческая пропедевтика».

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой без изменений. Региональная специфика базового компонента в объеме 10 % от общего количества часов заключается в обновлении содержания образования, направленного на изучение отдельных тем краеведческой направленности. 




Раздел 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома;

дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на родных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических на званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).


Раздел 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств (14 часов)

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с

помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Жизнь жанров фольклора во времени. Взаимоотношения обрядов и праздников. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка.


Раздел 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

(10 часов)

Сказочная повесть. С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки:

сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Радел 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (11 часов)

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Раздел 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (11 часов)

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

2. участие воображения и фантазии в создании произведений;

3. диалоги с современным московским детским писателем и со временными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Раздел 6. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (20 часов)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего.

Раздел 7. Задумываемся над тем, что такое отечество. (15 часов).

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. Сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;

3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора».

Пословицы и поговорки:

а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля),

б) пословицы и поговорки народов мира;

с) литературные крылатые выражения.

Былины:

а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей —

разбойник»;

б) Новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.

В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход

весны»;

А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»;

М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»;

Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»;

А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял

неподвижно»;

И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями

пахнет…»;

Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»;

К. Бальмонт «Трудно фее»*,

С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»;

В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»;

В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»;

Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»;

А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»;

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).

Классики русской литературы второй половины XX в.:

С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*;

В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»;

Н. Матвеева «В лощинах снег…»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»;

А. Кушнер «Сирень»;

В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»;

К. Некрасова «Весна»*;

М. Яснов «До неба»;

Б. Житков «Пудя»;

К. Паустовский «Приключения жука-носорога»;

Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная

Дарья Семеновна»;

В. Голявкин «Оса»;

В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;

Л. Петрушевская «Нос»;

Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»;

М. Вайсман «Шмыгимышь»;

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»;

Б. Сергуненков «Конь-мотылек».

Зарубежная литература

Древнегреческий «Гимн Природе»;

Авторские волшебные сказки:

Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»;

Бр. Гримм «Храбрый портной»*;

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках),

«Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*;

С. Лагерлѐф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).



2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.



При изучении литературного чтения в 4 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Предметные результаты освоения программы по литературному чтению

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • отношение автора к герою, событию; делить тест на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

Обучающиеся получат возможность научиться

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке  ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Раздел «Раздел творческая деятельность»

Обучающиеся научатся:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);«Творческая»

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

Раздел «Литературная пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)



2.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАИЯ.


Система оценки и виды контроля

Система оценки предметных и метапредметных результатов

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

•решение задач творческого и поискового характера;

•учебное проектирование;

•комплексные работы на межпредметной основе;

•мониторинг сформированности основных учебных умений.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Оценка результатов освоения учащимися НОП осуществляется на основании:

  1. Результатов практических работ;

  2. Результатов защиты группового или индивидуального учебного проекта.

Индивидуальный проект (групповой проект) предполагает выполнение учащимися творческой, исследовательской работы, с целью создания определенного продукта: доклада, презентации, плаката, буклета, модели, материальный объект, макет, конструкторское изделие, отчетные материалы по социальному проекту и т.д. Защита проекта осуществляется в конце раздела или учебного года, оценка за проект выставляется в портфолио учащегося.

Проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.



Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Коммуникация. Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы


2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 4 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учеб­ник, 2013.

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение: 4класс: хрестоматия / под. ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2013,

  3. Малаховская, О. 3. Литературное чтение, 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2012-2013.

  4. Чуракова, К А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: метод, пособие для учи­теля. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.















Учебно- тематическое планирование


П/П

Содержание урока

Тип

урока


Раздел 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (21 часов)

Комби-

ниро-

ванный

1

1. Древние представления о Мировом дереве как о связи между миром

человека и волшебными мирами.

Комби-

ниро-

ванный

2

2.Древние представления о Мировом дереве как о связи между миром

человека и волшебными мирами.

Комби-

ниро-

ванный

3

3.«Персей». Древнегреческое сказание. Особенности сюжета.

Комби-

ниро-

ванный

4

4.«Персей». Древнегреческое сказание. Особенности сюжета.

Комби-

ниро-

ванный

5

5.Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции.

Комби-

ниро-

ванный

6

6.Древнее представление о животных прародителях, знакомство с понятием «тотем»

Комби-

ниро-

ванный

7

7. Особенности героя волшебной сказки.

Комби-

ниро-

ванный

8

8.РНС «Сивка-бурка»

Комби-

ниро-

ванный

9

9 РНС «Сивка-бурка»

Комби-

ниро-

ванный

10

10. РНС «Крошечка- Хаврошечка»

Комби-

ниро-

ванный

11

11.РНС «Крошечка- Хаврошечка»


Комби-

ниро-

ванный

12

12.РС РНС «Петушок задавился», «Глиняный парень»

Комби-

ниро-

ванный

13

13.Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» Представление о волшебном мире

Комби-

ниро-

ванный

14

14.Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» .Представление о волшебном мире

Комби-

ниро-

ванный

15

15.Русская сказка «Морозко». Особенности сюжета волшебной сказки

Комби-

ниро-

ванный

16

16.Русская сказка «Финист - ясный сокол» Особенности героя волшебной сказки

Комби-

ниро-

ванный

17

17.Русская сказка «Финист - ясный сокол» Особенности сюжета волшебной сказки.

Комби-

ниро-

ванный

18

18.Русская сказка «Иван - царевич и серый волк» Эмоционально-нравственные переживания героя

Комби-

ниро-

ванный

19

19.Башкирская сказка «Алтын-сака -золотая бабка» .Описание героя

Комби-

ниро-

ванный

20

20.Башкирская сказка «Алтын-сака -золотая бабка» .Особенности сюжета

Комби-

ниро-

ванный

21

21. Итоговый урок по Главе 1. «Постигаем законы волшебной

сказки»

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 2. «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» (6 ч.)


22

1.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Отличие былин от народных сказок.

Комби-

ниро-

ванный

23

2.Былина «Илья Муромец и Святогор»

Комби-

ниро-

ванный

24

3.Былина «Садко»

Комби-

ниро-

ванный

25

4.РС С. Писахов «Как я стал сказочником», «Увиденное и услышанное»

Комби-

ниро-

ванный

26

5.Б. Шергин «М.Д. Кривополенова»

Комби-

ниро-

ванный

27

6.Обобщающий урок по разделу «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре»

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 3. «Учимся у поэтов художников видеть красоту

природы и красоту человека».(16 ч).


28

1.В. Жуковский «Славянка»

Комби-

ниро-

ванный

29

2.В. Жуковский «Весеннее чувство»

Комби-

ниро-

ванный

30

3.Д. Самойлов «Красная осень».

РС В. Шелыгин « Пусть на погоду осень не щедра…».

Комби-

ниро-

ванный

31

4.Н. Заболоцкий «Сентябрь».

РС Е. Токарев. «В сентябре белесыми утрами…»

Комби-

ниро-

ванный

32

5.Н. Заболоцкий «Оттепель».

Комби-

ниро-

ванный

33

6. И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…»

Комби-

ниро-

ванный

34

7. И. Бунин «Детство».

Комби-

ниро-

ванный

35

8. В. Набоков «Обида»

Комби-

ниро-

ванный

36

9. В. Набоков «Обида». Анализ характера героя.

Комби-

ниро-

ванный

37

10. В. Набоков. Представление об образе поэта через его творчество

Комби-

ниро-

ванный

38

11. В. Набоков «Грибы».

Комби-

ниро-

ванный

39

12. В. Набоков «Мой друг, я искренне жалею…»

Комби-

ниро-

ванный

40

13. Ю. Коваль «Лес, лес возьми…»

Жанровые особенности рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

41

14. Ю. Коваль События в рассказе, раскрывающие характер героя.

Комби-

ниро-

ванный

42

15. Б.Сергуненков «Конь Мотылѐк».

Выразительность художественного языка.

Комби-

ниро-

ванный

43

16.Обобщающий урок по разделу «Учимся у поэтов художников видеть красоту природы и красоту человека».

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 4. «Всматриваемся в лица наших

сверстников, живших задолго до нас» (21 ч.).


44

1.Л.Андреев «Петька на даче». Драматизм рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

45

2.Л.Андреев «Петька на даче». Прием контраста

Комби-

ниро-

ванный

46

3.Л.Андреев «Петька на даче».

Сложность характера героя и развитие его во времени

Комби-

ниро-

ванный

47

4..Чехов «Ванька». Жанровые особенности рассказа

Комби-

ниро-

ванный

48

5.А.Чехов «Ванька». Драматизм рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

49

6.Сравнительный анализ героев рассказов Л.Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька»

Комби-

ниро-

ванный

50

7.Антон Чехов «Мальчики». Жанровые особенности рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

51

8.Антон Чехов «Мальчики». События в рассказе, раскрывающие характер героев.

Комби-

ниро-

ванный

52

РС 9.Е. Овсянкин «Лида Томилова».

Комби-

ниро-

ванный

53

РС 10.В. Гузанов «В шестнадцать мальчишеских».

Комби-

ниро-

ванный

54

РС 11.Н. Вурдов «Робинзоны студеного острова».

Комби-

ниро-

ванный

55

РС 12.В. Пикуль «Юнги северного флота».

Комби-

ниро-

ванный

56

РС13.Е. Овсянкин «За родной север».

Комби-

ниро-

ванный

57

14.П. Бажов «Серебряное копытце»

Комби-

ниро-

ванный

58

15. П. Бажов «Серебряное копытце»

Комби-

ниро-

ванный

59

16. П. Бажов «Серебряное копытце»

Комби-

ниро-

ванный

60

17. А. Погорельский «Черная курица, или поземные жители».

Комби-

ниро-

ванный

61

18. А. Погорельский «Черная курица, или поземные жители».

Комби-

ниро-

ванный

62

19.А. Погорельский «Черная курица, или поземные жители».

Комби-

ниро-

ванный

63

20. А. Погорельский «Черная курица, или поземные жители».

Комби-

ниро-

ванный

64

21. Обобщающий урок по разделу «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас».

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 5. «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» (26ч.)


65

1.И. Пивоварова «Как провожают пароходы».

Жанровые особенности рассказа

Комби-

ниро-

ванный

66

2.И. Пивоварова «Как провожают пароходы».

Анализ характера героев.

Комби-

ниро-

ванный

67

3.Л.Улицкая «Бумажная победа». Драматизм рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

68

4.Л.Улицкая «Бумажная победа». События в рассказе, раскрывающие

характер героев.

Комби-

ниро-

ванный

69

5.РС В. Аушев «У Генки так заведено»

Комби-

ниро-

ванный

70

6.РС Б. Шергин «Одно-делаешь – другого не порть»

Комби-

ниро-

ванный

71

7.РС Л. Яхнин «Родные места»

Комби-

ниро-

ванный

72

8.РС Ф. Лев «Морянка задула»

Комби-

ниро-

ванный

73

9.РС Б. Шергин «Плотник думает топором»

Комби-

ниро-

ванный

74

10 .Б. Шергин «Двинская земля»

Комби-

ниро-

ванный

75

11.Связь произведений литературы с живописными произведениями. З.

Серебрякова «Катя с натюрмортом», П. Пикассо «Девочка на шаре»

Комби-

ниро-

ванный

76

12.С.Козлов «Не улетай, пой, птица!». Сравнительный анализ героев

авторской сказки.

Комби-

ниро-

ванный

77

13.С.Козлов «Давно бы так, заяц!». Мир ценностей героев.

Комби-

ниро-

ванный

78

14.Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Комби-

ниро-

ванный

79

15.Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Анализ характера положительных героев.

Комби-

ниро-

ванный

80

16.Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Анализ характера отрицательных героев.

Комби-

ниро-

ванный

81

17.Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Комби-

ниро-

ванный

82

18.Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Комби-

ниро-

ванный

83

19.Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Комби-

ниро-

ванный

84

20.В.Соколов «О, умножение листвы…». Выражение внутреннего мира автора.

Комби-

ниро-

ванный

85

21. Б. Пастернак «Опять весна».

Комби-

ниро-

ванный

86

22.В.Соколов «Все чернила вышли…».

Чувства и переживания главного героя.

Комби-

ниро-

ванный

87

23.И. Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комби-

ниро-

ванный

88

24.И. Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комби-

ниро-

ванный

89

25.С. Козлов «Лисичка».

Комби-

ниро-

ванный

90

26.Обобщающий урок по разделу «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

Комби-

ниро-

ванный


Радел 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (14ч.)


91

1.С.Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса…» Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа.

Комби-

ниро-

ванный

92

2.С.Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса…» Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи

Комби-

ниро-

ванный

93

3.С.Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса…» Герой сказочной повести: развитие характера во времени..

Комби-

ниро-

ванный

94

4.С.Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса…»

Комби-

ниро-

ванный

95

5.А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философское содержание сказочной повести.

Комби-

ниро-

ванный

96

6.А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Раскрытие авторского отношения к героям и событиям.

Комби-

ниро-

ванный

97

7.А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Комби-

ниро-

ванный

98

8.К. Паустовский «Тѐплый хлеб» Характер героя, его поступки и их мотивы.

Комби-

ниро-

ванный

99

9.К. Паустовский «Тѐплый хлеб». Эмоционально-нравственные

переживания героев и автора произведения.

Комби-

ниро-

ванный

100

10.Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Комби-

ниро-

ванный

101

11.Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Комби-

ниро-

ванный

102

12.В. Одоевский «Городок в табакерке»

Комби-

ниро-

ванный

103

13.В. Одоевский «Городок в табакерке»

Комби-

ниро-

ванный

104

14.Обобщающий урок по разделу «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 7. «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда» (15 ч.)


105

1.Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Связь произведений

литературы с живописными произведениями.

Комби-

ниро-

ванный

106

2.Произведения и герои рассказов Марии Вайсман.

Комби-

ниро-

ванный

107

3.Мария Вайсман «Шмыгимышь». Жанровые особенности рассказа

Комби-

ниро-

ванный

108

4.Мария Вайсман «Шмыгимышь». События в рассказе, раскрывающие

характер героя.

Комби-

ниро-

ванный

109

5.Особый язык художников и поэтов:П.Пикассо,М.Шагал,В.Хлебников

Комби-

ниро-

ванный

110

6.Анна Ахматова «Тайны ремесла». Картина мира, создаваемая поэтом.

Комби-

ниро-

ванный

111

7.Анна Ахматова «Перед весной». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.

Комби-

ниро-

ванный

112

8.А.Кушнер «Сирень». Выразительные средства авторской поэзии: приемы сравнения, звукописи.

Комби-

ниро-

ванный

113

9.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворная форма

Комби-

ниро-

ванный

114

10.А.Фет «Это утро, радость эта…». Выразительность художественного

Языка.

Комби-

ниро-

ванный

115

11.Ф.Тютчев «Как весел грохот…». Прием звукописи. Охватная

рифма

Комби-

ниро-

ванный

116

12.М.Лермонтов «Парус». Связь смысла стихотворения с избранной стихотворной формой

Комби-

ниро-

ванный

117

13.М.Волошин «Зелѐный вал…». Выразительные средства авторской

поэзии: приемы олицетворения, сравнения.

Комби-

ниро-

ванный

118

14.С.Маршак «Как поработала зима!..». Выражение внутреннего мира автора

Комби-

ниро-

ванный

119

15.А.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки). Связь смысла стихотворения

выбранной стихотворной формой

Комби-

ниро-

ванный


Раздел 8. «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» (17 ч.)


120

1.А.Пантелеев «Главный инженер».

Комби-

ниро-

ванный

121

2.А.Пантелеев «Главный инженер». Жанровые особенности рассказа

Комби-

ниро-

ванный

122

3.А.Пантелеев «Главный инженер». Прием контраста.

Комби-

ниро-

ванный

123

4.РС А. Каковкина «Каргополь»

Комби-

ниро-

ванный

124

5.РС Ю. Новожилов «Первый морской порт в России»

Комби-

ниро-

ванный

125

6.А.Ахматова «Памяти друга». Тема и основная мысль произведения

Комби-

ниро-

ванный

126

7.РС Н. Хохлова «Новодвинская крепость»

Комби-

ниро-

ванный

127

8.РС С. Цапенко «Государева дорога»

. Шапкин «Русь моя веками не старела».

Комби-

ниро-

ванный

128

9. Н.Рыленков «К Родине». Тема и основная мысль произведения

Комби-

ниро-

ванный

129

10. Н.Рубцов «Доволен я буквально всем!..».

Деление текста на смысловые части

Комби-

ниро-

ванный

130

11. Д.Кедрин «Всѐ мне мерещится…». Лексические повторы

Комби-

ниро-

ванный

131

12. Древнегреческий Гимн Природе. Лексические повторы

Комби-

ниро-

ванный

132

13. Государственный Гимн РФ Жизнь жанра гимна во времени

Комби-

ниро-

ванный

133

14. Особый язык художников и поэтов: К.Брюллов «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту».

Комби-

ниро-

ванный

134

15. А. Пушкин «Везувий зев открыл…».

Деление текста на смысловые части.

Комби-

ниро-

ванный

135

16. РС Творчество Ф. Абрамова.

Комби-

ниро-

ванный

136

17. Обобщающий урок за год.

Комби-

ниро-

ванный





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!