СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочная разработка по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Литературное чтение. 4 класс. УМК Л.Ф.Климанова и др.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса..


Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными способами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие способов сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бесконфликтного поведения и выхода из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование способности планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование способности понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение смысловым чтением текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанным построением речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлением текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • овладение способами работы в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Литературное чтение:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. способность самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.










































  1. Содержание учебного предмета, курса.

119ч.

Знакомство с учебником по литературному чтению ( 1 ч,)

Былины. Летописи. Жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (21 ч)

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (13 ч)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас (6 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (6 ч)

 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (12 ч)

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (7 ч)

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (20 ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

  • 3. Тематическое планирование

  • п/п

    Дата

    Наименование разделов, тем

    Количество часов

    Домашнее задание

    по плану

    фактически





    1



    Знакомство с учебником по литературному чтению



    1

    Презентация книги, прочитанной летом.




    Летописи, былины, жития

    8 часов


    2



    Летописи.

    «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

    1

    С. 6-8, прочитать, ответить на вопросы

    3



    «И вспомнил Олег коня своего»


    1

    Читать отрывок выразительно.

    4



    Былина – жанр устного народного творчества. «Иль­ины три поездочки»

    1

    С. 12-16, читать, отрывок наизусть.

    5



    Прозаический текст былины «Иль­ины три поездочки»


    1

    С. 17-20, читать, сделать иллюстрацию.

    6



    «Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

    1

    С. 22-28, прочитать

    7



    «Житие Сергия Радонежского».

    Административная контрольная работа (входной контроль). Проверка навыка чтения.

    1

    С. 29, вопрос 6.

    8



    Проект: «Создание календаря исторических событий»

    1

    Закончить проект

    9



    Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».


    1

    С. 34, вопрос №9.




    Чудесный мир классики

    21 часов


    10



    Знакомство с разделом «Чудесный мир классики»

    П.П. Ершов.


    1

    Найти материал о жизни и творчестве П.Ершова.

    11



    П.П.Ершов «Конёк-

    Горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.

    1

    С. 39-51, прочитать сказку.

    12



    П.П. Ершов «Конёк-

    Горбунок». Характеристика героев.

    1

    Перечитать сказку, разделить на части.

    13



    А.С.Пушкин. Стихотворения

    1

    Подготовка сообщения о А.С. Пушкине


    14



    А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

    1

    Выучить 1 стихотворение.

    15



    А.С. Пушкин.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    1

    С. 70-76, прочитать.

    16



    А.С. Пушкин.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    1

    С. 77-83, читать, выучить отрывок наизусть

    17



    А.С. Пушкин.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление на части.

    1

    С. 84-90, дочитать сказку.

    18



    А.С. Пушкин.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев.

    1

    Составить характеристику одного героя.

    19



    М.Ю. Лермонтов.

    Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове

    1

    Найти интересные факты из жизни поэта.

    20



    М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»


    1

    Выразительное чтение .

    21



    М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

    1

    С. 97-110. Перечитать сказку.

    22



    М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Подготовка к пересказу.

    1

    Краткий пересказ сказки.

    23



    М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» . Характеристика героев.

    1

    Составить отзыв о произведении по плану .

    24



    Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

    1

    Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

    25



    Л.Н. Толстой «Детство»

    1

    С. 115-118, пересказ

    26



    Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

    1

    Прочитать другие басни Толстого. Подготовить 1 выразительно.

    27



    А.П. Чехов.

    Подготовка сообщения о А.П. Чехове


    1

    Найти интересные факты из жизни писателя.

    28



    А.П. Чехов «Мальчики».


    1

    Перечитать рассказ

    29



    А.П. Чехов «Мальчики».

    1

    Пересказ по плану.

    30



    Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

    Контрольная работа № 1


    1

    Вопрос №10, с. 134.




    Поэтическая тетрадь

    8 часов


    31



    Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

    1

    Принести прозаические сборники .

    32



    А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

    1

    Выучить одно из стихотворений.

    33



    Е.А. Баратынский «Весна, весна!

    Как воздух чист!..» , «Где сладкий шепот...»

    1

    Выразительно читать, нарисовать иллюстрацию

    34



    А.Н. Плещеев «Дети и птичка» . Ритм стихотворения.

    1

    Выучит наизусть

    35



    И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

    1

    Выразительное чтение стихотворения из сборника

    36



    Н.А. Некрасов «Школьник» , «В зимние сумерки нянины сказки...»

    1

    Наизусть по желанию

    37



    И.А. Бунин «Листопад».


    1

    Выразительно читать, нарисовать иллюстрацию

    38



    Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

    Контрольная работа № 2

    1

    Вопрос №9 с. 154




    Литературные сказки

    13 часов


    39



    В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

    1

    С. 156-161, Читать, отв. на вопросы№3,№4

    с. 168.

    40



    В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

    Составление плана пересказа.

    1

    Подготовить пересказ от лица Миши.

    41



    В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Особенности данного литературного жанра.

    1

    Прочитать сказку.

    42



    В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Герои литературного текста.

    1

    С. 169-178, ответить на вопрос №8 с. 179.

    43



    П.П. Бажов «Серебряное копытце»

    1

    Читать выразительно

    с. 180-185,

    44



    П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

    1

    Дочитать сказку.

    45



    П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Герои художественного произведения.

    1

    Пересказ отрывка.

    46



    С.Т. Аксаков

    «Аленький цветочек»

    1

    С. 193- 204, читать.

    47



    С.Т. Аксаков

    «Аленький цветочек» . Герои произведения.

    1

    Характеристика одного из героев

    48



    С.Т. Аксаков

    «Аленький цветочек». Деление текста на части.

    1

    Дочитать сказку до конца.

    49



    С.Т. Аксаков

    «Аленький цветочек». Составление плана пересказа.

    1

    Выборочный пересказ сказки

    50



    Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

    Контрольная работа №3

    1

    Рассказ об аленьком цветочке от лица дочери.

    51



    КВН «Литературные сказки»

    1

    Иллюстрация к любой сказке




    Делу время – потехе час

    6 часов


    52



    Е.Л. Шварц

    «Сказка о потерянном времени»

    1

    С. 4-9, прочитать сказку.

    53



    Е.Л. Шварц

    «Сказка о потерянном времени» . Нравственный смысл произведения.

    1

    С. 10-16, пересказ.

    54



    В.Ю. Драгунский

    «Главные реки»

    1

    Пересказ от имени Дениса.

    55



    В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

    1

    Читать выразительно.

    56



    В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» . Смысл заголовка.

    1

    Написать мини-сочинение о пргульщике.

    57



    Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

    Контрольная работа № 4

    1

    Вопрос №5 с. 36




    Страна детства

    6 часов


    58



    Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

    1

    С. 82-88, прочитать.

    59



    Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

    1

    Пересказ от имени автора

    60



    К.Г. Паустовский

    «Корзина с еловыми шишками»

    1

    Перечитать рассказ

    61



    К.Г. Паустовский

    «Корзина с еловыми шишками»

    1

    Пересказ по плану.

    62



    М.М. Зощенко «Елка».



    1

    Творческий пересказ от лица мамы и папы

    63



    Обобщение по разделу «Страна детства».

    Контрольная работа № 5

    1

    Выписать из текста эпитеты и олицетворения




    Поэтическая тетрадь

    5 часов


    64



    В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

    1

    Выучить одно стихотворение

    65



    С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

    1

    Читать стихи Есенина из сборника.

    66



    М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» ,«Наши царства»

    1

    Выразительно читать.

    67



    Устный журнал «Поэтическая тетрадь.

    1

    Иллюстрация к стихотворению.

    68



    Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

    Контрольная работа № 6


    Наизусть любое стихотворение из раздела




    Природа и мы

    12 часов


    69



    Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

    1

    Прочитать до конца.

    70



    Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

    1

    Придумать продолжение рассказа.

    71



    А.И. Куприн

    «Барбос и Жулька»

    1

    Перечитать рассказ

    72



    А.И. Куприн

    «Барбос и Жулька» Поступок как характеристика героя произведения.

    1

    Пересказ от имени Барбоса.

    73



    М.М. Пришвин «Выскочка»

    1

    Выразительное чтение.

    74



    М.М. Пришвин «Выскочка» характеристика героя на основе поступка.

    1

    Написать свою историю наблюдения за животными

    75



    Е.И. Чарушин «Кабан»

    1

    Пересказ текста.

    76



    В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

    1

    С. 100-105, выразительное чтение.

    77



    В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» . Герои рассказа.

    1

    Дочитать до конца.

    78



    В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

    Тест № 5

    1

    Пересказ от имени Скрипа

    79



    Проект «Природа и мы»

    1

    Закончить проект

    80



    Обобщение по разделу «Природа и мы».

    Контрольная работа № 7

    1

    Вопрос №9 с. 112




    Поэтическая тетрадь

    7 часов


    81



    Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

    1

    Принести прозаические сборники.

    82



    С.А. Клычков «Весна в лесу»

    1

    Выразит. читать, нарисовать иллюстрацию

    83



    Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

    1

    Написать мини-сочинение о бабьем лете

    84



    Н.М. Рубцов «Сентябрь»

    1

    С. 119, наизусть

    85



    С.А. Есенин «Лебедушка»

    1

    С. 120-125, отрывок наизусть

    86



    Путешествие в мир поэзии

    1

    Читать стихи Есенина

    87



    Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

    Контрольная работа № 8

    1

    Подготовить проект «Природа и мы»




    Родина

    7 часов


    88



    И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

    1

    С. 128-132, выразит. читать

    89



    С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

    1

    С. 133-134, наизусть

    90



    А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»


    1

    Выразит. чтение, иллюстрация.

    91



    Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

    1

    Выразит. чтение

    92



    О Родине

    1

    Чтение наизусть стихотворений о Родине

    93



    Проект: «Они защищали Родину»

    1

    Закончить проект

    94



    Обобщение по разделу «Родина».

    Контрольная работа № 9


    Вопрос №7 с. 142




    Страна Фантазия

    5 часов


    95



    Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

    1

    С. 144-149, перечитать

    96



    Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» . Герои фантастического рассказа.

    1

    С. 144-149, пересказ

    97



    Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

    1

    С. 150-156, перечитать

    98



    Кир Булычёв «Путешествие Алисы» . Особенности фантастического жанра.

    1

    С. 150-156, пересказ

    99



    Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

    Контрольная работа № 10

    1

    Вопрос №7,8, с.158




    Зарубежная литература

    20 часов


    100



    Д. Свифт

    «Путешествие Гулливера»

    1

    С. 160-166, прочитать

    101



    Д. Свифт

    «Путешествие Гулливера» . Герои приключенческой литературы

    1

    Написать рассказ «Если бы я стал великаном»

    102



    Д. Свифт

    «Путешествие Гулливера»

    1


    103



    Г.Х. Андерсен «Русалочка»

    1

    С. 167- 172, читать, разделить на части

    104



    Г. Х. Андерсен «Русалочка» . Авторская сказка

    1

    С. 173-179, разделить на части, озаглавить

    105



    Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

    1

    С. 180-187, составить план пересказа-

    106



    Г.Х. Андерсен «Русалочка» . Подготовка к пересказу

    1

    С 187 – 192, Прочитать, пересказать кратко

    107



    М. Твен «Приключения Тома Сойера»

    1

    Чтение 1, 2 части

    108



    М. Твен «Приключения Тома Сойера»

    1

    Чтение 4, 5, 6 частей

    109



    М. Твен «Приключения Тома Сойера»

    1

    Дочитать произведение

    110



    Промежуточная аттестация. Проверка навыка чтения

    1


    111



    Итоговая комплексная работа

    1


    112



    С. Лагерлеф «Святая ночь»

    1

    С. 201-204, пересказ

    113



    С. Лагерлеф «Святая ночь»

    1

    С. 205-208, ответить на вопросы

    114



    С. Лагерлеф «В Назарете»

    1

    С. 209-214, читать

    115



    С. Лагерлеф «В Назарете»

    1

    С. 2014-2017, пересказ

    116



    Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

    1


    117



    КВН путешествие в мир литературы.

    1


    118



    Урок-игра «Литературные тайны»

    1


    119



    Список книг на лето.

    1





    Итого

    119 часов