СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина). Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.

Программа обеспечена учебником «Литературное чтение» 2 класс в 2-х ч., авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе «Литературное чтение» 2 класс

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина). Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.

Программа обеспечена учебником «Литературное чтение» 2 класс в 2-х ч., авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2015.

Цели и задачи курса

Основные цели обучения литературному чтению:

  • совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи курса являются:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Общая характеристика курса

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных произведений происходит преображение личности учащегося. Формируется нравственно-этическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения. Основой предмета являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью предмета является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному,

научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.

Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста

(подробно, выборочно, кратко), по опорным словам, или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим

текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения

по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,

Научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Содержание учебного предмета

Раздел «Любите книгу»:

«Любите книгу»

«Книги из далёкого прошлого»

«Мы идём в библиотеку»

«Мои любимые художники – иллюстраторы»

Раздел «Краски осени»:

«Краски осени»

«Осень наступила»

«Мы идём в библиотеку.

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Мир народной сказки»:

«Мир народной сказки»

«Битый небитого везёт, битый небитого везёт»

«У страха глаза велики»

«Мы идём в библиотеку»

«Ближе матери друга нет»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Весёлый хоровод»:

«Весёлый хоровод»

«Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы»

«Небывальщина»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

«Праздник, праздник у ворот»

Раздел «Мы – друзья»:

«Мы друзья»

«Хорошая горка получилась»

«Друзья познаются в беде»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»:

«Готовимся к празднику»

«Чародейкою Зимою околдован лес стоит…»



«Зимние праздники»

«Загадки зимы»

«Праздник начинается, конкурс предлагается»

Раздел «Чудеса случаются»:

«Чудеса случаются»

«Герои литературных сказок»

«Мы идём в библиотеку»

«Мои любимые писатели»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»:

«Весна, весна! И всё ей радо!»

«В душу уже просится весна…»

«Мы идём в библиотеку»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Мои самые близкие и дорогие»:

«Мои самые близкие и дорогие»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

«Если был бы я девчонкой»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел «Люблю всё живое»:

«Люблю всё живое»

«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт»

«Нелегко снимать зверей»

«Мы идём в библиотеку»

«О чём плачет синичка?»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»:

«Жизнь дана на добрые дела»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

«Кто скоро помог, тот дважды помог»

«Мы идём в библиотеку»

«Наш театр»

«Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностные универсальные учебные действия

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  5. Формирование эстетических чувств.

  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.

  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.

  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Предметные результаты

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.

  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



По учебному плану Гимназии во втором классе на литературное чтение отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели).

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует ООП НОО.


Учебно – методическое обеспечение

1. Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.

2. Электронное интерактивное приложение к учебному курсу. – М.: «Просвещение», 2015.

3. М.В. Бойкина. Литературное чтение. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2014.

Интернет- ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
















п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Дата



предметные

личностные

метапредметные


план

факт

ЧАСТЬ 1

«Любимые книгу» (10 ч.)

1.

Введение. Знакомство с учебником.

Структура учебника, условные обозначения.



Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать; творческое отношение к

составлению рассказа о

прочитанном произведении.

Регулятивные УУД:

овладеть способностью

формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Познавательные УУД:

овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, различными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; взаимодействовать с партнером
в рамках учебного диалога; согласовывать позиции
с партнером и выражать собственное мнение; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении задании.



2.

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Объяснять, в чём ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро». Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивать мнение друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах — энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М. Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения.



3.

Ю.С. Энтин «Слово про слово». В.Ф. Боков «Книга – учитель…»

Значимость книги, ее иллюстраций.



4.

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

Называть пословицы о книге; составлять рассказы по иллюстрациям.



5.

Книги из далекого прошлого.

Осмысленно воспринимать текст на слух; работать с текстом, находить в тексте ключевые слова.



6.

Н.П. Кончаловская «В монастырской келье…»

Сравнивать старинные и современные книги, анализировать прочитанное.



7.

Вн. чт. Справочная и энциклопедическая литература.

Группировать книги; подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; работать
с библиотечным каталогом.



8.

Мои любимые художники-иллюстраторы.

Соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.



9.

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

Работать с текстом и иллюстрацией.



10.

Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Народная мудрость. Называть и объяснять смысл пословиц. Определять границы собственного знания/незнания.



«Краски осени» (13 ч.)

11.

Введение в раздел.

А.С. Пушкин «Осень».

Эмоционально воспринимать стихотворный и прозаический тексты. Художественные средства: сравнение.



Развивать мотивы учебной
деятельности и личностного смысла учения;

эстетические чувства; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.


Проявлять

интерес к самостоятельному общению с книгой, эмоционально-ценностное отношение к красоте
осенней природы.



Регулятивные УУД:

формулировать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.



Познавательные УУД:

определять тему, главную мысль текста; сравнивать
произведения литературы
и живописи; определять
в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; использовать разные источники информации для выполнения учебного задания.



Коммуникативные УУД:

использовать речевые
средства для решения познавательных и коммуникативных задач.

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаические и поэтические тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп». «интонация». Выбирать стихотворение для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор предаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение.



12.

Осень в художественных произведениях

А.С. Пушкина,

С.Т. Аксакова.



13.

Осень в произведениях живописи

В.Д. Поленова,

А.И. Куинджи.

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи.



14.

А.Н. Майков «Осень»,

С.А. Есенин «Закружилась листва золотая…».

Ф.А. Васильев «Болото в лесу».

Художественные средства: сравнение, эпитет, повтор, темп.



15.

И.П. Токмакова «Опустел скворечник…»,

А.Н. Плещеев «Осень наступила…».



16.

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

Умение читать и анализировать произведения устного народного творчества.



17.

Народные приметы. Осенние загадки.



18.

Вн. чт. Стихи и рассказы о природе.

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический тексты, анализировать прочитанное, различать сборники произведений.

Составлять тексты по аналогии.



19.

Цвета осени. Стихи С.Я. Маршака из книги «Круглый год».

Л.Л. Яхнин «Осень в лесу», Н.И. Сладков «Сентябрь».



20.

С.В. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.



21.

Н.И. Сладков «Осень».

Умение читать по ролям, инсценировать произведения, анализировать и сравнивать произведения больших и малых жанров.



22-23.

«Краски осени» (обобщение по разделу).

Умение ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Определять границы собственного знания/незнания.



«Мир народной сказки» (17 ч.)

24.

Введение в раздел. Сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Особенности сказочного текста.



Проявлять интерес к народной сказке и ее героям; позитивное отношение к чтению народных сказок; желание
создать (написать) сказку.




Развивать мотивы учебной
деятельности и

личностного смысла учения.

































Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.




Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; выполнять учебное действие по плану; учебное задание, используя алгоритм и в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.



Познавательные УУД:

овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров;

определять тему и главную мысль сказки; определять
виды, особенности, структуру народных сказок; формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; использовать приобретенные знания и умения при сочинении собственной сказки.



Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения; формировать собственное
мнение, учитывать разные мнения и стремиться
к сотрудничеству.

Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н. Афанасьева и В.И. Даля.

Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана, с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учётом места проживания людей. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг, группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе.



25.

Собиратели народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

Называть известных собирателей сказок; читать русские народные сказки осознанно, высказывать свое отношение к прочитанному.


26.

Русская народная сказка «Заячья избушка».

Называть героев сказки, определять их качества;

пересказывать сказку по серии иллюстраций.



27.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Читать текст сказки осознанно, выразительно; называть и описывать героев сказки;

характеризовать поступки героев сказки; пересказывать сказку по серии иллюстраций.



28.

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

Сравнение героев русской и корякской народных сказок.



29.

Русская народная сказка «Зимовье».

Умение читать сказку по ролям, высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать; определять качества героев сказки.



30.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки, соотносить пословицу с текстом сказки; составлять план сказки и пересказывать с опорой на план.



31.

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

Сравнивать сказки разных народов, характеризовать героев сказок, определять последовательность событий, составлять план, пересказывать сказку с опорой на план и иллюстрации.



32.

Вн. чт. Русские народные сказки.

Группировать книги по подтемам; характеризовать героев сказки; пересказывать сказку, определять ее главную мысль.



33.

Хантыйская сказка «Идэ».

Определять главную мысль сказки; восстанавливать события сказки.



34.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки, соотносить пословицу с текстом сказки; составлять план сказки и пересказывать с опорой на план.



35.

Нанайская сказка «Айога».

Работать с содержанием текста сказки;

давать характеристику главным героям сказки, сравнивать их с другими героями.



36.

Ненецкая сказка «Кукушка».

Умение восстанавливать события сказки, сравнивать их; рассказывать сказку по ролям.



37.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Умение распределять роли, инсценировать сказку.



38-39.

«Мир народной сказки» (обобщение по разделу)

Выразительное чтение сказок, анализ прочитанного; различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки, высказывать свое отношение к прочитанному, определять главную мысль сказки. Определять границы собственного знания/незнания.



40.

Сочинение – описание лисы на основе прочитанных произведений.

Составить описание лисы на основе опорных слов и изученных произведений.



«Веселый хоровод» (10 ч.)

41.

Введение в раздел. Малые жанры устного народного творчества.

Определять основные понятия раздела «закличка», «прикладное искусство», «небылица», «перевод».



Проявлять интерес к изучению темы.


Развивать этические и эстетические чувства; мотивы учебной
деятельности и личностного смысла учения, самостоятельность

и личную ответственность.


Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

выполнять учебное задание

в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку
и самооценку.

Познавательные УУД:

определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества; сравнивать произведения фольклора разных жанров; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов
в устной форме;

создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата
деятельности.

Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Читать выразительно небылицы, заклички. Участвовать в проектной деятельности.



42.

Б.М. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

Различать жанры устного народного творчества; составлять связной рассказ по картине.



43.

Учебный проект

«В музее народного творчества»

Музеи народного творчества, предметы прикладного искусства и их назначение.



44.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Выразительно читать заклички, приговорки, потешки, перевертыши;

называть особенности произведений устного народного творчества.



45.

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

Различать малые жанры устного народного творчества.



46.

Вн. чт. Малые фольклорные жанры.

Умение находить книги в библиотеке на заданную тему, готовить сообщение.



47.

Стихи Д. Хармса.

Выразительное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного.



48.

К. И. Чуковский «Путаница». Небылицы.

Особенности малых жанров фольклора; читать по ролям, анализировать прочитанное. Определять границы собственного знания/незнания.



49-50.

«Веселый хоровод» (обобщение по разделу)



«Мы - друзья» (10 ч.)

51.

Введение в раздел. Пословицы о дружбе.

Определять основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение;

рассказывать пословицы о дружбе.


Развивать этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание чувствам других людей, мотивы учебной
деятельности, самостоятельность и

личную ответственность.



Интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений; позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни.


Регулятивные УУД:

планировать и выполнять задание в соответствии с целью; работать с текстом произведения, используя алгоритм; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; адекватно оценивать
результат.


Познавательные УУД:

определять отличительные признаки жанра басни;

определять тему и главную мысль произведения; сопоставлять
героев разных произведений.


Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию; использовать речевые средства для предоставления результата
деятельности.

Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать в паре значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои А. Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Составлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.










52.

Стихотворения о дружбе.

М.С. Пляцковский «Настоящий друг»,

В.В. Орлов «Я и мы».

Выразительно читать стихотворения;

формулировать правила дружеских отношений.



53.

Сочинение на основе рисунков.

Составлять текст рассказа по иллюстрациям, восстанавливать порядок событий, составлять план и пересказывать с опорой на план.



54.

Н.Н. Носов «На горке».

Делить текст на части, определять главную мысль, пересказывать прочитанное.



55.

Вн. чт. Рассказы о детях.

Умение находить нужные произведения к уроку, рассказывать о героях прочитанных произведений, выражая свое отношение к ним, пересказывать подготовленный к уроку рассказ.



56.

С. В. Михалков «Как друзья познаются».

Чтение и анализ прочитанного произведения; определение главной мысли; пересказ прочитанного произведения.



57.

Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Понимать юмор в произведении, сравнивать героев, характеризовать их поступки, пересказывать прочитанное.



58.

А.П. Гайдар «Чук и Гек».

Умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, делить текст на части, определять главную мысль.



59.

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Особенности басен; умение читать по ролям.



60.

«Мы – друзья» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Здравствуй, матушка- зима!» (11 ч.)

61.

Введение в раздел «Здравствуй, матушка-зима!»

Настроение стихотворения, поэт, рифма, строфа, средства художественной выразительности, сравнение, эпитет, олицетворение, темп чтения, интонация.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.


Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств.



Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни.

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.


Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы; находить нужный материал. Отгадывать загадки, соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в проектной деятельности.







62.

Учебный проект «Готовимся к новогоднему празднику».

Правила работы над проектом. Рассказывать о зиме и зимних праздниках.



63.

Стихотворения о зиме. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

Стихотворение, лирическое, настроение стихотворения, поэт, средства художественной выразительности: сравнение, эпитет, темп чтения, интонация.



64.

С.А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает…».



65.

Саша Черный «Рождественское»,

К.М. Фофанов «Еще те звезды не погасли…».

Выразительно читать стихотворения с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, выражать свое отношение к содержанию.



66.

К.Д. Бальмонт «К зиме».

Настроение стихотворения, поэт, рифма, строфа, средства художественной выразительности, сравнение, эпитет, олицетворение, темп чтения, интонация.



67.

С.Я. Маршак «Декабрь».



68.

А.Л. Барто «Дело было в январе…»,

С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет…».

Определять сказочное в лирическом стихотворении. Средства художественной выразительности.



69.

Загадки зимы.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст загадок.



70.

Учебный проект «Праздник начинается, конкурс предлагается…».

Правила работы над проектом. Как провести новогодний праздник.



71.

«Здравствуй, матушка-зим!» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Чудеса случаются» (16 ч.)

72.

Введение в раздел «Чудеса случаются».

Признаки отличия народной сказки от литературной.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный,

здоровый образ жизни.





Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.





Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.




Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.



Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться. Читать выразительно, осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Обсуждать проблему, можно ли рыбу из сказки А.С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. Определять основные события сказок, соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать прочитанную сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения.



73.

Мои любимые сказки. Сказки А.С. Пушкина.

Называть сказки А.С. Пушкина. Владеть понятиями: литературная сказка, автор, поэт, рифма, сюжет, присказка, герой литературной сказки.



74.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки.

Выразительно читать сказку;

выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; называть главных героев сказки; давать характеристику главным героям сказки; видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря, находить средства художественной выразительности. Определить основную мысль сказки.



75.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?



76.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

Объяснять, почему Д.Н. Мамин-Сибиряк назвал свой сборник «Аленушкины сказки».



77.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.

Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки. Главная мысль сказки.



78.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». Чему учит сказка?



79.

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.

Называть произведения из книги Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса»;

выразительно читать сказку, учитывая смысловые и интонационные паузы, логическое ударение; давать характеристику героев; выделять особенности литературной сказки.



80.

Д.Н. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

Выделять особенности литературной сказки; сравнивать произведения разных писателей.



81.

Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

Выразительно читать произведение Э. Распе; называть главного героя;

давать характеристику героя и его поступков.



82.

Вн. чт. Литературные сказки.

Называть книги, представленные на выставке;

определять и называть, что объединяет эти книги; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.



83.

Мои любимые писатели. Сказки К.И. Чуковского.

Называть известные произведения К.И. Чуковского;

самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

определять главную мысль произведений, пересказывать прочитанное.



84.

К.И. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона».

Называть главного героя; давать характеристику героя и его поступков.



85.

Л.Н. Толстой «Два брата».

Умение пересказывать текст; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков и авторского отношения к ним.



86.

К.И. Чуковский «Краденое солнце».

Осмысленно и выразительно читать диалоги персонажей в инсценировке;

рассказывать о чуде, которое произошло в сказке; определять характер героев, события, картины, представленные в произведении.






87.

«Чудеса случаются» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Весна, весна! И все ей радо!» (10 ч.)

88.

Введение в раздел «Весна, весна! И все ей радо!».

Определять основные понятия раздела:

олицетворение, воображение.




Развивать эстетические
и этические чувства.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный,

здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание
в соответствии с целью
и используя алгоритм; осуществлять взаимопроверку
и взаимооценку при выполнении учебного задания.




Познавательные УУД:

определять отношение автора к герою; анализировать
содержание репродукции, иллюстрации; сравниватьпроизведения разных авторов и обосновывать свое
мнение; использовать приобретенные знания при составлении лирического
текста о весне.

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою

точку зрения.



Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться. Находить в тексте «олицетворения», объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



89.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Прием контраста в лирическом стихотворении.

Выразительно читать стихотворение;

находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение;

рассказывать о приеме контраста;

называть и описывать главных героев стихотворения;

определять приём контраста в стихотворении

Ф. Тютчева.



90.

Весна в лирических произведениях

И.С. Никитина,

А.Н. Плещеева,

И.С. Шмелева,

Т.М. Белозерова и произведениях живописи

А.И. Куинджи.



Читать лирические произведения осознанно, выразительно, в малых группах;

называть средства художественной выразительности, используемые авторами в конкретных произведениях.



91.

Картины весны в произведениях

А.П. Чехова, А.А. Фета,

А.Л. Барто.

Выразительно и осознанно читать произведения о весне; называть отличительные особенности произведения А. Чехова.



92.

Вн. чт. Стихи русских поэтов о весне.

Называть книги, представленные на выставке;

определять и называть, что объединяет книги на выставке; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

самостоятельно читать стихотворения о весне.



93.

Стихи о весне

С.Я. Маршака,

И.П. Токмаковой, Саши Черного.

Самостоятельно читать стихотворения о весне С. Маршака

И. Токмаковой, Саши Чёрного;

называть прочитанное произведение и его автора;

определять настроение прочитанных произведений;

называть признаки весны, которые описаны авторами в произведениях.



94.

Устное сочинение по картине И.И. Левитана «Ранняя весна».

Создание собственных текстов по произведениям живописи.



95.

Весна в творчестве поэта А.Н. Майкова и живописца

К.Я. Крыжицкого.

Определять тему и главную мысль поэтического текста и произведения живописи.



96.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Диалоги персонажей в инсценировке;

определять тему и главную мысль сказки; чтение по ролям.



97.

«Весна, весна! И все ей радо!» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Мои самые близкие и дорогие» (8 ч.)

98.

Введение в раздел «Мои самые близкие и дорогие».

Называть новый раздел;

определять основные понятия раздела «семья», «согласие», «ответственность».



Проявлять интерес к чтению произведений о близких и родных людях; передавать свои чувства при выразительном чтении лирических произведений
о маме; интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье; интерес к самостоятельному общению с книгой.



Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание
в соответствии с целью, используя алгоритм; осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного
задания.




Познавательные УУД:

овладеть базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими
существенные связи;

определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретенные знания для составления правил дружной семьи и рассказа
о семье.




Коммуникативные УУД:

формулировать высказывание, используя термины;
договариваться и приходить
к общему решению при работе в паре и в группе; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
в рамках учебного диалога.


Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться. Обсуждать, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



99.

Стихи

Р.И. Рождественского,

Ю.С. Энтина,

Б.В. Заходера о маме и папе.

Выразительно читать стихотворений;

создавать текст о маме по аналогии;

иллюстрировать созданное произведение.



100.

Стихи А.Л. Барто и

Р.С. Сефа. Рассказ

Дж. Родари «Кто командует?»

Осмысленно и выразительно читать произведений;

определять тему и главную мысль произведений;

подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.



101.

Вн. чт. Книги о маме.

Называть книги, представленные на выставке;

определять и называть, что объединяет книги на выставке; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

самостоятельно читать произведения о маме.



102.

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром».

Б.В. Заходер «Никто».

Определять тему и главную мысль произведений.



103.

Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

Осмысленно и выразительно читать произведения;

определять тему и главную мысль произведений;

характеризовать героев произведений Л.Н. Толстого и их поступки.



104.

Е.А. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».

Разыгрывать выбранную роль с опорой на выразительные средства.



105.

«Мои самые близкие и дорогие» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Люблю все живое» (16 ч.)

106.

Введение в раздел «Люблю все живое».

Определять основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.



Развивать эстетические и этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание

чувствам других людей.


Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя алгоритм; осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного
задания.


Познавательные УУД:

анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении; использовать приобретенные знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».




Коммуникативные УУД:

формулировать высказывания, используя новые термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.

Обсуждать, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Подробно пересказывать прочитанную сказку. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту, оценивать эти вопросы.

Находить нужную книгу по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



107.

Саша Черный «Жеребенок».

Осмысленно читать произведение под руководством учителя;

находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину;

выделять слова, характеризующие отношение автора к герою.



108.

С.В. Михалков «Мой щенок».

Читать выразительно стихотворение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.



109.

Г.Я. Снегирев «Отважный пингвиненок».

Делить текст

на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; определять главную мысль произведения, характер героя, его настроение и чувства, отношение автора; особенности научно-познавательного и художественного текстов.

Сравнивать
содержание
научно-познавательного
и художественного текстов.



110.

М.М. Пришвин «Ребята и утята».



111.

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».



112.

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н.М. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии).



113.

Учебный проект «Создание фотоальбома о природе».

В.Д. Берестов «С фотоаппаратом».

Создать фотоальбом о своем любимце.



114.

Вн. чт. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

Умение выбирать
книги по различным

основаниям;

находить главную мысль, опорные слова; составлять план и пересказывать текст.



115.

Мои любимые писатели. В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».

Читать выразительно, осознанно;

находить главную мысль, опорные слова; составлять план на основе опорных слов; пересказывать текст по плану;

характеризовать героев произведения.



116.

Рассказы Н.И. Сладкова.

Находить
в тексте слова, характеризующие героев; самостоятельно составлять рассказ по рисункам.



117.

В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».

Выразительно читать произведение;

подробно и выборочно пересказывать текст;

определять тему и главную мысль произведения.



118.

Г.Я. Снегирев «Куда улетают птицы?..».



119.

В.В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

Разыгрывать выбранную роль с опорой на выразительные средства.



120.

Шутки-минутки.

В.Д. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».

Выразительно читать стихотворения, инсценировать.



121.

«Люблю все живое» (обобщение по разделу).

Определять границы собственного знания/незнания.



«Жизнь дана на добрые дела» (15 ч.)

122.

Введение в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Определять основные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.


Проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников; свои чувства и отношение
к герою при выразительном чтении художественных произведений; интерес и творческое отношение к составлению совета о добром
поступке.

Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное
желание читать; творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении.



Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.




Познавательные УУД:

определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретенные знания для составления правил дружной семьи и рассказа

о семье; владеть логическими действиями сравнения, построения рассуждения.





Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою

точку зрения.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание.

Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки.

Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей.

Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно. Задавать вопросы к тексту, оценивать эти вопросы.

Находить нужную книгу по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои

достижения.



123.

Какие дела самые важные. С.А. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

Определять жанр и тему прочитанного;

выявлять авторскую точку зрения;

определять главную мысль произведения; читать выразительно, отражая авторскую позицию.



124.

Л.Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи».

Определять тему и основную мысль произведения;

находить в тексте слова, характеризующие героя, выражать свое к нему отношение;

перечислять добрые дела, о которых говорится в произведении.



125.

В.А. Осеева «Просто старушка».

Выразительно читать произведение;

называть и характеризовать главного героя произведения;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

определять тему и основную мысль произведения.



126.

Кого можно назвать сильным человеком.

Э.Ю. Шим «Не смей!»



127.

А.П. Гайдар «Совесть».

Е.В. Григорьева «Во мне сидят два голоса…».



128.

Что значит поступить по совести. В.А. Осеева «Три товарища».

Объяснять значение фразеологизмов;

бъяснять оммы ысль произведенияовицей;рокеловицейизведенииостисоздавать текст с заголовком «На совесть сделано», «Поступай по совести».



129.

И.М. Пивоварова «Сочинение».

Определять понятие «товарищ»;

рассказывать о том, каким должен быть настоящий товарищ;

читать и пересказывать текст;

самостоятельно определять тему и основную мысль произведения.



130.

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

Умение составить рассказ на основе художественного текста.



131.

Вн. чт. Рассказы Н.Н. Носова.

Называть книги, представленные на выставке;

определять и называть, что объединяет книги на выставке;

называть книги, которыми можно дополнить выставку;

самостоятельно находить произведения Н. Носова в библиотеке; рассказывать о выбранной книге.



132.

Н.Н. Носов «Затейники».

Определять характер произведений Н.Н. Носова;

самостоятельно определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев произведения и их поступки; выразительно читать рассказ в лицах; составлять план рассказа;

пересказывать текст по плану.



133.

Н.Н. Носов «Фантазеры».



134.

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Определять жанр произведения;

называть отличительные особенности басни;

определять главную мысль произведения;

называть и характеризовать героев произведения и их поступки;

иллюстрировать содержание басни.



135.

С.В.Михалков «Не стоит благодарности».

Определять тему и главную мысль произведения;

выделять в произведении слова, необходимые для создания образа героя; выразительно читать диалоги персонажей в инсценировке.



136.

Урок – КВН «Цветик -семицветик»

Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.