СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России»] с учётом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской и др., а также Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. «Школа России». Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.]
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России»] с учётом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской и др., а также Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. «Школа России». Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.]
1. Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебные умения осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий.
Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
2. Общая характеристика курса
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 472 часа (1 класс – 33 учебные недели (132 ч), 2 класс – 34 учебные недели (136 ч), 3 класс – 34 учебные недели (136 ч), 4 класс – 34 учебные недели (136 ч).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по литературному чтению:
Личностные:
1) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
4) знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
5) восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
6) полноценное восприятие художественной литературы;
7) эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
8) высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
освоение приемов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности , на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
формирование необходимого уровня читательской компетенции;
овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; пользоваться справочными источниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
6. Содержание ФГОС НОО. 1-4 класс
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Аудирование (слушание) 40ч | ||
Вводный интегрированный курс «Обучение грамоте» 92 ч | ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы знаний. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация) | Воспринимать и различать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Различать речь родного и иностранного языков.
|
Чтение 220 ч | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. | Чтение вслух и про себя Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Чтение про себя текстов разных жанров и видов. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Подготовка к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических). Декламация стихотворений и прозаических фрагментов – по выбору. Выразительное чтение произведений разных жанров , выражение отношения к тексту – собственного и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (тон, темп, интонация, паузы). | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Читать про себя тексты разных жанров и видов (учебные, художественные, научно-популярные). Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Интонировать предложения на основе знаков препинания. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.
|
Работа с разными видами текста | ||
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно - выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа – по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое) описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текстов: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно – популярного текстов. Типы книг (изданий): книга–произведение, книга- сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно – иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации. Выбор книги на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. | Текст Текст и набор предложений. Художественный текст. Учебный текст Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Заголовок в тексте Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в В О войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах — сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Составление плана текста: определение главной мысли текста, темы каждой части – деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей. Подробный пересказ текста Определение главной мысли, определение темы каждой части. Выделение опорных слов фрагмента, пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Выборочный пересказ текста Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения(выбор их в тексте с помощью учителя). Составление теста на основе отобранных языковых средств. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств. Рассказ по иллюстрации к тексту Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов из текста для рассказа по иллюстрации. . Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Работа с книгой. Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог, каталожная карточка, ее назначение. Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв о книге. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный), определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Объяснять смысл и значение названия (заголовка) произведения. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, жанр, формулировать главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувства автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) Пересказывать текст художественного произведения: подробно с учетом сюжетных линий, кратко с выделением основных сюжетных линий; выборочно. Характеризовать книгу, анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендательному списку, по теме, по персоналиям); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
|
Культура речевого общения 110 ч | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему. | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Монолог Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. Устный рассказ. Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. Определение главной мысли произведения. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? по чему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) текст рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей. Презентовать сочинение, рассказ, доклад. |
Культура письменной речи 20ч | ||
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему. | Определение темы своего высказывания. Определение главной мысли высказывания. Отбор выразительных средств языка. Определение типа своего высказывания: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Продумывание структуры своего высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. | Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать) Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание). Отбирать целесообразные языковые средства в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотация, сообщение). |
Круг детского чтения | ||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., (например, В.А.Жуковский,А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин). классиков детской литературы Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | Произведения устного народного творчества русского и других народов России, Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики отечественной литературы XIX-XX вв., и классики детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Мифы и легенды, библейские рассказы. Детские журналы о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про все на свете».
|
|
Литературоведческая пропедевтика | ||
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев. Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл). Историко - литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы 19 - 20вв. | Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Звукозапись. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение, Олицетворение. Метафора, Гипербола. | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их (в пределах изученного). |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). | Постановка живых картин. Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценирования (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям и драматизация. Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Инсценирование. Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Устное сочинение. Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. Определение главной мысли произведения. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. Пересказ текста: художественный, подробный, краткий или сжатый, выборочный, пересказ фрагмента, создание текста по аналогии. | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты. Участвовать в драматизации; самостоятельно выбирать фрагменты для драматизации, распределять роли, предлагать выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены. Создавать сценарий диафильма: определять фрагмент для составления сценария, отбирать слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента; определять цвет, звук, данного фрагмента; описывать (представлять) картины, их последовательность.
|
Учебно-тематический план по литературному чтению 1-4 класс
Разделы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по классам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Вводный интегрированный курс «Обучение грамоте» | 92 | 92 | - | - | - |
Виды речевой деятельности Аудирование (слушание) | 40 | 5 | 15 | 10 | 10 |
Виды речевой деятельности Чтение | 220 | 20 | 90 | 55 | 55 |
Виды речевой деятельности Культура речевого общения | 100 | 10 | 26 | 32 | 32 |
Виды речевой деятельности Культура письменной речи | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Виды читательской деятельности |
|
|
|
|
|
Круг детского чтения |
|
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика |
|
|
|
|
|
Творческая деятельность учащихся |
|
|
|
|
|
Всего | 472 ч | 132 | 136 | 102 | 102 |
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.
2 классВо втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
3 классВ третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: уровень осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»), проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
4 классВ четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом
Школа России. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М. : Просвещение, 2014 Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2. Электронное приложение к учебнику
Библиотечный фонд |
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Примерная программа начального общего образования по литературному чтению |
Печатные пособия |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер (по возможности). Принтер лазерный. Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Презентации, соответствующие тематике программ (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы. |
Игры и игрушки |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, органайзеры. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(4 ч в неделю, всего 136 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Содержание |
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. -Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в I—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника |
|
Летописи, былины, жития (11 ч) | ||||
2 | Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника
|
|
3 | События летописи – основные события Древней Руси.
|
| ||
4 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
|
| ||
5 | Летопись – источник исторических фактов. |
| ||
6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
| ||
7 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой |
| ||
8 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» |
| ||
9 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». |
| ||
10 | Житие Сергия Радонежского |
| ||
11 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. |
| ||
12 | Проект «Создание календаря исторических событий» |
| ||
Чудесный мир классики (22 ч) | ||||
13 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование...» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик-Кериб. «Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого.
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста.
Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец скажи. Составлять самостоятельно план Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
|
|
14 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». |
| ||
15 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». |
| ||
16 | Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев |
| ||
17 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча» |
| ||
18 | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» |
| ||
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
| ||
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
| ||
21 | Характеристика героев. Деление сказки на части |
| ||
22 | Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина |
| ||
23 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
| ||
24 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
| ||
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
| ||
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
| ||
27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
|
| ||
28 | Л.Н.Толстой «Детство»
|
| ||
29 | Л.Н.Толстой Басня «Как мужик камень убрал» |
| ||
30 | Л.Н.Толстой Басня «Как мужик камень убрал» |
| ||
31 | А.П. Чехов «Мальчики»
|
| ||
32 | А.П. Чехов «Мальчики»
|
| ||
33 | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» |
| ||
34 | Оценка достижений
|
| ||
Поэтическая тетрадь (12 ч) | ||||
35 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И.Тютчев «Ещё земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всею cooтветствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение
|
|
36 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» |
| ||
37 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
| ||
38 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
|
| ||
39 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
|
| ||
40 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
| ||
41 | Н.А. Некрасов «Школьник»
|
| ||
42 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» |
| ||
43 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина |
| ||
44 | Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX – начала XX в.) |
| ||
45 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» |
| ||
46 | Оценка достижений
|
| ||
Литературные сказки (16 ч) | ||||
47 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
| ||
49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
| ||
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
|
| ||
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
| ||
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
| ||
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
| ||
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
| ||
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
| ||
56 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
| ||
57 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
| ||
58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
| ||
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
| ||
60 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей |
| ||
61 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» |
| ||
62 | Оценка достижений.
|
| ||
Делу время, а потехе час (9ч) | ||||
63 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения |
|
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». |
| ||
65 | В.Ю. Драгунский «Главные реки»
|
| ||
66 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
| ||
67 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
| ||
68 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
| ||
69 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе |
| ||
70 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час»
|
| ||
71 | Оценка достижений |
| ||
Страна детства (8 ч) | ||||
72 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.
Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
| ||
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
| ||
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
| ||
76 | М.М. Зощенко «Елка» |
| ||
77 | Обобщающий урок «Страна детства» |
| ||
78 | Оценка достижений |
| ||
79 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение |
| ||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||
80 | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. B. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. C. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...» «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением |
|
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
|
| ||
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
|
| ||
83 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений
|
| ||
84 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» |
| ||
Природа и мы (12 ч) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Проект «Природа и мы». Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
| ||
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
| ||
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
| ||
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
| ||
90 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
| ||
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» |
| ||
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». |
| ||
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
| ||
94 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» |
| ||
95 | Проект «Природа и мы». |
| ||
96 | Оценка достижений |
| ||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||||
97 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.
Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
|
98 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» |
| ||
99 | С.А. Клычков «Весна в лесу» |
| ||
100 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
|
| ||
101 | Н.М. Рубцов «Сентябрь»
|
| ||
102 | С.А. Есенин «Лебедушка»
|
| ||
103 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» |
| ||
104 | Оценка достижений
|
| ||
Родина (8 ч) | ||||
105 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А. В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.
Проект: «Они защищали Родину».
Оценка планируемых достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.
Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
106 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
| ||
107 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому |
| ||
108 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
| ||
109 | Обобщающий урок «Родина» |
| ||
110 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» |
| ||
111 | Проект «Они защищали Родину» |
| ||
112 | Оценка достижений |
| ||
Страна Фантазия (7 ч) | ||||
113 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
| Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
114 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
| ||
115 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
| ||
116 | Кир Булычев «Путешествие Алисы»
|
| ||
117 | Путешествие по стране Фантазии |
| ||
118 | Оценка достижений
|
| ||
119 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» |
| ||
Зарубежная литература (15 ч) | ||||
120 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.
Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда.
Оценка достижений. Контрольная работа за II полугодие | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
121 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
| ||
122 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
| ||
123 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
|
| ||
124 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
|
| ||
125 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
|
| ||
126 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
| ||
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
| ||
128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
| ||
129 | С. Лагерлеф «Святая ночь»
|
| ||
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь»
|
| ||
131 | С. Лагерлеф «В Назарете»
|
| ||
132 | С. Лагерлеф «В Назарете»
|
| ||
133 | Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг |
| ||
134 | Оценка достижений
|
| ||
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» |
| ||
136 | Урок-игра «Литературные тайны» |
|
11