СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет  правильно распределить учебный материал по темам и  тчательно подготовиться к урокам.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1класс»





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

  1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 16.08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.

  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкина М. В., «Просвещение», 2011 год.

  • Примерной программы курса «Литературное чтение» (УМК «Перспектива»).

  • Образовательной программы начального общего образования МОУ «2-Засеймская СОШ» на 2016-2017учебный год.

  • Учебного плана МОУ «2-Засеймская СОШ» на 2016-2017 учебный год.


2. Цели и задачи программы:

Курс литературного чтения состоит из двух разделов: обучение грамоте (чтение) и собственно литературное чтение.



Основные цели обучения литературному чтению:

  • совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений, выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации;

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию еѐ как искусства слова, создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • введение учащихся в мир детской литературы, воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг, помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и познавательными текстами.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге;

  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражѐнной в художественной литературе;

  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

  • изучение литературно-художественных произведений;

  • освоение речевых навыков и умений.


  1. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая характеристика).

.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:

1) коммуникативного (осмыслить язык как средство общения, на фоне которого усваиваются ранее указанные знания и умения);

2) познавательного (дать возможность реализовать в обучении другую важнейшую функцию языка – средство познания в действительности);

3) семиотического (изучение языка как знаковой системы: способность соотносить звучание и значение слова, осмысливать его);

4) гуманистического (в центре обучения – личность ребенка, его развитие, творческие способности, ценности, интересы).

Реализация данных принципов позволяет развивать интерес к родному языку, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость, для духовно-нравственного развития обучающихся, создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается, становится доступным и интересным для обучающихся.



На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.



№№

п/п

Название раздела

Количество часов

Книги – мои друзья

4

Радуга-дуга

5

Здравствуй, сказка!

6

Люблю всё живое

6

Хорошие соседи, счастливые друзья

6

«Край родной, навек любимый…»

11

Сто фантазий

2



Чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.


  1. Ценностные ориентиры содержания курса

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.



  1. Место курса в учебном плане.

.

На уроки литературного чтения в первом классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), в том числе 10 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой, по 15 минут на уроке один раз в неделю).


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю и народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание их чувствам;

  • понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приѐмами поиска средств еѐ осуществления;

  • развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

  • умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также с уважением воспринимать другие;

  • определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты с учѐтом интересов

сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания;

  • осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существеннее связи, отношения и функции;

  • формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • осознание значимости чтения для личностного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Планируемые результаты учебного предмета Литературное чтение

Обучающиеся должны будут знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

В разделе «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.











Содержание учебного предмета

1 класс (_126__ часов)

Учебно - тематический план

Литературное чтение (в том числе и Обучение грамоте (чтение))


№№

п/п


Сроки прохождения

Тема

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Контроль

1

02.09-01.10

Подготовительный (добукварный) «Давайте знакомиться!»

20

18


2

02.10-04.02

Основной (букварный) «Страна АБВГДейка»

62

61


3

08.02 -29.02

Послебукварный «Про всё на свете». «Карта знаний»

10

7




Итого:

92

86


4

01.03-14.03

Книги – мои друзья

4

6

Проект - 1

5

15.03-21.03

Радуга-дуга

5

4

Проект - 1

6

22.03-12.04

Здравствуй, сказка!

6

8


7

13.04-25.04

Люблю всё живое

6

7

Проект - 1

8

26.04-10.05

Хорошие соседи, счастливые друзья

7

6

Итоговая диагностическая работа – 1

Адм. пров. раб. - 1

9

11.05-23.05

«Край родной, навек любимый…»

10

7


10

24.05-25.05

Сто фантазий

2

2





40

40




Итого

132

126

Диагностические работы – 2

Проекты – 3

Административная провер. раб. -1




















Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Выбор учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Для реализации программного содержания используется УМК:

.

Литературное чтение

  1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразов. Учреждений. В 2 ч.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2011.

  2. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс/Под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2008.

2. Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

  1. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1 класс (1CD).

  2. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. 1 класс (1CD).

  3. АБВГДейка. Как хорошо уметь читать! 34 видеоурока, 34 презентации, 33 упражнения, 33 картинки с буквами (CD)

  4. Интерактивная доска.

  5. Презентации, созданные учителем самостоятельно.

  6. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.

  7. Азбука подвижная демонстрационная.

  8. Касса букв классная.

  9. Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная.

  10. Модель – аппликация демонстрационная «Набор звуковых схем».






















Календарно - тематическое планирование Обучение грамоте (чтение  )


№ п/п

Тема

Стр. учебника

Кол-во часов

Дата

Подготовительный период (18 ч)

Введение в мир общения-18 ч

Азбука. « Давайте знакомиться»

Характеристика деятельности учащихся:

Знать правила гигиены чтения. Знать основные различия букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове

Давайте знакомиться. Мир общения

4-5

1

I четверть

(35 часов)

02.09

Мы теперь ученики. Книжки — мои друзья.

6-9

1

03.09

Слово в общении. Вн/чт. Русские народные сказки

10-13

1

04.09

Помощники слова в общении. Мы пришли в театр

14-17

1

07.09

Общение без слов. Культура общения

18-19

1

09.09

Как понять животных? Рассказы в картинках

20-23

1

10.09

Разговаривают ли предметы? Вн/чт. Произведения В.И. Даля

24-25

1

11.09

Слова, рисунки и предметы в общении. Путешествие по городу

26-31

1

14.09

Знаки охраны природы

32-33

1

16.09

Как найти дорогу? Дорожные знаки. Вн/чт. Произведения И.А. Крылова

34-37

1

17.09

Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо

38-41

1

18.09

Мир полон звуков

42-45

1

21.09

Гласные и согласные звуки. Моя семья. Звуковой анализ слов

46-49

1

23.09

Твердые и мягкие согласные. Вн/чт. Стихи А.Н. Плещеева

50-51

1

24.09

Звучание и значение слова

52-53

1

25.09

Слова и слоги. Ударение в слове

54-57

1

28.09

Слово и предложение

58-61

1

30.09

Повторение – мать учения. Вн/чт. Произведения Э. Мошковской

62-64

1

01.10

Букварный период (61 ч)

Азбука, часть 1. «Страна АБВГДейка»

Характеристика деятельности учащихся:

Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове

Звук [ а], буква Аа

65-68

1

02.10

Звук [ о], буква Оо.

69

1

05.10

Звук [ у], буква Уу

70-71

1

07.10

Звук [ и], буква Ии

72

1

08.10

Звук [ ы], буква ы. Вн/чт. Стихи А.К. Толстого

73

1

09.10

Звук [ э], буква Ээ

74-75

1

12.10

« Узелки на память»

76-77

1

14.10

Звуки [м - м '], буква Мм

78

1

15.10

Звуки [с - с '],буква Сс. Вн/чт. Произведения Л.Н. Толстого

79

1

16.10

Звуки [н - н'], буква Нн

80

1

19.10

Звуки [л - л'], буква Лл

81

1

21.10

Закрепление изученных букв М,С,Н, Л

82-83

1

22.10

Звуки [т - т'], буква Тт. Вн/чт. Произведения л.Н. Толстого

84

1

23.10

Буква Тт. Закрепление

85

1

26.10

Звуки [к - к '], буква Кк

86

1

28.10

Буква Кк. Закрепление.

87

1

29.10

Чтение слов и текстов с изученными буквами. Вн/чт. И.С. Тургенев. Воробей

88-89

1

30.10

« Узелки на память»

90-91

1

II четверть

(28 часов)

09.11

Звуки [р – р’], буква Рр.

92

1

10.11

Звуки [в – в’], буква Вв

93

1

11.11

Звуки [п – п’], буква Пп. Вн/чт. Произведения К.Д. Ушинского

94-95

1

12.11

Звуки [г – г’], буква Гг

96-97

1

16.11

Сравнение звуков [г] и [к]

98-99

1

17.11

Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К). Упражнение в чтении слов с буквой Гг в составе предложений, текстов

100-101

1

18.11

Буквы Ее, Ёё в начале слова и после гласных. Вн/чт. Стихи А.А. Фета

102-103

1

19.11

Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука

104-105

1

23.11

Упражнение в чтении букв Ее, Ёё

106-107

1

24.11

«Узелки на память». Вн/чт. Стихи С.А. Есенина

108-109

1

25.11

Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка

Звуки [б –б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]

4-5

1

26.11

Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с]

6-7

1

30.11

Закрепление

8-9

1

01.12

«Повторение – мать учения». Вн/чт. Стихи Д. Хармса

10-11

1

02.12

Звуки [д – д’], буква Дд

12

1

03.12

Сравнение звуков [д] – [т], [д’] – [т’]

13

1

07.12

Звук и буква Жж

14-15

1

08.12

Мои первые книжки. Закрепление изученного. Вн/чт. Стихи В.Д. Берестова

16-19

1

09.12

Веселые картинки. Упражнения в чтении и рассказывании

20-23

1

10.12

Буква Яя в начале слова и после гласных

24-25

1

14.12

Буква Я после согласных как указатель их мягкости

26-27

1

15.12

Игра в слова. Повторение. Вн/чт. Произведения В.В. Бианки

28-29

1

16.12

Звуки [х – х’], буква Хх

30-31

1

17.12

Звуки [х – х’], буква Хх. Закрепление

31

1

21.12

Знакомство с буквой «ь»

32-33

1

22.12

Звук и буква Йй. Вн/чт. Произведения А.П. Гайдара

34-35

1

23.12

Отгадай загадки. Буква Юю в начале слова и после гласных

36-39

1

24.12

Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков

40-41

1

III четверть

(35 часов)

11.01

Поговорки, игры, загадки, песенки. Закрепление изученного. Вн/чт. Произведения В.В. Голявина

42-43

1

12.01

«Узелки на память». Читаем, сочиняем

44-47

1

13.01

Звук [ш], буква Шш

48

1

14.01

Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши»

49

1

18.01

Звук [ч’], буква Чч. Вн/чт. Произведения В.Ю. Драгунского

50-51

1

19.01

Звук [щ’], буква Щщ

52

1

20.01

Звук [щ’], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания ча – ща, чу – щу

53

1

21.01

Как хлеб пекут? Закрепление изученного.

54-55

1

25.01

Звук [ц], буква Цц. Вн/чт. Произведения Б. Житкова

56

1

26.01

Звуки [ф] и [ф’], буква Фф.

57

1

27.01

Закрепление. Сравнение звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’]

58-59

1

28.01

Разделительные «ь» и «ъ» знаки

60-63

1

01.02

Узелки на память. Закрепление изученного. Вн/чт. Произведения В. Осеевой

64-67

1

02.02

«Узелки на память»

68-71

1

03.02

Закрепление изученного

72-78

1

04.02

Послебукварный период (7 ч)

Азбука. « Про всё на свете», « Читалочка»

Характеристика деятельности учащихся:

Знать буквы и звуки русского языка. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове

Про все на свете. С чего начинается общение

80-83

1

08.02

Умеет ли разговаривать природа. Вн/чт. Произведения М. Пришвина

84-91

1

09.02

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом

92-95

1

10.02

Чтобы представить слово. Об одном и том же по – разному. Книга природы. Сравни и подумай

96-105

1

11.02

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Вн/чт. Произведения Л. Пантелеева

106-109

1

24.02

Считалочки. Сказки. Присказки. Загадки. Семейное чтение

110-117

1

25.02

Из старинных книг для чтения. Вн/чт. К. Паустовский Кот-ворюга

122-126

1

29.02


Итого


86











Календарно – тематическое планирование по литературному чтению


п/п

Тема

Стр.

учебника

Кол-во часов

Дата

1 часть

Книги – мои друзья (6 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение

1.

Книги - мои друзья. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.Маршак. «Новому читателю»

4-7

1


2.

Как хорошо уметь читать. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности.

8-12

1


3.

Как бы жили мы без книг? С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» «Читалочка-обучалочка». «Мы идём в библиотеку»

13-19

1


4.

Мои любимые писатели. А. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. Вн/чт. Стихи А.С. Пушкина

20-21

1


5.

Из книг К. Ушинского. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…». Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского».

22-23

1


6.

Обобщение по разделу. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

24-27


1


Радуга-дуга (4 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение

7.

Радуга-дуга. Диалог Ани и Вани. Загадки. Пословицы, поговорки. Считалочки

28,

36-39

1


8.

Песенки разных народов. Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. (Заучивание наизусть.) Вн/чт. Потешки

29-35


1


9.

Мы идём в библиотеку. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни». Семейное чтение

40-45

1


10.

«Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. «Шутки – минутки». «Маленькие и большие секреты страны Литературии»


46-51

1


Здравствуй сказка! (8 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение

11.

Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».

Г.Юдин. «Почему «А» первая».

52-55

56-57

1


12.

Узнай сказку. Т. Коти. «Катя и буквы». «Читалочка-обучалочка». Н. Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны». Вн/чт. Произведения Е.А. Пермяка

58-61

1


13.

Сравни сказки. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака

62-65

1

IV четверть (28 часов)


14.

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев. «Две лягушки».

66-74

1


15.

Сказки народов России. «Шутки-минутки». «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. Самостоятельное чтение. И. Гамазкова «Живая азбука». Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери».

75-82

1

0

16.

Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Вн/чт. Сказки народов мира

83-85

1


17.

«Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты»

86-89

1


18.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Лиса и рак», «Лисица»

90-91

1


Часть 2

«Люблю всё живое» (7 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу

19.

Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.

В.Лунин. «Никого не обижай». Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки»

4-7

1


20.

«Разговоры, разговоры, разговоры...». И. Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». «Читалочка-обучалочка». Вн/чт. Произведения М. Пришвина

8-12

1


21.

И.Пивоварова. «Всех угостила». С.Михалков. «Зяблик». «Шутки – минутки». Н.Сладков. «Без слов»

13-19

1


22.

«Обходиться добром со всяким». Произведения о животных. Произведения Л.Толстого.

20-23

26-27

1


23.

«Эй, не стойте слишком близко - я тигренок, а не киска!» Самостоятельное чтение. Стихи и загадки о животных.

24-25,

28-30,

31-32

1


24.

С.Маршак. «Волк и лиса». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Вн/чт. Произведения Н. Сладкова

33-37

1


25.

С.Михалков. «Песенка друзей». М. Танич. «Когда мои друзья со мной». Пословицы. А.Барто. «Сонечка»

38-43

1


«Хорошие соседи, счастливые друзья» (6 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг

26.

Е.Пермяк. «Самое страшное». В.Осеева. «Хорошее»

44-47


1


27.

Э.Шим. «Брат и младшая сестра». «Читалочка-обучалочка».

Вн/чт. Произведения К. Чуковского

48-50

1


28.

Административная проверочная работа


1


29.

Шутки-минутки. «Мы идём в библиотеку». Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.

51-55

1


30.

«Доброе слово лучше мягкого пирога». «Наш театр». М. Пляцковский. «Солнышко на память». Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц

56-59

1


31.

Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Вн/чт. Сказки Х.К. Андерсена

60-65

1


«Край родной, навек любимый» (7часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.

Классифицировать книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг

32.

«Край родной, навек любимый». П.Воронько. «Лучше нет родного края». А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края

66-71

1


33.

Чтение стихов по выбору.

72-75

1


34.

«Стихотворения русских поэтов о родной природе». А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…»; И.Суриков. «Зима»

76-79

1


35.

«Четыре сестры». Сказка. «Читалочка – обучалочка». А.Введенский «Песенка о дожде»; И. Токмакова «Сенокос». Вн/чт. Братья Гримм

80-83

1


36.

«Родина любимая, что мать родимая». В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». А.Митяев. «За что люблю маму. В.Берестов. «Стихи для папы»

84-88

1


37.

«Мы идём в библиотеку». Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. «Первая рыбка». Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; Л.Толстой. «Мальчик и отец»; К.Ушинский. «Лекарство».

89-92

1


38.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». А. Майков. «Ласточка»; Н. Сладков. «Первая ласточка»

93-94

1


Сто фантазий (2 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.

Объяснять значение понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

39.

«Сто фантазий». Р.Сеф «Совершенно непонятно»; В. Маяковский «Тучкины штучки», Ю.Мориц «Сто фантазий». Вн/чт. Шарль Перро

95-99

1


40.

И.Пивоварова «Я палочкой волшебной»; Г.Цыферов «Про меня и про цыпленка». Советуем прочитать летом.

100-106

1



Итого


40