Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письма Министерства образования и науки РФ от 16.08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкина М. В., «Просвещение», 2011 год.
Примерной программы курса «Литературное чтение» (УМК «Перспектива»).
Образовательной программы начального общего образования МОУ «2-Засеймская СОШ» на 2016-2017учебный год.
Учебного плана МОУ «2-Засеймская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
2. Цели и задачи программы:
Курс литературного чтения состоит из двух разделов: обучение грамоте (чтение) и собственно литературное чтение.
Основные цели обучения литературному чтению:
совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений, выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию еѐ как искусства слова, создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы, воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг, помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и познавательными текстами.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге;
помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отражѐнной в художественной литературе;
воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая характеристика).
.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:
1) коммуникативного (осмыслить язык как средство общения, на фоне которого усваиваются ранее указанные знания и умения);
2) познавательного (дать возможность реализовать в обучении другую важнейшую функцию языка – средство познания в действительности);
3) семиотического (изучение языка как знаковой системы: способность соотносить звучание и значение слова, осмысливать его);
4) гуманистического (в центре обучения – личность ребенка, его развитие, творческие способности, ценности, интересы).
Реализация данных принципов позволяет развивать интерес к родному языку, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость, для духовно-нравственного развития обучающихся, создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается, становится доступным и интересным для обучающихся.
На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.
№№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Книги – мои друзья | 4 |
-
| Радуга-дуга | 5 |
-
| Здравствуй, сказка! | 6 |
-
| Люблю всё живое | 6 |
-
| Хорошие соседи, счастливые друзья | 6 |
-
| «Край родной, навек любимый…» | 11 |
-
| Сто фантазий | 2 |
Чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Ценностные ориентиры содержания курса
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.
Место курса в учебном плане.
.
На уроки литературного чтения в первом классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), в том числе 10 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой, по 15 минут на уроке один раз в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю и народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание их чувствам;
понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приѐмами поиска средств еѐ осуществления;
развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также с уважением воспринимать другие;
определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
готовность конструктивно разрешать конфликты с учѐтом интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существеннее связи, отношения и функции;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
осознание значимости чтения для личностного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты учебного предмета Литературное чтение
Обучающиеся должны будут знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
В разделе «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Содержание учебного предмета
1 класс (_126__ часов)
Учебно - тематический план
Литературное чтение (в том числе и Обучение грамоте (чтение))
№№ п/п | Сроки прохождения | Тема | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе | Контроль |
1 | 02.09-01.10 | Подготовительный (добукварный) «Давайте знакомиться!» | 20 | 18 | |
2 | 02.10-04.02 | Основной (букварный) «Страна АБВГДейка» | 62 | 61 | |
3 | 08.02 -29.02 | Послебукварный «Про всё на свете». «Карта знаний» | 10 | 7 | |
| | Итого: | 92 | 86 | |
4 | 01.03-14.03 | Книги – мои друзья | 4 | 6 | Проект - 1 |
5 | 15.03-21.03 | Радуга-дуга | 5 | 4 | Проект - 1 |
6 | 22.03-12.04 | Здравствуй, сказка! | 6 | 8 | |
7 | 13.04-25.04 | Люблю всё живое | 6 | 7 | Проект - 1 |
8 | 26.04-10.05 | Хорошие соседи, счастливые друзья | 7 | 6 | Итоговая диагностическая работа – 1 Адм. пров. раб. - 1 |
9 | 11.05-23.05 | «Край родной, навек любимый…» | 10 | 7 | |
10 | 24.05-25.05 | Сто фантазий | 2 | 2 | |
| | | 40 | 40 | |
| | Итого | 132 | 126 | Диагностические работы – 2 Проекты – 3 Административная провер. раб. -1 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Выбор учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Для реализации программного содержания используется УМК:
.
Литературное чтение
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразов. Учреждений. В 2 ч.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2011.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс/Под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2008.
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1 класс (1CD).
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. 1 класс (1CD).
АБВГДейка. Как хорошо уметь читать! 34 видеоурока, 34 презентации, 33 упражнения, 33 картинки с буквами (CD)
Интерактивная доска.
Презентации, созданные учителем самостоятельно.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Азбука подвижная демонстрационная.
Касса букв классная.
Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная.
Модель – аппликация демонстрационная «Набор звуковых схем».
Календарно - тематическое планирование Обучение грамоте (чтение )
№ п/п | Тема | Стр. учебника | Кол-во часов | Дата |
Подготовительный период (18 ч) |
Введение в мир общения-18 ч |
Азбука. « Давайте знакомиться» Характеристика деятельности учащихся: Знать правила гигиены чтения. Знать основные различия букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове |
-
| Давайте знакомиться. Мир общения | 4-5 | 1 | I четверть (35 часов) 02.09 |
-
| Мы теперь ученики. Книжки — мои друзья. | 6-9 | 1 | 03.09 |
-
| Слово в общении. Вн/чт. Русские народные сказки | 10-13 | 1 | 04.09 |
-
| Помощники слова в общении. Мы пришли в театр | 14-17 | 1 | 07.09 |
-
| Общение без слов. Культура общения | 18-19 | 1 | 09.09 |
-
| Как понять животных? Рассказы в картинках | 20-23 | 1 | 10.09 |
-
| Разговаривают ли предметы? Вн/чт. Произведения В.И. Даля | 24-25 | 1 | 11.09 |
-
| Слова, рисунки и предметы в общении. Путешествие по городу | 26-31 | 1 | 14.09 |
-
| Знаки охраны природы | 32-33 | 1 | 16.09 |
-
| Как найти дорогу? Дорожные знаки. Вн/чт. Произведения И.А. Крылова | 34-37 | 1 | 17.09 |
-
| Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо | 38-41 | 1 | 18.09 |
-
| Мир полон звуков | 42-45 | 1 | 21.09 |
-
| Гласные и согласные звуки. Моя семья. Звуковой анализ слов | 46-49 | 1 | 23.09 |
-
| Твердые и мягкие согласные. Вн/чт. Стихи А.Н. Плещеева | 50-51 | 1 | 24.09 |
-
| Звучание и значение слова | 52-53 | 1 | 25.09 |
-
| Слова и слоги. Ударение в слове | 54-57 | 1 | 28.09 |
-
| Слово и предложение | 58-61 | 1 | 30.09 |
-
| Повторение – мать учения. Вн/чт. Произведения Э. Мошковской | 62-64 | 1 | 01.10 |
Букварный период (61 ч) |
Азбука, часть 1. «Страна АБВГДейка» Характеристика деятельности учащихся: Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове |
-
| Звук [ а], буква Аа | 65-68 | 1 | 02.10 |
-
| Звук [ о], буква Оо. | 69 | 1 | 05.10 |
-
| Звук [ у], буква Уу | 70-71 | 1 | 07.10 |
-
| Звук [ и], буква Ии | 72 | 1 | 08.10 |
-
| Звук [ ы], буква ы. Вн/чт. Стихи А.К. Толстого | 73 | 1 | 09.10 |
-
| Звук [ э], буква Ээ | 74-75 | 1 | 12.10 |
-
| « Узелки на память» | 76-77 | 1 | 14.10 |
-
| Звуки [м - м '], буква Мм | 78 | 1 | 15.10 |
-
| Звуки [с - с '],буква Сс. Вн/чт. Произведения Л.Н. Толстого | 79 | 1 | 16.10 |
-
| Звуки [н - н'], буква Нн | 80 | 1 | 19.10 |
-
| Звуки [л - л'], буква Лл | 81 | 1 | 21.10 |
-
| Закрепление изученных букв М,С,Н, Л | 82-83 | 1 | 22.10 |
-
| Звуки [т - т'], буква Тт. Вн/чт. Произведения л.Н. Толстого | 84 | 1 | 23.10 |
-
| Буква Тт. Закрепление | 85 | 1 | 26.10 |
-
| Звуки [к - к '], буква Кк | 86 | 1 | 28.10 |
-
| Буква Кк. Закрепление. | 87 | 1 | 29.10 |
-
| Чтение слов и текстов с изученными буквами. Вн/чт. И.С. Тургенев. Воробей | 88-89 | 1 | 30.10 |
-
| « Узелки на память» | 90-91 | 1 | II четверть (28 часов) 09.11 |
-
| Звуки [р – р’], буква Рр. | 92 | 1 | 10.11 |
-
| Звуки [в – в’], буква Вв | 93 | 1 | 11.11 |
-
| Звуки [п – п’], буква Пп. Вн/чт. Произведения К.Д. Ушинского | 94-95 | 1 | 12.11 |
-
| Звуки [г – г’], буква Гг | 96-97 | 1 | 16.11 |
-
| Сравнение звуков [г] и [к] | 98-99 | 1 | 17.11 |
-
| Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К). Упражнение в чтении слов с буквой Гг в составе предложений, текстов | 100-101 | 1 | 18.11 |
-
| Буквы Ее, Ёё в начале слова и после гласных. Вн/чт. Стихи А.А. Фета | 102-103 | 1 | 19.11 |
-
| Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука | 104-105 | 1 | 23.11 |
-
| Упражнение в чтении букв Ее, Ёё | 106-107 | 1 | 24.11 |
-
| «Узелки на память». Вн/чт. Стихи С.А. Есенина | 108-109 | 1 | 25.11 |
Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка |
-
| Звуки [б –б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п] | 4-5 | 1 | 26.11 |
-
| Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с] | 6-7 | 1 | 30.11 |
-
| Закрепление | 8-9 | 1 | 01.12 |
-
| «Повторение – мать учения». Вн/чт. Стихи Д. Хармса | 10-11 | 1 | 02.12 |
-
| Звуки [д – д’], буква Дд | 12 | 1 | 03.12 |
-
| Сравнение звуков [д] – [т], [д’] – [т’] | 13 | 1 | 07.12 |
-
| Звук и буква Жж | 14-15 | 1 | 08.12 |
-
| Мои первые книжки. Закрепление изученного. Вн/чт. Стихи В.Д. Берестова | 16-19 | 1 | 09.12 |
-
| Веселые картинки. Упражнения в чтении и рассказывании | 20-23 | 1 | 10.12 |
-
| Буква Яя в начале слова и после гласных | 24-25 | 1 | 14.12 |
-
| Буква Я после согласных как указатель их мягкости | 26-27 | 1 | 15.12 |
-
| Игра в слова. Повторение. Вн/чт. Произведения В.В. Бианки | 28-29 | 1 | 16.12 |
-
| Звуки [х – х’], буква Хх | 30-31 | 1 | 17.12 |
-
| Звуки [х – х’], буква Хх. Закрепление | 31 | 1 | 21.12 |
-
| Знакомство с буквой «ь» | 32-33 | 1 | 22.12 |
-
| Звук и буква Йй. Вн/чт. Произведения А.П. Гайдара | 34-35 | 1 | 23.12 |
-
| Отгадай загадки. Буква Юю в начале слова и после гласных | 36-39 | 1 | 24.12 |
-
| Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков | 40-41 | 1 | III четверть (35 часов) 11.01 |
-
| Поговорки, игры, загадки, песенки. Закрепление изученного. Вн/чт. Произведения В.В. Голявина | 42-43 | 1 | 12.01 |
-
| «Узелки на память». Читаем, сочиняем | 44-47 | 1 | 13.01 |
-
| Звук [ш], буква Шш | 48 | 1 | 14.01 |
-
| Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши» | 49 | 1 | 18.01 |
-
| Звук [ч’], буква Чч. Вн/чт. Произведения В.Ю. Драгунского | 50-51 | 1 | 19.01 |
-
| Звук [щ’], буква Щщ | 52 | 1 | 20.01 |
-
| Звук [щ’], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания ча – ща, чу – щу | 53 | 1 | 21.01 |
-
| Как хлеб пекут? Закрепление изученного. | 54-55 | 1 | 25.01 |
-
| Звук [ц], буква Цц. Вн/чт. Произведения Б. Житкова | 56 | 1 | 26.01 |
-
| Звуки [ф] и [ф’], буква Фф. | 57 | 1 | 27.01 |
-
| Закрепление. Сравнение звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’] | 58-59 | 1 | 28.01 |
-
| Разделительные «ь» и «ъ» знаки | 60-63 | 1 | 01.02 |
-
| Узелки на память. Закрепление изученного. Вн/чт. Произведения В. Осеевой | 64-67 | 1 | 02.02 |
-
| «Узелки на память» | 68-71 | 1 | 03.02 |
-
| Закрепление изученного | 72-78 | 1 | 04.02 |
Послебукварный период (7 ч) |
Азбука. « Про всё на свете», « Читалочка» Характеристика деятельности учащихся: Знать буквы и звуки русского языка. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове |
-
| Про все на свете. С чего начинается общение | 80-83 | 1 | 08.02 |
-
| Умеет ли разговаривать природа. Вн/чт. Произведения М. Пришвина | 84-91 | 1 | 09.02 |
-
| Что, где, когда и почему? Удивительное рядом | 92-95 | 1 | 10.02 |
-
| Чтобы представить слово. Об одном и том же по – разному. Книга природы. Сравни и подумай | 96-105 | 1 | 11.02 |
-
| Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Вн/чт. Произведения Л. Пантелеева | 106-109 | 1 | 24.02 |
-
| Считалочки. Сказки. Присказки. Загадки. Семейное чтение | 110-117 | 1 | 25.02 |
-
| Из старинных книг для чтения. Вн/чт. К. Паустовский Кот-ворюга | 122-126 | 1 | 29.02 |
| Итого | | 86 | |
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема | Стр. учебника | Кол-во часов | Дата |
1 часть Книги – мои друзья (6 часов) Характеристика деятельности учащихся: Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение |
1. | Книги - мои друзья. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.Маршак. «Новому читателю» | 4-7 | 1 | |
2. | Как хорошо уметь читать. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности. | 8-12 | 1 | |
3. | Как бы жили мы без книг? С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» «Читалочка-обучалочка». «Мы идём в библиотеку» | 13-19 | 1 | |
4. | Мои любимые писатели. А. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. Вн/чт. Стихи А.С. Пушкина | 20-21 | 1 | |
5. | Из книг К. Ушинского. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…». Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». | 22-23 | 1 | |
6. | Обобщение по разделу. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | 24-27 | 1 | |
Радуга-дуга (4 часа) Характеристика деятельности учащихся: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение |
7. | Радуга-дуга. Диалог Ани и Вани. Загадки. Пословицы, поговорки. Считалочки | 28, 36-39 | 1 | |
8. | Песенки разных народов. Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. (Заучивание наизусть.) Вн/чт. Потешки | 29-35 | 1 | |
9. | Мы идём в библиотеку. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни». Семейное чтение | 40-45 | 1 | |
10. | «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. «Шутки – минутки». «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | 46-51 | 1 | |
Здравствуй сказка! (8 часов) Характеристика деятельности учащихся: Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение |
11. | Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». Г.Юдин. «Почему «А» первая». | 52-55 56-57 | 1 | |
12. | Узнай сказку. Т. Коти. «Катя и буквы». «Читалочка-обучалочка». Н. Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны». Вн/чт. Произведения Е.А. Пермяка | 58-61 | 1 | |
13. | Сравни сказки. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака | 62-65 | 1 | IV четверть (28 часов) |
14. | «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев. «Две лягушки». | 66-74 | 1 | |
15. | Сказки народов России. «Шутки-минутки». «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. Самостоятельное чтение. И. Гамазкова «Живая азбука». Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери». | 75-82 | 1 | 0 |
16. | Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Вн/чт. Сказки народов мира | 83-85 | 1 | |
17. | «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты» | 86-89 | 1 | |
18. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Лиса и рак», «Лисица» | 90-91 | 1 | |
Часть 2 «Люблю всё живое» (7 часов) Характеристика деятельности учащихся: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу |
19. | Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. В.Лунин. «Никого не обижай». Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки» | 4-7 | 1 | |
20. | «Разговоры, разговоры, разговоры...». И. Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». «Читалочка-обучалочка». Вн/чт. Произведения М. Пришвина | 8-12 | 1 | |
21. | И.Пивоварова. «Всех угостила». С.Михалков. «Зяблик». «Шутки – минутки». Н.Сладков. «Без слов» | 13-19 | 1 | |
22. | «Обходиться добром со всяким». Произведения о животных. Произведения Л.Толстого. | 20-23 26-27 | 1 | |
23. | «Эй, не стойте слишком близко - я тигренок, а не киска!» Самостоятельное чтение. Стихи и загадки о животных. | 24-25, 28-30, 31-32 | 1 | |
24. | С.Маршак. «Волк и лиса». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Вн/чт. Произведения Н. Сладкова | 33-37 | 1 | |
25. | С.Михалков. «Песенка друзей». М. Танич. «Когда мои друзья со мной». Пословицы. А.Барто. «Сонечка» | 38-43 | 1 | |
«Хорошие соседи, счастливые друзья» (6 часов) Характеристика деятельности учащихся: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг |
26. | Е.Пермяк. «Самое страшное». В.Осеева. «Хорошее» | 44-47 | 1 | |
27. | Э.Шим. «Брат и младшая сестра». «Читалочка-обучалочка». Вн/чт. Произведения К. Чуковского | 48-50 | 1 | |
28. | Административная проверочная работа | | 1 | |
29. | Шутки-минутки. «Мы идём в библиотеку». Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. | 51-55 | 1 | |
30. | «Доброе слово лучше мягкого пирога». «Наш театр». М. Пляцковский. «Солнышко на память». Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц | 56-59 | 1 | |
31. | Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Вн/чт. Сказки Х.К. Андерсена | 60-65 | 1 | |
«Край родной, навек любимый» (7часов) Характеристика деятельности учащихся: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг |
32. | «Край родной, навек любимый». П.Воронько. «Лучше нет родного края». А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края | 66-71 | 1 | |
33. | Чтение стихов по выбору. | 72-75 | 1 | |
34. | «Стихотворения русских поэтов о родной природе». А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…»; И.Суриков. «Зима» | 76-79 | 1 | |
35. | «Четыре сестры». Сказка. «Читалочка – обучалочка». А.Введенский «Песенка о дожде»; И. Токмакова «Сенокос». Вн/чт. Братья Гримм | 80-83 | 1 | |
36. | «Родина любимая, что мать родимая». В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». А.Митяев. «За что люблю маму. В.Берестов. «Стихи для папы» | 84-88 | 1 | |
37. | «Мы идём в библиотеку». Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. «Первая рыбка». Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; Л.Толстой. «Мальчик и отец»; К.Ушинский. «Лекарство». | 89-92 | 1 | |
38. | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». А. Майков. «Ласточка»; Н. Сладков. «Первая ласточка» | 93-94 | 1 | |
Сто фантазий (2 часа) Характеристика деятельности учащихся: Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений |
39. | «Сто фантазий». Р.Сеф «Совершенно непонятно»; В. Маяковский «Тучкины штучки», Ю.Мориц «Сто фантазий». Вн/чт. Шарль Перро | 95-99 | 1 | |
40. | И.Пивоварова «Я палочкой волшебной»; Г.Цыферов «Про меня и про цыпленка». Советуем прочитать летом. | 100-106 | 1 | |
| Итого | | 40 | |