№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений учащихся (к/р, тесты, проекты, исслед. работы) |
план | факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | | | Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |
Летописи, былины, жития (11 часов) |
2 | | | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | Стартовая диагностическая работа |
3 | | | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом | |
4 | | | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Читать отрывки из древнерусской летописи | |
5 | | | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст | |
6 | | | «Ильины три поездочки» | 1 | Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | |
7 | | | «Ильины три поездочки» | 1 | Пересказывать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивать былины и волшебные сказки | |
8 | | | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 1 | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека | |
9 | | | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин | |
10 | | | «Житие Сергия Радонежского». Тест №1 | 1 | Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения | «Житие Сергия Радонежского». Тест №1 |
11 | | | Проект: «Создание календаря исторических событий» | 1 | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | Проект: «Создание календаря исторических событий» |
12 | | | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | 1 | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | Проверка навыка чтения |
Чудесный мир классики (22 часа) |
13 | | | П.П. Ершов.Подготовка сообщения о П.П. Ершове | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке | |
14 | | | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке | |
15 | | | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам | |
16 | | | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план | |
17 | | | А.С.Пушкин.Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | 1 | Рассказывать о А.С. Пушкине | |
18 | | | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | |
19 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка | |
20 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
21 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки | |
22 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений | |
23 | | | М.Ю. Лермонтов.Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове | 1 | Рассказывать о М.Ю. Лермонтове | |
24 | | | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя | |
25 | | | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения | |
26 | | | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | |
27 | | | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев | |
28 | | | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | 1 | Рассказывать о Л.Н. Толстом | |
29 | | | Л.Н. Толстой «Детство» | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | |
30 | | | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | 1 | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка | |
31 | | | А.П. Чехов.Подготовка сообщения о А.П. Чехове | 1 | Рассказывать о А.П. Чехове | |
32 | | | А.П. Чехов «Мальчики». Тест №2 | 1 | Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка | Тест №2 |
33 | | | А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения | 1 | Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Проверка навыка чтения |
34 | | | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 | 1 | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 1 |
Поэтическая тетрадь (12 часов) |
35 | | | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение | |
36 | | | А.А. Фет. «Весенний дождь» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | |
37 | | | А.А. Фет. «Бабочка» | 1 | Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | |
38 | | | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | |
39 | | | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Определять связь произведений литературы с другими видами искусств | |
40 | | | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения | |
41 | | | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | |
42 | | | Н.А. Некрасов «Школьник» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
43 | | | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
44 | | | И.А. Бунин «Листопад».Тест № 3 | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | Тест № 3 |
45 | | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 2 | 1 | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 2 |
46 | | | Картины природы | 1 | Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности | |
Литературные сказки (16 часов) |
47 | | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы | |
48 | | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова | |
49 | | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев | |
50 | | | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения | |
51 | | | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | |
52 | | | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | |
53 | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. | |
54 | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. | |
55 | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. | |
56 | | | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | |
57 | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. | |
58 | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | |
59 | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Диагностическая работа | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | Диагностическая работа |
60 | | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Проверка навыка чтения | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы | Проверка навыка чтения |
61 | | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа №3 | 1 | Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения | Контрольная работа №3 |
62 | | | КВН «Литературные сказки» | 1 | Проверять себя и оценивать свои достижения | |
Делу время – потехе час (9 часов) |
63 | | | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия | |
64 | | | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | |
65 | | | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | |
66 | | | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер | |
67 | | | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | |
68 | | | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
69 | | | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | |
70 | | | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.Читать выразительно по ролям | |
71 | | | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 | 1 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | Контрольная работа № 4 |
Страна детства (8 часов) |
72 | | | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа | |
73 | | | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
74 | | | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль | |
75 | | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | |
76 | | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Придумывать заглавия к каждой части произведения | |
77 | | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения | |
78 | | | М.М. Зощенко «Елка» Тест № 4 | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение | Тест № 4 |
79 | | | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа № 5 | 1 | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 5 |
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
80 | | | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
81 | | | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте | |
82 | | | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | 1 | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | |
83 | | | М.И. Цветаева «Наши царства» | 1 | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом | |
84 | | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6 | 1 | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 6 |
Природа и мы (12 часов) |
85 | | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | |
86 | | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Пересказывать текст выборочно | |
87 | | | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении | |
88 | | | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | |
89 | | | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | |
90 | | | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана | |
91 | | | Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков | |
92 | | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | |
93 | | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
94 | | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Тест № 5 | 1 | Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом | Тест № 5 |
95 | | | Проект «Природа и мы» | 1 | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря | Проект «Природа и мы» |
96 | | | Обобщение по разделу «Природа и мы» Контрольная работа № 7 | 1 | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 7 |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
97 | | | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста | |
98 | | | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте | |
99 | | | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
100 | | | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
101 | | | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | |
102 | | | С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка навыка чтения | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | |
103 | | | Путешествие в мир поэзии | 1 | Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства | |
104 | | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8 | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 8 |
Родина (8 часов) |
105 | | | И.С. Никитин «Русь» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения | |
106 | | | И.С. Никитин «Русь» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
107 | | | С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
108 | | | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа | |
109 | | | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
110 | | | О Родине | 1 | Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть | |
111 | | | Проект: «Они защищали Родину» | 1 | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине | Проект: «Они защищали Родину» |
112 | | | Обобщение по разделу «Родина». Контрольная работа № 9 | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа № 9 |
Страна Фантазия (7 часов) |
113 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. | |
114 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | |
115 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
116 | | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | |
117 | | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
118 | | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | Понимать особенности фантастических произведений. Соотносить название с содержанием произведения | |
119 | | | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа № 10 | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории | Контрольная работа № 10 |
Зарубежная литература (17 часов) |
120 | | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение | |
121 | | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | |
122 | | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя | |
123 | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) | |
124 | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. | |
125 | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
126 | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку | |
127 | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | |
128 | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | |
129 | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев. | |
130 | | | Проверка навыка чтения | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений | Проверка навыка чтения |
131 | | | Итоговая диагностическая работа | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений | Итоговая диагностическая работа |
132 | | | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | |
133 | | | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | |
134 | | | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | |
135 | | | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | |
136 | | | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | Самостоятельно оценивать свои достижения | |