Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Видновская средняя общеобразовательная школа № 4»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Видновская СОШ №4»
_________________________ Исаева Г.В.
«31» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Математика»
на базовом уровне
4Б класс
Составитель: Галяутдинова Г. А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 г.
г. Видное
Рабочая программа по курсу «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе примерной Программы основного общего образования по математике и Программы к учебнику «Математика» для 4 класса общеобразовательной школы авторов Моро М. И. и др. (М.: Просвещение, 2014)
Данная рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
4 класс (136 часов в год)
Числа от 1 до 1000 (повторение) (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (10 ч)
Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия : умножение и вычитание. Арифметические действия : умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Обобщающий урок. Игра «В поисках клада».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч.) |
1. | Повторение. Нумерация чисел. | 1 | 01.09 | |
2. | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | 02.09 | |
3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | 06.09 | |
4. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 | 07.09 | |
5. | Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 | 08.09 | |
6. | Свойства умножения. | 1 | 09.09 | |
7. | Алгоритм письменного деления. | 1 | 13.09 | |
8. | Приемы письменного деления. | 1 | 14.09 | |
9. | Приемы письменного деления. | 1 | 15.09 | |
10. | Приемы письменного деления. | 1 | 16.09 | |
11. | Диаграммы. | 1 | 20.09 | |
12. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 21.09 | |
13. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 | 22.09 | |
14. | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. | 1 | 23.09 | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч.) |
15. | Класс единиц и класс тысяч. | 1 | 27.09 | |
16. | Чтение многозначных чисел. | 1 | 28.09 | |
17. | Запись многозначных чисел. | 1 | 29.09 | |
18. | Разрядные слагаемые. | 1 | 30.09 | |
19. | Сравнение чисел. | 1 | 04.10 | |
20. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 05.10 | |
21. | Закрепление изученного. | 1 | 06.10 | |
22. | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | 07.10 | |
23. | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | 18.10 | |
24. | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. | 1 | 19.10 | |
25. | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | 20.10 | |
26. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | 21.10 | |
Величины ( 11 ч.) |
27. | Единицы длины. Километр. | 1 | 25.10 | |
28. | Единицы длины. Закрепление изученного. | 1 | 26.10 | |
29. | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | 1 | 27.10 | |
30. | Таблица единиц площади. | 1 | 28.10 | |
31. | Измерение площади с помощью палетки. | 1 | 01.11 | |
32. | Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 | 02.11 | |
33. | Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 | 03.11 | |
34. | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 1 | 08.11 | |
35. | Век. Таблица единиц времени. | 1 | 09.11 | |
36. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 10.11 | |
37. | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | 11.11 | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч.) |
38. | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений. | 1 | 15.11 | |
39. | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | 16.11 | |
40. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 | 17.11 | |
41. | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | 18.11 | |
42. | Решение задач. | 1 | 22.11 | 29.11. |
43. | Решение задач. | 1 | 29.11 | |
44. | Сложение и вычитание величин. | 1 | 30.11 | |
45. | Решение задач. | 1 | 01.12 | |
46. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 02.12 | |
47. | Странички для любознательных. Задачи-расчеты. | 1 | 06.12 | |
48. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 07.12 | |
49. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 08.12 | |
Умножение и деление (77 ч.) |
50. | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | 1 | 09.12 | |
51. | Письменные приемы умножения. | 1 | 13.12 | |
52. | Письменные приемы умножения. | 1 | 14.12 | |
53. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями . | 1 | 15.12 | |
54. | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 | 16.12 | |
55. | Деление с числами 0 и 1. | 1 | 20.12 | |
56. | Письменные приемы деления. | 1 | 21.12 | |
57. | Письменные приемы деления. | 1 | 22.12 | |
58. | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 | 23.12 | |
59. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 27.12 | |
60. | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1 | 28.12 | |
61. | Закрепление изученного. | 1 | 29.12 | |
62. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 30.12 | |
63. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | 10.01 | |
64. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | 11.01 | |
65. | Умножение и деление на однозначное число. | 1 | 12.01 | |
66. | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь скорости, времени и расстояния. | 1 | 13.01 | |
67. | Решение задач на движение. | 1 | 17.01 | |
68. | Решение задач на движение. | 1 | 18.01 | |
69. | Решение задач на движение. | 1 | 19.01 | |
70. | Странички для любознательных. Проверочная работа. | 1 | 20.01 | |
71. | Умножение числа на произведение. | 1 | 24.01 | |
72. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 25.01 | |
73. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 26.01 | |
74. | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 27.01 | |
75. | Решение задач. | 1 | 31.01 | |
76. | Перестановка и группировка множителей. | 1 | 01.02 | |
77. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 02.02 | |
78. | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 03.02 | |
79. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | 07.02 | |
80. | Деление числа на произведение. | 1 | 08.02 | |
81. | Деление числа на произведение. | 1 | 09.02 | |
82. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | 10.02 | |
83. | Решение задач. | 1 | 14.02 | |
84. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 15.02 | |
85. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 16.02 | |
86. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 17.02 | |
87. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 21.02 | |
88. | Решение задач. | 1 | 28.02 | |
89. | Закрепление изученного. | 1 | 01.03 | |
90. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 02.03 | |
91. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | 03.03 | |
92. | Наши проекты. | 1 | 07.03 | |
93. | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | 1 | 09.03 | |
94. | Умножение числа на сумму. | 1 | 10.03 | |
95. | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | 14.03 | |
96. | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | 15.03 | |
97. | Решение задач. | 1 | 16.03 | |
98. | Решение задач. | 1 | 17.03 | |
99. | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | 21.03 | |
100. | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | 22.03 | |
101. | Закрепление изученного. | 1 | 23.03 | |
102. | Закрепление изученного. | 1 | 24.03 | |
103. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 28.03 | |
104. | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | 04.04 | |
105. | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число. | 1 | 05.04 | |
106. | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | 06.04 | |
107. | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 | 07.04 | |
108. | Письменное деление на двузначное число. | 1 | 11.04 | |
109. | Письменное деление на двузначное число. | 1 | 12.04 | |
110. | Закрепление изученного. | 1 | 13.04 | |
111. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 14.04 | |
112. | Закрепление изученного. | 1 | 18.04 | |
113. | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного. | 1 | 19.04 | |
114. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 20.04 | |
115. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 21.04 | |
116. | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | 25.04 | |
117. | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 26.04 | |
118. | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 27.04 | |
119. | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 28.04 | |
120. | Закрепление изученного. | 1 | 02.05 | |
121. | Деление с остатком. | 1 | 03.05 | |
122. | Деление на трехзначное число. Закрепление. | 1 | 04.05 | |
123. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 05.05 | |
124. | Что узнали. Чему научились. | 1 | 10.05 | |
125. | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | 11.05 | |
126. | Анализ контрольной работы. | 1 | 12.05 | |
Итоговое повторение (10 ч.) |
127. | Нумерация. | 1 | 16.05 | |
128. | Выражения и уравнения. | 1 | 17.05 | |
129. | Сложение и вычитание. | 1 | 18.05 | |
130. | Умножение и деление. | 1 | 19.05 | |
131. | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | 23.05 | |
132. | Величины. | 1 | 24.05 | |
133. | Геометрические фигуры. | 1 | 25.06 | |
134. | Задачи. | 1 | 26.05 | |
135. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 30.05 | |
136. | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | 1 | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО
на заседании
методического объединения
протокол № 1 от 30.08.2016г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
__________ Мусиенко М.С.
«31» августа 2016 г.