Пояснительная записка.
Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью (F71) базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы в натуральную величину. С позиции этих принципов в программу введены разделы «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками». Виды работ расположены в степени доступности («от простого - к сложному»).
- расширение и формирование математических представлений у учащихся.
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
- определение положения предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанные положения;
- узнавание, называние, классифицирование геометрических фигур, определение формы знакомых предметов;
- написание цифр 1-15, соотношение количества предметов соответствующим числом, цифрой;
- выполнение действий сложения и вычитания чисел в пределах 15 с опорой на предметное множество (с помощью учителя);
- решение задач на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя.
Числа от 1 до 8.
(повторение).
I четверть.
Порядковый и обратный счёт от 1 до 8.
Сравнение чисел от 1 до 8.
Решение примеров в пределах 8.
Входная контрольная работа №1. «Сложение и вычитание чисел в пределах 8».
Анализ контрольной работы.
Состав чисел от 1 до 8.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Временные понятия: неделя.
Геометрический материал: проведение прямой через одну, две точки с помощью линейки.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Контрольная работа №2. «Решение задач на нахождение суммы и остатка».
Анализ контрольной работы.
Повторение пройденного.
II четверть.
Число 9.
Образование, название, обозначение числа 9. Письмо цифры 9.
Соотношение количества, числа и цифры.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счет). Приёмы сложения и вычитания в пределах 9.
Место числа в числовом ряду.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Геометрический материал: квадрат.
Повторение пройденного.
Контрольная работа №3. «Сложение и вычитание чисел в пределах 9».
Анализ контрольной работы.
III четверть.
Порядковый и обратный счет. Количественные и порядковые числительные.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно.
Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Состав числа 9. Таблица состава числа 9.
Геометрический материал: прямоугольник.
Повторение пройденного.
Контрольная работа №4. «Решение задач на нахождение суммы и остатка».
Анализ контрольной работы.
IV четверть.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Решение примеров в пределах 9.
Единица длины: 1 сантиметр.
Геометрический материал: вычерчивание отрезков разной длины.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Состав чисел в пределах 9. Таблицы состава чисел.
Контрольная работа. «Сравнение чисел в пределах 9».
Анализ контрольной работы.
Повторение пройденного.
№ п/п | Тематика занятий | Кол – во часов | Сроки проведения | Методы и формы работы с учащимися | Практическая деятельность учащихся | Виды коррекции на уроке |
-
| Числа от 1 до 8 (повторение). Порядковый и обратный счёт от 1 до 8. Сравнение чисел от 1 до 8. | 2 | 05.09 07.09 | Работа с числовой лестницей. Дидактические игры: «Покажите и правильно сосчитайте», «Знаете ли вы число?». Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. | Количественный и порядко- вый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх. Работа с множеством предметов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
-
| Решение примеров в пределах 8. | 2 | 14.09 19.09 | Организация самостоятельной работы при решении примеров с использованием счётных палочек. Использование таблиц состава чисел. | Выполнение действий вместе с учителем, громкое прогова- ривание приёмов выполнения действий. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Входная контрольная работа №1. «Сложение и вычитание чисел в пределах 8». | 1 | 21.09 | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Коррекция чувства самоконтроля, самостоятельности при выполнении заданий. |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 26.09 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Состав чисел от 1 до 8. Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 3 | 28.09 03.10 05.10 | Демонстрация образования числа на наглядном материале. Дидактические игры «Сбор плодов», «Поймай». Использование иллюстратив- ных таблиц, наглядности. Обучение комментированию своей деятельности, выбора действия для решения задачи. | Участие в игре, устный счёт. Разложение предметов на две группы и определение предметов в каждой группе. Решение задач по алгоритму. Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе. |
-
| Временные понятия: «неделя». | 1 | 10.10 | Дидактическая игра «Почта». | Решение примеров и задач. Участие в игре. | Формирование понятия «неделя». |
-
| Геометрический материал: проведение прямой через одну, две точки с помощью линейки | 1 | 12.10 | Работа с линейкой. Работа с геометрическими фигурами. Организация самостоятельной работы. | Узнавание, называние, различение геометрических фигур. | Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия, коррекция мелкой моторики рук. |
-
| Сравнение чисел по их месту в числовом ряду. | 3 | 17.10 19.10 24.10 | Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. | Работа с множеством предметов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
-
| Контрольная работа №2. «Решение задач на нахождение суммы и остатка» | 1 | 26.10 | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Коррекция чувства самоконтроля, самостоятельности при выполнении заданий. |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 31.10 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Повторение пройденного. | 2 | 07.11 09.11 | Составление задач по рисунку. Дидактические игры «Быстрый счёт», «Угадай». | Участие в игре, устный счёт. Решение примеров при помощи наглядности – монет разного достоинства. | Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении. |
-
| Число 9. Образование, название, обозначение числа 9. Письмо цифры 9. | 1 | 14.11 | Демонстрация образования числа на наглядном материале. Демонстрация печатной и рукописной цифр. Объяснение – показ процесса написания цифры 9. | Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов. Целостное восприятие цифры. Выделение элементов, написание цифры, подбор похожих предметов. Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия, коррекция мелкой моторики рук. |
-
| Соотношение количества, числа и цифры. | 1 | 16.11 | Демонстрация предметов, предметный счёт, устный счёт. Игры «Сосчитай», «Магазин». | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
-
| Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счет). Приёмы сложения и вычитания в пределах 9. | 2 | 21.11 23.11 | Игра «Кто быстрее?». Использование числовой лестницы. | Предметный счёт. Решение примеров. | Формирование понятия, что при вычитании единицы образуется предыдущее число, а при добавлении единицы – следующее число. |
-
| Место числа в числовом ряду. | 2 | 28.11 30.11 | Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах и по числовой линейке. Дидактическая игра «Знаете ли вы число?» | Образование числа на наглядном материале. Работа с числовой линейкой и числовым рядом. | Формирование понятия «левее-меньше, правее-больше» при работе с числовым рядом. |
-
| Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 3 | 05.12 07.12 12.12 | Использование иллюстративных таблиц, наглядности. Обучение комментированию своей деятельности, выбора действия для решения задачи. | Решение задач по алгоритму. Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью. | Коррекция операций мышления, слухового восприятия. |
-
| Геометрический материал: квадрат | 1 | 14.12 | Работа с линейкой. Работа с геометрическими фигурами Организация самостоятельной работы. | Предметно-практическая деятельность. Дублирование действий учителя. Решение примеров с изученными цифрами. | Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия, коррекция мелкой моторики рук. |
-
| Повторение пройденного. | 2 | 19.12 21.12 | Составление задач по рисунку. Дидактические игры «Быстрый счёт», «Угадай». | Участие в игре, устный счёт. Решение примеров при помощи наглядности – монет разного достоинства. | Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении. |
-
| Контрольная работа №3.«Сложение и вычитание чисел в пределах 9». | 1 | 26.12 | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Коррекция чувства самоконтроля, самостоятельности при выполнении заданий. |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 28.12 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Порядковый и обратный счет. Количественные и порядковые числительные. | 2 | 16.01 18.01 | Работа с числовой лестницей. Дидактические игры: «Покажите и правильно сосчитайте», «Знаете ли вы число?» | Количественный и порядковый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх. | Коррекция зрительного восприятия, мыслитель- ной деятельности на основе анализа. |
| Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. | 2 | 23.01 25.01 | Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах и по числовой линейке. Дидактическая игра. | Работа с множеством предметов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
-
| Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе. | 2 | 30.01 01.02 | Демонстрация образования числа на наглядном материале. Использование иллюстративной таблицы. | Выполнение действий вместе с учителем, громкое прогова- ривание приёмов выполнения действий. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
| Сравнение чисел по их месту в числовом ряду. | 2 | 06.02 08.02 | Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. | Сравнение чисел на предметных множествах, работа с множеством предметов. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
| Состав числа 9. Таблица состава числа 9. | 3 | 13.02 15.02 20.02 | Демонстрация образования числа на наглядном материале. Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. | Работа с множеством предметов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. |
-
| Приёмы сложения и вычитания в пределах 9. | 3 | 22.02 27.02 01.03 | Организация самостоятельной работы при решении примеров с использованием счётных палочек. Использование таблиц состава чисел. | Выполнение действий вместе с учителем, громкое проговаривание приёмов выполнения действий. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
| Геометрический материал: прямоугольник. | 1 | 06.03 | Работа с линейкой. Работа с геометрическими фигурами Организация самостоятельной работы. | Предметно-практическая деятельность. Дублирование действий учителя. Решение примеров с изученными цифрами. | Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия, коррекция мелкой моторики рук. |
| Повторение пройденного. | 2 | 13.03 15.03 | Составление задач по рисунку. Дидактические игры «Быстрый счёт», «Угадай». | Выполнение действий вместе с учителем, громкое проговаривание приёмов выполнения действий. | Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении. |
| Контрольная работа №4. «Решение задач на нахождение суммы и остатка» | 1 | 20.03 | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Коррекция чувства самоконтроля, самостоятельности при выполнении заданий. |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 22.03 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
| Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 3 | 03.04 05.04 10.04 | Использование иллюстратив- ных таблиц, наглядности. Обучение комментированию своей деятельности, выбора действия для решения задачи. | Решение задач по алгоритму. Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью. | Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе. |
-
| Решение примеров в пределах 9. | 3 | 12.04 17.04 19.04 | Использование абака, счетов, палочек и другого наглядного материала. Дидактическая игра «Живые цифры». | Выполнение действий вместе с учителем, громкое прогова- ривание приёмов выполнения действий. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Единица длины: 1 сантиметр. | 2 | 24.04 26.04 | Работа с линейкой. Работа с геометрическими фигурами. Организация самостоятельной работы. | Предметно-практическая деятельность. Дублирование действий учителя. Решение примеров с изученными цифрами. | Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия. |
-
| Геометрический материал: вычерчивание отрезков разной длины. | 1 | 03.05 | Работа с линейкой. Работа с геометрическими фигурами. Организация самостоятельной работы. | Предметно-практическая деятельность. Дублирование действий учителя. Решение примеров с изученными цифрами. | Коррекция зрительного и моторно-двигательного восприятия. |
-
| Сравнение чисел по их месту в числовом ряду. | 2 | 08.05 10.05 | Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. | Работа с множеством предметов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе сравнения предметов и чисел. |
-
| Состав чисел в пределах 9. Таблицы состава чисел. | 2 | 15.05 17.05 | Демонстрация образования числа на наглядном материале. Работа с наглядным материалом. | Работа с предметными множествами. Решение примеров. | Коррекция зрительного восприятии и мелкой моторики рук. |
-
| Итоговая контрольная работа№ 5. «Сравнение чисел в пределах 9» | 1 | 22.05 | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Коррекция чувства самоконтроля, самостоятельности при выполнении заданий. |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 24.05 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. | Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. |
-
| Повторение пройденного. | 2 | 29.05 31.05 | Составление задач по рисунку. Дидактические игры: «Быстрый счёт», «Угадай» | Участие в дидактических играх. Работа с числовой линейкой и числовым рядом. | Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. |
| Итого за год: | 68ч | | | | |
- формы: куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- величины большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий;
- сравнивать 2-4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
- сравнивать предметы по размеру {длине, ширине, высоте), наложение, приложение;
- выделять из группы предметы один или несколько предметов, обладающих определенными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанные положения;
- узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
- писать цифры 1- 9, соотносить количество предметов соответствующим числом, цифрой;
- выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 9 с опорой на предметное множество (с помощью учителя);
- решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя.
- счета в пределах 9; письмо цифр в пределах 9; работы с шаблонами и трафаретами.