Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Письмо Министерства образования Иркутской области от 02.07.2016 г. № 55-37-7456/163 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год».
Учебный план МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» на 2016-2017 учебный год
Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Начальный курс математики-курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
-математическое развитие младших школьников;
-формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, УК умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
-развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
-развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
-сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и и моделирования с их помощью тех операций, которые лежа в основе рассматриваемого приема; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
-рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
-система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М.:Просвещение, 2013.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Повторение | 13 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 |
3 | Величины | 16 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 14 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 74 |
6 | Итоговое повторение | 8 |
| Итого | 136 часов |
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000
Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания..
Решение уравнений вида:
Х+312=654+79,
729-х=217+163,
Х-137=500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6-х=429+120, х-18=270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
-вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
-решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
-нахождение неизвестных компонентов действий;
-отношения больше, меньше, равно;
-взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2-4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
-разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей;
-построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (8 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки больше, меньше, равно;
-представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
-объяснять, как образуется каждая следующая счетная единицы;
-пользоваться изученной математической терминологией;
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8-р, и:2, а+б, с-д, к:н при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять вычисления с нулем;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
--решать уравнения вида х+(-)60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х-12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1-3 действия;
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
-находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу года в 4 классе ученик получит возможность научиться:
-выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
-выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
-определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
-формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т.д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
-выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
-развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
-осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
-сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
-формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
-сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, масс, вместимости;
-определения времени по часам (в часах и минутах).
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображении, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в четвертом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщенных способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров: | Работа, состоящая из задач | Комбинированная работа | Контрольный устный счет |
«5»-без ошибок | «5»-без ошибок | «5»-без ошибок | «5»-без ошибок |
«4»-1 грубая и 1-2 негрубые ошибки | «4»-1-2 негрубых ошибки | «4»-1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче | «4»-1-2 ошибки |
«3»-2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки | «3»-1 грубая и 3-4 негрубые ошибки | «3»-2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. | «3»-3-4 ошибки |
«2»-4 и более грубых ошибки. | «2»-2 и более грубых ошибки | «2»-4 грубые ошибки. | |
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приемы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей.
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | Отлично |
76-90% | Хорошо |
51-75% | Удовлетворительно |
Менее 50% | Неудовлетворительно |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | По теме |
12 | Вводная диагностическая работа | Вводная |
13 | Проверочная работа №1 | Повторение |
21 | Проверочная работа №2 | Нумерация |
23 | Математический диктант №1 | Нумерация |
24 | Контрольная работа №1 | Нумерация |
32 | Контрольная работа №2 | За 1 четверть |
33 | Математический диктант №2 | За 1 четверть |
39 | Проверочная работа №3 | Величины |
40 | Тест №1 | Проверим себя и оценим свои достижения |
49 | Проверочная работа №4 | Сложение и вычитание |
52 | Контрольная работа №3 | Сложение и вычитание |
54 | Тест №2 | Проверим себя и оценим свои достижения |
58 | Математический диктант №3 | За 2 четверть |
60 | Промежуточная диагностика | Проверим себя и оценим свои достижения |
62 | Контрольная работа №4 | За 2 четверть |
70 | Проверочная работа №5 | Умножение и деление на однозначное число |
71 | Тест №3 | Проверим себя и оценим свои достижения |
72 | Контрольная работа №5 | Умножение и деление на однозначное число |
77 | Проверочная работа №6 | Скорость. Время. Расстояние |
94 | Проверочная работа №7 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями |
95 | Математический диктант №4 | За 3 четверть |
96 | Тест №4 | Проверим себя и оценим свои достижения |
98 | Контрольная работа №6 | За 3 четверть |
109 | Математический диктант №5 | Умножение и деление |
119 | Проверочная работа №8 | Деление на двузначное число |
120 | Математический диктант №6 | Умножение и деление |
121 | Контрольная работа №7 | Умножение и деление |
128 | Контрольная работа №8 | За год |
129 | Математический диктант №7 | За год |
130 | Итоговая диагностическая работа | За год |
Количество контрольных и проверочных работ
Период обучения | Тесты | Контрольные работы | Математические диктанты | Проверочные работы | Диагностические работы |
1 четверть | - | 2 | 2 | 2 | 1 |
2 четверть | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
3 четверть | 2 | 2 | 1 | 3 | - |
4 четверть | - | 2 | 3 | 1 | 1 |
Итого: | 4 | 8 | 7 | 8 | 3 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
-демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
-карточки с заданиями по математике для 4 класса
Технические средства обучения
-магнитная доска
-персональный компьютер с принтером
-мультимедийный проектор
-интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
-мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике по предмету
Оборудование класса
-ученические столы двухместные с комплектом стульев
-стол учительский с тумбой
-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего
Учебно-практическое оборудование
-простейшие школьные инструменты
-материалы
Демонстрационные пособия
-объекты, предназначенные для демонстрации счета
-наглядные пособия для изучения состава чисел
-демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
-демонстрационные пособия для изучения геометрических величин
-демонстрационная таблица умножения
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике
Класс 4
Учитель Зайкова Т.Г.
Количество часов
Всего 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных работ 8, тестов 4, проверочных работ 8, математических диктантов 7, диагностических работ 3 ч.;
Планирование составлено на основе примерной государственной программе по математике для общеобразовательных школ
программа «Школа России»
Учебник:
Математика 4 класс в 2-х частях, авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др., Москва «Просвещение» 2013 год
Дополнительная литература:
Рабочая тетрадь «Математика» 3 класс, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, Москва «Просвещение» 2013 год
Литература:
КИМ; Математика, С.В.Кутявина, Москва «ВАКО», 2010 год
Математика: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс, М.В.Бойкина, Н.И.Роговцева,Москва Санкт-Петербург «Просвещение», 2013 год
Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. «Школа России», Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Москва «ВАКО», 2013 год
Рабочая тетрадь «Математика» 4 класс, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, Москва «Просвещение» 2013 год
Учебник: Математика 4 класс в 2-х частях, авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др., Москва «Просвещение» 2013 год
Является составной
частью ООП НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена методическим объединением Протокол № _______________ От «____» ________________ 2016 г. Руководитель МО __________________А.М.Жменя | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________________ А.Г. Чудинова «_____» ________________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» _________________ Т.Л. Сушко Приказ № __________________ От «______» ________________ 2016 г. |
Рабочая программа
по математике.
для 4 класса
(уровень: общеобразовательный, базовый)
Учитель Зайкова Татьяна Геннадьевна
2016-2017 год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
I ЧЕТВЕРТЬ |
Раздел «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. ПОВТОРЕНИЕ» (12 ч) |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды (постановочный, вводный). | 1 | | |
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
4 | Приемы письменного вычитания (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
6 | Умножение на 0 и 1 (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
7 | Прием письменного деления на однозначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
8 | Прием письменного деления на однозначное число (закрепление знаний и способов действий) | 1 | | |
9 | Прием письменного деления на однозначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
10 | Прием письменного деления на однозначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
11 | Сбор и представление данных. Диаграммы (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (проверка знаний и способов действий). Вводная диагностическая работа | 1 | | |
Раздел «ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000» (124 ч) |
НУМЕРАЦИЯ (11 ч) |
13 | Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы (освоение новых знаний и способов действий) Проверочная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | | |
14 | Письменная нумерация. Чтение чисел (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
15 | Письменная нумерация. Запись чисел (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
16 | Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
17 | Сравнение многозначных чисел (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
18 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
19 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
20 | Класс миллионов и класс миллиардов (освоение новых знаний и способов действий) | 1 | | |
21 | Проект «Наш город (село)» (комплексное применение знаний и способов действий). Проверочная работа №1 по теме «Нумерация» | 1 | | |
22 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (обобщение и систематизация знаний). | 1 | | |
23 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Нумерация» (проверка знаний и способов действий) Математический диктант №1 | 1 | | |
ВЕЛИЧИНЫ (13 ч) |
24 | Единицы длины. Километр (освоение новых знаний и способов действий). Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» | 1 | | |
25 | Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
26 | Таблица единиц площади (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
27 | Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
28 | Единицы измерения массы: тонна, центнер (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
29 | Таблица единиц массы (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
30 | Единицы времени. Год (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
31 | Время от 0 часов до 24 часов (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
32 | Решение задач на время (комплексное применение знаний и способов действий). Контрольная работа №2 за 1 четверть | 1 | | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
33 | Единицы времени. Секунда (освоение новых знаний и способов действий). Математический диктант №2 | 1 | | |
34 | Единицы времени. Век (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
35 | Таблица единиц времени (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
36 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (проверка знаний и способов действий). | 1 | | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (10 ч) |
37 | Устные и письменные приемы вычислений (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
38 | Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032 (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого (комплексное применение знаний и способов действий). Проверочная работа №3 по теме «Величины» | 1 | | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого (освоение новых знаний и способов действий). Тест №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
41 | Нахождение нескольких долей целого (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
42 | Решение задач (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
43 | Сложение и вычитание величин (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
44 | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
45 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (оценка и коррекция знаний и способов действий). | 1 | | |
46 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание» (проверка знаний и способов действий) | 1 | | |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (77 ч) |
Умножение на однозначное число (5 ч) |
47 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
48 | Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
49 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019 · 7, 50 801 · 4 (освоение новых знаний и способов действий). Проверочная работа №4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
50 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
51 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
Деление на однозначное число (16 ч) |
52 | Деление 0 и на 1 (комплексное применение знаний и способов действий). Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
53 | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
54 | Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач (комплексное применение знаний и способов действий). Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
55 | Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
56 | Решение задач на пропорциональное деление (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
57 | Деление многозначного числа на однозначное (обобщение и систематизация знаний). | 1 | | |
58 | Решение задач на пропорциональное деление (закрепление знаний и способов действий). Математический диктант №3 | 1 | | |
59 | Деление многозначного числа на однозначное (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
60– 61 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (обобщение и систематизация знаний). Промежуточная диагностика | 2 | | |
62 | Контроль и учет знаний по итогам I полугодия (проверка знаний и способов действий). Контрольная работа №4 за 2 четверть | 1 | | |
63 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Умножение и деление на однозначное число» (обобщение и систематизация знаний). | 1 | | |
64 | Скорость. Единицы скорости (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
65 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
66 | Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
67 | Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
68 | Умножение числа на произведение (изучение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
69 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
70 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями (комплексное применение знаний и способов действий). Проверочная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
71 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями (освоение новых знаний и способов действий). Тест №3 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
72 | Решение задач на встречное движение (комплексное применение знаний и способов действий). Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
73 | Перестановка и группировка множителей (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
74– 75 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (обобщение и систематизация знаний). | 2 | | |
76 | Контроль и учет знаний по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» (проверка знаний и способов действий) | 1 | | |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч) |
77 | Деление числа на произведение (освоение новых знаний и способов действий). Проверочная работа №6 по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 1 | | |
78 | Деление числа на произведение (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
79 | Деление с остатком на 10, 100 и 1 000 (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
80 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
81 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
82– 84 | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями (освоение новых знаний и способов действий). | 3 | | |
85 | Решение задач на противоположное движение (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
86 | Решение задач. Закрепление приемов деления (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
87– 88 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (оценка и коррекция знаний и способов действий). | 2 | | |
89 | Проект «Математика вокруг нас» (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч) |
90 | Умножение числа на сумму (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
91 | Прием устного умножения на двузначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
92 | Письменное умножение на двузначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
93 | Письменное умножение на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
94 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям (освоение новых знаний и способов действий). Проверочная работа №7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | | |
95 | Решение задач (комплексное применение знаний и способов действий). Математический диктант №4 | 1 | | |
96 | Прием письменного умножения на трехзначное число (освоение новых знаний и способов действий). Тест №4 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
97 | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
98 | Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули (комплексное применение знаний и способов действий). Контрольная работа №6 за 3 четверть | 1 | | |
99 | Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
100–101 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (обобщение и систематизация знаний). | 2 | | |
102 | Письменное деление на двузначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
103 | Письменное деление с остатком на двузначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
104 | Прием письменного деления на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
105 | Прием письменного деления на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
106 | Прием письменного деления на двузначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
107 | Прием письменного деления на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
108 | Решение задач. Закрепление пройденного (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
109 | Прием письменного деления на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий). Математический диктант №5 | 1 | | |
110 | Прием письменного деления на двузначное число (комплексное применение знаний и способов действий) | 1 | | |
111 | Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» (закрепление знаний и способов действий). | 1 | | |
112–113 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (комплексное применение знаний и способов действий). | 2 | | |
Деление на трехзначное число (10 ч) |
114 | Письменное деление на трехзначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
115 | Прием письменного деления на трехзначное число (освоение новых знаний и способов действий). | 1 | | |
116 | Прием письменного деления на трехзначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
117 | Прием письменного деления на трехзначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
118 | Прием письменного деления на трехзначное число (комплексное применение знаний и способов действий). | 1 | | |
119 | Проверка деления умножением. Закрепление (комплексное применение знаний и способов действий) Проверочная работа №8 по теме «Деление на двузначное число» | 1 | | |
120– 121 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (обобщение и систематизация знаний). С. 82–85 Математический диктант №6 | 2 | | |
122 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Деление на трехзначное число» (проверка знаний и способов действий) Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
123 | Закрепление по теме «Письменное деление на трехзначное число» (закрепление знаний и способов действий) | 1 | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (13 ч) |
124 | Повторение изученного (обобщение и систематизация знаний). | 1 | | |
125 | Нумерация. | | | |
126 | Выражения и уравнения. | | | |
127 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | | | |
128 | Контрольная работа №8 за год | | | |
129 | Арифметические действия: умножение и деление. Математический диктант №7 | | | |
130 | Итоговая диагностическая работа | | | |
131 | Арифметические действия: умножение и деление. | | | |
132 | Порядок выполнения действий. | | | |
133 | Величины. | 10 | | |
134 | Итоговый контроль и учет знаний (проверка знаний и способов действий). | 1 | | |
135 | Анализ и работа над ошибками (оценка и коррекция знаний и способов действий). | 1 | | |
136 | Обобщение и систематизация изученного материала (обобщение и систематизация знаний). | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование