Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 Моро М.И и др.] с учётом Примерной программы начального общего образования по математике.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана в 4 классе на 136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. ПОВТОРЕНИЕ (14 ч) |
1 | Повторение. Нумерация чисел | Нумерация чисел в пределах 1000. Разрядный состав чисел в пределах 1000. Чтение, запись, сравнение чисел в предела 1000. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях. Порядок выполнения действий в выражениях. Выполнение вычислений по алгоритму. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Письменное вычитание трехзначных чисел вида: 607 – 463. Выполнение вычислений по алгоритму. Письменные приемы умножения трехзначных чисел. Тренировочная работа по выполнению действий. Математический диктант. Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное. Письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Упражнение в распознавании фигур на сложном чертеже. Подготовка к контр. работе Решение задач. Закрепление вычислительных навыков Моделирование между данными и искомыми при решении задач | Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица. Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия
Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, выполнять работу над ошибками. Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. | |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | |
3 | Нахождение сумы нескольких слагаемых | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное | |
6 | Свойства умножения | |
7 | Алгоритм письменного деления | |
8 | Приемы письменного деления | |
9 | Приемы письменного деления | |
10 | Приемы письменного деления | |
11 | Диаграммы. | |
12 | Что узнали? Чему научились? | |
13 | Контроль знаний | |
14 | РНО. Странички для любознательных | |
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000. (112 ч.) НУМЕРАЦИЯ (12 ч) |
15 | Класс единиц и класс тысяч | Нумерация . Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов. Нумерация многозначных чисел. Понятие класса единиц и класса тысяч. Чтение, запись, сравнение чисел в пределах миллиона. Запись многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Нахождение пути решения задач с круглыми числами. Нахождение общего количества единиц каждого разряда и класса в многозначном числе. Контрольный устный счет. Понятие о классе миллионов и классе миллиардов. Числовой луч. Наш проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» Закрепление знаний о нумерации. Подготовка к контрольной работе. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | -считать предметы десятками, сотнями, тысячами; -читать и записывать любые числа в пределах миллиона; -заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых; -выделять в числе единицы каждого разряда; -определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе; -сравнивать числа по классам и разрядам; -упорядочивать заданные числа; -устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы; -оценивать правильность составления числовой последовательности; -группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки; -увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. -собирать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах»; -использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач; -сотрудничать со взрослыми и сверстниками; -составлять план работы. анализировать и оценивать результаты работы. | |
16 | Чтение многозначных чисел | |
17 | Запись многозначных чисел | |
18 | Разрядные слагаемые | |
19 | Сравнение чисел | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1 000 раз | |
21 | Закрепление изученного | |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов | |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | |
24 | Наши проекты | |
25 | Контроль знаний | |
26 | РНО. Закрепление изученного | |
ВЕЛИЧИНЫ (11 ч) |
27 | Единицы длины. Километр | Единица длины — километр. Таблица единиц длины. Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. Информация, способствующая формированию экономико- географического образа России (о площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог и др.)
Масса. Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы.
Время. Единицы времени — секунда, век. Таблица единиц времени (4 ч) Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | -переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие); -измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. -сравнивать значения площадей разных фигур; -переводить одни единицы площади в другие; -определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. -переводить одни единицы массы в другие; -приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот). -исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. -переводить одни единицы времени в другие; -исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. -решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | |
28 | Единицы длины. Закрепление изученного | |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | |
30 | Таблица единиц площади | |
31 | Определение площади с помощью палетки | |
32 | Единицы массы. Центнер, тонна | |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | |
35 | Век. Таблица единиц времени | |
36 | Что узнали. Чему научились | |
37 | Контроль знаний | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (12 ч) |
38 | РНО. Устные и письменные приемы вычислений | Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа нанесколько единиц, выраженных в косвенной форме. Задания творческого и поискового характера «Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест). Анализ результатов. | -выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
-осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).
-выполнять сложение и вычитание значений величин. -моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их; -выполнять задания творческого и поискового характера. -оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов; -проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. -оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов; -проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | |
41 | Нахождение нескольких долей целого | |
42-43 | Решение задач | |
44 | Сложение и вычитание величин | |
45 | Решение задач | |
46 | Что узнали. Чему научились | |
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчеты | |
48 | Что узнали. Чему научились | |
49 | Контроль знаний | |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (77 ч) |
50 | РНО. Свойства умножения | Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение текстовых задач.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контрольная работа за 1 полугодие. Анализ результатов.
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.
Умножение числа на произведение. Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Логические задачи, задачи-расчеты, математические игры «Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Деление числа на произведение. Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20 , 5 600 : 800.
Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Наш проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий . Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Контроль и учет знаний (1 ч)
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Проверка умножения делением и деления умножением.
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.
Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | -выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. -осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на -анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. -составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. -оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы; - планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. -моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние; -переводить одни единицы скорости в другие; -решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. -применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях; -выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями; -объяснять используемые приемы. -решать логические задачи, задачи-расчеты, составлять план успешного ведения математической игры. -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. -работать в паре; -находить и исправлять неверные высказывания; -излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. -применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях; -выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы; -выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. -выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. -собирать и систематизировать информацию по разделам; -отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками; -составлять план работы; -анализировать и оценивать результаты работы. -оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий; -соотносить результат с поставленными целями изучения темы. -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов -применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых; -выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. -решать задачи на нахождение неизвестного по двум Разностям; -выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. -осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. -анализировать свои действия и управлять ими. -объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; -выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. -осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление; -проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. -распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамид; -изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. -моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости; -соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | |
51 | Письменные приемы умножения | |
52 | Письменные приемы умножения | |
53 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | |
55 | Деление с числами 0 и 1 | |
56 | Письменные приемы деления | |
57 | Письменные приемы деления | |
58 | Решение текстовых задач | |
59 | Решение текстовых задач | |
60 | Письменные приемы деления. Решение задач | |
61 | Закрепление изученного | |
62 | Контроль знаний | |
63 | РНО. Что узнали. Чему научились | |
64 | Странички для любознательных | |
65 | Умножение и деление на однозначное число | |
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
67 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | |
68 | Решение задач на движение | |
69 | Решение задач на движение | |
70 | Странички для любознательных. Проверочная работа | |
71 | Умножение числа на произведение | |
72 | Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | |
73 | Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | |
74 | Письменное умножения двух чисел, оканчивающиеся нулями | |
75 | Решение задач | |
76 | Перестановка и группировка множителей | |
77 | Что узнали. Чему научились | |
78 | Контроль знаний | |
79 | РНО. Закрепление изученного | |
80 | Деление числа на произведение | |
81 | Деление числа на произведение | |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | |
83 | Решение задач | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
88 | Решение задач | |
89 | Закрепление изученного | |
90 | Что узнали. Чему научились | |
91 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | |
92 | Наши проекты | |
93 | Умножение числа на сумму | |
94 | Умножение числа на сумму | |
95 | Письменное умножение на двузначное число | |
96 | Письменное умножение на двузначное число | |
97 | Решение задач | |
98 | Решение задач | |
99 | Письменное умножение на трехзначное число | |
100 | Письменное умножение на трехзначное число | |
101 | Закрепление изученного | |
102 | Закрепление изученного | |
103 | Контроль знаний | |
104 | РНО. Что узнали. Чему научились | |
105 | Письменное деление на двузначное число | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | |
108 | Письменное деление на двузначное число | |
109 | Письменное деление на двузначное число | |
110 | Закрепление изученного | |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | |
112 | Закрепление изученного | |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | |
114 | Куб. Пирамида. Шар | |
115 | Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида | |
116 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа | |
117 | Письменное деление на трехзначное число | |
118 | Письменное деление на трехзначное число | |
119 | Письменное деление на трехзначное число | |
120 | Закрепление изученного | |
121 | Деление с остатком | |
122 | Письменное деление на трехзначное число. Закрепление | |
123 | Что узнали. Чему научились | |
124 | Что узнали. Чему научились | |
125 | Итоговый контроль знаний | |
126 | Работа над ошибками | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 ч) |
127 | Нумерация | Нумерация. Выражение, равенство, неравенство, уравнение. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий в выражении. Величины. Действия с величинами
Геометрические фигуры. Решение задач на нахождение периметра и площади. Решение задач на движение. Моделирование между данными и искомыми при решении задач. Решение задач на кратное умножение и деление. | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении -анализировать свои действия и управлять ими -знать основные понятия математики. -уметь видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию, рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. | |
128 | Выражения и уравнения | |
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание | |
130 | Арифметические действия: умножение и деление | |
131 | Правила о порядке выполнения действий | |
132 | Величины | |
133 | Геометрические фигуры | |
134 | Решение задач | |
135 | Решение задач | |
136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | |