СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 Моро М.И и др.] с  учётом Примерной программы начального общего образования по математике.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике. 4 класс.»

МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 Моро М.И и др.] с учётом Примерной программы начального общего образования по математике.


1. Цели и задачи курса:

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения;

  • использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;

  • формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;

  • работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.



2. Общая характеристика курса «Математика»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


3. Место предмета  в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана в 4 классе на 136 часов (4 часа в неделю)

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.


В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений;

  • опровергать или подтверждать истинность предположения).


5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по математике:

Личностные:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета;

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

  • познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;

  • умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков , планировать контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные:

  • освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;

  • умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;

  • умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.



6. Содержание ФГОС НОО по математике. 1-4 класс

1.Числа и величины (80ч)


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Числа

Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел.

Запись и чтение чисел от 1 до 1 000 000.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания).Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел.

Составление числовых последовательностей.

Величины

Различные способы измерения величин.

Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Стоимость. Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношение между единицами измерения однородных величин. Упорядочение величин. Доля величины. Нахождение доли величины.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Составлять модель числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин



2. Арифметические действия (205 ч)

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

Сложение и вычитание

Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения.Таблица сложения.

Сложение с нулем. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел.

Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.

Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания.

Вычитание нуля.

Взаимосвязь сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста.

Отношение «больше на…», «меньше на…».

Нахождение числа, которое на несколько единиц (единиц разряда) больше или меньше данного.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление

Умножение. Множители, произведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей. Перестановка Внетабличное умножение в пределах ста. Умножение на нуль, умножение нуля.

Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Внетабличное деление в пределах ста. Деление нуля. Деление с остатком, проверка. Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестно компонента умножения, деления. Устное умножение и деление в пределах ста. Умножение и деление суммы на число. Отношения «больше в … раза», «меньше в … раза». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число.

Числовые выражения

Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Проверка правильности нахождения числового выражения.

Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения, вычитания.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания),

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания.

Прогнозировать результат вычислений.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правило установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).




3. Работа с текстовыми задачами (125ч)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Задача

Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, диаграммы, краткой записи или другой модели.

Планирование хода решения задачи.

Запись решения и ответа на вопрос задачи.

Арифметические действия с величинами при решении задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в)…», «уменьшить на (в)…»; сравнение величин.

Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения, работы, купли-продажи.

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Примеры задач, решаемых разными способами. Задачи, содержащие долю; задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач логического характера, способы их решения.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов.

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием).

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задач.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.)

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «…и/ или…», «если…, то…», «неверно, что…»


4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. (50 ч)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.)

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Пространственные отношения. Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше- ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и др.

Геометрические фигуры. Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Выделение фигуры на чертеже. Изображение фигуры от руки.

Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определёнными длинами сторон с помощью чертёжных инструментов (линейки, чертёжного угольника) на бумаге в клетку. Построение окружности с помощью циркуля. Соотнесение реальных объектов с моделями геометрических фигур. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме.


5. Геометрические величины (40ч)

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Длина отрезка. Периметр.

Измерение длины отрезка. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр; соотношения между ними.

Переход от одних единиц длины к другим. Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника.

Площадь. Представление о площади геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный см, дм, м, км; соотношение между ними. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Выбор единицы измерения для нахождения длины, периметра, площади геометрической фигуры.

Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.


6. Работа с информацией (40 ч)

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.


Формулирование проблемы для поиска информации, составление простейшего алгоритма поиска, отбор источников информации, выбор способа представления результатов.

Сбор информации. Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки, таблицы, схемы. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации.

Упорядочение математических

объектов. Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур и др. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов несложной готовой таблицы. Таблица как средство описания предметов, объектов, событий. Выявление соотношений между значениями величин в таблице. Заполнение таблицы по тексту, текста по таблице. Диаграмма. Чтение столбчатой диаграммы. Представление информации в таблице, на диаграмме.


Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью), использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации, интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы).

Понимать информацию, представленную разными способами.

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей.

Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений и пр.; проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.



7. Учебно-тематическое планирование. 1-4 классы

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Числа и величины (80 ч)

28

20

18

14

2

Арифметические действия (205 ч)

53

60

48

44

3

Работа с текстовыми задачами (125ч)

29

23

33

40

4

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50ч)

9

13

14

14

5

Геометрические величины (40ч)

8

10

11

11

6

Работа с информацией (40ч)

5

10

12

13

Всего

540 ч

132

136

136

136



8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М. : Просвещение, 2014 Моро М.И и др.

4 класс

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение , 2014.

  2. Узорова О.В. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро «Математика. В 2-х частях. 4 класс» - М.: Астрель: АСТ, 2009.

  3. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро. 4 класс – Просвещение,2014


Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 — 4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки пред­метные, таблицы) в соответствии с основными те­мами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 1 — 4 классов

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер. Принтер лазерный.

Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по воз­можности).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и ис­точники (по основным темам программы): элект­ронные справочные и учебные пособия, виртуаль­ные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование)

Игры

Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими зна­ками).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольни­ков, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения гео­метрических величин (длины, периметра, площа­ди): палетка, квадраты (мерки) и др.

Объекты (предметы), предназначенные для счё­та: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Пособия для изучения состава чисел (в том чис­ле карточки с цифрами и другими знаками).

Учебные пособия для изучения геометрических величин.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

(4 ч в неделю, всего 136 часов)

№ п/п Тема урока


Содержание Характеристика деятельности учащихся Дата

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

1

Повторение. Нумерация чисел

Нумерация чисел в пределах 1000. Разрядный состав чисел в пределах 1000.

Чтение, запись, сравнение чисел в предела 1000.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях.

Порядок выполнения действий в выражениях.

Выполнение вычислений по алгоритму.

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.

Письменное вычитание трехзначных чисел вида: 607 – 463.

Выполнение вычислений по алгоритму.

Письменные приемы умножения трехзначных чисел.

Тренировочная работа по выполнению действий.

Математический диктант.

Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное.

Письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Упражнение в распознавании фигур на сложном чертеже. Подготовка к контр. работе

Решение задач. Закрепление вычислительных навыков

Моделирование между данными и искомыми при решении задач


Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица.

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия.

Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Уметь выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия



Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное
число.

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел

Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, выполнять работу над ошибками.

Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.


2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание


3

Нахождение сумы нескольких слагаемых


4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел


5

Умножение трехзначного числа на однозначное


6

Свойства умножения



7

Алгоритм письменного деления


8

Приемы письменного деления



9

Приемы письменного деления



10

Приемы письменного деления



11

Диаграммы.



12

Что узнали? Чему научились?



13

Контроль знаний



14

РНО. Странички для любознательных


ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000. (112 ч.)

НУМЕРАЦИЯ (12 ч)

15

Класс единиц и класс тысяч


Нумерация .

Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз.
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов.

Нумерация многозначных чисел. Понятие класса единиц и класса тысяч. Чтение, запись, сравнение чисел в пределах миллиона.

Запись многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Нахождение пути решения задач с круглыми числами.

Нахождение общего количества единиц каждого разряда и класса в многозначном числе.

Контрольный устный счет.

Понятие о классе миллионов и классе миллиардов. Числовой луч.

Наш проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»

Закрепление знаний о нумерации.

Подготовка к контрольной работе.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

-считать предметы десятками, сотнями, тысячами;

-читать и записывать любые числа в пределах миллиона;

-заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых; -выделять в числе единицы каждого разряда;

-определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе;

-сравнивать числа по классам и разрядам;

-упорядочивать заданные числа;

-устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы;

-оценивать правильность составления числовой последовательности;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки;

-увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

-собирать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах»;

-использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
-составлять план работы.

анализировать и оценивать результаты работы.


16

Чтение многозначных чисел



17

Запись многозначных чисел



18

Разрядные слагаемые



19

Сравнение чисел



20

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1 000 раз


21

Закрепление изученного



22

Класс миллионов. Класс миллиардов



23

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились


24

Наши проекты



25

Контроль знаний



26

РНО. Закрепление изученного


ВЕЛИЧИНЫ (11 ч)

27

Единицы длины. Километр


Единица длины — километр. Таблица единиц длины.

Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки.

Информация, способствующая формированию экономико- географического образа России (о площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог и др.)







Масса. Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы.



Время. Единицы времени — секунда, век. Таблица единиц времени (4 ч)

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.



Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


-переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие);

-измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.

-сравнивать значения площадей разных фигур;

-переводить одни единицы площади в другие;

-определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

-переводить одни единицы массы в другие;

-приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).

-исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.


-переводить одни единицы времени в другие;

-исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

-решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.


28

Единицы длины. Закрепление изученного



29

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр


30

Таблица единиц площади



31

Определение площади с помощью палетки


32

Единицы массы. Центнер, тонна


33

Единицы времени. Определение времени по часам


34

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда


35

Век. Таблица единиц времени


36

Что узнали. Чему научились



37

Контроль знаний



СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (12 ч)

38

РНО. Устные и письменные приемы вычислений


Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Сложение и вычитание значений величин.









Решение задач на увеличение (уменьшение) числа нанесколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Задания творческого и поискового характера «Странички для любознательных»

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест).

Анализ результатов.

-выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.





-осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).


-выполнять сложение и вычитание значений величин.

-моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их;
-выполнять задания творческого и поискового характера.

-оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов; -проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

-оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов; -проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.


39

Нахождение неизвестного слагаемого


40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого


41

Нахождение нескольких долей целого


42-43

Решение задач


44

Сложение и вычитание величин


45

Решение задач



46

Что узнали. Чему научились



47

Странички для любознательных. Задачи-расчеты


48

Что узнали. Чему научились



49

Контроль знаний



УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (77 ч)

50

РНО. Свойства умножения

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное.

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.



Умножение чисел, оканчивающихся нулями.









Алгоритм письменного деления многозначного числа на
однозначное.

Решение текстовых задач.











Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

Контрольная работа за 1 полугодие.

Анализ результатов.





Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.













Умножение числа на произведение.

Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12.

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.


Логические задачи, задачи-расчеты, математические игры «Странички для любознательных»

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»



Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно?
Неверно?»



Деление числа на произведение.
Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20 , 5 600 : 800.



Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.





Решение задач на одновременное встречное движение, на
одновременное движение в противоположных направлениях.



















Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов.

Наш проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий .

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Умножение числа на сумму.

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число.



Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.









Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»



Контроль и учет знаний (1 ч)









Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.


Проверка умножения делением и деления умножением.



Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.




Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

-выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

-осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на

-анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать
текстовые задачи разных видов.

-составлять план решения текстовых задач и решать их
арифметическим способом.

-оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы;

- планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

-моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние;

-переводить одни единицы
скорости в другие;

-решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

-применять свойство умножения числа на произведение в

устных и письменных вычислениях;

-выполнять устно и письменно умножение на числа,
оканчивающиеся нулями;

-объяснять используемые приемы.

-решать логические задачи, задачи-расчеты, составлять

план успешного ведения математической игры.

-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

-работать в паре;

-находить и исправлять неверные высказывания;

-излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

-применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях;

-выполнять устно и письменно деление на числа,
оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы;
-выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000.

-выполнять схематические чертежи по текстовым задачам
на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

-собирать и систематизировать информацию по разделам;

-отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
-составлять план работы; -анализировать и оценивать результаты работы.

-оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы; -планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий; -соотносить результат с поставленными целями изучения темы.

-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

-применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых;
-выполнять письменно умножение многозначных чисел на
двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

-решать задачи на нахождение неизвестного по двум

Разностям;

-выполнять прикидку результата, проверять
полученный результат.

-осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

-анализировать свои действия и управлять ими.

-объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления

многозначного числа на двузначное и трехзначное число;

-выполнять письменно деление многозначных чисел на
двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

-осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление;
-проверять выполненные действия: умножение делением и

деление умножением.

-распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамид;
-изготавливать
модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

-моделировать разнообразные ситуации

расположения объектов в пространстве и на плоскости;

-соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.


51

Письменные приемы умножения


52

Письменные приемы умножения


53

Умножение чисел, оканчивающихся нулями


54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя


55

Деление с числами 0 и 1



56

Письменные приемы деления


57

Письменные приемы деления


58

Решение текстовых задач


59

Решение текстовых задач


60

Письменные приемы деления. Решение задач


61

Закрепление изученного


62

Контроль знаний


63

РНО. Что узнали. Чему научились


64

Странички для любознательных


65

Умножение и деление на однозначное число


66

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием


67

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние


68

Решение задач на движение


69

Решение задач на движение


70

Странички для любознательных. Проверочная работа


71

Умножение числа на произведение


72

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями


73

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями


74

Письменное умножения двух чисел, оканчивающиеся нулями


75

Решение задач


76

Перестановка и группировка множителей


77

Что узнали. Чему научились


78

Контроль знаний


79

РНО. Закрепление изученного


80

Деление числа на произведение


81

Деление числа на произведение


82

Деление с остатком на 10, 100, 1000


83

Решение задач



84

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


85

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


88

Решение задач



89

Закрепление изученного


90

Что узнали. Чему научились


91

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»


92

Наши проекты


93

Умножение числа на сумму


94

Умножение числа на сумму


95

Письменное умножение на двузначное число


96

Письменное умножение на двузначное число


97

Решение задач


98

Решение задач


99

Письменное умножение на трехзначное число


100

Письменное умножение на трехзначное число


101

Закрепление изученного



102

Закрепление изученного



103

Контроль знаний



104

РНО. Что узнали. Чему научились


105

Письменное деление на двузначное число


106

Письменное деление с остатком на двузначное число


107

Алгоритм письменного деления на двузначное число


108

Письменное деление на двузначное число


109

Письменное деление на двузначное число


110

Закрепление изученного


111

Закрепление изученного. Решение задач


112

Закрепление изученного


113

Письменное деление на двузначное число. Закрепление


114

Куб. Пирамида. Шар


115

Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида


116

Что узнали. Чему научились. Проверочная работа


117

Письменное деление на трехзначное число


118

Письменное деление на трехзначное число


119

Письменное деление на трехзначное число


120

Закрепление изученного


121

Деление с остатком



122

Письменное деление на трехзначное число. Закрепление


123

Что узнали. Чему научились


124

Что узнали. Чему научились


125

Итоговый контроль знаний



126

Работа над ошибками


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

127

Нумерация

Нумерация.

Выражение, равенство, неравенство, уравнение.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Порядок действий в выражении.

Величины. Действия с величинами



Геометрические фигуры.

Решение задач на нахождение периметра и площади.

Решение задач на движение.

Моделирование между данными и искомыми при решении задач.

Решение задач на кратное умножение и деление.

-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении

-анализировать свои действия и управлять ими

-знать основные понятия математики.

-уметь видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию, рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными.


128

Выражения и уравнения


129

Арифметические действия: сложение и вычитание


130

Арифметические действия: умножение и деление


131

Правила о порядке выполнения действий


132

Величины


133

Геометрические фигуры


134

Решение задач


135

Решение задач


136

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!