СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 7 класс. Авторы учебников Макарычев Ю.Н. и Атанасян Л.С.Содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования и развернутое календарно - тематическое планирование уроков алгебры и геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 7 класс»

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение


Тыгдинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______Ильницкая Т.В.

Протокол № ___ от

«__»_________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР __________Попова Т.В.

«__»___________2016 г.



«Утверждено»

Директор МОБУ Тыгдинская СОШ ____Басня И.А.

Приказ №___от «___»___________2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Математике

7 класс

педагога

Вамбольд Ларисы Владимировны

I квалификационная категория

Базовый уровень

Основное общее образование

2016 - 2017 учебный год













с. Тыгда, 2016 г.

Пояснительная записка

Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержание образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможной успешной социализации.

Статус документа

Материалы рабочей программы составлены в соответствии:

  • С Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г., № 1089;

  •  С авторской программой к учебнику Макарычева Ю.Н. в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы». Бурмистрова Т.А. (сост.) – М.: Просвещение, 2010г.

  • С программой к учебнику Атанасяна Л.С. в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы». Бурмистрова Т.А. (сост.) – М.: Просвещение, 2010г.

  • С авторскими Рабочими программами по геометрии: 7 – 11 классы/ Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2011 г.

  • С Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного МО в 2004 г.

  • С Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год;

  • С Положением о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ, Приказ № 160 от 16. 12. 2013 г.

Рабочая программа по Математике ориентирована на учащихся 7 «б» класса МОБУ Тыгдинской СОШ. Данный класс состоит из обучающихся, имеющих средний уровень мотивации обучения.

Основные развивающие и воспитательные цели

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования в 7 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 часов в неделю. При этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии в 7 классе может быть следующим:

1 вариант:

Алгебра - 3 часа в неделю; геометрия 2 часа в неделю.

2 вариант:

Алгебра – 5 часов в неделю в Ⅰчетверти, 3 часа в неделю во Ⅱ, Ⅲ и Ⅳ четверти; геометрия – 2 часа в неделю со Ⅱчетверти.

Данная рабочая программа рассчитана для 2 варианта. Преподавание алгебры и геометрии ведется параллельно. Согласно учебному плану школы на 2016-2017 учебный год, в котором 35 учебных недель, рабочая программа рассчитана на 175 часов, из них 125 часов алгебры и 50 – геометрии.

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с уставом школы. По итогам полугодия и года проводятся административные контрольные работы в рамках промежуточной аттестации.

Общая характеристика учебного курса

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): Арифметика; Алгебра; Геометрия; Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра. В курсе алгебры 7-го класса продолжается систематизация сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным. Специальное внимание уделяется новым вопросам: употреблению знаков или , записи и чтению двойных неравенств, понятиям тождества, тождественного преобразования, линейного уравнения с одним неизвестным, равносильных уравнений. Формируется понятие функции, что является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Продолжается изучение степени с натуральным показателем. Изучаются свойства функций и , и особенности расположения их графиков в координатной плоскости учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями, с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида. Главное место занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание и умножение. Особое внимание уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Вырабатываются умения применять формулы сокращенного умножения как для преобразования произведения в многочлен, так и для разложения на множители. Даются первые знания по решению систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач, что позволяет значительно расширить круг текстовых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Для более широкого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве 5 часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Дается классическое определение вероятности, формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения вероятностей.

Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Изучение алгебры 7 класса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах, вводится понятие равенства фигур; понятие теоремы; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.


Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;

  • усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;

  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формирование умения доказывать равенство данных треугольников;

  • отработка навыков решения простейших задач на построение циркулем и линейкой;

  • формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;

  • расширение знаний учащихся о треугольниках.


Задачи обучения:

  • систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, сформировать понятие алгебраического выражения;

  • сформировать умение решать уравнения, сводящиеся к линейным;

  • выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями, действия сложения, вычитания и умножения многочленов;

  • выработать умения выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразований алгебраических выражений;

  • выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей;

  • сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции;

  • научить решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач;

  • развить комбинаторное мышление; сформировать умение организованного перебора упорядоченных и неупорядоченных комбинаций из двух-четырех элементов. научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

  • систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур;

  • сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки;

  • отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;

  • дать систематические сведения о параллельности прямых;

  • ввести аксиому параллельных прямых;

  • рассмотреть соотношения между сторонами и углами треугольника – расширить знания учащихся о треугольниках.

Содержание образования

Арифметика

Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.


АЛГЕБРА

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Формулы сокращенного умножения (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2, (а ± b)3= а3 ± 3a2b + 3ab2 + b3, (а ± b) (а2 + ab + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Функции.

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Уравнения и неравенства.

Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Системы линейных уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.


Геометрия

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. многоугольники. Окружность и круг.

Треугольник.

Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.

Построения с помощью циркуля и линейки.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение биссектрисы.


ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Теория вероятностей и математическая статистика. Элементы статистики. Начальные сведения об организации статистических исследований. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие и примеры случайных событий.




Тематическое планирование учебного материала

Линия Алгебра

  1. Повторение курса алгебры за 6 класс 3 ч.

Цель – актуализировать изученный материал за курс алгебры 6 класса.


2. Выражения и их преобразования. Уравнения 17 ч.

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.


  1. Статистические характеристики 4 ч.

Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

Цель - ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.


  1. Функции 14 ч.

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.

Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.


4. Степень с натуральным показателем 15 ч.

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.

Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.


5. Многочлены 20ч.

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.


6. Формулы сокращённого умножения 20 ч.

Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.


7. Системы линейных уравнений 17 ч.

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..

Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.


8. Повторение. Решение задач 10 ч.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).

Линия Геометрия

  1. Начальные геометрические сведения 8 ч.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

  1. Треугольники 14 ч.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

  1. Параллельные прямые 8 ч.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника 16 ч.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

  1. Повторение. Решение задач. 4 часа

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Учебно-тематический план

Линия Алгебра

В соответствии с Учебным планом школы на 2016 – 2017 гг., данная рабочая программа рассчитана на 120 часов (34 учебных недели). В авторской программе, на основе которой составлена рабочая программа на изучение курса Алгебры также отводится 120 часов. Из 7 часов, взятых в теме «Выражения и их преобразования. Уравнения» 3 часа были отведены на Повторение курса математики 6 класса и 4 часа были отведены в данной рабочей программе на изучение темы «Статистические характеристики». Распределение оставшихся тем курса Алгебры совпадает с распределением тем в авторской программе. Количество контрольных работ – 13, из которых 10 тематических, 1 входная контрольная работа, 1 промежуточная текущая аттестация по математике за I полугодие, 1 итоговая контрольная работа за курс математики 7 класса в рамках промежуточной аттестации.

Такое распределение тем учебного курса наиболее приемлемо для изучения.

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Количество контрольных работ

Повторение курса математики за 6 класс.

0

3

1

Выражения и их преобразования. Уравнения.

24

17

1

Статистические характеристики.

0

4

1

Функции.

14

14

1

Степень с натуральным показателем.

15

15

1

Многочлены.

20

20

2

Формулы сокращенного умножения.

20

20

2

Системы линейных уравнений.

17

17

1

Повторение

10

10

1

Итого

120

120

13


Линия Геометрия

В соответствии с Учебным планом школы на 2016 – 2017 гг., данная рабочая программа рассчитана на 50 часов (34 учебных недели). В авторской программе, на основе которой составлена рабочая программа на изучение курса Геометрии также отводится 50 часов. Распределение тем курса Геометрии практически полностью совпадает с распределением тем в авторской программе, однако для изучения темы Начальные геометрические сведения вместо 7 часов в авторской программе в данной рабочей программе запланировано 8 часов. Добавленный час был позаимствован из темы Параллельные прямые, на изучение которой отводилось в авторской программе 9 часов. Количество контрольных работ – 6, из которых 6 тематических.

Такое распределение тем учебного курса наиболее приемлемо для изучения предмета.

Тема

Количество часов по авторской рабочей программе

Количество часов в рабочей программе

Количество контрольных работ

Начальные геометрические сведения.

7

8

1

Треугольники.

14

14

1

Параллельные прямые.

9

8

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

16

16

2

Повторение, решение задач.

4

4

1

Итого

50

50

6


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.

В результате изучения курса математики обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов; существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

Функции

уметь

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Уравнения и неравенства

уметь

  • решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

геометрия

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • понимания статистических утверждений.


Используемый УМК

  1. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2012 год.

  2. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2012.

  3. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева.- Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.

  5. Вероятность и статистика. 5-9 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений/ Е.А.Бунимович, В.А.Булычев.-М.: Дрофа, 2004.


  1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. – М: ВАКО, 2006.

  4. Звавич Л.И.  и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии  7-9 классы. - М.: Дрофа, 2001г.

  5. Зив Б.Г., Меллер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - М.: Просвещение, 1999г.

  6. Л.С. Атанасян и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

  7. Дергачев В.А. Геометрия в определениях, таблицах и схемах. 7-11 классы. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2009.

  8. ЦОР Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 7 класс.

  9. ЦОР Живая Геометрия.

  10. ЦОР Геометрия 7-9. www.urokimatenatiki.ru

Календарно – тематическое планирование, Алгебра 7 класс

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Повторение изученного в 6 классе 3 часа.

1.

Действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Обыкновенная, десятичная дробь; рациональные числа; уравнение, корень уравнения; способы решения уравнений. Прямая и обратная пропорциональные зависимости; координатная плоскость.

Знать: правила действий с дробями; правила действий с рациональными числами; способы решения уравнений; определять вид пропорциональности.

Уметь: находить значение числовых выражений; применять все способы для решения уравнений; решать задачи.




2.

Действия с рациональными числами. Решение уравнений.




3

Входная контрольная работа за курс математики 6 класса.





Выражения, тождества, уравнения 17 часов.

4.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.

Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных и обыкновенных дробей.

Знать: понятия числового выражения, значение числового выражения.

Уметь: находить значение числового выражения, выполнять действия над числами, используя скобки.

П.1, № 2, 6а-г, 15, 18



5.

Выражения с переменными.

Правила сложения положительных и отрицательных чисел.

Знать: понятия переменной, выражение с переменной, числовое значение выражения с переменной.

Уметь: находить значение выражения с переменной, используя различные формы записи (если…то, таблица).

П.2, № 21, 23, 25, 30, 45



6.

Решение задач по теме «Выражения с переменными».

Действия с положительными и отрицательными числами.

П.2, № 28а, 32, 39, 46



7.

Сравнения значений выражений.

Значения числовых и алгебраических выражений.

Знать: понятие двойного неравенства.

Уметь: сравнивать значения числовых выражений, буквенных выражений при заданных значениях переменной.

П.3, № 49, 51, 53а, 67, 69



8.

Решение задач по теме «Сравнения значений выражений».

Чтение неравенств и запись в виде неравенства и в виде двойного неравенства.

П.3, № 58, 62, 65, 66, 68аб



9.

Свойства действий над числами.

Знание свойств действий над числами.

Знать: основные свойства сложения и умножения чисел (переместительное, сочетательное и распределительное свойство).

Уметь: применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

П.4, № 72, 74, 79а, 81, 83



10.

Решение задач по теме «Свойства действий над числами».

Знание свойств действий над числами.

П.4, № 71ав, 75ав, 78, 80, 82



11.

Тождества. Доказательство тождеств.

Понятия тождества, тождественно равных выражений.

Знать: понятия тождественно равных выражений, тождества.

Уметь: определять тождественное равенство выражений на основе выражения основных свойств действий над числами.

П.5, № 86, 91, 93, 109



12.

Тождественные преобразования выражений.

Приведение подобных слагаемых. Правила раскрытия скобок.

П.5, № 96, 99, 102аб, 103а-в, 108



13.

Обобщающий урок по теме «Выражения. Тождества». Подготовка к контрольной работе.

Свойства действий над числами. Правила действий с обыкновенными и десятичными дробями. Правила раскрытия скобок.

П.5, № 105а-в, 106а, 107а, 110



14.

Контрольная работа № 1 «Преобразование выражений».





15.

Уравнения и его корни.

Понятия: уравнения, корни уравнения, равносильные уравнения. Свойства, используемые при решении уравнений.

Знать: понятия линейного уравнения, корня уравнения, что значит решить уравнение, равносильные уравнения.

Уметь: заменять уравнение равносильным.

П.6, № 113аб, 115, 116а, 122



16.

Линейное уравнение с одной переменной.

Понятие линейного уравнения с одной переменной.

Знать: количество корней линейного уравнения.

Уметь: решать линейное уравнение переходом к равносильному уравнению.

П.7, № 127а-в, 128а-г, 129а-г, 139



17.

Решение уравнений, сводящихся к линейным.

Свойства уравнений и тождественные преобразования.

П.7, № 131аб, 132аб, 133аб, 140аб, 141



18.

Решение задач по теме «Линейное уравнение с одной переменной».

Уравнения вида 0х=b и 0х=0.

П.7, № 135аб, 137аб, 138аб, 142



19.

Составление уравнений по условию задач.

Алгоритм решения задач с помощью составления уравнений.

Знать: алгоритм решения задач с помощью линейного уравнения.

Уметь: решать задачи с помощью составления уравнения.

П.8, № 144, 146, 150, 155



20.

Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным.

Свойства уравнений, применяемые при решении. Задачи на движение и на проценты.

П.8, № 152, 154, 159, 166



Статистические характеристики 4 часа.

21.

Среднее арифметическое, размах и мода.

Среднее арифметическое, размах, мода.

Знать: что называется средним арифметическим, размахом, модой, медианой.

Уметь: вычислять средние значения результатов статистических измерений

П.9, № 167, 169аб, 172, 184



22.

Медиана, как статистическая характеристика.

Медиана, как статистическая характеристика.


П.10, № 187, 190, 191, 194



23.

Использование средних статистических характеристик при решении различных задач. Подготовка к контрольной работе.

Медиана, как статистическая характеристика.


П.10, № 186аб, 193, 195, 252



24.

Контрольная работа № 2 «Линейное уравнение. Статистические характеристики».




Функции 14 часов

25.

Что такое функция. Аналитический способ задания функции.

Функция, зависимая и независимая переменные.

Знать :определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой;

Уметь: правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;

П.12, № 259, 262, 265, 266



26.

Вычисление значений функции по формуле.

Значение функции.

П.13, № 267, 270, 273, 281



27.

Вычисление значений функции по формуле.

Нахождение области определения функции, заданной формулой. Задачи на движение.

П.13, № 274, 277, 280, 282



28.

График функции.

Определение графика функции. Чтение графиков.

Знать: понятия графика функции, алгоритм построения графика функции.

Уметь: строить график функции.

П.14, № 286, 288, 294



29.

Графики реальных процессов.

Наглядное представление о зависимости между величинами.


П.14, № 290, 292, 295, 296а



30.

Решение задач по теме «График функции».

Использование графиков функциональных зависимостей на практике.

П.14, № 293, 296б, 351, 355



31.

Понятие прямой пропорциональности.

Определение прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональности.

Знать: понятие прямой пропорциональности.

Уметь: распознавать прямую пропорциональность, вычислять значение функции по фрмуле.

П.15, № 299, 300, 303, 310



32.

График прямой пропорциональности.

График прямой пропорциональности.

П.15, № 304, 306, 311, 357а



33.

Решение задач по теме «Прямая пропорциональность».

Расположение графика функции у=кх в координатной плоскости при различных значениях к.

П.15, № 305а-в, 312, 357б, 356



34.

Понятие линейной функции и ее график.

Определение линейной функции. График линейной функции.

Знать: понятие линейной функции.

Уметь: выявлять график линейной функции, выявлять роль параметров k и b в расположении графика линейной функции.

П.16, № 315, 318, 330, 336а



35.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Примеры построения графиков линейной функции.

П.16, № 320, 322ав, 324ав, 326



36.

Решение задач по теме «Линейная функция и ее график».

Расположение графиков функции у=кх+в при различных значениях к и в.

П.16, № 329, 334, 337, 369



37.

Обобщающий урок по теме «Линейная функция».

Подготовка к контрольной работе.

Построение графиков линейной функции.

П.16, № 332, 338, 371, 372



38.

Контрольная работа № 3 «Линейная функция».





Степень с натуральным показателем 15 часов

39.

Определение степени с натуральным показателем.

Определение степени с натуральным показателем. Основание степени, показатель степени.

Знать: понятие степени числа а с натуральным показателем, значение степени положительного и отрицательного числа в зависимости от четности/нечетности показателя.

Уметь: вычислять значение степени и представлять число в виде степени с натуральным показателем.

П.18, № 374а-г, 376бгез, 380, 381ав, 400



40.

Решение задач по теме «Определение степени с натуральным показателем».

Возведение в степень, четная степень, нечетная степень.

П.18, № 385а-в, 388а-г, 393, 401а



41.

Умножение и деление степеней.

Умножение и деление степеней.

Знать: правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, определение нулевой степени.

Уметь: выполнять действия со степенями.

П.19, № 404, 406, 415, 416а-в, 423



42.

Решение задач по теме «Умножение и деление степеней».

Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем.

П.19, № 410а-в, 417авд, 420ав, 426



43.

Решение практических задач по теме «Умножение и деление степеней».

Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.

П.19, № 412, 415аб, 419абд, 427



44.

Возведение в степень произведения.

Возведение в степень произведения.

Знать: правило возведения в степень произведения двух и более сомножителей; степени в степень

Уметь: вычислять степень произведения, рационально преобразовывать выражения, содержащие степень.

П.20, № 429, 432, 436аге, 437авд, 453



45.

Возведение в степень степени.

Умножение и деление степеней. Возведение степени в степень.

П.20, № 438, 442, 444, 454



46.

Решение задач по теме «Возведение в степень произведения и степени».

Возведение в степень произведения и степени.

П.20, № 448а-в, 449ав, 450ав, 451, 452



47.

Одночлен и его стандартный вид.

Одночлен, стандартный вид одночлена, коэффициент одночлена.

Знать: понятие одночлена и его стандартного вида.

Уметь: приводить одночлен к стандартному виду, определять коэффициент и степень одночлена.

П.21, № 458, 460а, 464, 466а



48.

Приведение одночлена к стандартному виду.

Степень одночлена.

П.21, № 459б, 463а-в, 461, 465



49.

Умножение одночленов.

Умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень.

Знать: правило умножения степеней с одинаковыми основаниями, возведения степень в степень.

Уметь: умножать одночлен на одночлен, возводить одночлен в степень.

П.22, № 468аб, 469а-в, 472, 481



50.

Возведение одночлена в натуральную степень.

Умножение и возведение в степень одночленов.

П.22, № 477, 474аб, 480а-г, 482



51.

Функция у=х2 и ее график.

Функция у=х2, график функции у=х2, свойства функции. Парабола, ось симметрии параболы, ветви параболы, вершина параболы.

Знать: понятия функциональной зависимости, графического решения уравнения, как нахождения абсциссы точки пересечения графиков двух функций.

Уметь: решать графически уравнения вида у=х2 , у=х3 .

П.23, № 485, 487аб, 497аб, 498



52.

Функция у=х3 и ее график. Подготовка к контрольной работе.

Функция у=х3, ее график и свойства.

П.23, № 489, 490ав, 493в, 494а, 499



53.

Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем».




Многочлены 20 часов

54.

Многочлен и его стандартный вид.

Многочлен. Подобные члены многочлена. Стандартный вид многочлена.

Знать: понятия многочлена, подобных членов многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена.

Уметь: приводить многочлен к стандартному виду, находить значения многочлена, определять степень многочлена.

П.25, № 568аб, 570аб, 572, 582



55.

Нахождение значений многочлена.

Степень многочлена.

П.25, № 574, 578, 580, 583, 584а



56.

Сложение и вычитание многочленов.

Сложение и вычитание многочленов. Правила раскрытия скобок.

Знать: правила сложения многочленов.

Уметь: представлять многочлены в виде суммы и разности.

П.26, № 586, 587а-в, 592, 596, 611а



57.

Решение упражнений на сложение и вычитание многочленов.

Представление многочлена в виде суммы или разности многочленов.

П.26, № 603, 605а-в, 607, 611б, 612



58.

Заключение многочлена в скобки.

Умножение одночлена на многочлен.

Знать: правило умножения одночлена на многочлен.

Уметь: применять правило при преобразовании выражений.

П.27, № 615, 617а-в, 618аб, 630а-в, 650а



59.

Умножение одночлена на многочлен.

Умножение одночлена на многочлен.

П.27, № 624аб, 631аб, 635а-в, 637аб, 652



60.

Решение задач по теме «Умножение одночлена на многочлен».

Умножение одночлена на многочлен.

П.27, № 638а-в, 640, 642, 645, 653




61.

Вынесение общего множителя за скобки при решении различных задач.

Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки.

Знать: понятие разложения многочлена на множители, способ вынесения общего множителя за скобки.

Уметь: применять правило при выполнении упражнений.

П.28, № 656, 659, 660аб, 673



62.

Вынесение общего множителя за скобки.

Вынесение общего множителя за скобки.

П.28, № 662, 665аб, 667, 674а, 676



63.

Вынесение общего множителя за скобки. Подготовка к контрольной работе.

Представление в виде произведения суммы

П.28, № 670а-в, 671а-в, 672а-в, 674б, 675



64.

Контрольная работа № 5 «Действия с одночленами и многочленами».




65.

Промежуточная текущая аттестация за 1 полугодие.




66.

Умножение многочлена на многочлен.

Умножение многочлена на многочлен.

Знать: правило умножения многочлена на многочлен.

Уметь: применять правило умножения многочлена на многочлен.

П.29, № 678, 681, 684, 704



67.

Доказательство тождеств и утверждений.

Умножение многочлена на многочлен.

П.29, № 692а, 695а, 698аб



68.

Решение упражнений и задач на составление уравнений.

Умножение многочлена на многочлен.

П.29, № 699а, 701, 703, 707



69.

Изучение способа группировки разложения многочлена на множители.

Способ группировки.

Знать: суть метода группировки.

Уметь: применять способ при преобразовании выражений.

П.30, № 709а-в, 710ав, 712ав, 719



70.

Применение способа группировки разложения многочлена на множители.

Разложение многочлена на множители способом группировки.

П.30, № 711а-г, 713а, 715а, 720а



71.

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Разложение многочлена на множители способом группировки.

П.30, № 714а, 716аб, 720б, 753



72.

Разложение многочлена на множители способом группировки. Подготовка к контрольной работе.

Разложение на множители трехчлена.

П.30, № 717а, 718аб, 721, 778, 790аб



73.

Контрольная работа № 6 «Действия с многочленами».





Формулы сокращенного умножения 20 часов

74.

Формулы квадрата суммы и разности двух выражений.

Квадраты суммы и разности двух выражений.

Знать: формулы квадрата суммы и разности двух выражений.

Уметь: использовать формулы при упрощении выражений.

П.32, № 800, 804, 816, 831



75.

Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и разности.

Формула квадраты суммы и разности двух выражений.

П.32, № 809, 812а-в, 817а-в, 819аб, 830



76.

Возведение в куб суммы и разности двух выражений.

Куб суммы и разности двух выражений.

Знать: формулу куба суммы и разности двух выражений.

Уметь: применять формулы при упрощении выражений.

П.32, № 822, 824аб, 828, 829а, 832





77.

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Формула квадраты суммы и квадрата разности двух выражений.

Знать: формулы квадрата суммы и разности двух выражений.

Уметь: применять формулу при разложении на множители выражения.

П.33, № 834а-в, 837, 838, 840а, 850



78.

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Формула квадраты суммы и квадрата разности двух выражений.

П.33, № 842, 845, 840в, 851, 852а-в



79.

Вывод формулы умножения разности двух выражений на их сумму.

Произведение двух разности двух выражений и их суммы.

Знать: формулу произведения разности двух выражений на их сумму.

Уметь: применять эту формулу.

П.34, № 855, 857а-д, 860, 866, 878



80.

Применение формулы умножения разности двух выражений на их сумму.

Умножение разности двух выражений на их сумму.

П.34, № 864, 867а-в, 870а-в, 871а-в, 877



81.

Изучение формулы разности квадратов двух выражений.

Формула разности квадратов.

Знать: формулу произведения разности двух выражений на их сумму.

Уметь: применять формулу при разложении на множители выражения.

П.35, № 885, 888, 889а-г, 902, 903а



82.

Применение формулы разности квадратов для разложения на множители.

Разность квадратов двух выражений.

П.35, № 893, 896, 899, 903б, 904



83.

Разложение на множители суммы и разности кубов. Подготовка к контрольной работе.

Сумма и разность кубов двух выражений.

П.36, № 906, 907а-в, 909, 914, 917



84.

Контрольная работа № 7 «Квадрат суммы и разности двух выражений».




85.

Понятие целого выражения.

Целые выражения. Представление целого выражения в виде многочлена.

Знать: понятие целого выражения.

Уметь: преобразовывать целые выражения.

П.37, № 919а, 920аб, 922, 930



86.

Преобразование целых выражений.

Сумма, разность и произведение многочленов.

П.37, № 921а, 924, 925а, 931



87.

Три способа разложения многочлена на множители.

Преобразование целого выражения в многочлен.

П.37, № 926а, 927а, 928а, 932



88.

Разложение многочлена на множители разными способами.

Преобразование целого выражения в многочлен.

П.37, № 929а, 933, 992аб,994а



89.

Разложение многочлена на множители при решении различных задач.

Последовательное применение нескольких способов для разложения на множители.

Знать: понятие целого выражения.

Уметь: применять способ группировки в сочетании с ФСУ.

П.38, № 934а-в, 935ав, 938аб, 940, 954а



90.

Применение различных способов для разложения на множители.

Вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы сокращенного умножения.

П.38, № 939авг, 941ав, 942ав, 943ав, 955



91.

Применение различных способов для разложения на множители.

Различные способы для разложения на множители.

П.38, № 944бг, 946ав, 949ав, 954б



92.

Применение различных способов для разложения на множители. Подготовка к контрольной работе.

Вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы сокращенного умножения.

П.38, № 950а, 952, 956ав, 994б, 995б



93.

Контрольная работа № 8 «Преобразование выражений».





Системы линейных уравнений 17 часов

94.

Понятие линейного уравнения с двумя переменными.

Определение линейного уравнения с двумя переменными и его решения.

Знать: понятия линейного уравнения с двумя переменными, его решение.

Уметь: решать такие уравнения методом подбора; с помощью выражения одной переменной через другую.

П.340, № 1028, 1030, 1033, 1038, 1043а



95.

Решение линейных уравнений с двумя переменными.

Равносильные уравнения с двумя переменными и их свойства.

П.40, № 1032а, 1035, 1039, 1041, 1044



96.

Понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.

График уравнения с двумя переменными.

Знать: понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.

Уметь: строить такие графики и находить по ним решение уравнений.

П.41, № 1043, 1048авд, 1051, 1054а



97.

Построение графика линейного уравнения с двумя переменными.

График линейного уравнения с двумя переменными.

П.41, № 1049аб, 1052, 1054б, 1055а



98.

Понятие системы линейных уравнений с двумя переменными.

Понятие системы линейных уравнений с двумя переменными и ее решения.

Знать: понятие системы двух уравнений с двумя переменными.

Уметь: решать графически системы уравнений с двумя переменными.

П.42, № 1057, 1058а, 1059а, 1065



99.

Графическое решение систем линейных уравнений с двумя переменными.

Графический способ решения системы уравнений с двумя переменными.

П.42, № 1061, 1063, 1064а, 1066



100.

Алгоритм решения систем линейных уравнений способом подстановки.

Способ подстановки. Равносильные системы. Алгоритм решения систем способом подстановки.

Знать: понятие системы двух уравнений с двумя переменными, суть метода подстановки.

Уметь: решать системы уравнений методом подстановки.


П.43, № 1069а-в, 1070аб, 1079ав, 1067а



101.

Решение систем линейных уравнений способом подстановки.

Метод подстановки, система двух уравнений с двумя переменными, алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки.

П.43, № 1072аб, 1074а, 1075а, 1080



102.

Решение систем линейных уравнений способом подстановки.

Метод подстановки, система двух уравнений с двумя переменными, алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки.

П.43, № 1076а, 1077аб, 1078а, 1081



103.

Алгоритм решения систем линейных уравнений способом сложения.

Система двух уравнений с двумя переменными, метод алгебраического сложения.

Знать: понятие системы двух уравнений с двумя переменными, суть метода сложения.

Уметь: решать системы уравнений методом сложения.

П.44, № 1083аб, 1084аб, 1087аб, 1097а-в



104.

Решение систем линейных уравнений способом сложения.

Способ сложения.

П.44, № 1085аб, 1089, 1091, 1098



105.

Решение систем линейных уравнений способом сложения.

Способ сложения.



П.44, № 1092а, 1093а, 1094аб, 1095а, 1097где



106.

Составление уравнения прямой, проходящей через две данные точки.

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений.

Знать: способ решения задач с помощью составления системы уравнений.

Уметь: составлять системы уравнений по условию задачи и решать их.

П.45, № 1100, 1102, 1103, 1123



107.

Составление системы уравнений по условию задачи.

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений.

П.45, № 1109, 1111, 1113, 1124



108.

Решение задач на движение с помощью систем уравнений.

Решение задач с помощью систем уравнений.

П.45, № 1114, 1118, 1122, 1125



109.

Решение задач с помощью систем уравнений. Подготовка к контрольной работе.

Решение задач с помощью систем уравнений.

П.45, № 1168ав, 1169а, 1170аб, 1177



110.

Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений».





Повторение курса алгебры 7 класса 10 часов

111.

Повторение. Уравнения с одной переменной.

Линейное уравнение с одной переменной.

Линейное уравнение с одной переменной.

Уметь: решать уравнения с одной переменной.

Уметь: составлять уравнение по условию задачи.

П.6-8, № 240аб, 241аб,



112.

Повторение. Решение задач с помощью уравнений.

№ 243аб, 249, 250



113.

Повторение. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

№ 256, 259, 261.



114.

Повторение. Степень с натуральным показателем.

Свойства степени с натуральным показателем, действия со степенями.

Уметь: применять свойства степеней для упрощения числовых и алгебраических выражений.

П. 18-20, № 533, 537, 542а-в,



115.

Повторение. Сумма и разность многочленов.

Сумма и разность многочленов.

Уметь: выполнять сложение и вычитание многочленов.

П. 25-30, № 736аб, 752вг,



116.

Повторение. Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов.

Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов.

Уметь: умножать одночлен на многочлен, многочлен на многочлен, приводить подобные слагаемые.

№ 754д, 778вг, 782б



117.

Повторение. Формулы сокращенного умножения.

Формулы сокращенного умножения, арифметические операции над многочленами.

Уметь: применять ФСУ при упрощении выражений, решении уравнений.

П.32-38, № 967, 969а-в, 971аб, 975а-в, 978аб



118.

Повторение. Формулы сокращенного умножения.

Формулы сокращенного умножения.

Уметь: свободно применять ФСУ при упрощении выражений, решении уравнений.

П.32-38, № 980а, 981где, 983аб,



119.

Итоговая контрольная работа № 10 за курс математики 7 класса





120.

Промежуточная аттестация за курс математики 7 класса.





Календарно - тематическое планирование, геометрия 7 класс

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Начальные геометрические сведения 8 часов.

1.

Прямая и отрезок. Луч и угол.

Предмет геометрия, точка, прямая, отрезок, концы отрезка; луч, начало луча, угол, стороны угла, вершина угла, развернутый угол; знакомство с обозначениями луча и угла.

Знать: взаимное расположение точек и прямых; свойство прямой; понятия отрезка, луча, угла.

Уметь: изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол.


п.1, 2 , 3, 4 №1-4, 13-16 из РТ



2.

Сравнение отрезков и углов.

Равенство геометрических фигур, середина отрезка, биссектриса угла.

Знать: понятие равных фигур, середины отрезка, биссектрисы угла.

Уметь: сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой и тупой углы.

п.5, 6 №18, 19, 22, 23 из РТ



3.

Измерение отрезков.

Отрезок, длина отрезка, равные отрезки. Единицы измерения и инструменты для измерения отрезков.

Знать: свойства длин отрезков, единицы измерение и инструменты для измерения отрезков.

Уметь: Находить длину отрезка, используя свойства измерения отрезков, масштабную линейку.

п.7, 8, №27-29 из РТ



4.

Измерение углов.

Угол, градусная мера угла, равные углы, прямой, острый, тупой угол, свойства градусных мер угла.

Знать: свойства измерения углов.

Уметь: находить величину угла, используя транспортир, строить биссектрису угла.

п.9, 10, №35, 36,39 из РТ



5.

Смежные и вертикальные углы

Смежные и вертикальные углы. Свойства смежных и вертикальных углов.

Знать: определения смежных и вертикальных углов, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах с доказательством.

Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать задачи на нахождение смежных углов, образованных при пересечении двух прямых.

п.11, №42, 45 из РТ



6.

Перпендикулярные прямые


Перпендикулярные прямые, свойства перпендикулярных прямых.

Знать: понятие перпендикулярных прямых, свойство перпендикулярных прямых с доказательством.

Уметь: строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника.

п.12-13, № 48, 49 из РТ



7.

Обобщающий урок по теме основные свойства простейших геометрических фигур. Подготовка к контрольной работе.


Уметь: решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов.

№ 74, 75, 80, 85.



8.

Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы».




Треугольники 14 часов.

9.

Треугольники.

Треугольник, стороны, вершины и углы треугольника. Равные треугольники.

Знать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными.

Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке; решать задачи на нахождение периметра треугольника

п.14, № 90, 92; 51,53 из РТ



10.

Первый признак равенства треугольников.



Теорема, доказательство теоремы, элементы треугольника, первый признак равенства треугольников.

Знать: понятия теоремы и доказательства теоремы; первый признак равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать задачи доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.

п.15, № 94-96.



11.

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.



Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников.

Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.

№ 56, 57, 59 из РТ



12.

Медианы, биссектрисы, высоты треугольника

Перпендикуляр к прямой, медиана, биссектриса, высота треугольника и их свойства, равнобедренный и равносторонний треугольник

Знать: понятие перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определения равнобедренного и равностороннего треугольников.

Уметь: строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника.

п.16, 17, № 61, 62, 64, 65 из РТ



13.

Свойства равнобедренного треугольника

Равнобедренный и равносторонний треугольник и их свойства.

Знать: формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

п. 18, № 108, 110, 112.



14.

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник».

Закрепление знаний по теме.

Знать: теоретический материал по теме урока.

Уметь: решать задачи, используя свойства равнобедренного треугольника.

№ 116-119.



15.

Второй признак равенства треугольников

Доказательство второго признака равенства треугольников.

Знать: формулировку второго признака равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на второй признак.

п.19, № 122-125



16.

Третий признак равенства треугольников

Доказательство третьего признака равенства треугольников.

Знать: третий признак равенства треугольников с доказательством.

Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на третий признак.

№ 211(а), 215, 213.



17.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников.

Знать: признаки равенства треугольников.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

№ 140-142.



18.

Окружность.

Определение, окружность, диаметр, центр окружности, хорда, дуга.

Знать: определение окружности, радиуса, хорды, диаметра.

Уметь: объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности.

п. 21, № 144, 145, 147.



19.

Примеры задач на построение.

Представление задач на построение. Рассмотрение наиболее простых на построение.

Знать: основные правила построения элементарных объектов.

Уметь: пользоваться циркулем.

п. 22-23, № 153.



20.

Решение задач на построение.

Закрепление навыков решения простейших задач на построение. Обучение решению задач на построение.

Знать: алгоритм построения перпендикулярных прямых, середины отрезка.

Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка.

№ 208, 210, 212



21.

Решение задач по теме «Треугольники». Подготовка к контрольной работе.


Систематизация знаний по темам главы ⅠиⅡ.

Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

№ 180, 182, 184.



22.

Контрольная работа №2 «Треугольники».





Параллельные прямые 8 часов.

23.

Признаки параллельности прямых.

Накрестлежащие, односторонние и соответственные углы. Рассмотрение признаков параллельности двух прямых.

Знать: определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, формулировки и доказательства признаков параллельных прямых.

Уметь: показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответствующих, односторонних углов, доказывать признаки параллельных прямых.

п.24-25, № 186, 187, № 84-97 из РТ.



24.

Признаки параллельности прямых.

Совершенствование навыков доказательства теорем.

Знать: признаки параллельных прямых.

Уметь: пользоваться ими при решении задач типа 186, 187, 188, 189. 191, 194, строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки, пользоваться при признаками параллельных прямых при решении задач.

№ 188-190.



25.

Аксиома параллельных прямых

Аксиома, аксиома параллельных прямых и ее следствия.

Знать: аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать следствия из нее.

Уметь: решать простейшие задачи по теме.

п.27-28, № 196, 198, 200



26.

Свойства параллельных прямых

Рассмотрение свойств параллельных прямых.

Знать: свойства параллельных прямых.

Уметь: применять их при решении задач типа 196, 198, 199

П. 29 № 110-113.



27.

Свойства параллельных прямых

Закрепление знаний о признаках, свойствах и аксиоме параллельных прямых.

Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач

№ 114-119 из РТ



28.

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Совершенствование навыков решения задач.

Знать: свойства параллельных прямых.

Уметь: применять их при решении задач типа 201, 203, 204, 205, 209

№ 205, 206, 207.



29.

Решение задач по теме «Параллельные прямые». Подготовка к контрольной работе.

Подготовка к контрольной работе «Параллельные прямые».

Уметь: по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и ее секущей

№ 209, 211.



30.

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».




Соотношения между сторонами и углами треугольника 16 часов.

31.

Сумма углов треугольника.

Доказательство теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия.

Знать: теорему о сумме углов в треугольнике с доказательством; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным.

Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, обнаруживая возможность из применения.

П. 30, № 224, 228а, 230.



32.

Сумма углов треугольника

Остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники.

Знать: свойство внешнего угла треугольника; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным.

Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

П. 31, № 120, 121, 123 из РТ.



33.

Соотношение между сторонами и углами треугольника:


Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из неё.

Знать: формулировки теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника.

п.32, № 239, 242, 244, 245.



34.

Неравенство треугольника

Теорема о неравенстве треугольника; показ теоремы при решении задач.

Знать: теорему о неравенстве треугольника с доказательством.

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя теорему о неравенстве треугольника

П. 33, № 250 а,в, 251, 239.



35.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника». Подготовка к контрольной работе.

Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, теорему о неравенстве треугольника

№ 296-298.



36.

Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника».




37.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Свойства прямоугольных треугольников. Свойство медианы прямоугольного треугольника.

Знать: свойства прямоугольных треугольников с доказательствами.

Уметь: применять свойства прямоугольных треугольников при решении задач

П. 34, № 255, 258, 260, 263



38.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Знать: признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствоми.

Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач

П. 35, № 262, 264, 265



39.

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

Приведение в систему знаний учащихся по теме «Прямоугольный треугольник».

Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решение практических задач

№ 260, 263, № 135, 138 из РТ



40.

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

№ 268-270, п. 36



41.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

Наклонная, проведенная и точки, не лежащая на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Свойства параллельных прямых.

Знать: понятие расстояния от точки до прямой и расстояние между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых.

Уметь: решать задачи на нахождение расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия.

П. 37, № 272, 277.



42.

Построение треугольника по трем элементам.


Рассмотрение задач на построение треугольника по трем элементам.

Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку

П. 38, № 287, 289, 274.



43.

Построение треугольника по трем элементам.


Свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников, построение треугольника по трем элементам.

Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку

№ 290, 291 б,г, 292 а, 280.



44.

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника». подготовка к контрольной работе.


Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение.

№ 308, 309, 315 ж,з,и.



45.

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».




46.

Измерения на местности (урок на школьном дворе).


Уметь: использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач; размечать грядки различной формы.

Подготовить проект.



Повторение курса геометрии за 7 класс 4 часа.

47.

Повторение темы «Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников», «Равнобедренный треугольник».

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: формулировки и доказательства признаков равенства треугольников.

Уметь: решать задачи на нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника.

№ 7, 8, 15, 16, 34, 35, 45, 55, 63, 75, 76 из РТ. 82, 85, 87 из РТ



48.

Повторение темы «Параллельные прямые».

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: признаки и свойства параллельных прямых.

Уметь: решать задачи по теме «Параллельные прямые»

№ 90, 104, 108, 115 ИЗ РТ.



49.

Повторение темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Знать: теорему о сумме углов треугольника и ее следствия; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника.

Уметь: решать задачи по данной теме

№ 118, 120, 140, 144, 148 из РТ.



50.

Итоговая контрольная работа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!