Рабочая программа
по математике для _7___ класса
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
-Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
-Примерной основной образовательной программой основного общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа основного общего образования;
-Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №3;
-Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год
- Примерной программы основного общего образования по математике.
Рабочая программа ориентирована на учебник: - «Алгебра 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г и «Геометрия 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г.
Цели и задачи
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 7 класса
Личностные УУД:
Обучающийся 7-го класса получит:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка наматематический и наоборот;
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению математике;
умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные УУД :
Обучающийся 7-го класса получит:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, графики, таблицы, схемы);
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
планирования путей достижения целей;
умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватного и самостоятельного оценивания правильности выполнения действия и умения вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
адекватного оценивания своих возможностей достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
в совместной деятельности чёткого формулирования цели группы и умения позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
умения самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект.
Предметные УУД :
Обучающийся 7-го класса освоит:
базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
умение решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
знания о основных геометрических фигурах; навыки в их построении; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерения длин отрезков, величин углов, признаки и свойства параллельных прямых; признаки равенства треугольников;
идеи равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; умение пользоваться циркулем и линейкой в основных задачах на построение;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «алгебраическое выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Обучающийся получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
применять признаки равенства треугольников в практических задачах по геометрии; применять признаки параллельности прямых, признаки равнобедренного треугольника;
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 класса
1. Линейное уравнение с одной переменной (17 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью линейных уравнений. Текстовые задачи на движение и работу
Контрольная работа № 1 «Линейное уравнение».
2. Простейшие геометрические фигуры и их свойства ( 11 часов)
Точки и прямые. Отрезок и его длина. Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
Контрольная работа №2 « Простейшие геометрические фигуры и их свойства».
3. Степень и её свойства. Одночлен и многочлен (16 часов).
Тождества. Степень с натуральным показателем и её свойства. Действия со степенями. Тождественно равные выражения. Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. Понятие многочлена. Стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание одночленов и многочленов.
Контрольная работа № 3 «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены».
4. Треугольники ( 14 часов)
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.
Контрольная работа №4 «Треугольники».
5. Умножение многочленов (11часов).
Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Раскрытие скобок. Преобразование алгебраических выражений.
Контрольная работа № 5 «Умножение многочленов».
6. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника ( 17 часов)
Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника
Контрольная работа №6 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника».
7. Разложение многочлена на множители (8 часов).
Что такое разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов. Сокращение алгебраических дробей.
Контрольная работа № 7 «Разложение многочленов на множители».
8. Окружность и круг ( 10 часов)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
Контрольная работа № 8 «Окружность и круг».
9. Произведение суммы и разности двух выражений. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений (11 часов)
Формулы сокращённого умножения. Разность квадратов двух выражений. Квадрат разности и суммы двух выражений. Разложение на множители с помощью формул сокращённого выражения. Преобразование в многочлен.
Контрольная работа № 9 «Преобразование выражений».
10. Преобразование целых выражений (10 часов).
Сумма и разность кубов двух выражений. Разложение на множители разности и суммы кубов. Преобразование целых выражений. Применение преобразования выражений при решении уравнений.
Контрольная работа № 10 «Разложение многочленов на множители».
11. Функции (13 часов).
Связи между величинами. Функция. Различные способы задания функции. Вычисление значений функции по формуле. Линейная функция, её свойства и график.
Контрольная работа № 11 «Функция. Линейная функция».
12. Система двух линейных уравнений с двумя переменными
(19 часов).
Основные понятия. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Контрольная работа № 12 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».
13. Итоговое повторение курса математики 7 класс (18 часов)
Линейные уравнения и их системы. Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений и их систем. Функция. Формулы сокращённого умножения. Треугольники. Параллельные прямые.
Итоговая контрольная работа №13.
Тематическое планирование
по математике
Класс____7 « г »_________
Ф.И.О. учителя: Морозова Н.А.
Количество часов в год: 175
Количество часов в неделю:_5
Количество плановых контрольных работ: 13
Учебник: «Алгебра 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г и «Геометрия 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г.
2017_ – 2018__ учебный год
Тематическое планирование уроков математики в 7 классе
по учебнику : «Алгебра 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г и «Геометрия 7», авторы А.Г. Мерзляк и др. Москва.: Вентана-Граф, 2017г.
из расчёта 175 часов в год (5 часов в неделю)
Учитель______Морозова Н. А.__________________
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Линейное уравнение с одной переменной | 17 |
1 | Введение в алгебру | 1 |
2 | Значение числового выражения | 1 |
3 | Буквенное выражение | 1 |
4 | Уравнение и его корни | 1 |
5 | Линейное уравнение с одной переменой | 1 |
6 | Решение линейных уравнений | 1 |
7 | Решение уравнений, приводящихся к линейным | 1 |
8 | Решение уравнений, приводящихся к линейным | 1 |
9 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
10 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
11 | Решение задач на составление уравнений. | 1 |
12 | Решение задач на составление уравнений. | 1 |
13 | Задачи на совместную работу. | 1 |
14 | Задачи на движение | 1 |
15 | Обобщение пройденного материала. | 1 |
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Линейное уравнение» | 1 |
17 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 11 |
18 | Точки и прямые. | 1 |
19 | Отрезок и его длина. | 1 |
20 | Луч. Угол. Измерение углов. | 1 |
21 | Смежные и вертикальные углы. | 1 |
22 | Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы.» | 1 |
23 | Перпендикулярные прямые. | 1 |
24 | Решение задач по теме: «Перпендикулярные прямые.» | 1 |
25 | Решение задач по теме : «Простейшие геометрические фигуры и их свойства.» | 1 |
26 | Аксиомы. | 1 |
27 | Контрольная работа №2 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства.» | 1 |
28 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Степень и её свойства. Одночлен и многочлен | 16 |
29 | Тождественно равные выражения. | 1 |
30 | Тождества. | 1 |
31 | Определение степени с натуральным показателем | 1 |
32 | Степень с натуральным показателем | 1 |
33 | Умножение и деление степеней | 1 |
34 | Возведение в степень произведения | 1 |
35 | Возведение в степень степени | 1 |
36 | Тождественно равные выражения. | 1 |
37 | Понятие одночлена. | 1 |
38 | Одночлен и его стандартный вид | 1 |
39 | Многочлен и его стандартный вид | 1 |
40 | Сложение многочленов | 1 |
41 | Вычитание многочленов | 1 |
42 | Сложение и вычитание многочленов | 1 |
43 | Контрольная работа №3 по теме «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены.» | 1 |
44 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Треугольники | 14 |
45 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. | 1 |
46 | Первый и второй признаки равенства треугольников. | 1 |
47 | Решение задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников. | 1 |
48 | Равнобедренный треугольник и его свойства. | 1 |
49 | Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник и его свойства». | 1 |
50 | Признаки равнобедренного треугольника. | 1 |
51 | Решение задач по теме: «Признаки равнобедренного треугольника». | 1 |
52 | Третий признак равенства треугольников. | 1 |
53 | Решение задач по теме: «Третий признак равенства треугольников». | 1 |
54 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 |
55 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 |
56 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 |
57 | Контрольная работа №4 по теме: «Треугольники». | 1 |
58 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Умножение многочленов | 11 |
59 | Раскрытие скобок. | 1 |
60 | Умножение одночлена на многочлен | 1 |
61 | Произведение одночлена на многочлен | 1 |
62 | Раскрытие скобок. | 1 |
63 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
64 | Произведение многочленов | 1 |
65 | Преобразование произведения многочленов в многочлен. | 1 |
66 | Преобразование выражений. | 1 |
67 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
68 | Контрольная работа №5 «Умножение многочленов» | 1 |
69 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 17 |
70 | Параллельные прямые. | 1 |
71 | Признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида. | 1 |
72 | Решение задач по теме: «Признаки параллельности двух прямых». | 1 |
73 | Свойства параллельных прямых. | 1 |
74 | Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых». | 1 |
75 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 1 |
76 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 1 |
77 | Сумма углов треугольника. | 1 |
78 | Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника» | 1 |
79 | Прямоугольный треугольник. | 1 |
80 | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 |
81 | Свойства прямоугольного треугольника. | 1 |
82 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. | 1 |
83 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. | 1 |
84 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника». | 1 |
85 | Контрольная работа №6 по теме: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника». | 1 |
86 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Разложение многочлена на множители | 8 |
87 | Вынесение множителя за скобки | 1 |
88 | Разложение многочлена на множители | 1 |
89 | Разложение многочлена на множители методом вынесения общего множителя. | 1 |
90 | Метод группировки | 1 |
91 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 |
92 | Обобщение пройденного материала. | 1 |
93 | Контрольная работа №7 по теме «Действия с одночленами и многочленами» | 1 |
94 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Окружность и круг | 10 |
95 | Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 |
96 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 |
97 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности». | 1 |
98 | Описанная и вписанная окружности треугольника. | 1 |
99 | Решение задач по теме: «Описанная и вписанная окружности треугольника». | 1 |
100 | Задачи на построение. | 1 |
101 | Решение задач на построение. | 1 |
102 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение. | 1 |
103 | Контрольная работа №8 по теме: «Окружность и круг». | 1 |
104 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Произведение суммы и разности двух выражений. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 11 |
105 | Произведение разности и суммы двух выражений | 1 |
106 | Преобразование произведения разности и суммы двух выражений в многочлен | 1 |
107 | Разность квадратов двух выражений | 1 |
108 | Разложение на множители разность квадратов двух выражений | 1 |
109 | Возведение в квадрат суммы двух выражений | 1 |
110 | Возведение в квадрат разности двух выражений | 1 |
111 | Преобразование выражений в многочлен | 1 |
112 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 |
113 | Обобщение пройденного материала. | 1 |
114 | Контрольная работа №9 по теме «Преобразование выражений» | 1 |
115 | Анализ контрольной работы | 1 |
| Преобразование целых выражений | 10 |
116 | Сумма и разность кубов двух выражений | 1 |
117 | Разложение на множители разности и суммы кубов | 1 |
118 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 |
119 | Разложение многочлена на множители. | 1 |
120 | Преобразование целых выражений. | 1 |
121 | Применение преобразований целых выражений при решении уравнений | 1 |
122 | Обобщение пройденного материала | 1 |
123 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
124 | Контрольная работа №10 по теме «Разложение многочленов на множители» | 1 |
125 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Функции | 13 |
126 | Связи между величинами. Функция. | 1 |
127 | Описательный способ задания функции. | 1 |
128 | Табличный способ задания функции. | 1 |
129 | Вычисление значений функций по формуле | 1 |
130 | График функции | 1 |
131 | Построение графиков функций. | 1 |
132 | Линейная функция. | 1 |
133 | График линейной функции. | 1 |
134 | Свойства линейной функции | 1 |
135 | Построение графиков в одной системе координат | 1 |
136 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
137 | Контрольная работа №11 по теме «Функции. Линейная функция». | 1 |
138 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Система двух линейных уравнений с двумя переменными | 19 |
139 | Уравнение с двумя переменными | 1 |
140 | Свойства и график уравнений с двумя переменными | 1 |
141 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 |
142 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 |
143 | Системы уравнений с двумя переменными | 1 |
144 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
145 | Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
146 | Способ подстановки | 1 |
147 | Решение систем уравнений способом подстановки | 1 |
148 | Способ сложения | 1 |
149 | Решение систем способом сложения | 1 |
150 | Решение систем линейных уравнений различными способами | 1 |
151 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
152 | Решение задач на движение. | 1 |
153 | Решение задач на проценты. | 1 |
154 | Решение задач с помощью систем уравнений на процентное содержание вещества. | 1 |
155 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
156 | Контрольная работа №12 по теме «Системы линейных уравнений» | 1 |
157 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Итоговое повторение курса математики | 18 |
158 | Решение уравнений. | 1 |
159 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
160 | Решение задач по теме: « Простейшие геометрические фигуры». | 1 |
161 | Действия со степенями. | 1 |
162 | Действия с многочленами. | 1 |
163 | Решение задач по теме: «Треугольники». | 1 |
164 | Преобразование алгебраических выражений. | 1 |
165 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 1 |
166 | Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника». | 1 |
167 | Разложение многочленов на множители. | 1 |
168 | Решение задач по теме: «Окружность и круг». | 1 |
169 | Формулы сокращённого умножения. | 1 |
170 | Преобразование целых выражений. | 1 |
171 | Построение графика линейной функции. | 1 |
172 | Решение системы линейных уравнений. | 1 |
173 | Итоговая контрольная работа №13. | 1 |
174 | Разложение многочленов на множители. | 1 |
175 | Решение текстовых задач. | 1 |