Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ И.А. Парыгина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ О.А. Пичугина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Утверждено» Директор _________ Т.Н.Желтенко (подпись) (ФИО) Приказ № _____ от «____»__________ 2017 г. |
Рабочая программа
по математике
класс 8
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Парыгина И.А.
Учитель математики 1 категории
МКОУ СОШ с. Биджан
Биджан-2017
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области»от 27.05.2013 г. № 254;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Примерными программами основного общего образования по математике(письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199;
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013/2014 учебном году;
Приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо комитета образования ЕАО от 05.04.2017 г. № 1240/17 «Об организации образовательной деятельности в 2017/2018 учебном году».
Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2017/2018учебный год» от 07 июня 2017 г. № 106.
Актуальность курса: математика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни, развития воображения и пространственного представления.
Цели и задачи курса:
• Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• Воспитание культуры личности отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
программами общеобразовательных учреждений «Алгебра» 7-9 классы 2008 г. и «Геометрия» 7-9 классы 2008 г. под ред.Т.А.Бурмистровой
Рабочая программа предусматривает проведение уроков различных типов:
- урок изучения нового материала;
- урок – общественного смотра знаний;
- урок – беседа, урок- путешествие;
- комбинированный урок;
- урок повторения;
Основные формы: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, математические диктанты, зачёты.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения математики на базовом уровне учащиеся должны уметь:
• Правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий;
• Выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• Понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами
реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
• Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры ( отрезки; углы;
треугольники и их частные виды; четырёхугольники и их частные виды; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
• Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для
изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
• Решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей),
применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
• Решать задачи на доказательство;
• Владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
Уравнения и неравенства
• Решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
• Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
• Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;
Функции
• Правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, возрастание и др.), понимать её в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
• Находить значение функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
• Находить по графику функции промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знака постоянства, наибольшие и наименьшие значения;
• Строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратной функции.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир ).
Место предмета в Учебном плане
Программы общеобразовательных учреждений « Алгебра» 7-9 классы и «Геометрия» 7-9 классы под ред.Т.А.Бурмистровой рассчитана в 8 классе на 170 часов.= 102 ч. алгебра + 68 ч. геометрия.Но т. к. продолжительность 2015/16 уч. года 35учебных недель, рабочая программа разработана на 175 часов=105 ч. алг.+70 ч. геом., (5 часов в неделю=3 ч. алг. +2 ч. геом.).
-на контрольные работы (геом.) - 5час.
- на зачёты(алг.) - 6 часов
-итоговые к/р-1 ч. геом.
- итоговые тесты- 1алг.+1 геом.=2 часа
В программу внесены изменения:
№ п/п | Раздел, тема | По программе | Добавили |
1 | Алгебраические дроби | 23 | |
2 | Квадратные корни | 17 | |
3 | Квадратные уравнения | 20 | |
4 | Системы уравнений | 18 | |
5 | Функции | 14 | |
6 | Вероятность и статистика | 6 | |
7 | Повторение (алг.) | 4 | 3 |
8 | Четырёхугольники | 14 | |
9 | Площади фигур | 14 | |
10 | Подобные треугольники | 19 | |
11 | Окружность | 17 | |
12 | Повторение. Решение задач (геом.) | 4 | 2 |
| Всего | 170 | 5 |
Итого | 175 |
Тематический план 8 класс
последовательное изучение разделов курса
№ | Раздел | Кол-во часов | К/работ и тестов | Зачёты |
1 | Алгебраические дроби | 23 | | Зачёт №1 |
2 | Квадратные корни | 17 | | Зачёт №2 |
3 | Квадратные уравнения | 20 | | Зачёт №3 |
4 | Системы уравнений | 18 | | Зачёт №4 |
5 | Функции | 14 | | Зачёт №5 |
6 | Вероятность и статистика | 6 | | Зачёт №6 |
7 | Повторение (алг.) | 7 | Итоговый тест за курс 8 класса | |
8 | Четырёхугольники | 14 | 1 к/р | |
9 | Площади фигур | 14 | 1 к/р | |
10 | Подобные треугольники | 19 | 2 к/р | |
11 | Окружность | 17 | 1 к/р | |
12 | Повторение. Решение задач (геом.) | 6 | 1 итог.к/р.+ итоговый тест за курс 8 класса | |
| Итого: | 175 | 8 | 6 |
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 8 классе
№ | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки | Фактические сроки |
1 | Что такое алгебраическая дробь | 1 | | |
2 | Что такое алгебраическая дробь | 1 | | |
3 | Многоугольники | 1 | | |
4 | Основное свойство дроби | 1 | | |
5 | Многоугольники | 1 | | |
6 | Основное свойство дроби | 1 | | |
7 | Основное свойство дроби | 1 | | |
8 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
9 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | |
10 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
11 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | |
13 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
14 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | |
15 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
16 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | | |
17 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | | |
18 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
19 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | | |
20 | Параллелограмм и трапеция | 1 | | |
21 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | | |
22 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | | |
23 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
24 | Степень с целым показателем | 1 | | |
25 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
26 | Степень с целым показателем | 1 | | |
27 | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
28 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
29 | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
30 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
31 | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
32 | Решение уравнений и задач | 1 | | |
33 | Решение задач | 1 | | |
34 | Решение уравнений и задач | 1 | | |
35 | Контрольная работа №1 по теме « Четырёхугольники» | 1 | | |
36 | Решение уравнений и задач | 1 | | |
37 | Зачёт №1 по теме «Алгебраические дроби» | 1 | | |
38 | Площадь прямоугольника | 1 | | |
39 | Задача о нахождении стороны квадрата | 1 | | |
40 | Площадь прямоугольника | 1 | | |
41 | Задача о нахождении стороны квадрата | 1 | | |
42 | Иррациональные числа | 1 | | |
43 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
44 | Иррациональные числа | 1 | | |
45 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
46 | Теорема Пифагора | 1 | | |
47 | Теорема Пифагора | 1 | | |
48 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
49 | Квадратный корень - алгебраический подход | 1 | | |
50 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
51 | Квадратный корень - алгебраический подход | 1 | | |
52 | Свойства квадратных корней | 1 | | |
53 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
54 | Свойства квадратных корней | 1 | | |
55 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | | |
56 | Свойства квадратных корней | 1 | | |
57 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
58 | Теорема Пифагора | 1 | | |
59 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
60 | Теорема Пифагора | 1 | | |
61 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
62 | Кубический корень | 1 | | |
63 | Теорема Пифагора | 1 | | |
64 | Кубический корень | 1 | | |
65 | Решение задач | 1 | | |
66 | Зачёт №2 по теме « Квадратные корни» | 1 | | |
67 | Какие уравнения называют квадратными | 1 | | |
68 | Решение задач | 1 | | |
69 | Какие уравнения называют квадратными | 1 | | |
70 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | 1 | | |
71 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
72 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
73 | Определение подобных треугольников | 1 | | |
74 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
75 | Определение подобных треугольников | 1 | | |
76 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
77 | Вторая формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
78 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
79 | Вторая формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
80 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
81 | Решение задач | 1 | | |
82 | Решение задач | 1 | | |
83 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
84 | Решение задач | 1 | | |
85 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
86 | Неполные квадратные уравнения | 1 | | |
87 | Неполные квадратные уравнения | 1 | | |
88 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
89 | Неполные квадратные уравнения | 1 | | |
90 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» | 1 | | |
91 | Теорема Виета | 1 | | |
92 | Теорема Виета | 1 | | |
93 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
94 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | |
95 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
96 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | |
97 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | |
98 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
99 | Зачёт №3 по теме « Квадратные уравнения» | 1 | | |
100 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
101 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | |
102 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | |
103 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
104 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | |
105 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
106 | Уравнение прямой вида у=кх+l | 1 | | |
107 | Уравнение прямой вида у=кх+1 | 1 | | |
108 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
109 | Уравнение прямой вида у=кх+1 | 1 | | |
110 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
111 | Системы уравнений. Решение систем способом сложения | 1 | | |
112 | Системы уравнений. Решение систем способом сложения | 1 | | |
113 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
114 | Системы уравнений. Решение систем способом сложения | 1 | | - |
115 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
116 | Решение систем способом подстановки | 1 | | |
117 | Решение систем способом подстановки | 1 | | |
118 | Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники» | 1 | | |
119 | Решение систем способом подстановки | 1 | | |
120 | Касательная к окружности | 1 | | |
121 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
122 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
123 | Касательная к окружности | 1 | | |
124 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
125 | Касательная к окружности | 1 | | |
126 | Задачи на координатной плоскости | 1 | | |
127 | Задачи на координатной плоскости | 1 | | |
128 | Центральные и вписанные углы | 1 | | |
129 | Зачёт №4 по теме « Системы уравнений» | 1 | | |
130 | Центральные и вписанные углы | 1 | | |
131 | Чтение графиков | 1 | | |
132 | Чтение графиков | 1 | | |
133 | Центральные и вписанные углы | 1 | | |
134 | Что такое функция | 1 | | |
135 | Центральные и вписанные углы | 1 | | |
136 | Что такое функция | 1 | | |
137 | График функции | 1 | | |
138 | Центральные и вписанные углы | 1 | | |
139 | График функции | 1 | | |
140 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
141 | Свойства функции | 1 | | |
142 | Свойства функции | 1 | | |
143 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
144 | Линейная функция | 1 | | |
145 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
146 | Линейная функция | 1 | | |
147 | Линейная функция | 1 | | |
148 | Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
149 | Функция у=к\х и график | 1 | | |
150 | Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
151 | Функция у=к\х и график | 1 | | |
152 | Зачёт №5 по теме « Функции» | 1 | | |
153 | Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
154 | Статистические характеристики | 1 | | |
155 | Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
156 | Статистические характеристики | 1 | | |
157 | Вероятность равновозможных событий | 1 | | |
158 | Решение задач | 1 | | |
159 | Вероятность равновозможных событий | 1 | | |
160 | Решение задач | 1 | | |
161 | Геометрические вероятности | 1 | | |
162 | Зачёт №6 по теме «Вероятность и статистика» | 1 | | |
163 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 1 | | |
164 | Повторение (алг.).Алгебраические дроби | 1 | | |
165 | Повторение. Решение задач (геом.). Четырёхугольники | 1 | | |
166 | Квадратные корни | 1 | | |
167 | Квадратные уравнения | 1 | | |
168 | Площадь | 1 | | |
169 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | |
170 | Итоговая контрольная работа (геом.) | 1 | | |
171 | Решение квадратных уравнений | 1 | | |
172 | Решение систем уравнений | 1 | | |
173 | Итоговый тест за курс 8 класса (геом.) | 1 | | |
174 | Функции | 1 | | |
175 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | | |
Список литературы
Основная литература:
Программы общеобразовательных учреждений « Алгебра» 7-9 классы 2008 г.; «Геометрия» 7-9 классы 2008 г. под ред.Т.А.Бурмистровой
.Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по математике, рекомендованные письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-12634;
Математика: алгебра, учеб. для 8кл.общеобразоват.учреждений / [Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.]; под ред. Г.В.Дорофеева. - 3-е изд., с испр. -М.: Просвещение, 2008.
Учебник «Геометрия 7-9» Л. С Атанасян и др. 2010 г.
Дополнительная литература:
Методические пособия:
1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
2. Дидактические материалы 8 кл. / Л.П.Евстафьева, А.П. Карп 2010 г.
3. «Математика в школе» №3 2003 год
3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
4. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах.
5. Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив
6. Тематические тесты по геометрии.
Медиаресурсы:
Компакт-диск "Справочник школьника. Математика 5-11 класс"