СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК для 10 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК для 10 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Рыбная Ватага

Кильмезского района Кировской области

Утверждено директором школы

Приказ №__ от «__»___ 2016 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

10 КЛАСС

(на 2016-2017 уч.год)



Составитель:

Масленникова Е.Л.,

учитель МХК





д. Рыбная Ватага

2016г.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» (базовый уровень) составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования от 05 марта 2004 г №1089, примерной программы по предмету «Мировая художественная культура» (автор Данилова Г.И.), федерального базисного плана и примерными учебными планами в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.03.2004. №13-54-144.13., основной образовательной программы образовательного учреждения (ООПОУ).

Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся.

Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в X классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.

Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъемка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок и т.д.)

Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя МХК:

1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ

МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

2. Концепция художественного образования в Российской

Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403):

http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

3. Образовательный стандарт основного общего образования по

искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные

программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

6. Типовые программы (УМК) по «Мировой художественной

культуре».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

10 класс

Тематическое планирование по предмету МХК (34 ч)


Раздел учебника


Тема и количество часов на её изучение

1. Древние цивилизации.

7 часов

Первые художники Земли. 1

Архитектура страны фараонов. 2

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1

Художественная культура Древней Передней Азии. 1

Искусство доколумбовой Америки. 1

Эгейское искусство. 1


2.Культура античности.

5 часов

Золотой век Афин. 1

Выдающиеся скульпторы Древней Греции. 1

Архитектура Древнего Рима. 1

Изобразительное искусство Древнего Рима. 1

Театральное и музыкальное искусство античности. 1

Контрольная работа по теме «Древние цивилизации».1

3.Средние века.

8 часов

Мир византийской культуры. 1

Архитектурный облик Древней Руси. 1

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 2

Архитектура западноевропейского Средневековья. 2

Изобразительное искусство Средних веков. 1

Театральное искусство и музыка Средних веков. 1


4.Культура Востока.

4 часа

Индия – «страна чудес». 1

Художественная культура Китая. 1

Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1

Художественная культура ислама. 1


Контрольная работа по теме «Культура средних веков». 1

5. Возрождение.

6 часов

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. 1

Живопись Проторенессанса и Раннего возрождения. 1

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. 1

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. 1

Возрождение в Венеции. 1

Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения. 1

Итоговая контрольная работа 1

6. Вятский край 1 час

Культурные традиции родного края. 1

Всего: 34 часа


Календарно-тематическое планирование уроков МХК в 10 классе (34 ч )

№ урока

Тема урока

Содержание материала. Требования стандарта.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

  1. Древние цивилизации – 7 уроков.

1

Первые художники Земли.

С.8 – 19


Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.



2-3

Архитектура страны фараонов.


Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.



4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.


Гигантизм и неизменность канона – примета вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы, фрески – по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.



5

Художественная культура Древней Передней Азии.


Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.



6

Искусство доколумбовой Америки.


Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)



7

Эгейское искусство.



Шедевры эгейской архитектуры.

Истоки крито – мекенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры.



  1. Культура античности – 5 уроков

8

Золотой век Афин.


Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.



9

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.


Куросы и коры периода архаики, скульпторные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).



10

Архитектура имперского Рима.


Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.



11

Изобразительное искусство Римской империи.


Изобразительное искусство этрусков.

Римский скульптурный портрет.

Фресковые и мозаичные композиции.



12

Театральное и музыкальное искусство античности.


Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного). Театрализованное действо.

Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.



13

Контрольная работа по теме «Древние цивилизации».



  1. Средние века – 8 уроков

14

Мир византийской культуры.


Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.



15

Архитектурный облик Древней Руси.


София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, типографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русский». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.



16-17

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.


Икона и иконостас (Феофан Грек, А.Рублев). Ансамбль Московского Кремля. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох. Мозаики и фрески Киевской Софии.

Особенности новгородской школы живописи.

Творчество Феофана Грека.

Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества.

Музыкальная культура Древней Руси. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.



18-19

Архитектура западноевропейского Средневековья.


Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы.



20

Изобразительное искусство Средних веков.


Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.



21

Театральное искусство и музыка Средних веков.


Понятие о литургической драме и средневековом фарсе (по выбору).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.



  1. Культура Востока -4 урока

22

Индия – «страна чудес».


Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии.

Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Кали) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо (по выбору).

Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии(обобщение ранее изученного).



23

Художественная культура Китая.


Значение и уникальный характер китайской культуры.

Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма (обобщение ранее изученного).



24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).


Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного). Шедевры японской архитектуры.

Философия и мифология в садовом – искусстве Японии.

Мастера японской гравюры. Театральное искусство.




25

Художественная культура ислама.


Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).

Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.



26

Контрольная работа по теме «Культура средних веков».



  1. Возрождение -8 уроков

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.


Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли (по выбору).



28

Живопись Проторенессанса и Раннего возрождения.

Мастера Проторенесанса: Джотто, Паоло Учелло. Обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета.



29

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.


Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника (по выбору с обобщением ранее изученного).



30

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.


Рафаэль – «первый среди равных».

Титаны Возрождения. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело.

Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти (обобщение ранее изученного).

Судьба художника, основные этапы его творчества.

Рафаель – певец женской красоты (обобщение ранее изученного).

Портретное творчество художника.



31

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика (обобщение ранее изученного).



32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Северное Возрождение. Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы.

Мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтебло.

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.



33

Итоговая контрольная работа



34

Культурные традиции родного края

История Вятского края. Известные памятники архитектуры Вятского края. Вятское барокко.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!