Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Заместитель директора Приказ №56_____ методического совета по учебной работе от_08.08______2017 г. Протокол № 1 ________ С.В.Трубина Директор школы: От 08.08.2017 г. ______ Л.П.Берестова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мировая художественная культура» 10 класс Составитель: Кудрявцева М.М. Огневка 2017 1.Пояснительная записка В основе Программы лежит Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» под редакцией Даниловой Г.И., М.: Дрофа, 2008; Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2016. Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и человечеству посредством изучения наследия мировой и отечественной культуры. Задачи реализации данного курса: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Программа предполагает на изучение предмета 34 часа – 1час в неделю 2. Содержание тем учебного курса Вводный урок. (1 час) Понятие художественной культуры. Возникновение слова культура (лат. возделывание). Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (7 часов) Искусство первобытного человека. Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли. Искусство Древнего Египта. Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Отражение в них представлений об устройстве Вселенной, веры египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — выдающиеся памятники мирового зодчества. Художественная культура Древней Передней Азии. Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности*: от пиктографии к клинописи шумеров. Художественная культура Мезоамерики. Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и неличия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной инати — главные темы искусства. Художественная культура классического периода. Раздел 2. Художественная культура Античности. (6 часа) Эгейское искусство. Истоки крито-микенской культуры и ее значение. Эгейское искусство — «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет — одно из главных достижений римской художественной культуры (обобщение ранее изученного). История создания римского скульптурного портрета и его эволюция. Портретное сходство, сложность соотношений между физическим и внутренним миром человека. Повышенный интерес к личности государственной и общественной. Раздел 3.Художественная культура Средних веков. (7 часов) Мир византийской культуры. Значение культуры Византийской империи для русской культуры. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Духовная основа многонациональной культуры. Достижения архитектуры. Византийская духовная культура. Искусство иконописи. История происхождения икон, период иконоборчества. Роль Иоанна Дамас-кина в утверждении искусства иконописи. Архитектура западноевропейского Средневековья. Жизнь средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Изобразительное искусство Средних веков. Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и образы — основа живописных композиций. Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма, ее возникновение и популярность в Средние века. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа, злодействе Ирода и Воскресении Христа. Архитектура Киевской Руси. История развития художественной культуры средневековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими событиями. Развитие и творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы. Создание самобытных памятников как результат интенсивных духовных и художественных поисков ее творцов. Мировое значение древнерусского искусства Изобразительное искусство Киевской Руси. Мозаики и фрески Киевской Софии. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Прославление «небесной и земной» церкви, божественности княжеской власти — главные темы мозаик и фресковых росписей. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Развитие русского регионального искусства. Ослабление власти киевского князя и дробление Древнерусского государства на мелкие и удельные княжества. Развитие русского регионального искусства. Искусство Московского княжества. Рост и усиление Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Начало каменного строительства. Возведение белокаменного Кремля. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева. Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Успенский собор — главное украшение «первопрестольной» и образец для возведения соборных храмов. Новизна архитектурного решения итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Искусство периода утверждения русской государственности. Москва (Третий Рим) как центр христианского мира. Присоединение новых земель, рост городского строительства, поиск новых архитектурных решений. Москва — крупнейший центр общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы Театр и музыка Древней Руси. Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Общий характер первых придворных постановок Раздел 4.Художественная культура средневекового Востока. (4 часа) Художественная культура Индии. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры архитектуры. Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей природной средой. Типичные архитектурные Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного).Шедевры архитектуры. Художественная культура исламских стран. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Строение мечети, особенности оформления фасада Раздел 5 Художественная культура Возрождения.(10 часов) Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения. Мастера Проторенессанса. Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Джотто— «лучший в мире живописец». Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески.. Титаны Высокого Возрождения. Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого человека. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Титаны Высокого Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне. Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор — шедевр французского Возрождения Искусство Северного Возрождения. В мире фантасмагорий Босха. Многогранность его творческого дарования Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Заключительный урок. (1 час) 3.Требование к уровню подготовки учащихся По окончанию курса МХК в 10 классе, обучающиеся должны знать / понимать: - шедевры мирового искусства; - роль человека в художественной культуре; - знать о многообразии культур; - основные этапы развития русской (национальной) культуры; - классификацию искусств; - виды искусств. -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. -основные виды и жанры искусства и их классификацию; -изученные направления и стили мировой художественной культуры; -шедевры мировой художественной культуры; -особенности языка различных видов искусства; уметь -узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; -устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; -пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; -выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. 4.Календарно-тематическое планирование |