СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК для 10 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Мировая художественная культура"  к учебнику Г.И.Даниловой  состоит из разделов: № п/п, дата,тема, результаты, домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК для 10 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Заместитель директора Приказ №56_____

методического совета по учебной работе от_08.08______2017 г.

Протокол № 1 ________ С.В.Трубина Директор школы:

От 08.08.2017 г. ______ Л.П.Берестова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






по учебному предмету «Мировая художественная культура»

10 класс










Составитель: Кудрявцева М.М.




Огневка

2017







1.Пояснительная записка

В основе Программы лежит Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» под редакцией Даниловой Г.И., М.: Дрофа, 2008; Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2016.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к миру, человеку и человечеству посредством изучения наследия мировой и отечественной культуры.

Задачи реализации данного курса:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Программа предполагает на изучение предмета 34 часа – 1час в неделю


2. Содержание тем учебного курса

Вводный урок. (1 час) Понятие художественной культуры. Возникновение слова культура (лат. возделывание). Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека.

Раздел 1.  Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (7 часов)

Искусство первобытного человека. Значение и периодизация первобытной культу­ры. Причины возникновения художественного твор­чества. Синкретический характер искусства перво­бытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли.

Искусство Древнего Египта. Мировое значение египетской цивилизации. Пе­риодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Отражение в них пред­ставлений об устройстве Вселенной, веры египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона. Пи­рамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — выдающиеся памятники мирового зодчества.

Художественная культура Древней Передней Азии. Значение и важнейшие достижения художествен­ной культуры Междуречья. Возникновение письменности*: от пиктографии к клинописи шумеров.

Художественная культура Мезоамерики. Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и неличия священного божества, культ предков, про­славление военных побед, правителей и верховной инати — главные темы искусства. Художественная культура классического перио­да.

Раздел 2. Художественная культура Античности. (6 часа) Эгейское искусство. Истоки крито-микенской культуры и ее значе­ние. Эгейское искусство — «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры. Шедевры архитектуры.

Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет — одно из главных достижений римской художественной культуры (обобщение ранее изученного). История создания римского скульптурного портрета и его эволюция. Портретное сходство, сложность соот­ношений между физическим и внутренним миром человека. Повышенный интерес к личности государ­ственной и общественной.

Раздел 3.Художественная культура Средних веков. (7 часов) Мир византийской культуры. Значение культуры Византийской империи для русской культуры. Сле­дование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Духовная основа многонациональной культуры. Достижения архитектуры.

Византийская духовная культура. Искусство иконописи. История происхождения икон, период иконоборчества. Роль Иоанна Дамас-кина в утверждении искусства иконописи.

Архитектура западноевропейского Средневековья. Жизнь средневекового города. Возрождение ан­тичных архитектурных традиций, создание роман­ского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры.

Изобразительное искусство Средних веков. Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и обра­зы — основа живописных композиций.

Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма, ее возникновение и попу­лярность в Средние века. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа, злодействе Ирода и Воскресении Христа.

Архитектура Киевской Руси. История развития художественной культуры сред­невековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими события­ми. Развитие и творческое переосмысление художест­венных традиций Византии и Западной Европы. Соз­дание самобытных памятников как результат интен­сивных духовных и художественных поисков ее творцов. Мировое значение древнерусского искус­ства

Изобразительное искусство Киевской Руси. Мозаики и фрески Киевской Софии. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Прославление «небес­ной и земной» церкви, божественности княжеской власти — главные темы мозаик и фресковых росписей. Мозаичное изображение Богоматери Оранты.

Развитие русского регионального искусства. Ослабление власти киевского князя и дробление Древнерусского государства на мелкие и удельные княжества.

Развитие русского регионального искусства. Искусство Московского княжества. Рост и уси­ление Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Начало каменного строительства. Возве­дение белокаменного Кремля. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева.

Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Со­здание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Успенский собор — главное украшение «первопрестольной» и образец для возве­дения соборных храмов. Новизна архитектурного ре­шения итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Искусство периода утверждения русской государствен­ности. Москва (Третий Рим) как центр христи­анского мира. Присоединение новых земель, рост городского строительства, поиск новых архитектур­ных решений. Москва — крупнейший центр обще­русской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Моск­вы

Театр и музыка Древней Руси. Возникновение профессионального театра. На­родное творчество, праздники и обрядовые дейст­ва — истоки русского театра. Общий характер первых придворных постановок

Раздел 4.Художественная культура средневекового Востока. (4 часа)

Художественная культура Индии. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры архитектуры.

Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской ху­дожественной культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особеннос­ти китайского зодчества, его органическая связь с окружающей природной средой. Типичные архитек­турные

Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного).Шедевры архитектуры.

Художественная культура исламских стран. Исторические корни и значение искусства исла­ма. Шедевры архитектуры. Типичные архитектур­ные сооружения: мечети, минареты, медресе, мавзо­леи, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Стро­ение мечети, особенности оформления фасада

Раздел 5 Художественная культура Возрождения.(10 часов)

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения. Мастера Проторенессанса. Художественное пе­реосмысление христианской истории, светское нача­ло, внимание к исторической тематике, портретно­му, бытовому и пейзажному жанрам. Джотто«лучший в мире живописец».

Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески..

Титаны Высокого Возрождения. Художественные принципы Высокого Возрож­дения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого чело­века. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

Титаны Высокого Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Судьба ху­дожника и основные этапы его творческой биогра­фии. Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне.

Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Свое­образие национальных традиций французского зод­чества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор — шедевр французского Возрождения

Искусство Северного Возрождения. В мире фантасмагорий Босха. Многогранность его творческого дарования

Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения.

Заключительный урок. (1 час)

3.Требование к уровню подготовки учащихся

По окончанию курса МХК в 10 классе, обучающиеся должны знать / понимать:

- шедевры мирового искусства;

- роль человека в художественной культуре;

- знать о многообразии культур;

- основные этапы развития русской (национальной) культуры;

- классификацию искусств;

- виды искусств.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-основные виды и жанры искусства и их классификацию;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-шедевры мировой художественной культуры;

-особенности языка различных видов искусства;

уметь

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.


4.Календарно-тематическое планирование


та


Тема уроков

Результаты (знать/уметь)

Дома


07.09






1

Вводное занятие. Первые художники Земли.

Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец

Подготовить м/м презентации о первых художниках Земли.

1.1-3


14.09




2


Архитектура страны фараонов.

Рассмотреть основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные сооружения позднего времени.

Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их 3.1-2


21.09


3

Архитектура страны фараонов.

Рассмотреть основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные сооружения позднего времени.

Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их 3.1-2


28.09





4

Изобразительное искусство и музыка Египта.

Рассмотреть главные темы искусства Древнего Египта: скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища и гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта

Подготовить доклады на предоставленные темы4.1-4


05.10


5

Изобразительное искусство и музыка Египта.

Рассмотреть главные темы искусства Древнего Египта: скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища и гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта

Подготовить доклады на предоставленные темы4.1-4


12.10


6

Художественная культура Древней Передней Азии.

Раскрыть представление об архитектуре междуречья; изобразительном искусстве междуречья

Подготовить сообщения на выбранную тему 2.1-4


19.10


7

Искусство доколумбовой Америки.

Рассказать о художественной культуре классического периода; об искусстве ацтеков; о художественной культуре майя; об искусстве инков

Подготовиться к итоговой работе по разделу. 5.1-4


26.10


8

Эгейское искусство.

Рассказать о шедеврах эгейской архитектуры; о фресках киосского дворца; о вазописи стиля камарес

Прочитать в учебнике об особенностях вазописи Эгейского искусства. 6.1-3


09.11


9

Золотой век Афин.


Рассмотреть Афины как столицу греческой цивилизации; провести прогулку по афинскому Акрополю; раскрыть искусство вазописи.

Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады 6.2-38.1-3


16.11


10

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассмотреть скульптурные творения Снопаса и Праксителя; рассмотреть мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; рассмотреть скульптуры эллинизма

Прочитать в учебнике и подготовить устный рассказ о скульптурах эллинизма. Портреты Снопаса, Праксителя, Липа, Леохара


23.11


11

Архитектура Древнего Рима.

Рассмотреть исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Их художественное и архитектурное своеобразие

Доделать работу, начатую на уроке


30.11




12

Изобразительное искусство Римской империи.

Рассмотреть изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.


Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетрадь.


07.12


13

Театральное и музыкальное искусство античности.11.1-3

Проследить рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра; театральное и церковное искусство Древнего Рима; музыкальное искусство Древней Греции.

Прочитать дополнительный материал в учебнике.



14.12




14

Мир византийской культуры

Рассмотреть византийскую архитектуру; искусство мозаики, искусство иконописи, музыку Византии. Иконопись

Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре


21.12


15

Архитектурный облик Древней Руси.

Рассмотреть Архитектуру Киевской Руси, архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество

Прочитать об особенностях архитектуры Древней Руси.



11.01


16

Архитектурный облик Древней Руси.

Рассмотреть Архитектуру Киевской Руси, архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество

Знать особенности архитектуры Древней Руси: Презентация


18.01


17

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Рассмотреть мозаику и фрески Киевской Софии; новгородскую живопись; творчество Феофана Грека; изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества; творчество Андрея Рублёва и Дионисия; музыкальную культуру Древней Руси.

Прочитать в учебнике дополнительный материал 1671-3


25.01


18

Архитектура западно-европейского Средневековья.

Дать представление о романском стиле в архитектуре; совершить заочное путешествие в замок феодала; раскрыть секреты готического мастерства.

Ответить на вопросы, записанные в тетради на уроке 13.1-2


01.02


19

Изобразительное искусство Средних веков.

Рассмотреть скульптуры романского стиля; скульптуры готики; искусство витранса.

Подготовиться к семинару. 14.1-3



08.02


20

Театральное искусство и музыка средних веков.

Дать понятие о литургической драме; средневековом фарсе; рассказать о достижениях музыкальной культуры; музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингов.

Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры 15.1-4


15.02




21

Индия-«страна чудес».


Рассмотреть шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца

Подготовить доклад на тему «Искусство индийского танца».


22.02




22

Художественная культура Китая.

Рассмотреть шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи; пекинская музыкальная драма.

Подготовиться к семинару. Распределить темы 20.1-3


01.03


23

Искусство Страны Восходящего солнца.

Рассмотреть шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; мастерская японской гравюры; скульптуры нэцкэ; театральное искусство

Прочитать в учебнике про скульптуры нэцкэ 22.13.


15.03



24

Художественная культура ислама

Рассмотреть шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; литература Арабского Востока; своеобразие музыкальной культуры ислама.

Дать оценку музыкальной культуре ислама. 23.1-3


22.03



25

Флоренция-колыбель итальянского Возрождения

Рассмотреть флорентийское чудо Брукеллески; скульптурные шедевры Донателло; рассмотреть настоящий переворот в живописи (Мозаччо); в мире образов Боттичелли

Подготовиться к семинару.

Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо


05.04



26

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

Рассказать о мастерах Проторенессанса; рассмотреть личность Джотто как лучшего в мире живописца; живопись Раннего Возрождения

Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения. Альбомы с их живописью


12.04




27

Золотой век Возрождения

Рассмотреть архитектурные творения Брамонте; мир Леонардо да Винчи; Микеланджело – бунтующий гений; Рафаэль – первый среди великих.

Подготовить проекты на предложенную тему.

26.1-3


19.04




28

Золотой век Возрождения

Рассмотреть архитектурные творения Брамонте; мир Леонардо да Винчи; Микеланджело – бунтующий гений; Рафаэль – первый среди великих.

Подготовить проекты на предложенную тему.

26.1-3


26.04



29


Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто

Прочитать дополнительный материал


03.05



30

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто

Прочитать дополнительный материал


10.05


31

Северное Возрождение.

.

Рассмотреть ренессанс в архитектуре Северной Европы; живопись нидерландских немецких мастеров; побывать в мире фантасмагорий Баха;

Подготовить сообщение


17.05




32

Северное Возрождение.

.

Ррассмотреть творческие искания Брейгеля; рассмотреть личность Дюрера как художника, достойного бессмертия.

«Дюрер – художник, достойный бессмертия».28.1-4


24.05


33

Музыка эпохи Возрождения.

Рассмотреть музыкальную культуру Возрождения; итальянскую комедию дель арте;

сообщения 29.1-3


31.05


34

Театр эпохи Возрождения.

Театр Шекспира «Глобус».

Сообщения



6