Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от «27» августа 2014 г Председатель ШМО ________ _______________ ФИО | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Н. М. Снопко ____________ ___ «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Мировая Художественная Культура»
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
Всего часов по программе 8 класс__68__, часов в неделю _2_
Рабочая программа составлена на основе:
Программы основного общего образования по МХК и авторской программы под редакцией программе Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской
Всего часов: 68 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
68 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
| | | | | | | |
8 класс | 18 | | 14 | | 20 | | 16 | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Составитель: | Балахнова Елена Викторовна учитель истории Категория –вторая квалификационная категория |
МОСКВА, 2015 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по МХК, рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК:
Программа по МХК для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.\ Авторы – составители: Данилова Г.И. 5-9, 10-11 классы.М. Дрофа. 2008г.,
«Мировая художественная культура» - сборника программ и методических материалов и рекомендаций по ведению предметов (по программе Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской) - 2000г.,
Авторской программы по МХК Л.Г. Емохоновой.
Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. [учебник]. / Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
Данная рабочая программа разработана на основе: Положения о рабочей программе педагога, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, уставом школы.
Место предмета в школьном учебном плане
Темы курса МХК здесь рассчитаны на 68 часов и осваиваются, согласно «Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений», по схеме: 8 класс - 2 часа в неделю. Данное тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» предназначено для 8 класса средней общеобразовательной школы и представляет собой объединённый вариант программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и Эпохи Возрождения» (автор Ю.А.Солодовников) и «Художественная культура Нового и новейшего времени» (автор Л.М.Предтеченская).
Представленный вариант программы объясняется объективными условиями её реализации в данном образовательном учреждении: базисный план школы рассчитан на преподавание МХК в 8 классе в объёме 2 час в неделю.
За это время учащиеся должны освоить основные понятия курса МХК и фундаментальные произведения художественной культуры (архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки, театра и, частично, кино). В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования. Курс МХК входит в область «Искусство».
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса: систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (8-9 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс 8 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Проторенессанса».
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, планируется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Критерий оценки знаний учащихся.
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
Календарно-тематическое планирование для 8 класса
по искусству под редакцией Л.М. Предтеченской,
Ю.А. Солодовникова, 68 ч
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Вид контроля |
| | 8 А | 8 Б | |
1 | Понятие художественной культуры | 1 | | | Творческая работа |
2 | Материальная и художественная культура . | 1 | | | - |
3 | Чудеса света. | 1 | | | Проверочная работа |
4 | Мегалитическая архитектура | 2 | | | - Творческая работа |
5 | Культура Древнего Египта. Погребальные комплексы (Гизе). | 2 | | | - тест |
6 | Храмовые комплексы. | 2 | | | - - |
7 | Культура Древней Индии. Буддийские и индуистские храмы и монастыри | 2 | | | - тест |
8 | Культура Древнего Китая. Архитектура китайского дома, дворца, храма. | 2 | | | - Сам. раб. |
9 | Культура Древней Греции. Дворцы Крита и их росписи. | 1 | | | - |
| | | | | | |
10 | Классический греческий храм, его ордерная структура. | 2 | | | - тест |
11 | Афинский акрополь. | 2 | | | - тест |
12 | Древнегреческий театр. | 1 | | | |
13 | Культура Древнего Рима. Особенности древнеримской архитектуры. | 2 | | | |
14 | Художественная культура Средневековья. Культура Византии в IV - XI веках. | 1 | | | |
15 | Типы византийских храмов и их структура. | 1 | | | |
| |
16 | Иконоборчество и теория иконописи. | 1 | | | |
17 | Культура Киевской Руси IX - XI веков. Деревянное строительство. | 1 | | | |
18 | Раннехристианская культура. Поэзия вагантов («Кармина бурана»). | 1 | | | |
19 | Романский стиль в западноевропейской культуре. Романская архитектура (собор и крепость). | 1 | | | |
20 | Средневековая рукописная книга. | 1 | | | |
21 | Церковный театр Средневековья (литургическая и полулитургичекая драма, миракль, мистерия). | 1 | | | |
22 | Стиль готики в западноевропейской культуре. Готический собор, его конструкция и интерьер. | 1 | | | |
23 | Средневековый город. | 1 | | | |
24 | Русская культура XI - XV веков. Каменное зодчество Древней Руси | 1 | | | |
25 | Символика православного храма и система его росписей | 1 | | | |
26 | Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) | 1 | | | |
| | | | | |
27 | Художественная культура Возрождения. Культура итальянского Возрождения. | 1 | | | |
28 | Развитие архитектуры итальянского Возрождения | 1 | | | |
29 | Европейская картина, ее особенности и построение | 1 | | | |
30 | Поиски идеала в творчестве Рафаэля. | 1 | | | |
31 | Многогранность таланта Леонардо да Винчи | 1 | | |
|
32 | Скульптура итальянского Возрождения. Творчество Микеланджело | 1 | | | |
33 | Микеланджело Буонарроти | 1 | | | |
34 | Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах. Искусство гравюры. Творчество А. Дюрера. | 1 | | | |
35 | Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший. | 2 | | | |
36 | Возрождение в Испании | 1 | | | |
37 | Английское Возрождение. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир). | 1 | | | |
38 | Русская культура в XVI - XVII веках. Расцвет в русском каменном зодчестве (шатровые и столпные храмы, палаты, русское узорочье). | 2 | | | |
39 | Культура Нового времени. Западноевропейское барокко. Итальянская архитектура. | 1 | | | |
40 | Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны). | 1 | | | |
41 | Возникновение оперы | 1 | | | |
42 | Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин). Фуга. «Золотой век» испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес). | 1 | | | |
43 | Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»). | 1 | | | |
44 | Культура русского барокко. Петр I и быт начального Петербурга. | 2 | | | |
45 | Классицизм в культуре Западной Европы. Принципы архитектуры. | 1 | | | |
46 | Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто). | 1 | | | |
47 | Культура русского классицизма. Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков). | 2 | | | |
48 | Русская классическая дворянская усадьба. | 1 | | | |
49 | Культура эпохи Просвещения. Расцвет английской живописи (У. Хоггарт, Т. Гейнсборо). | 2 | | | |
50 | Английская просветительная литература (Дж. Свифт, Р. Бернс). | 1 | | | |
51 | Английская просветительная литература (Дж. Свифт, Р. Бернс).м Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт). | 1 | | | |
52 | Соната и симфония в творчестве «венских классиков» (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). | 1 | | | |
53 | Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). | 2 | | | |
54 | Русская музыка конца XVIII века. | 2 | | | |
55 | Обобщающий урок | 1 | | | |
Рекомендуемая литература:
1. Учебники и пособия:
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 6-7 классы. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2001.
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 9 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
Бреева Т.М., Гаврилин К.Н. Искусство Древнего мира. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008.
Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. – СПб., 1997.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). – М., 2008.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). – М., 2008.
Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М., 2003.
Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
Княжицкий А. Древний мир. От первобытности до Рима. Учебник для пятого класса. Часть I. – М., 2007.
Княжицкий А. Древний мир. От первобытности до Рима. Учебник для пятого класса. Часть II. – М., 2007.
Княжицкий А., Хурумов С. Средние века. Учебник для общеобразовательной школы.VI класс. Часть I. Образ мира, в камне явленный – М., 2008.
Княжицкий А., Хурумов С. Средние века. Учебник для общеобразовательной школы.VI класс. Часть II. Образ мира, в цвете явленный – М., 2008.
Княжицкий А., Хурумов С. Средние века. Учебник для общеобразовательной школы.VI класс. Часть III. Образ мира, в слове явленный – М., 2008.
Кружалова А., Шмагина Т. Образы и сюжеты Средневековья. Музыкальный альбом. – М., 2008.
Печёнкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX – начала ХХ веков. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова/ Изд-во В.Шевчук, 2009.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. - М., 2007.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. – М., 2007.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М., 2007.
Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. Сборник программ и методических материалов. 6-11 классы. – М., 2001.
2. Энциклопедии, словари, справочники
Божества и герои греческой мифологии. – Флоренция: Casa Editrice Bonechi, 1998.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь: В 3 т. - СПб., 1995-1997.
История мировой культуры: Справочник школьника. - М., 1996.
Кассу Ж. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М., 1998.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. - СПб., 1998.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века – М., 1999.
Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. – М., 1996.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1997.
3. On-line ресурсы
Российский общеобразовательный портал - http:// www.school.edu.ru
«Музеи мира» - http:// www.museum.ru
Галерея Уффици (Флоренция) - http:// www.FlorenceArt.it/Uffizi
Лувр - http:// www.louvre.fr/louvrea.htm
Британский музей (Лондон) - http:// www.britishmuseum.org
Галерея Орсэ (Париж) - http:// www.musee-orsay.fr
Эрмитаж - http:// www.hermitagemuseum.org
Государственная Третьяковская галерея - http:// www.tretyakovgallery.ru
Государственный Русский музей - http:// www.rusmuseum.ru
Музеи Московского Кремля - http:// www.kreml.ru
Всемирная история - http://historic.ru