МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Рассмотрена на заседании МО протокол № ___ от ___________ | Согласовано заместитель директора по УВР ______ М.В.Люманова | Утвержден приказом директора от _________ № ____ __________Е.С.Парамонова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА
по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева
в 7 классе
35 часов (1 час в неделю)
Учитель: И.В. Мокшанова
20__-20__ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству в соответствии с концепцией Д.Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир. И чтобы помочь учащимся разобраться в многообразии массовой музыки, программой предусмотрены уроки, посвященные рок-музыке, джазу, авторской песне. Уделяется внимание мюзиклу. Предлагается система уроков по ознакомлению с бардовской музыкой: первый урок посвящается разучиванию музыкального материала, второй урок проводится в виде урока-лекции-концерта.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного и эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цели и задачи
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
На изучение предмета «Музыка» в 7 классах отводится 1 час в неделю (общий объем 35 часов).
Основные содержательные линии
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.
При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.
Особое приоритетное значение приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Результаты усвоения содержания музыкального образования в VII классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.
Используемые методы работы
Метод анализа
Метод беседы
Метод наблюдения за музыкой
Метод проблемно-поисковых ситуаций
Метод размышления
Метод сопереживания
Метод сравнения
Метод творческих заданий
Основные формы занятий
Урок-концерт
Урок-лекция
Музыкальная викторина
Урок-обобщение
Урок-отзыв
Урок-очерк (о жизни композитора)
Урок-путешествие
Урок-рассказ (об исполнителе)
Урок традиционный
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (35 часов)
Музыка в формировании духовной культуры личности (8 часов)
Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие её особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки — на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции — на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции — на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции — на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремлением делиться этим познанием.
Арттерапевтические возможности музыкального искусства в достижении комфортности душевного состояния человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развитие личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского); личности и общества (Л. Ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа. При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:
философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;
сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;
выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;
осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;
обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;
становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;
освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;
создания импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;
применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.
Представления о музыкальной жизни России и других стран (8 часов)
Ознакомление с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей на основе прослушивания аудио- и видеозаписей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди; С. Рахманинова, С. Рихтера, Э. Гилельса, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина, А. Рубинштейна; Е.Мравинского, Е. Светланова, А.Свешникова, Г. фон. Караян, А. Тосканини; Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.
Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с содержанием и наиболее признанными участниками Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, С-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.
При формировании представлений о музыкальной жизни России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле- и радиопередачами к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Характерные черты русской и западноевропейской музыки (8 часов)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности. Изучение народного музыкального творчества, его связей с профессиональной композиторской музыкой на примерах русского и зарубежного классического искусства.
Изучение русской и зарубежной музыки от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода, предполагающего ознакомление учащихся с характерными особенностями различных музыкальных исторических стилей и проведение параллелей между творчеством отечественных и зарубежных композиторов. Изучение отечественного и зарубежного музыкального искусства ХХ века в многообразии его стилевых направлений с широким привлечением не только образцов, в которых получают развитие классические традиции, но и музыки ярко выраженного новаторского стиля, а также образцов современной популярной музыки.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере музыкальных произведений В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Глюка); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиемы и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини.
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (на примере творчества М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.
Проблемы традиции и новаторства в образной сфере и в средствах музыкальной выразительности в современном искусстве, стилевого многообразия музыки ХХ столетия: импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др. (на примере произведений И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д, Шостаковича, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрина; Б. Бриттена, К. Дебюсси, К. Орфа, М. Равеля, А. Шенберга и др).
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаза (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К.Бейси, Л. Утесов); спиричуэлса, блюза. (Э,Фицжеральд); симфоджаза (Дж. Гершвин); творчества отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров); авторской песни (Б.Ш.Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич); мюзикла (Л. Бернстайн), рок-оперы (Э.-Л. Уэббер); рок-н-ролла (Э. Пресли); британского бита (Битлз), фолк-рока (Б. Дилан); хард-рока («Лед Зеппелин», «Дип Пёрпл»); арт-рока («Пинк Флойд»); регги (Б. Марли), хеви-металл («Джудас Прист») и др.
При формировании представлений о характерных чертах русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;
исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;
пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание;
импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Исполнение музыки как искусство интерпретации (11 часов)
Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-пластической деятельности, в музыкально-сценической деятельности.
Раскрытие выразительных возможностей различных певческих голосов: сопрано, дисканта, альта, тенора, баса и др. Сравнение академического и народного направлений в хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных видов оркестров (симфонического, камерного, духового, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.
Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или исполнительскими коллективами.
При формировании представлений об исполнении музыки как искусстве интерпретации расширение и углубление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;
творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;
сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;
создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;
вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;
инсценировки народных песен;
создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;
индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ уроков | Тема | Кол-во часов |
Тема 1. Что значит современность в музыке |
1 | Что значит современность в музыке? | 1 |
2 | Современна ли музыка И. С. Баха? | 1 |
3-4 | Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле | 2 |
5-7 | Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв. | 3 |
8-9 | «…Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем» (Д. Б. Кабалевский). Соната №14 Л. Бетховена | 2 |
10 | Может ли быть современной классическая музыка? Обобщение тем четверти | 1 |
Тема 2. Музыка «легкая» и «серьезная» |
11 | Новые краски музыки XX века | 1 |
12 | Музыка «легкая» и «серьезная» | 1 |
13-14 | «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке | 2 |
15 | «Легкое» и «серьезное» в песне | 1 |
16 | Ансамбль – значит вместе | 1 |
17 | Музыка – язык, понятный всем | 1 |
18-19 | Бардовская (авторская песня) | 2 |
20-21 | Джаз – дитя двух культур | 2 |
Тема 3. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки |
22 | Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав | 1 |
23 | От оперы к оперетте | 1 |
24-25 | Мюзикл. Периоды развития. Любовь – вечная тема в искусстве. | 2 |
26 | От оперы – к рок-опере | 1 |
27 | «Легкая» музыка в драматических спектаклях | 1 |
28 | Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра | 1 |
29 | Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле | 1 |
30 | Два протока могучей реки | 1 |
31 | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Обобщение темы | 1 |
Тема 4. Великие наши «современники» |
32 | Великие наши «современники». Л. Бетховен | 1 |
33 | Человек и народ – герои М. П. Мусоргского | 1 |
34 | Традиции и новаторство в творчестве С. С. Прокофьева. | 1 |
35 | Обобщение тем года | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1990;
Владимиров В. Музыкальная литература. – М.: Госуд. муз. изд-во, 1963;
Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977;
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1. – М.: Музыка, 1978;
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2. – М.: Музыка, 1978;
Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. – М.: Музыка, 1987;
Кленов А. Там, где музыка живет / 3-е изд., испр. – М.: Педагогика-Пресс, 1994;
Музыка. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2005;
Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3 / сост. Л. Михеева. – М.: Изд-во Музыка, Ленинградское отделение, 1976;
Музыкальная литература зарубежных стран / под ред. Б. Левина. – М.: Музыка, 1984;
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / сост. О. Апраксина. – М.: Изд-во Музыка, 1975;
Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. – М.: Музыка, 1982;
Сборник бардовских лирических песен: литературно-музыкальный альманах. – Молодежная эстрада, №3, 1996;
Созвездие муз: Интервью со звездами отечеств. культуры. – Молодежная эстрада, №6, 2003;
Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература, 1979;
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / авт.-сост. Н.В. Чудакова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997.
СРЕДСТВА MULTIMEDIA:
Информационно-образовательный портал «Культура и искусство» (http://www/educulture.ru);
Электронный портал «Культура» (www.kultura-portal.ru);
Электронный федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru);
База данных Российской Государственной библиотеки по искусству (http://www.liart.ru);
Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки (http://www.nir.ru);
База данных ИНИОН (http://www.inion.ru);
Электронная база данных Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО (http://www.gnpbu.ru);
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);
Глобальные поисковые системы http://www.google.com/; http://www.yahoo.com/; http://search.msn.com/.