Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 -20178 учебный год
Преподаватель Луговской Владимир Сергеевич
Предмет обществознание ( базовый ) Класс 10 –А -Б
Общее количество часов по предмету по учебному плану 68 часов
Из них: на I полугодие 16 недель 32 урока
на II полугодие 18 недель 36 уроков
Итого: 34 недели 68 уроков
Учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса общеобразовательной школы ( базовый уровень ) рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю ) и составлена на основе :
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2014.
Основная литература
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
2. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия пра вовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
УМК:
1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.
2. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя. / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2014. с. 186
3. Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2006.- с. 17
4. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2008.- с.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета
10 класс (68 ч)
Раздел 1. Человек и общество (18 ч)
Тема 1. Общество (5 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (13 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Раздел II. Основные сферы общественной жизни (39 ч)
Тема 3. Духовная культура (9 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (5 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (13 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Раздел III. Право (11 ч)
Тема 7. Право как особая система норм (11 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки (итоговое повторение) . Защита предложенных тем проектов. – ( 5 ч )
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующиеобщие формы обучения:
▪ индивидуальная (консультации);
▪ групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
▪ фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
▪ парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ.
Система контроля
Для оценки достижений учащихся запланированы: промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов; самостоятельные и практические работы.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов | Контрольная работа №, тема | Практическая часть |
Р - 1 | Человек в общество. | 18 | КР -1; КР – 2 | |
Р - 2 | Общество как мир культуры | 16 | КР - 3 | |
Р - 3 | Правовое регулирование общественных отношений. | 29 | ЭССЕ ; КР - 4 | |
| Заключительные уроки ( итоговое повторение ) . Защита предложенных тем проектов. | 5 | | |
| ИТОГО : | 68 | | |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведе-ния | Тема урока | Кол-во часов | Практическая часть | Формы и темы контроля | Оборудование |
План | Факт |
Р- 1 | | | Человек в обществе. | 18 | | | |
1-2 | 07.09 11.09 | | Что такое общество | 2 | | Устный опрос. Проблемные задания. Составления таблицы «Общественные науки» | Компьютер , проектор |
3-4 | 14.09 18.09 | | Общество как сложная система | 2 | | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы» | Компьютер , проектор |
5 6 | 21.09 25.09 | | Динамика общественного развития | 2 | | Практические задания. Составить словарик по теме. | Компьютер , проектор |
7 8 | 28.09 02.10 | | Социальная сущность человека | 2 | | Самостоятельная работа | Компьютер , проектор |
9-10 | 05.10 09.10 | | Деятельность-способ существо-вания людей | 2 | КР - 1 | Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | Компьютер , проектор |
11-12 | 12.10 16.10 | | Познавательная и коммуникативная деятельность\. | 2 | | Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» | Компьютер , проектор |
13-14 | 19.10 23.10 | | Свобода и необходимость в деятельности людей | 2 | | Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и ее критерии» | Компьютер , проектор |
15 | 26.10 | | Современное общество | | | | |
16 17 | 30.10 0 9.11 | | Глобальная угроза международного терроризма | 2 | | Групповые письменные задания по карточкам. Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме. | Компьютер , проектор |
18 | 13.11 | | Зачёт по главе 1 | 1 | Кр 2 | Контрольная работа с различными уровнями сложности | Компьютер , проектор |
Р-2 | | | Общество как мир культуры. | 16 | | | |
1920 | 16.11 20.11 | | Духовная культура общества | 2 | | Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации | Компьютер , проектор |
2122 | 23.11 27.11 | | Духовный мир личности | 2 | | Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме. | Компьютер , проектор |
2324 | 30.11 04.12 | | Мораль. . | 2 | | Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме. | Компьютер , проектор |
2526 | 07.12 11.12 | | Наука и образование | 2 | | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | Компьютер , проектор |
2728 29 | 14.12 18.12 18.12 | | Религия и религиозные организации | 3 | | | Компьютер , проектор |
3031 | 21.12 25.12 | | Искусство | 2 | | Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», | Компьютер , проектор |
3233 | 11.01 15.01 | | Массовая культура | 2 | | Работа над документами. Решение проблемных задач | Компьютер , проектор |
34 | 18.01 | | Вопросы для повторения к главе 2. | 1 | КР - 3 | | Компьютер , проектор |
Р-3 | | | Правовое регулирование общественных отношений. | 29 | | | |
3536 | 22.01 25.01 | | Современные подходы к пониманию права. | 2 | | Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач. | Компьютер , проектор |
3738 | 29.01 01.02 | | Право в системе социальных норм. | 2 | | Составить схему «Социальная структура общества» словарик по теме | Компьютер , проектор |
3940 | 05.02 08.02 | | Источники права. | 2 | | Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме | Компьютер , проектор |
4142 | 12.02 15.02 | | Правоотношения и правонарушения. | 2 | | Составить таблицу «Виды социальных норм» | Компьютер , проектор |
4344 | 19.02 22.02 | | Предпосылки правомерного поведения. | 2 | ЭССЕ | Эссе на тему «Причины правонарушений и пути их преодоления» Словарик по теме. | Компьютер , проектор |
4546 | 26.02 01.03 | | Гражданин Российской Федерации. | 2 | | Составить схему «Функции семьи», словарик по теме | Компьютер , проектор |
47 48 | 05.03 | | Гражданское право. | 2 | | Задания группами: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения | Компьютер , проектор |
4950 | 12.03 15.03 | | Семейное право. | 2 | | Тестирование с несколькими вариантами ответа | Компьютер , проектор |
5152 | 19.03 22.03 | | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 2 | | Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды» | Компьютер , проектор |
5354 | 02.04 05.04 | | Экологическое право. | 2 | | Составить схему «Политическая система» и словарик по теме | Компьютер , проектор |
5556 | 09.04 12.04 | | Процессуальные отрасли права. | 2 | | Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме | Компьютер , проектор |
5758 | 16.04 19.04 | | Конституционное судопроизводство. | 2 | | Составить таблицу «Политические партии, их программы» | Компьютер , проектор |
5960 | 23.04 26.04 | | Международная защита прав человека. | 2 | | Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий | Компьютер , проектор |
6162 | 30.04 03.05 | | Правовые основы антитеррористической политики российского государства. | 2 | | | Компьютер , проектор |
63 | 07.05 | | Вопросы для повторения к главе 3 | 1 | КР - 4 | | Компьютер , проектор |
64 | 10.05 | | Заключение. Человек в 21 веке. | 1 | | Составить схему «Источники права» | Компьютер , проектор |
656667 68 | 14.05 17.05 2105 24.05 | | Защита предложенных тем проектов. | 5 | Стр.345 (13 тем проектов ) | Составить таблицу «Виды юридической ответственности | Компьютер , проектор |