МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕВЕК
«Согласовано» __________ А.Б.Сирченко зам. директора по УМР «___» сентября 2016 г. | Рекомендовано к утверждению Протокол методсовета № __от «__» сентября 2016г. | Утверждено приказом и.о.директора МБОУ Центр образования г. Певек от «___» сентября 2016г. №02-02//___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
11 КЛАСС
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель:
Каримов Ж.C., учитель первой квалификационной категории
2016 г.
г. Певек
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию целей и задач курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
для педагогических работников программа определяет приоритеты образования в содержании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
Срок освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа, в том числе проведение практических занятий – 7 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
· Федерального компонента государственного стандарта общего образования
· авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 11 классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела. При этом количество тем может варьироваться.
Учебные модули | Разделы |
М - I. Основы безопасности личности, общества и государства | Р - I. Основы комплексной безопасности Р - II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
М - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | P - III. Основы здорового образа жизни P - IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
M - III. Обеспечение военной безопасности государства | P - V. Основы обороны государства P - VI. Основы военной службы (включая пятидневные учебные сборы) |
В рабочую программы включены в качестве регионального компонента дополнительные темы по действиям в чрезвычайных ситуациях, военно-патриотического воспитания и по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08.
В результате изучения курса ОБЖ у учащихся 11-х классов должны быть сформированы ключевые навыки (компетентности) по различным вопросам безопасности.
После изучения каждого модуля проводится итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 часу учебного времени в неделю.
Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся 11-х классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник 11 класса школы должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуаций, а также правила Личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
В результате изучения программы по медицинской подготовке ученица должна знать:
общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
демографическую обстановку в России и ее влияние на безопасность государства;
основы здорового образа жизни и его составляющие;
о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
основы семейного права в Российской Федерации;
права и обязанности родителей и права ребенка.
Выпускники должны уметь:
По итогам изучения данной программы в 11-м классе учащимся выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации выпускников.
Учебно-методический комплект включает в себя:
у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2014;
д о п о л н и т е л ь н у ю л и т е р а т у р у:
– Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб: КАРО, 2002;
– Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Армия государства Российского, и защита Отечества / под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.
Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; СПб: Норинт, 1997.
Васнев В. А. Основы подготовки к военной службе: кн. для учителя / В. А. Васнев, С. А. Чиненный. — М.: Просвещение, 2002.
Великая Отечественная война. 1941 — 1945. — М.: Советская энциклопедия, 1985.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5.
Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. — М.: Совершенство, 1998.
Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). — М.: Военный университет, 1996.
Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1983.
Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В. А. Дуров. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2003.
Дуров В. А. Отечественные награды / В. А. Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
Здоровая семья / пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова. — М.: Крон-Пресс, 1994.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.
Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»: Крон-Пресс, 1994.
Лях В. И. Физическая культура: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2007.
На службе Отечеству: об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь: РКБ, 1999.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Военное издательство, 1994.
Основы безопасности жизнедеятельности: справ, для учащихся / А. Т. Смирнова, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2007.
Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. — М.: Издательство НЦ ЭИАС, 2000.
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. /А. Т. Смирнов, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2002.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под ред. А. Т. Смирнова. — 8-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2006.
100 вопросов—100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту: сборник. — М.: ИТ «Красная звезда», 2006.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1993—2007.
Тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Ко-во часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 4 |
Р- I | Основы комплексной безопасности | 2 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 2 |
Р- II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 1 |
Тема 2 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ | 1 |
P-III | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 1 |
Тема 3 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 1 |
М- II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 |
P- IV | Основы здорового образа жизни | 2 |
Тема 4 | Нравственность и здоровье | 2 |
P-V | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 3 |
Тема 5 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 |
M-III | Обеспечение военной безопасности государства | 25 |
P- VI | Основы обороны государства | 10 |
Тема 6 | Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства | 2 |
Тема 7 | Символы воинской чести | 3 |
Тема 8 | Воинская обязанность | 5 |
P- VII | Основы военной службы | 15 |
Тема 9 | Особенности военной службы | 5 |
Тема 10 | Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации | 3 |
Тема 11 | Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации | 2 |
Тема 12 | Прохождение военной службы по призыву | 1 |
Тема 13 | Прохождение военной службы по контракту | 2 |
Тема 14 | Подготовка военных кадров | 2 |
| Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела темы, урока
| Наименование раздела темы, урока | Количество часов | Дата проведения урока |
По плану | фактически |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 4 | | |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 2 | | |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 2 | | |
1.1 | Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре | 1 | | |
1.2 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 1 | | |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 1 | | |
Тема 2 | Организационные основы борьбы с наркобизнесом в Российской Федерации | 1 | | |
2.1 | Государственная политика противодействия наркобизнесу. | 1 | | |
P-III | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 1 | | |
Тема 3 | Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации | 1 | | |
3.1 | Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи) | 1 | | |
М- II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 | | |
P- IV | Основы здорового образа жизни | 2 | | |
Тема 4 | Нравственность и здоровье | 2 | | |
4.1 | Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | | |
4.2 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции | 1 | | |
P-V | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 3 | | |
Тема 5 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 | | |
5.1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, остановке сердца | 1 | | |
5.2 | Первая медицинская помощь при ранениях. Общие правила оказания ПМП Правила остановки артериального кровотечения | 1 | | |
5.3 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины | 1 | | |
M-III | Обеспечение военной безопасности государства | 25 | | |
P- VI | Основы обороны государства | 10 | | |
Тема 6 | Вооруженные силы Российской Федерации — основа обороны государства | 2 | | |
6.1 | Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. | 1 | | |
6.2 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации. Военные аспекты международного права | 1 | | |
Тема 7 | Символы воинской чести | 3 | | |
7.1 | Боевой Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы | 1 | | |
7.2 | Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | | |
7.3 | Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих | 1 | | |
Тема 8 | Воинская обязанность | 5 | | |
8.1 | Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету | 1 | | |
8.2 | Обязательная подготовка граждан к военной службе Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям | 1 | | |
8.3 | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение | 1 | | |
8.4 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | | |
8.5 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | | |
P- VII | Основы военной службы | 15 | | |
Тема 9 | Особенности военной службы | 5 | | |
9.1 | Правовые основы военной службы Статус военнослужащего | 1 | | |
9.2 | Общевоинские уставы Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | | |
9.3 | Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | | |
9.4 | Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | | |
9.5 | Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | | |
Тема 10 | Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации | 3 | | |
10.1 | Основные виды воинской деятельности Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина | 1 | | |
10.2 | Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных сил Российской Федерации. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 | | |
10.3 | Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих | 1 | | |
Тема 11 | Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации | 2 | | |
11.1 | Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Ритуал приведения к Военной присяге | 1 | | |
11.2 | Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку | 1 | | |
Тема 12 | Прохождение военной службы по призыву | 1 | | |
12.1 | Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | 1 | | |
Тема 13 | Прохождение военной службы по контракту | 2 | | |
13.1 | Особенности военной службы по контракту Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту | 1 | | |
13.2 | Альтернативная гражданская служба | 1 | | |
Тема 14 | Подготовка военных кадров | 2 | | |
14.1 | Порядок подготовки и поступления граждан в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами | 1 | | |
14.2 | Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования | 1 | | |
| Всего часов | 34 | | |