СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 11 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕВЕК




«Согласовано»

__________ А.Б.Сирченко

зам. директора по УМР

«___» сентября 2016 г.

Рекомендовано к утверждению

Протокол методсовета

№ __от «__» сентября 2016г.


Утверждено приказом и.о.директора МБОУ Центр образования г. Певек

от «___» сентября 2016г. №02-02//___







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЖ

11 КЛАСС


Срок реализации: 2016-2017 учебный год



Составитель:

Каримов Ж.C., учитель первой квалификационной категории







2016 г.

г. Певек





Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию целей и задач курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • для педагогических работников программа определяет приоритеты образования в содержании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;


Срок освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа, в том числе проведение практических занятий – 7 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю


Пояснительная записка


      Рабочая программа разработана на основе:

·       Федерального компонента государственного стандарта общего образования

·        авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)


В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.


Для обеспечения наиболее эффективной орга­низации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения со­держания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 11 классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела. При этом количество тем может варь­ироваться.


Учебные модули

Разделы

М - I. Основы безопасности личности, общества и государства

Р - I. Основы комплексной безопасности

Р - II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

М - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

P - III. Основы здорового образа жизни

P - IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

M - III. Обеспечение военной безопасности государства

P - V. Основы обороны государства

P - VI. Основы военной службы (включая пятидневные учебные сборы)


В рабочую программы включены в качестве регионального компонента дополнительные темы по действиям в чрезвычайных ситуациях, военно-патриотического воспитания и по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08.

В результате изучения курса ОБЖ у учащихся 11-х классов должны быть сформированы клю­чевые навыки (компетентности) по различным вопросам безопасности.

После изучения каждого модуля проводится итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситу­ации и т.д.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 часу учебного времени в неделю.

Требования к результатам обучения и воспитания:

 

Личностные:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Требования к уровню подготовки учащихся 11-х классов


В результате изучения основ безопаснос­ти жизнедеятельности выпускник 11 класса школы должен знать:

  • основные правила безопасного поведе­ния в повседневной жизни и в условиях чрез­вычайной ситуаций, а также правила Лич­ной безопасности при угрозе террористи­ческого акта;

  • организацию защиты населения в Рос­сийской Федерации от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

  • основные принципы здорового образа жизни;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

  • основы обороны государства и военной службы;

  • боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные симво­лы Российской Федерации.


Выпускники старших классов должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать ре­шение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • грамотно действовать при возникнове­нии угрозы чрезвычайной ситуации и во вре­мя чрезвычайной ситуации;

  • оказывать первую медицинскую по­мощь при неотложных состояниях;

  • выполнять основные действия, связан­ные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).


Приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситу­ациях природного, техногенного и социаль­ного характера, в том числе при угрозе тер­рористического акта или при захвате в за­ложники; выработке убеждений и потреб­ности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области граж­данской обороны; формированию психоло­гической и физической готовности к про­хождению военной службы по призыву.


В результате изучения программы по медицинской подготовке учени­ца должна знать:

  • общие понятия о здоровье и репродук­тивном здоровье;

  • демографическую обстановку в России и ее влияние на безопасность государства;

  • основы здорового образа жизни и его составляющие;

  • о влиянии здоровья родителей на здо­ровье будущего ребенка;

  • основы семейного права в Российской Федерации;

  • права и обязанности родителей и пра­ва ребенка.

Выпускники должны уметь:

  • оказывать первую медицинскую по­мощь в различных бытовых и чрезвычайных ситуациях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.


По итогам изучения данной программы в 11-м классе учащимся выставляется оцен­ка, которая учитывается при итоговой атте­стации выпускников.


Учебно-методический комплект включает в себя:



у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:

– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2014;


д о п о л н и т е л ь н у ю л и т е р а т у р у:

– Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

– Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб: КАРО, 2002;

– Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;

Армия государства Российского, и защита Отече­ства / под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.

Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное из­дательство «Большая Российская энциклопедия»; СПб: Норинт, 1997.

Васнев В. А. Основы подготовки к военной службе: кн. для учителя / В. А. Васнев, С. А. Чиненный. — М.: Просве­щение, 2002.

Великая Отечественная война. 1941 — 1945. — М.: Совет­ская энциклопедия, 1985.

Военная доктрина Российской Федерации // Вестник во­енной информации. — 2000. — № 5.

Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. — М.: Совер­шенство, 1998.

Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). — М.: Военный университет, 1996.

Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное из­дательство, 1983.

Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В. А. Дуров. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2003.

Дуров В. А. Отечественные награды / В. А. Дуров. — М.: Просвещение, 2005.

Здоровая семья / пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Ивано­ва. — М.: Крон-Пресс, 1994.

Конституция Российской Федерации (действующая ре­дакция).

Концепция национальной безопасности Российской Фе­дерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.

Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»: Крон-Пресс, 1994.

Лях В. И. Физическая культура: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2007.

На службе Отечеству: об истории Российского государ­ства и его вооруженных силах, традициях, морально-психо­логических и правовых основах военной службы: кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / под ред. В. А. Зо­лотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь: РКБ, 1999.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Фе­дерации. — М.: Военное издательство, 1994.

Основы безопасности жизнедеятельности: справ, для учащихся / А. Т. Смирнова, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2007.

Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. — М.: Издательство НЦ ЭИАС, 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. /А. Т. Смирнов, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смир­нова. — М.: Просвещение, 2002.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежде­ний /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под ред. А. Т. Смирнова. — 8-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2007.

Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреж­дений /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

100 вопросов—100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту: сборник. — М.: ИТ «Красная звезда», 2006.

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтерна­тивной гражданской службе», «О внесении изменений в Фе­деральный закон «О воинской обязанности и военной служ­бе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законода­тельства Российской Федерации: официальное изда­ние. — М., 1993—2007.














Тематический план

модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Ко-во часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

4

Р- I

Основы комплексной безопасности

2

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2

Р- II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

1

Тема 2

Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

1

P-III

Основы противодействия террориз­му и экстремизму

в Российской Федерации

1

Тема 3

Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

1

М- II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5

P- IV

Основы здорового образа жизни

2

Тема 4

Нравственность и здоровье

2

P-V

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

3

Тема 5

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

25

P- VI

Основы обороны государства

10

Тема 6

Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства

2

Тема 7

Символы воинской чести

3

Тема 8

Воинская обязанность

5

P- VII

Основы военной службы

15

Тема 9

Особенности военной службы

5

Тема 10

Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации

3

Тема 11

Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

2

Тема 12

Прохождение военной службы по призыву

1

Тема 13

Прохождение военной службы по контракту

2

Тема 14

Подготовка военных кадров

2


Всего часов

34



Календарно-тематическое планирование

раздела темы, урока






Наименование раздела темы, урока

Количество часов

Дата проведения урока

По плану

фактически

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

4



Р-1

Основы комплексной безопасности

2



Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2



1.1

Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре

1



1.2

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

1



Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

1



Тема 2

Организационные основы борьбы с наркобизнесом в Российской Федерации

1



2.1

Государственная политика противодействия наркобизнесу.

1



P-III

Основы противодействия террориз­му и экстремизму

в Российской Федерации

1



Тема 3

Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации

1



3.1

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом. Контртеррористическая операция и условия ее проведения.

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи)

1



М- II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5



P- IV

Основы здорового образа жизни

2



Тема 4

Нравственность и здоровье

2



4.1

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

1



4.2

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции

1



P-V

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

3



Тема 5

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3



5.1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, остановке сердца

1



5.2

Первая медицинская помощь при ранениях. Общие правила оказания ПМП Правила остановки артериального кровотечения

1



5.3

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины

1



M-III

Обеспечение военной безопасности государства

25



P- VI

Основы обороны государства

10



Тема 6

Вооруженные силы Российской Федерации — основа обороны государства

2



6.1

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

1



6.2

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации. Военные аспекты международного права

1



Тема 7

Символы воинской чести

3



7.1

Боевой Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы

1



7.2

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1



7.3

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

1



Тема 8

Воинская обязанность

5



8.1

Основные понятия о воинской обязанности

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету

1



8.2

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1



8.3

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение

1



8.4

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1



8.5

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1



P- VII

Основы военной службы

15



Тема 9

Особенности военной службы

5



9.1

Правовые основы военной службы Статус военнослужащего

1



9.2

Общевоинские уставы Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации

1



9.3

Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации

1



9.4

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации

1



9.5

Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации

1



Тема 10

Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации

3



10.1

Основные виды воинской деятельности Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина

1



10.2

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных сил Российской Федерации. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой


1



10.3

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих

1



Тема 11

Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

2



11.1

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.

Ритуал приведения к Военной присяге

1



11.2

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

1



Тема 12

Прохождение военной службы по призыву

1



12.1

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1



Тема 13

Прохождение военной службы по контракту

2



13.1

Особенности военной службы по контракту Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

1



13.2

Альтернативная гражданская служба

1



Тема 14

Подготовка военных кадров

2



14.1

Порядок подготовки и поступления граждан в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами

1



14.2

Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

1




Всего часов

34