УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________/Т.С.Алехина «01» сентября 2015 № 71.7 от 01.09.2017 г. | СОГЛАСОВАНО: __________/Т.В.Ахматова «01» сентября 2017 | РАССМОТРЕНО: На заседании МО ___________/Пронина Т.И./ «31» августа 2017 № 1 от 31.08.2017 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
основного общего образования
5- 6 классы
Беляев Владимир Александрович
учитель ОБЖ первой категории
МКОУ «Ростошинская СОШ»
2017
с. Ростоши
Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании в РФ»(от29.122012г.№273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1897»
Федеральный перечень учебников (2013,2014,2015);
Примерная Основная образовательная программа ООО;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «Ростошинская СОШ».
Учебный план ОО МКОУ «Ростошинская СОШ»на 2016-2017 учебный год
УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для образовательных организаций. Базовый уровень/ М.П.Фролов (и др).; под ред. Ю.Л.Воробьева.- Москва: АСТ: Астрель, 2014.- 174, (2) с.; ил.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учебник для образовательных организаций. Базовый уровень/ М.П.Фролов (и др).; под ред. Ю.Л.Воробьева.- Москва: АСТ: Астрель, 2014.- 190, (2) с.; ил.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу ОБЖ.
Учащийся должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
.
Содержание тем учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 5-6 классов
Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.
Раздел 1. | Безопасность и защита человека в ЧС | 7 ч. |
Раздел 2. | Гражданская оборона и ее предназначение | 3 ч. |
Раздел 3. | Основы ЗОЖ, медицинских знаний и1МП | 7 ч. |
| Итого: | 17 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 6 класса.
Раздел 1. | Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях | 3 ч. |
Раздел 2. | Пребывание человека в различных климатических условиях | 3 ч. |
Раздел 3. | Автоономное существование человека в природной среде. | 6 ч. |
Раздел 4. | Основы медицинских знаний и 1МП | 5ч. |
| Итого: | 17 часов. |
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 6.
Преподаватель: Беляев В.А.
Количество часов: всего-17, в неделю-0,5
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 1 ,тестов 3.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2014, [2] с.: ил.(основной учебник).
Дополнительная литература:
1.Волович В. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях М. Воениздат, 1989
2. Волович В. Академия выживания (человек в условиях автономного существования) М. ТОЛК/Техноплюс, 1996
3. Ильин А. Школа выживания в природных условиях, М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
4. Журналы ОБЖ.
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
| Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях. | 17 |
| Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее. | 3 |
| Тема 1.1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | 1 |
| Тема 1.2. Как подготовиться к путешествию | 1 |
| Тема 1.3. Причины, мешающие справляться с экстремальной ситуацией и как их преодолеть. | 1 |
| Глава 2. Смена климатографических условий. | 3 |
| Тема 2.1. Акклиматизация в условиях жаркого климата и в Северных районах. | 1 |
| Тема 2.2. Акклиматизация в горной местности. | 1 |
| Тема 2.3. Общие правила успешной акклиматизации, питьевой и пищевой режимы. Тестирование №1 «Правила успешной акклиматизации» | 1 |
| Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. | 6 |
| Тема 3.1. Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. | 1 |
| Тема 3.2. Авария транспортного средства в безлюдной местности. | 1 |
| Тема 3.3. Способы подачи сигналов бедствия | 1 |
| Тема 3.4. Ориентирование по компасу, солнцу и часам, звездам. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью | 1 |
| Тема 3.5. Устройство временных укрытий Добывание огня. Виды костров. | 1 |
| Тема 3.6. Добывание воды и пищи Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний. Контрольная работа № 2 «Правила выживания в автономных условиях в природе» | 1 |
| Раздел 2. Основы медицинских знаний и 1МП. | 5 |
| Глава 2. Общие принципы оказания 1МП | 5 |
| Тема 2.1. Само и взаимопомощь. Общие принципы оказания 1МП. Аптечка. Природные лекарственные средства. | 1 |
| Тема 2.2. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Травмы ОДА: - ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи и переломы; | 1 |
| Тема 2.3. Укусы животных: - укусы насекомых, паукообразных; - укусы змей; - укусы бешеных животных и грызунов. 1МП. Отравления, их виды и причины. 1 МП | 1 |
| Тема 2.4. Тепловые и солнечные удары. Утопления. 1МП. | 1 |
| Тема 2.5. Переноска пострадавшего без носилок. Зачёт по теме «Основы медицинских знаний и ПМП. | 1 |
| Итого: | 17 часа |