СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программы по ОБЖ для основного общего образования, авторской программы по ОБЖ А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочие программы. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2013г., и позволяет формировать УУД по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Защитенская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области


Принято Утверждаю педагогическим советом Директор школы Протокол от «___»__________2016 г №_____ Приказ от_______ 2016 г №_____

. .




Рабочая программа

по

основам безопасности жизнедеятельности


основное общее образование























Защитное - 2016

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программы по ОБЖ для основного общего образования, авторской программы по ОБЖ А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочие программы. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2013г., и позволяет формировать УУД по предмету.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приему психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному са­мосовершенствованию.


Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:


  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­лению.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает­ся с 5 по 9 класс из расчёта I ч в неделю (всего 170 ч).



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­ опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственностью поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование анти экстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной
    задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять поняли, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы,

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и заши­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5 класс


Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства (22 ч)

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

Город как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Безопасность в повседневной жизни. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях .Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Безопасность на водоемах. Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.

Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)

Первая помощь и правила ее оказания (3 ч)

Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.

Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.



Тематическое планирование


№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов





Раздел

Тема

I.

Основы безопасности личности, общества и государства

22


1

Человек, среда его обитания, безопасность человека





5

2

Опасные ситуации техногенного характера


6

3

Опасные ситуации природного характера



2

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера



2

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение



3

6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства



4

II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


8


6

Основы здорового образа жизни


5

7

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


3

8

Контрольные работы

4


Всего часов

34





6 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства (24 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

Природа и человек. Особенности природной среды. Необходимость сохранения окружающей природной среды.

Ориентирование на местности. Понятие ориентирования на местности. Способы определения сторон горизонта в дневное и ночное время.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение своего местонахождения с помощью карты. Способы ориентирования карты : по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы. Движение по маршрутам по азимуту.

Подготовка к выходу на природу. Порядок и содержание предварительной подготовки к выходу на природу. Распределение обязанностей между участниками похода. Требования к определению района похода и к маршруту движения. Режим похода.

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Понятие «бивак». Выбор места для бивака. Организация основных бивачных работ: заготовка топлива, разведение костра, приготовление пищи.

Определение необходимого снаряжения для похода. Особенности подбора и подготовки к походу туристского снаряжения в зависимости от условий похода .Одежда туриста, требования к ней. Комплект аптечки первой помощи.

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Особенности пешеходного туризма. Порядок движения туристов по равнинной и горной местности. Обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной и горной местности.

Подготовка и проведение лыжных походов. Особенности подготовки и проведения лыжных походов. Особенности экипировки и снаряжения туриста-лыжника. Режим движения лыжника. Обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Особенности водного туризма. Требования к уровню подготовки туриста-водника. Этапы подготовки к водному походу. Правила безопасного поведения на воде во время похода.

Велосипедные походы и безопасность туристов. Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. Мероприятия, проводимые при подготовке к велосипедному походу. Обеспечение безопасности, в том числе личной, участников велосипедного похода.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч)

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Общие представления о дальнем и выездном туризме. Влияние дальних поездок на здоровье человека. Общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. Личная безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация- неизбежный процесс, происходящий в организме человека, связанный с приспособлением организма к новым климатическим условиям. Факторы, влияющие на акклиматизацию человека. Особенности акклиматизации к условиям холодного климата, жаркого климата..

Общие правила поведения человека в новых климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.

Акклиматизация в горной местности. Особенности климатических условий в горах. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. Особенности акклиматизации в горах.

Обеспечение личной безопасности с учетом колебаний температуры воздуха, солнечной радиации и влажности воздуха в горах.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Правила по обеспечению личной безопасности при поездке к месту отдыха в автомобиле, в железнодорожном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Способы и средства по обеспечению безопасности пассажиров на водном транспорте. Общие правила безопасного поведения пассажиров на корабле. Рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте. Правила поведения пассажира после посадки в самолет. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете.

Обеспечение безопасности при автономном суще­ствовании человека в

природной среде (4 ч)

Автономное существование человека в природе. Понятие об автономном существовании человека в природной среде. Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. Умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе.

Добровольная автономия человека в природной среде. Содержание добровольной автономии человека (группы людей) в природной среде, основные цели добровольной автономии. Характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде. Предварительная всесторонняя подготовка к добровольной автономии, ее значение.

Вынужденная автономия человека в природной среде. Влияние вынужденной автономии на состояние человека. Задачи, которые приходится решать человеку в условиях вынужденной автономии. Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии.

Обеспечение жизнедеятельности человека в при­родной среде при автономном существовании. Умения, которыми должен овладеть человек для безопасного существования в природной среде: сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой.

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

Опасные погодные явления. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Характерные признаки ухудшения погоды. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Опасности, возникающие при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Меры безопасности при встрече со змеей.

Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Лесные клещи, места их обитания, опасность их укуса.

Клещевой энцефалит и его профилактика. Опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом. Пути заражения клещевым энцефалитом. Меры профилактики клещевого энцефалита.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Умение оказать первую помощь (самопомощь и взаимопомощь) и обеспечить безопасность туриста. Индивидуальная аптечка, ее предназначение и содержание.

Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. Оказание первой помощи при ушибах и вывихах. Оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге. Причины, способствующие возникновению в походных условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и термического ожога. Внешние проявления и состояния человека при возникновении условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и термического ожога.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Рекомендации по правилам оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Последовательность и правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (4 +1 ч)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье. Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние производственной деятельности человека на загрязнение окружающей природной среды. Пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Сущность и значение социального развития человека. Формирование социальной зрелости учащегося.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Психоактивные вещества и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основные причины распространения наркомании.

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркомания и ее распространение. Первая проба наркотиков – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»











Тематическое планирование

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов





Раздел

Тема

I.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства


25


1

Подготовка к активному отдыху на природе






6

2

Активный отдых на природе и безопасность.


5

3

Дальний внутренний и выездной туризм. Меры безопасности.


6

4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. 4 часа


4

5

Опасные ситуации в природных условиях.


4

II.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


9


6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (ПМП)


5

7

Здоровье человека и факторы на него влияющие.


4

Всего часов

34












































7 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства (27 ч)

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического происхождения. Природные явления метеорологического происхождения. Природные явления биологического происхождения. Основные причины их возникновения.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Разница между опасной и чрезвычайной ситуациями.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (7 ч)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Землетрясение и причины его возникновения. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. Сейсмически опасные районы на Земле.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Рекомендации специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Вулканы, извержение вулканов. Типы вулканов. Где встречаются вулканы.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч)

Ураганы и бури, причины их возникновения, последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения. Последствия ураганов и бурь. Определение силы ветра у поверхности Земли.

Смерчи. Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения. Шкала разрушений, вызываемых смерчем. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (7 ч)

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения.

Сели, снежные лавины и их характеристика. Характеристика селя, снежной лавины, причины их возникновения. Опасность селевых потоков и снежных лавин для жизнедеятельности человека. Возможные последствия селя и снежных лавин.

Цунами и их характеристика. Характеристика цунами и причины его возникновения. Оценка интенсивности цунами по результатам воздействия на побережье. Последствия цунами.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч)

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Эпизоотии и эпифитотии. Определение понятий «Эпизоотия» и «эпифитотия». Инфекционные болезни животных и пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания растений, пути передачи инфекций. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

Основы противодействия терроризму и экстремизму (2 ч)

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм – преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России. Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч)

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч)

Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления

воспитания психологической уравновешенности.

Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в подростковом возрасте.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях 4 ч)

Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь и ее назначение. Общий порядок в оказании первой помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание первой помощи при незначительных ранах. Оказание первой помощи при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи».

Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины.

Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.











Тематическое планирование

7 класс

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов





Раздел

Тема

I.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства


27


1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.





3

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.


7

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения


3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.


7

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.


4

6

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации


2

II.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни




7


6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.


3

7

Первая медицинская помощь и правила её оказания


4

Всего часов

34





















8 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Пожарная безопасность (3 ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Безопасность на дорогах (3 ч)

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.

Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения. Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.

Безопасность на водоемах (2 ч)

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.

Экология и безопасность (2 ч)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч).

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия.

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.

Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения.

Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Основы здорового образа жизни (7 ч)

Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч)

Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек.

Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором.

Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.

Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.











Тематическое планирование

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов





Раздел

Тема

I.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства


23


1

Пожарная безопасность





3

2

Безопасность на дорогах


3

3

Безопасность на водоемах


3

4

Экология и безопасность


2

5

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера и их последствия.


5

6

Обеспечение защиты населения от ЧС


4

7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


3

II.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


11


6

Здоровый образ жизни и его составляющие


7

7

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.


4

Всего часов

34




















9 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства (24 ч)

Основы комплексной безопасности (8 ч)

Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)

Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.

Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

и национальная безопасность России (4 ч)

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Угроза военной безопасности России. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма.

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма. Цели и способы осуществления террористической деятельности и террористических актов.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и

наркотизму в Российской Федерации (3 ч)

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму.

Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)

Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта

и профилактика наркозависимости (2 ч)

Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.

Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (8 ч)

Здоровье – условие благополучия человека (2 ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь.

Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ - инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.

Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.

Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.

Оказание первой помощи (2 ч)

Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.




Тематическое планирование

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов





Раздел

Тема

I.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства


23


1

Национальная безопасность России в современном мире.





4

2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.


4

3

Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.


3

4

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.


5

5

Общие понятия о терроризме и экстремизме


2

6

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.


3

7

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.


1

8

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.


1

II.

Модуль II. Основы здорового образа жизни


11


6

Здоровье – условие благополучия человека.


3

7

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.


3

8

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.


3


Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Оказание первой помощи


2

Всего часов

34
















Тематическое планирование


1

2

3

4

5

6

5 класс

№п/п

Дата по плану

Дата фактическая

Наименование раздела, темы, урока.


Количество часов

Примечание

Глава 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека. 5 часов


1



1.0 Инструктаж по технике безопасности

1.1.Город как среда обитания человека

1


2



1.2.Особенности жизнеобеспечения жилища человека.

1


3



1.3.Особенности природных условий в городе.

1


4



1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1


5



1.5.Безопасность в повседневной жизни

1


Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов

6



2.1.Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1


7



2.2.Пешеход. Безопасность пешехода.

1


8



2.3.Пассажир. Безопасность пассажира.

1


9



2.4.Водитель.


1


10



2.5.Пожарная безопасность.


1


11



2.6.Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1


12



Контрольная работа по теме: «Опасные ситуации техногенного характера»

1


Глава 3. Опасные ситуации природного характера 2 часа


13



3.1.Погодные условия и безопасность человека.

1


14



3.2.Безопасность на водоёмах.


1


Глава 4 Чрезвычайные ситуации природного и

техногенного характера 2 часа


15



4.1.Чрезвычайные ситуации природного характера.

1


16

.


4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1



Глава 5.Опасные ситуации социального характера,

антиобщественное поведение. 3 часа.

17



5.1. Антиобщественное поведение и его опасность.

1


18



5.2. Обеспечение личной безопасности дома.

1


19



5.3. Обеспечение личной безопасности на улице.

1


Тема 6 Экстремизм и терроризм: чрезвычайные опасности для общества и государства. 4 часа+1


20



6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1


21



6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности.

1


22



6.3. Виды террористических актов и их последствия.

1


23



6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

1


24



Контрольная работа по теме: «Экстремизм и терроризм»

1


Глава 7 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

25



7.1.О здоровом образе жизни

1


26



7.2.Двигательная активность и закаливание организма.

1


27



7.3. Рациональное питание. Гигиена питания.

1


Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье. 2 часа.

28



8.1.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1


29



8.2.ЗОЖ и профилактика вредных привычек.

1


30



Контрольная работа по теме: «Основы здорового образа жизни»



Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания 3часа


31



9.1.Певая помощь при различных видах повреждений.

1


32



9.2. Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах (практическое занятие)

1


33



9.3.Первая помощь при отравлениях.

1


34



Итоговая контрольная работа

1






Тематическое планирование


1

2

3

4

5

6

6 класс

№п/п

Дата


Наименование раздела, темы, урока.


Количество часов

Примечание

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. 6 часов

1



1.0.Инструктаж по технике безопасности.

    1. Природа и человек.

1


2



1.2. Ориентирование на местности.


1


3



1.3. Определение своего местонахождения на местности.

1


4



1.4. Подготовка к выходу на природу


1


5



1.5. Определение места для бивака. Бивачные работы.

1


6



1.6. Определение необходимого снаряжения для похода.

1


Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.5 часов

7



Контрольная работа по теме: «Подготовка к активному отдыху на природе»

2.1.Правила безопасности во время активного отдыха на природе.

2.2. Организация пеших походов на равнинной и горной местности

1


8



2.3. Организация лыжных походов.


1


9



2.4. Водные походы. Безопасность на воде.

1


10



2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов.

1


Тема 3. Дальний внутренний и выездной туризм. Меры безопасности. 6 часов

11



3.1. Основные факторы, влияющие на человека в дальнем и выездном туризме.

1


12



3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1


13



3.3. Акклиматизация в горной местности.

1


14



3.4. Безопасность при передвижении наземными видами транспорта.

1


15



3.5.Безопасность на водном транспорте.

1


16



3.6.Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Контрольная работа по теме: «Безопасность при путешествии различными видами транспорта»

1


Тема 4.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. 4 часа

17



4.1.(4.2.) Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия.

1


18



4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде.


1


19



4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека при автономном существовании.

1


Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.4 часа

20



5.1.Опасные погодные явления.


1


21



5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1


22



5.3. Укусы насекомых и защита от них.

1


23



5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика.

1


24



Контрольная работа по теме: «Опасные ситуации в природных условиях».

1


Тема 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (ПМП) 5 часов

25



6.1. Личная гигиена и оказание ПМП в природных условиях.

1


26



6.2. Первая помощь при травмах.

1


27



6.3.Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1


28



6.4. Первая помощь при укусах змей и насекомых.

1


29



6.5. Практическое занятие «Оказание первой помощи»

1


Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие. 4 часа

30



7.1. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и факторы на него влияющие.

1


31



7.2. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1


32



7.3.Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1


33



7.4. Влияние наркотиков на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков.

1


34



Обобщающий урок. Итоговая контрольная работа.

1



Тематическое планирование



1

2

3

4

5

6

7 класс

№п/п

Дата по плану

Дата фактическая

Наименование раздела, темы, урока.


Количество часов

Примечание

Тема № 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных

ситуациях природного характера.3 часа.

1



1.0.Инструктаж по технике безопасности.

1.1.Различные природные явления и причины их возникновения.

1


2



1.2. Общая характеристика природных явлений

1


3



1.3.Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1


Тема №2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.7 часов.

4



2.1. Землетрясение. Причины его возникновения и возможные последствия.

1


5



2.2.Защита населения от последствий землетрясений.

1


6



2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1


7



2.4. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.

1


8



2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1


9



2.6. Оползни и обвалы. Снежные лавины. Их последствия. Защита населения.

1


Тема №3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.3 часа.

11



3.1.Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1


12



3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1


13



3.3.Смерчи.

1


Тема №4.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.7 часов.

14



4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Контрольная работа «Ураганы, бури, смерчи»

1


15



4.2.Защита населения от последствий наводнений.

1


16



4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1


17



4.4. Сели и их характеристика.

1


18



4.5. Защита населения от последствий селевых потоков.

1


19



4.6. Цунами и их характеристика.


1


20



4.7.Защита населения от цунами.


1


Глава №5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.4 часа.

21



5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1


22



5.2.Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1


23



5.3.Эпидемии. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1


24



5.4. Эпизоотии и эпифитотии.

1


Глава №6 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации 2 часа

25



6.1.Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

1


26



6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1



27



Контрольная работа по теме «Терроризм и экстремизм»

1


Тема №6. Здоровый образ жизни и его значение

для гармоничного развития человека. 3 часа

28



6.1. Психологическая уравновешенность.

1


29



6.2. Стресс и его влияние на человека.

1


30



6.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1


Тема №7. Первая медицинская помощь и правила

её оказания (практические занятия). 4 часа.

31



7.1.Общие правила оказания первой помощи.

1





7.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.



32



7.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1


33



7.4. Общие правила транспортировки пострадавших.

1


34



Итоговая контрольная работа







Тематическое планирование



1

2

3

4

5

6

8 класс

№п/п

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела, темы, урока.


Количество часов

Примечание

Глава 1. Пожарная безопасность.3 часа.

1



1.1.Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины последствия. Инструктаж по технике безопасности.

1


2



1.2.Прфилактика пожаров. Защита населения.

1


3



1.3.Права, обязанности и ответственность граждан. Обеспечение личной безопасности.

1


Глава 2. Безопасность на дорогах. 3 часа.

4



2.1. Причины ДТП и травматизма людей.

1


5



2.2. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов, пассажиров и водителей.

1


6



2.3.Велосипедист – водитель транспортного средства

1


Глава 3. Безопасность на водоёмах. 3 часа.

7


3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

1


8



3.2. Безопасный отдых на водоёмах.

Контрольная работа по теме «Основы комплексной безопасности»



9



3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1


Глава 4. Экология и безопасность. 2 часа.

10



4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1


11



4.2.Правила безопасного поведение при неблагоприятной экологической обстановке.

1


Глава 5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера и их последствия. 5 часов

12



5.1. Классификация ЧС техногенного характера.

1


13



5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

1


14



5.3. Аварии на химически опасных объектах. И их возможные последствия.

1


15



5.4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах. Последствия.

1


16



5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях (ГТС). Последствия.

Контрольная работа по теме: «ЧС техногенного характера»

1



Глава 6. Обеспечение защиты населения от ЧС 4 часа

17



6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения.

1


18



6.2. Обеспечение химической защиты населения.



19



6.3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

1


20



6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1


Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 3 часа.

21



7.1.Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера.

1


22



7.2.Эвакуация населения.

1


23



7.3.Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС техногенного характера»

1




Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие 7 часов

24



8.1. Здоровье как основная ценность человека.

1


25



8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1


26



8.3. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

1


27



8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1


28



8.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний.

1


29



8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика.


1


30


8.7.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1


Глава 9. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 4 часа

31



9.1.Первая помощь пострадавшим и её назначение.

1


32



9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

1


33



9.3. Первая медицинская помощь при травмах.

1


34



9.4. Первая медицинская помощь при утоплении.

1












































Тематическое планирование



1


2

3

4

5

6

9 класс

№ п\п

Дата проведения

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Примечания

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Национальная безопасность России в современном мире. 4 часа.

1



    1. Современный мир и Россия. Инструктаж по технике безопасности

1


2



    1. Национальные интересы России в современном мире.

1


3



    1. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1


4



    1. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

1


Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. 4 часа.

5



2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1


6



2.2.ЧС природного характераи их последствия

1


7



2.3. ЧС техногенного характера, их причины и последствия.

1


8



Контрольная работа по теме: «ЧС и их последствия»

2.4. Угроза военной безопасности России.

1


Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени. 3 часа.

9



3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (РСЧС).

1


10



3.2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1


11



3.3. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1


Основные мероприятия, проводимые в РФ , по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. 5 часов.

12



4.1.Мониторинг и прогнозирование ЧС

1


13



Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС»

4.2. Инженерная защита населения и территорий от ЧС.

1


14



4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС

1


15



4.4. Эвакуация населения

1


16



4.5. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1


Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Общие понятия о терроризме и экстремизме

17



5.1 Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

1


18



5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

1


Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 3 часа.

19



6.1. Основные нормативно правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1


20



6.2. Общегосударственное противодействие терроризму

1


21



6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.



Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 2 часа.

22



7.1. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

1

(2 параграфа 7.1. и 7.2.)

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.

23



8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.

1

(2 параграфа 8.1. и 8.2.)

Раздел 4.Основы здорового образа жизни

Здоровье – условие благополучия человека. 3 часа.

24



9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1


25



9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

1


26



9.3.Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1


Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. 3 часа.

27



10.1. Ранние половые связи и их последствия.

1


28



10.2. Инфекции, передаваемые половым путем.

1


29



10.3Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе

1


Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 3 часа.

30



11.1. Брак и семья.

1


31



11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.

1


32



11.3. Основы семейного права в Российской Федерации.

1


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 2 часа.

Оказание первой помощи. 2 часа.

33



12.1.Первая помощь при массовых поражениях (Практическое занятие)

1


34



12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ

1



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!