Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ГОРОДОВИКОВСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ им.Б.Б.ГОРОДОВИКОВА»
РАССМОТРЕННО на заседании СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ:
ШМО учителей ____________зам.директора по УВР Директор ГМГ:______________
начальных классов
Протокол № __ от __________ «____»_____________2016 г Приказ от _____________ № _____
Руководитель ШМО _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Основы Безопасности Жизнедеятельности
уровень образования – средний
класс – 7
срок реализации- 1 год
Михайлусь Олег Николаевич
учитель начальных классов
квал.категория – Высшая
г.Городовиковск, 2016 -2017 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе авторской Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Программа рассчитана на 1 час. В год 35 часов.
Место курса в учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 11 классы, из расчёта 1 ч в неделю для каждой параллели.
Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 11 классы, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А. Т, Смирнова.
Цели изучения предмета
Рабочая программа имеет цель:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Общие учебные умения
В результате обучения в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
-потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
-основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
-правила поведения при угрозе террористического акта;
-государственную политику противодействия наркотикам;
- основные меры по профилактике наркомании.
Требования к уровню подготовленности учащегося:
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
т
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-активного отдыха в природных условиях;
-оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
-соблюдения норм здорового образа жизни.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Личностные, метапредметные,
предметные, планируемые результаты освоения курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
Учебно – тематический план
7 класс
№ | тема раздела | количество часов | В том числе |
теория | Практические работы | Контрольные работы |
М - I | Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | | | |
Р - I | Основы комплексной безопасности | 15 | 10 | 2 | 3 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | | | |
1.1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | | | |
1.2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | | | |
1.3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | | | |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 3 | | | |
2.1 | Землетрясения. Причины землетрясения и его возможные последствия | 1 | | | |
2.3 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | | | |
2.4 | Вулканы, извержения вулканов. Расположение вулканов на Земле | 1 | | | |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 2 | | | |
3.1 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | | | |
3.3 | Смерчи, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | | | |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 4 | | | |
4.1 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | | | |
4.3 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения | 1 | | | |
4.4 | Сели и их характеристика | 1 | | | |
4.6 | Цунами и их характеристика | 1 | | | |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | 3 | | | |
5.1 | Лесные, степные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | | | |
5.3 | Эпидемии. Профилактика заболеваний | 1 | | | |
5.4 | Эпизоотии и эпифитотии. Профилактика заболеваний. | 1 | | | |
Р - II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 | | | |
2.2 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | | | |
2.5 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | | | |
2.6 | Оползни, их последствия. Защита населения | 1 | | | |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 | | | |
3.2 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | | | |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 3 | | | |
4.2 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | | | |
4.5 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | | | |
4.7 | Защита населения от цунами. | 1 | | | |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 | | | |
5.2 | Профилактика лесных, степных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | | | |
M - II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 11 | | | |
Р- III | Основы здорового образа жизни. | 7 | 6 | | 1 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7 | | | |
6.1 | Психологическая уравновешенность | 1 | | | |
6.2 | Стресс и его влияние на человека | 1 | | | |
6.3 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | | | |
6.4 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 | | | |
6.5 6. 6 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола | 1 1 | | | |
| | |
6.7 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних Контрольная работа по теме №6 | 1 | | | |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 | 1 | 3 | 1 |
Тема 7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (практическое занятие) | 5 | | | |
7.1 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | | | |
7.2 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 | | | |
7.3 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 | | | |
7.4 | Общие правила транспортировки пострадавших. | 2 | | | |
Всего часов: | 35 | 23 | 6 | 6 |
Календарно – тематическое планирование
ОБЖ 7 класс (35 часов)
Номер урока | Наименование раздела, темы, урока | № раздела, темы, урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | оборудование | Нац.регион компонент | д/з | |
Основы комплексной безопасности | P-I | 16 | | | | | | | |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | Тема 1 | 3 | | | | | | | |
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1.1 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Решение ситуационных задач | презентация | | 1.1 | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1.2 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | | | 1.2 | |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1.3 | 1 | Комбинированный | Тестирование (15 мин) ЧС природного характера | плакаты | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера в Калмыкии | 1.3 | |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | Тема 2 | 4 | | | | | | | |
4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия | 2.1 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | таблицы плакаты | | 2.1 | |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 2.3 | 1 | Комбинированный | Практическое занятие | | | 2.3 | |
6 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | 2.4 | 1 | Комбинированный | Тестирование (15 мин) Землетрясение | презентация | | 2.4 | |
7 | Обвалы и снежные лавины | 2.7 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | | | 2.7 | |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | Тема 3 | 2 | | | | | | |
8 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 3.1 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия в Калмыкии | 3.1 | |
9 | Смерчи | 3.3 | 1 | Комбинированный | Тестирование (15 мин) | видеофильм | | 3.3 | |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | Тема 4 | 4 | | | | | | | |
10 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 4.1 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | | | 4.1 | |
11 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения | 4.3 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | таблицы плакаты | | 4.3 | |
12 | Сели и их характеристика | 4.4 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос, решение ситуационных задач | | | 4.4 | |
13 | Цунами и их характеристика | 4.6 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач, работа по карточкам | | | 4.6 | |
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | Тема 5 | 3 | | | | | | | |
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 5.1 | 1 | комбинированный | Решение ситуационных задач | презентация | | 5.1 | |
15 | Эпидемии | 5.3 | 1 | комбинированный | Индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | плакаты | | 5.3 | |
16 | Эпизоотии и эпифитотии | 5.4 | 1 | комбинированный | Решение ситуационных задач | | | 5.4 | |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | Р-П | 8 | | | | | | | |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | Тема 2 | | | | | | | | |
17 | Защита населения от последствий землетрясений | 2.2 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | презентация | | 2.2 | |
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 2.5 | 1 | Комбинированный | Тестирование (15 мин). | | | 2.5 | |
19 | Оползни, их последствия, защита населения | 2.6 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | | 2.6 | |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | Тема 3 | 1 | | | | | | | |
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 3.2 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | видеофильм | Защита населения от последствий ураганов и бурь в Калмыкии | 3.2, | |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | Тема 4 | 3 | | | | | | | |
21 | Защита населения от последствий наводнений | 4.2 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | плакаты презентация | | 4.2 | |
22 | Защита населения от последствий селевых потоков | 4.5 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | | | 4.5 | |
23 | Защита населения от цунами | 4.7 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | презентация | | 4.7 | |
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | Тема 5 | 1 | | | | | | | |
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 5.2 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | Защита от пожаров в Калмыкии | | |
Основы здорового образа жизни | Р-Ш | 7 | | | | | | | |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | Тема 6 | 7 | | | | | | | |
25 | Психологическая уравновешенность | 6.1 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | | | 6.1 | |
26 | Стресс и его влияние на человека | 6.2 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | плакаты | | 6.2 | |
27 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 6.3 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | | | 6.3 | |
28 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 6.4 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | таблицы | | 6.4 | |
29 | Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола | 6.5 6.6 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Анкетирование | | | 6.5 6.6 | |
30 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 6.7 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Анкетирование | | | 6.7 | |
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | P-IV | 4 | | | | | | |
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | Тема 7 | 5 | | | | | | |
31 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 7.1 | 1 | Урок -практикум | Практическая работа | плакаты | | 7.1, | |
32 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 7.2 | 1 | Урок -практикум | Практическая работа | | | 7.2 | |
33 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 7.3 | 1 | Комбинированный | Практическая работа | | | 7.3 | |
34-35 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 7.4 | 2 | Урок -практикум | Практическая работа | | | 7.4 | |
| Всего часов | | 35 | | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/