СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 7 класс.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 7 класс.»

Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от _01.09.2015г.№___ _

__________/Ермакова Е.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ.

Уровень общего образования (класс) основное общее- 7


Количество часов 16


Учитель Просвирина Н.А


Программа разработана на основе:

- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.









п. Виноградный

2015-2016 уч. год




1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273;

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;

  3. Примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012);

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015 –2016 учебном году;

  5. Образовательная программа МБОУ СОШ №15;

  6. Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

  7. Расписание уроков.

  8. Календарный график работы школы на 2015-2016 учебный год.


Рабочая программа имеет цели:

Усвоение знаний:

об опасных и чрезвычайных ситуациях,

о влиянии их последствий на безопасность личности, об­щества и государства,

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

об организации подготовки населения к действиям в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций,

о здоровом образе жизни,

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечи­вающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

Воспитание ответственного отношения к сохранению окру­жающей природной среды, к личному здоровью как индивиду­альной и общественной ценности;

Развитие умений:

предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер­ным признакам их появления, а также на основе анализа специ­альной информации, получаемой из различных источников,

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально скла­дывающейся обстановки и своих возможностей.


Изучение тематики программы направлено на решение следующих задач:

формирование у учащихся научных представлений о прин­ципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвы­чайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.



2.Общая характеристика курса.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизне- деятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у под- ростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Концепция (основная идея) программы – программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их  исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным — аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным — экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым — ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным — ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. В результате обучения в 7 классе учащиеся должны  знать/понимать: -потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности; -основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; -законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом; -наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классифи­кацию; -основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; -правила поведения при угрозе террорис­тического акта; -государственную политику противодей­ствия наркотикам; -  основные меры по профилактике наркомании. Учащийся  должен уметь: -предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; -принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; -действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; -пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; -оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера; -активного отдыха в природных условиях; -оказания первой медицинской помощи по­страдавшим; -соблюдения норм здорового образа жизни. Особенности организации учебного процесса по ОБЖ Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения. Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью. Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение - обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)




3. Место предмета в учебном плане.



На изучение учебного предмета «ОБЖ» в 7 классе выделено 0,5 часа в неделю В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №15 г. Белая Калитва на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа реализуется за 16 часов и в первом полугодии. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса ОБЖ в 7 классе, было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по теме "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Основы здорового образа жизни".







4. Содержание учебного курса.

МОДУЛЬ I

Основы безопасности личности, общества и государства


РАЗДЕЛ I.

Основы комплексной безопасности

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления и причины их возникновения, Общая характеристика природных явлений, Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения


Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения, их причины и последствия

Землетрясение. Причины возникновения землятресения и его возможные последствия

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле

Обвалы и снежные лавины


Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

Смерчи


Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

Наводнения. Виды наводнений и их причины

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

Сели и их характеристика

Цунами и их характеристика


Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения, их причины и последствия

Лесные и торфяные пожары и их характе­ристика

Эпидемии

Эпизоотии и эпифитотии


РАЗДЕЛ II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 2.Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения и защита населения

Защита населения от последствий землетря­сений

Последствия извержения вулканов. Защита населения

Оползни, их последствия, защита населения


Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

Защита населения от последствий наводнений


Защита населения от последствий селевых потоков

Защита населения от цунами


Тема 5.Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения и защита населения

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения




МОДУЛЬ II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


РАЗДЕЛ III

Основы здорового образа жизни


Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность

Стресс и его влияние на человека

Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками противоположного пола

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних


РАЗДЕЛ IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

Общие правила транспортировки пострадавшего




5.Тематический план.

раздела и темы

Наименование разделов и тем

Содержание тем.

Виды деятельности

уч-ся.


I.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения

Различают природные явления, которые оказы­вают влияние на безопасность жизнедеятельнос­ти человека

Характеризуют и анализируют основные при­родные явления геологического, метеорологи­ческого, гидрологического и биологического происхождения.

Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия

II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА


2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Геологические процессы, происходящие в литосфере земли, в результате которых возникают землетрясения.

Комплекс мероприятий. Проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС Прогнозирование землетрясений.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во вре Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования. Причины образования вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники образования вулканов

Последствия извержения вулканов. Защита населения. мя

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологи­ческого происхождения (землетрясения, извер­жения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геоло­гического происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природ­ного характера.




3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения, циклоны - причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра, воздействия ветра на окружающую среду

возможные последствия.

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия.

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеоро­логического происхождения (ураганы, бури, смерчи)

Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций метеорологического происхождения

Анализируют причины возникновения землетря­сений, наводнений, оползней, обвалов, урага­нов, бурь, цунами, селей






4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причина.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещения населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причина возникновения селей.

Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах

Объясняют и характеризуют причины возникно­вения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины)

Моделируют в паре выполнение правил без­опасного поведения при чрезвычайных ситуаци­ях гидрологического происхождения, характер­ных для региона проживания учащихся. Выписывают в дневник безопасности рекомен­дации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрез­вычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения се­ля в нескольких ситуациях (во время нахожде­ния в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при воз­никновении цунами с учётом характеристик этого явления.


III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья челов Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек.ека

Характеризуют общие понятия о стрессе и пси­хологической уравновешенности в системе здо­ровья.

Анализируют состояние своего здоровья. Опи­сывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здоро­вого образа жизни


7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

Общие понятия и определения ПМП. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Характеризуют общие правила оказания первой помощи

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при уши­бах и переломах.

Отрабатывают втроём (впятером) правила транс­портировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицин­ских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учеб­нике



Всего часов:

16 часов.





















6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Дата

урока

Тема урока

Тип, форма урока







Содержание учебного материала










Требования к результату.

Тема контроля.

РК

Виды учебной деятельности.

Домашнее задание

Знания

Умения

п

ф

Раздел 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях(1ч)


1 3.01


1.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.






ИНМ, Лекция

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, чрезвычайная ситуация.

Приводить примеры различных ЧС

Входной контроль

№1

Различают природные явления, которые оказы­вают влияние на безопасность жизнедеятельнос­ти человека

Характеризуют и анализируют основные при­родные явления геологического, метеорологи­ческого, гидрологического и биологического происхождения.

Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия.

Стр.9-15,

Вопросы на ср 15

Чрезвычайные ситуации природного характера

Ч.С. геологического происхождения. (4 ч. )

2 0.01


2

Землетрясение. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия

Защита населения от последствий землетрясений

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

ИНМ.

лекция

ИНМ.

лекция

Геологические процессы, происходящие в литосфере земли, в результате которых возникают землетрясения.

Комплекс мероприятий. Проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС Прогнозирование землетрясений.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время

механизм возникновения, причины землетрясений, классификация землетрясений.

Сейсмически активные районы, очаг, эпицентр, магнитуда и интенсивность землетрясений,

шкала Рихтера.



Основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствий

Приводить примеры наиболее разрушительных разрушений.

Показывать на карте наиболее сейсмоактивные районы нашей страны

Способы оповещения о землетрясении, правила безопасного поведения

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений

Устный опрос

Тест

Устный опрос


Характеризуют чрезвычайные ситуации геологи­ческого происхождения (землетрясения, извер­жения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций геологического происхождения.






П..4.1,4. 2 вопр.1

П.4.4, 4.5

Вопр.4

Зад.3

П.4.6

Зад 1,4

2 7.01


3.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

ИНМ, лекция

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования. Причины образования вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники образования вулканов

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Вулканы, места их образования. Причины образования вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы.

Лавовые потоки, вулканически породы, грязевые потоки

Показывать на карте действующие и потухшие вулканы. Объяснять причину возникновения вулканов

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов


Словарный диктант

тест


Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геоло­гического происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся


Конспект (тема №7)

Конспект (тема №8)


3.02


4.

Оползни, их последствия, защита населения.

ИНМ., лекция

Оползни. Причина их возникновения, классификация, последствия.

оползни

Называть рекомендации населению по действиям при угроз возникновения оползней.

Устный опрос


П.6.1. 61.3.,

1 0.02


5

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия.


Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Обвал, снежная лавина

Правила безопасного поведения при обвалах и схода снежных лавинах




Контрольная работа


Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геоло­гического происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся


П.6.2

.вопр.1

ЧС метеорологического происхождения.(1 ч.)

1 7.02


6

Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Смерчи

ИНМ., лекция





ИНМ, лекция
























Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения, циклоны - причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра, воздействия ветра на окружающую среду

возможные последствия.

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия.

Опасные ветровые метеорологические явления, понятие ураган, буря, смерч, ветер.


Уметь рассказывать о классификации, приводить примеры торнадо

Приводить примеры ураганов, бурь, смерчей, их география

Правила поведения при угрозе и во время смерча



Устный опрос

зачет

№2

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеоро­логического происхождения (ураганы, бури, смерчи)

Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций метеорологического происхождения

П.3.1,

Вопр.1

П.3.2,

Зад 1.

Вопр.2

Конспект (тема №13)

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения(5 ч)


2 4.02


7.

Наводнения. Виды наводнений и их причина.

Защита населения от последствий наводнений.


Наводнения. Виды наводнений и их причина.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещения населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.


Наводнения, классификация, половодье, паводок, затор

Иметь представление о последствиях наводнений

Называть опасности наводнения, вызванные прорывом плотин

Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности

Устный опрос

Тест

№3

Объясняют и характеризуют причины возникно­вения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины)

Моделируют в паре выполнение правил без­опасного поведения при чрезвычайных ситуаци­ях гидрологического происхождения, характер­ных для региона проживания учащихся


П.2.4,

Вопр.2-3

П.2.5,

Зад 1-2


0 2.03


8.

Сели и их последствия

Защита населения от селевых потоков








ИНМ , ,лекция

Сели и их характеристика, причина возникновения селей.

Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах

Основные места возникновения селей

Способы оповещения об угрозе схода селей.

Называть классификацию селей.





Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от селей.



Устный опрос


Моделируют в паре выполнение правил без­опасного поведения при чрезвычайных ситуаци­ях гидрологического происхождения, характер­ных для региона проживания учащихся


Стр.76-90

Конспект (тема №18)


9.03


9.

Цунами и их характеристика

Защита населения от цунами


Общая характеристика цунами, причина их возникновения, возможные последствия.

Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

цунами

Умение анализировать и делать выводы

Умение работать с учебником, выделять главное



Моделируют в паре выполнение правил без­опасного поведения при чрезвычайных ситуаци­ях гидрологического происхождения, характер­ных для региона проживания учащихся


Стр. 65-67, рисунки

Стр.71-74


1 6.03


10.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

ИНМ., лекция

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Классификация лесных и торфяных пожаров

Последствия лесных и торфяных пожаров



Основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров

Называть регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на лесных площадях.

Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении



Устный опрос

№4

Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-со-циального происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природ­ных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависи­мости от условий погоды и цели похода в лес




П.7.1

П.7.2

Вопр.1

П.7.3

Вопр.2

30.03


11.

Контрольная работа по теме «ЧС природного характера».





К.Р.№1


Выполняют тестовые задания.


Основы медицинских знаний.ЗОЖ. (2 ч.)

6.04


12

Психологическая уравновешенност

Стресс и его влияние на человека.








ИНМ., лекция

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья человека.

Психологическая уравновешенност

стресс

Умение завести друзей

Борьба со стрессом

Фронтальный опрос


Характеризуют общие понятия о стрессе и пси­хологической уравновешенности в системе здо­ровья.

Анализируют состояние своего здоровья. Опи­сывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здоро­вого образа жизни



П.8

Вопр.1


13.04


13

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.


Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте

Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте

Устный опрос


.

П.8

Вопр4-6

Первая медицинская помощь. (3 ч.)

20.04


14.

Общие правила оказания первой медицинской помощи.


Общие понятия и определения ПМП.

Доврачебной помощи, первая врачебная помощь

Порядок действий при оказании ПМП. Вызов «скорой помощи»








Словарный диктант


Характеризуют общие правила оказания первой помощи

Отрабатывают втроём (впятером) правила транс­портировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицин­ских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учеб­нике


Раздел 2

П.1

27.04


15.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении


Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Наружное кровотечение. Артериальное, венозное

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Фронтальный опрос


Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при уши­бах и переломах

П.2

11.0

5


16






Оказание ПМП


Оказание первой медицинской помощи









Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи

П.2-3

П.3

Зад 1-2

18.05


17




Итоговая промежуточная аттестация





Контрольная работа №2




25.05


18

.

Оказание ПМП.


Оказание первой медицинской помощи





Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи






7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно- методический комплекс

Учебник:

ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2012. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья (учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ). – М.: Русское слово», 2009г.

  2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009г. (Сердце отдаю детям. Национальный проект «Образование»)

Методическая литература для учителя:

  1. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2011. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)

  2. ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,

  3. Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.

  4. ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.

  5. Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 2007

  6. Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 2006.

  7. Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 2008.

  8. Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 2009.

  9. Помощь при травмах и несчастных случаях.  Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 2010

  10. Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб.,2011.

  11. Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 2009.

  12. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2010.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасностьжизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Технические средства обучения

• Мультимедийный компьютер

• Принтер лазерный

  • Мультимедиапроектор

  • Экран настенный

8.Результаты освоения курса.

В результате изучения основ безопасности жиз­недеятельности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопас­ности;

  • основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности
    при активном отдыхе в природных условиях;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации
    борьбы с терроризмом

  • наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их ха-­
    рактерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при воз-
    никновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич­-
    ной безопасности;

  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­-
    ного, техногенного и социального характера;

  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой помощи по­страдавшим;

соблюдения норм здорового образа жизни.

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу







ПРИЛОЖЕНИЕ.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Тестовая работа №1

«Основы комплексной безопасности »

Вариант 1.

1.Что такое землетрясение? Выберите правильный ответ:

а) подземные толчки и колебания земной поверхности;

б) область возникновения подземного удара;

в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

2.Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются (выберите ответы):

а) неконтролируемые действия людей в результате паники;

б) отсутствие защитных сооружений (убежищ);

в) затопление;

г) разрушение и падение конструкций зданий;

д) отсутствие средств индивидуальной зашиты органов дыхания;

е) пожары, вызванные утечкой газа из повреждённых труб, и замыканием электролиний;

ж) падение тяжёлых предметов в квартире;

з) отсутствие средств пожаротушения.

3.По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:

а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные.

Найдите допущенную ошибку.

4.Почему не рекомендуют использовать осиновые и пихтовые дрова в засушливую пору?

а) сухая осина много дымит;

б) они плохо горят в любую погоду;

в) они сильно стреляют искрами – возможен пожар.

5Как называется лесной пожар, охватывающий полог леса, проводником горения служит хвоя (листья) и веточки крон деревьев:

а) верховой; б) повальный; в) высотный; г) низовой.

6.Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из учёных создал шкалу силы ветра? Выберите ответ:

а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.

7.Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:

а) атмосферного давления и воды;

б) ветра и атмосферного давления;

в) ветра и верхнего слоя земли;

г) ветра и воды.

8. Если смерч застал вас на улице, то вы (выберите ответ):

а) спрячетесь за зданием;

б) укроетесь в ближайшем прочном здании;

в) побежите домой;

г) укроетесь в заглубленном помещении;

д) переждёте возле прочной стены;

е) укроетесь в естественном укрытии (канаве, овраге).

9. Из предлагаемых ниже причин выберите одну, без которой пыльная буря невозможна:

а) проходящий циклон; б) разница температур; в) пашня; г) вода.

10. Безопасными естественными укрытиями на улице во время урагана являются:

а) овраг; б) яма; в) ров; г) большие деревья; д) крупные камни;

е) лёгкие деревянные постройки; ж) канава; з) кювет дороги.

Найдите ошибки в данных примерах.


Вариант 2.

1.При землетрясении надо дождаться перерыва между толчками и быстро покинуть здание. Как это сделать? Выберите ответ:

а) только по лестнице; б) на лифте;

в) по пожарной лестнице; г) по веревке с балкона.

2.Выберите из перечисленных мест наиболее подходящие для укрытия в здании при землетрясении:

а) места внутри шкафов, комодов;

б) места под прочно закреплёнными столами, рядом с кроватями;

в) места у колонн;

г) места под подоконником;

д) углы, образованные внутренними перегородками;

е) вентиляционные шахты и короба;

ж) проёмы в капитальных внутренних стенах;

з) балконы и лоджии;

и) углы, образованные капитальными внутренними стенами;

к) места внутри кладовок и встроенных шкафов;

л) дверные проёмы.

3.Какие условия надо выполнять при разведении костра для обеспечения пожарной безопасности:

а) разводить не ближе 4 – 5 м от деревьев;

б) не оставлять бутылок и стекол в траве;

в) не пользоваться горючими жидкостями;

г) удалить вокруг костра сухую траву;

д) заливать костры водой или забрасывать землей;

е) не бросать окурков в лесу;

ж) не использовать сухую траву для разжигания;

з) не оставлять возле костра менее 2-х человек.

4.Часть календарного года, в течение которого наиболее возможно возникновение лесного пожара (выберите ответ):

а) пожароопасный сезон; б) лето; в) июнь-июль; г) август.

5.Понижение давления является признаком приближающейся непогоды. Укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить (выберите ответ):

а) гигрометр; б) ареометр; в) термометр; г) барометр; д) сейсмограф.

6.Если во время урагана вы оказались на улице, то надо (выберите правильные ответы):

а) спрятаться в кювете или яме, прижавшись к земле;

б) добежать до своего дома, укрыться в заранее подготовленном подвале;

в) укрыться в подвале ближайшего дома;

г) идти домой, укрывшись за домами, заборами, деревьями и т.п.

7.Если буря застала вас в здании, пройдите в самое безопасное место (выберите ответ):

а) в ванную комнату; б) на лестницу;

в) коридор в средней части дома на первом этаже; г) на балкон (лоджию).

8.Ураганы наносят большой вред сельскому хозяйству, транспорту и промышленности, перенося (выберите ответы):

а) песок; б) влагу; в) пыль; г) снег; д) космические частицы.

9.Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган свирепствует примерно в 3 – 4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:

а) станете кричать и звать на помощь;

б) отойдете от окон;

в) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;

г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;

д) спрячетесь в шкаф или под стол.

10.Лучшей защитой от урагана являются (выберите ответы):

а) подвальные помещения; б) мосты; в) большие деревья;

г) будки на автобусных остановках; д) подземные сооружения.

















Ключи к тесту



1 вариант


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

а

а.г

б

в

а

в

г

Г.д.е

в

Г.д.е




2 вариант


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б.в

Б.в.ж

А.г.д

а

А.г

А.в

в

А.в.г

Б.г

а






90 % и более правильных ответов - «отлично»

70 % и более правильных ответов – «хорошо»

50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»

Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»



































Промежуточная аттестация по ОБЖ за курс 7 класса.



Форма проведения – тестовая контрольная работа.

Дата проведения - 18.05.2016 года.



Цель работы- определение уровня подготовки обучающихся 6 класса, в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения программы

Критерии оценивания



90 % и более правильных ответов - «отлично»

70 % и более правильных ответов – «хорошо»

50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»

Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»











Ключи к тесту





Вариант 1



Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

Вопрос

11

12

13

14

15

16

17




Ответ

а

а

в

а

б

а

б








Вариант 2



Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

б

а

а

б

а

в

а

а

а

а

Вопрос

11

12

13

14

15

16

17




Ответ

а

а

а

а

а

а

а















Промежуточная аттестация (тестирование) 7 класс .

1 вариант



1. Причиной землетрясений может стать: а) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной си­лой трется о другой; б) волновые колебания в скальных породах; в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.

2. Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления:

а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не сопри­касающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и мате­риалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;

в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол на окнах.

3. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного про­странства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые ве­щи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.

4. Основной способ спасения людей при извержении вулканов:

а) эвакуация; б) укрытие в специально оборудованных убежищах;

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

5. Одна из причин образования оползней: а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу; б) вулканическая деятельность; в) сдвиг горных пород.

6. Причины образования селей: а) подвижки земной коры или землетрясения, естественный процесс разрушения гор, извержение вулканов, хозяйственная деятельность человека; б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары, прямое воздействие солнечных лучей на ледники; в) нарушение почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, отсутствие растительности на горных склонах, массовая миграция животных в осенне-зимний период.

7. Находясь дома в селеопаеном районе, вы услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия:

а) выйдете из здания и направитесь в безопасное место, предупредите соседей об угрозе селя, будете вы­ходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении;

б) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении, сами укроетесь в погребе;

в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, закроете все двери, окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину.

8. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а) Бофорт; б) Рихтер; в) Ломоносов; г) Менделеев.

9. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии: а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли.

10. Какое из перечисленных последствий ураганов всегда вторично? а) эпидемии; б) разрушение жилищ, линий электропередач; в) пожары; г) аварии на производстве.

11. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана: а) овраг; б) большие деревья; в) крупные камни.

12. При заблаговременном оповещении о наводне­нии необходимо: а) включить телевизор, радио, выслушать сообще­ния и рекомендации; б) открыть окна и двери нижних этажей; в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

13. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда уровень воды:

а) достиг первого этажа здания, где вы находитесь; б) станет резко подниматься; в) достиг отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни



14. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочередным действием будет:

а) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироваться и закрыть голову руками; б) сбросить одежду и обувь; в) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами, чтобы приготовиться к возвратному движению волны.

15. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего необходимо:

а) для преодоления недостатка кислорода пригнуть­ся к земле и дышать через мокрый платок (одежду);

б) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем;

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под пря­мым углом к направлению распространения огня.

16.К закрытым повреждениям относятся: а) вывихи, растяжения, ушибы; б) царапины и порезы; в) ссадины и раны

104. В зависимости от характера повреждения кровотечение бывает:

а)венозное; б) внезапное; в) повторное.

17. Временную остановку кровотечения можно осуществить:

а) наложением асептической повязки на место кровотечения; б) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны; в) максимальным разгибанием конечности; г) минимальным сгибанием конечности,















2 вариант

1. Что такое землетрясение: а\ область возникновения подземного удара; б) подземные удары и колебания поверхности земли; в\ проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

2. При землетрясении необходимо попытаться:

а) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от зданий и линий элек­тропередач; б) забить окна, попытаться быстро покинуть здание и поехать (пойти) домой;

в) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных стен.

3. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почув­ствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, за­нять безопасное место в проеме дверей;

б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;

в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.

4. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) взрывная волна и разброс обломков; б) тучи пепла и газов («палящая туча»);

в) водяные и грязекаменные потоки; г) резкие колебания температуры.

5. Основной способ спасения людей при извержении вулканов:

а) эвакуация; б) укрытие в специально оборудованных убежищах;

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

6. Одна из причин образования оползней: а) сдвиг горных пород;б) вулканическая деятельность; в) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу.

7. Основная причина крупных обвалов:а) землетрясения;б) таяние ледников;в) ураганы;г) наводнения.

8. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия:

а) укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками;

б) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного места;

в) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину;

г) при помощи веревок закрепитесь за большиекамни.

9. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает

32м/с:а) ураган; б) шторм; в) торнадо.

10. Разрушающее действие смерча связано:а) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс;б) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс;в) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т. п.

11. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод — это:а) подтопление б)затопление;в)затор;г) зажор.

12. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных зем­летрясений и извержений вулканов, — это:а) цунами;б) шторм;в) моретрясение.

13. При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Из всех необходимых действий вы прежде всего:а) закроете двери на запоры;б) спуститесь вниз как можно ближе к выходу;

в) подниметесь на верхние этажи.

14. К открытым повреждениям относятся:а) раны, сопровождаемые кровотечениями;

б) с давления мягких тканей;в) разрывы связок и сухожилий.

15. Артериальное кровотечение возникает при:

а) поверхностном ранении в случае повреждениясосуда; б) повреждении какой-либо артерии при глубоком

ранении;в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.

16. Максимальное время наложения жгута летом неболее:

а) 120 минут; б) 30 минут; в) 60 минут; г) 90 минут.

17. Что необходимо сделать с раной перед наложе­нием давящей повязки:а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;

в) обработать рану йодом.