ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Математика», М.: «Просвещение», 2010 г.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в своем развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. В процессе изучения предмета обогащается и уточняется словарь, формируются навыки сравнения и классификации описание предметов, явлений природы, установление элементарных зависимостей, активного участия в беседе. Курс направлен на коррекцию познавательной и речевой деятельности, высших психических функций.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Цели и задачи обучения
Цель: повышение уровня общего и речевого развития учащихся, их социальная адаптация и реабилитация.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
получение обучающимися представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
выработка элементарных навыков ориентирования в социуме, использования бытовых и учебных предметов;
повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
умение последовательно и правильно излагать свои мысли, принимать правильные самостоятельные решения.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение.
Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели) на 34 часа, 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Погода: ясно, пасмурно, дождь, снег, ветер.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц.
Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз.
Изменения в природе, жизни растений и животных в весенние месяцы: потепление, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение.
Изменения в природе, жизни растений и животных в летние месяцы: жара, зной, гроза, радуга, появление ягод.
Овощи: морковь, редис, лук, картофель, кабачки. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья: береза, дуб, ель, сосна, тополь, черемуха, сирень. Хвойные и лиственные деревья..
Комнатные растения: традесканция, кактус, фиалка, алоэ. Влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые растения. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив)
Раннецветущие растения: ландыши, мать-и-мачеха. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные: кошка, собака. Породы кошек и собак. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные: рысь, волк, белка, еж, лиса. Основные части тела, питание, способ передвижения
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы: сорока, синица, дятел. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Перелетные птицы.
Рыбы: карась, щука, окунь. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Насекомые: жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Закаливание. Органы пищеварения рот, пищевод, желудок, кишечник. Правила питания. Гигиена питания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
-
| Сезонные изменения в природе | 20 |
| Долгота дня | 2 |
| Времена года | 16 |
| Неживая природа | 2 |
-
| Живая природа | 13 |
| Мир растений | 6 |
| Мир животных | 3 |
| Человек | 4 |
-
| Повторение | 1 |
| Итого: | 34 |
Экскурсии:
В гости к осени
В гости к зиме
В гости к весне
В гости к лету
Практические работы:
Сбор семян для подкормки птиц.
Свойства воды
Уход за комнатными растениями
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Коррекционно- развивающие упражнения | Наглядный и дидактический материал |
Сезонные изменения в природе (6 ч.) |
Долгота дня (2 ч.) |
-
| | Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года | «Когда это бывает?» | Картинки, таблица, карточки, учебник |
-
| | Сутки. Долгота дня летом и зимой. | «Найди отличия» |
Времена года. Осень (4 ч.) |
-
| | Времена года. Осенние месяцы. Экскурсия № 1 «В гости к осени» | Наблюдение | Пакеты для семян, карточки, учебник |
-
| | Растения осенью. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки птиц» | Практическая работа |
-
| | Животные осенью. | «Найди пару» |
-
| | Занятия людей осенью. | «Чего не хватает?» |
Неживая природа (2 ч.) |
-
| | Вода. Практическая работа № 2 «Свойства воды». | Практическая работа | Таблица, учебник, стаканы, вода, сок, термометр |
-
| | Температура воды. Вода в природе. | Загадки |
Живая природа (6 ч.) |
Мир растений (6 ч.) |
-
| | Комнатные растения. Практическая работа №3 «Уход за комнатными растениями» | Практическая работа | Картинки, таблицы, карточки, учебник, вода, лейка |
-
| | Части растений | «С чьей ветки эти детки?» |
-
| | Жизнь растений. | «Что раньше?» |
-
| | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | «Что лишнее?» |
-
| | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | «Узнай по контуру» |
-
| | Уход за растениями сада и огорода. | «Съедобное-несъедобное» |
Сезонные изменения в природе (4 ч.) |
Времена года. Зима (4 ч.) |
-
| | Зима. Зимние месяцы. Экскурсия №2 «В гости к зиме» | Наблюдение | Картинки, таблица, карточки, учебник |
-
| | Растения зимой. | «Узнай дерево» |
-
| | Животные зимой. | «Найди пару» |
-
| | Занятие людей зимой. | «Чего не хватает?» |
Живая природа (3 ч.) |
Мир животных (3 ч.) |
-
| | Животные. Кошка и рысь. Породы кошек. | «Чего не хватает?» | Картинки, таблица, карточки, учебник |
-
| | Животные. Собака и волк. Породы собак. | «Узнай по контуру» |
-
| | Рыбы: внешний вид, среда обитания | «Кто где живет?» |
Сезонные изменения в природе (4 ч.) |
Времена года. Весна (4 ч.) |
-
| | Весна. Весенние месяцы. Экскурсия № 3 «В гости к весне» | Наблюдение | Картинки, таблица, карточки, учебник |
-
| | Растения весной. | «Что лишнее?» |
-
| | Животные весной | «Найди пару» |
-
| | Занятие людей весной | «Чего не хватает?» |
Человек (4 ч.) |
-
| | Гигиена тела человека. | «Что в мешочке?» | Картинки, таблица, карточки, расческа, щетки, учебник |
-
| | Органы пищеварения. | Загадки |
-
| | Питание человека. Правила питания | «Чего не хватает?» |
-
| | Профилактика отравлений. | «Съедобное-несъедобное» |
Сезонные изменения в природе (4 ч.) |
Времена года. Лето (4 ч.) |
-
| | Лето. Летние месяцы. Экскурсия № 4 «В гости к лету» | Наблюдение, «Что раньше?» | Картинки, таблица, карточки, учебник |
-
| | Растения летом. | «Что перепутал художник?» |
-
| | Животные летом. | «Найди пару» |
-
| | Занятие людей летом | «Чего не хватает?» |
Повторение (1 ч.) |
-
| | «Что мы узнали?» | «Подскажи словечко» | Картинки, карточки |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Живой мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н.Б. Матвеева, М.С.Котина, Т.О. Куртова. – 5-е изд. – м. : Просвещение, 2016
Демонстрационные плакаты
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по окружающему миру.
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru