СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе Л. В. Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе Л. В. Занкова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе Л. В. Занкова»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №1»






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Гимназия №1

__________/_________________/

«______»_______________20_______г.


Протокол № ____от___________








Рабочая программа


учебного предмета(курса) «Окружающий мир»

для 1 класса

( базовый уровень)





Составитель:

учитель начальных классов,

Вторая квалификационная категория.
















2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»1 КЛАСС


Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и авторской программой Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир » (Система развивающего обучения Л.В. Занкова) с учетом межпредметных внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю в соответствии с ФБУП.

Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

Количество часов в год составляет: 1класс – 60 часов.

Данная рабочая программа скорректирована в связи с тем , что в ФБУП на изучение курса «Окружающий мир» выделено 2 часа на 33 недели, добавлены часы в раздел «Природа»(3 часа), «Современное человечество» (3 часа)общий обьем за 1 класс составил 66 часов.


Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью развития учебных задач; создание психолого- педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

В программе предмета «Окружающий мир» прослеживается цель формирование целостной картины мира и основание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления личного опыта с людьми, обществом и природой

Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:


  • формировать целостную картину мира с опорой на современное научное достижение;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно- следственных связей между природой,обществом и человеком;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;



Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс в рабочей программе полностью соответствует авторской.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ФБУП и учебный план МОУ «Гимназии №1 предусматривает прохождение предмета «Окружающий мир» за 33 недели по 2 часа в неделю.Всего – 66 час





МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В данном курсе прослеживается следующие межпредметные связи.

С одной стороны предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознании, истории и с другой стороны как первый и единственный, последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе двумя блоками «Человек и природа», «Человек и общество»


Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природе и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.



В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально – ценностного и деятельного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

  • формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

  • развитие морально – этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.


В сфере личностных универсальных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости личностных универсальных действий в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных действий :

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ:

  • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выделения свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

  • формированию логических действий сравнения, подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

в ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ на изучение курса «Окружающий мир» выделено 33 недели по 2 часа (66 часов), то количество часов увеличилось в следующих разделах:

«Природа» – 3 часа

«Современное человечество» – 3 часа




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»1 КЛАСС (66 ЧАСОВ)


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР : ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ТРУД (7 ЧАСОВ)


Родной край (родное село), страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.

Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дорогею Природа осенью. Природа – источник познания.


Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными.

Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.


ПРИРОДА (20 ЧАСОВ)


Космос. Звезды, планеты. Солнце – звезда. Земля – планета.

Луна – спутник земли.

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представления о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение. Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.

Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.


Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.


ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (10 ЧАСОВ)


Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.


СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)


Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений.

Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультирование растений и домашних животных.

Экскурсии в краеведческий музей по историческим местам родного края.


СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (21 ЧАСА)


Различие людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья.

Родословная. Происхождение имен и фамилий, совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.

Москва – столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.


Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, проихводства или в сельском хозяйстве.



РАБОТА ПО ДАННОМУ КУРСУ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ УМК, А ТАКЖЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:


Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков, Окружающий мир: Учебники для 1,2,3,4 кл. – Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров».2011 г.

Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков Рабочие тетради для 1,2,3,4 кл. – Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров», 2011 г.

Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков Методические пояснения к курсу Окружающий мир1,2,3,4 кл. – Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров», 2011 г.

И.П. Товпинец Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 кл. – Самара: Корпорация «Федоров»

Издательство «Учебная литература». 2011 г.

Г.В. Трофимова секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу (Окружающий мир . – Самара: Корпорация «Федоров» 2011 г.

Г.В. Трофимова Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу (Окружающий мир) . – Самара: Корпорация «Федоров» 2011 г.


МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС

  1. магнитная доска;

  2. телевизор;

  3. DVD-проигрыватель;

  4. наглядные пособия:натуральные гербарии,чучела,коллекции мениралов и горных пород,скелет человека,скелет млекопетающего;изобразительные:мулежи плодов;

  5. таблица групп растений и животных отдельных органов человека;

  6. физический глобус Земли,компас;

  7. атлас для начальной школы,настенные карты,самодельные наглядные пособия.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (66 ЧАСОВ)

НА 2013- 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.



Уроков по порядку

Урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Основные виды учебной деятельности: ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными; наблюдения за осенними изменениями в природе; ознакомление с профессиями людей; экскурсии; работа в группах и парах; игры; моделирование возможных ситуаций в школе и других общественных местах во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми; работа со схемами; рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт; отгадывание загадок.

I четверть (9недель х 2=18 часов)

1.

1.

Природные объекты и предметы, созданные человеком

02.09-06.09


2.

2.

Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва.



3.

3.

Школа.

09.09-13.09


4.

4.

Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.



5.

5.

Занятия родителей.

16.09-20.09


6.

6.

Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.



7.

7.

Природа осенью. Природа - источник познания.

23.09-27.09


Природа (20часов)

Человек и природа

Основные виды учебной деятельности: поиск различий объектов живой и неживой природы; сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков; знакомство с растениями- деревьями, кустарниками, травами; с природой родного края; наблюдение изменений, происходящих в природе; наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету; описание объектов природы, выделение их существенных признаков; работа в парах и группах; библиотечный урок; работа с рисунками в учебнике; приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце); составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел; проведение несложных наблюдений (опыты с лампой, зеркалом); игры.


8-9

1-2

Космос. Звезды, планеты.

30.09-04.10


10

3

Солнце – звезда.



11

4

Земля - планета. Луна - спутник Земли.

07.10-11.10


12

5

Свет, тепло, вода, воздух условия, необходимые для жизни на Земле.



13-14

6-7

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России).

14.10-18.10



15

8

Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.).

21.10-25.10



16-17

9-10

Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

28.10-01.10


18

11

Растения, части (органы) растения

11.11-15.11


II четверть

7 недель х 2 = 14 часов

19

12

Растения, части (органы) растения.



20

13

Деревья, кустарники, травы.



21

14

Животные.

18.11-22.11


22

23

24.

15,16,17.

Разнообразие растений и животных.

25.11-29.11


25

18

Красота природы.

02.12-06.12


26

19

Бережное отношение к природе.



27

20

Народные праздники.

09.12-13.12


Планета Земля (9 часов)

Человек и природа

Основные виды учебной деятельности: Работа с глобусом, физической картой; сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме; ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков; восприятие задания в тексте; ответы на вопросы; развитие наблюдательности; сравнение природы далекого прошлого с природой современного периода; выполнение моделей окаменелости из гипса; игры

28-29

1-2

Ознакомление с глобусом - моделью Земли.

16.12-20.12


30

3

Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы.



31

4

Материки и океаны.

23.12-27.12


32-33

5-6

Появление жизни на Земле.

13.01-17.01


III четверть

9 недель х 2 = 18 часов

34

7

Облик Земли постоянно меняется.



35-36

8-9

Как открывали новые земли.

20.01-24.01


Становление человека (9 часов)

Человек и общество

Основные виды учебной деятельности: умение различать прошлое, настоящее и будущее; экскурсия в краеведческий музей; знакомство с этапами развития жизни на Земле; извлечение информации из разных источников и обмен ею с одноклассниками; сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития; исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня; работа в парах, группах; чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»; сравнение домашних животных и их предками; игры.

37

1

Общее представление об истории людей.



38-39

2-3

Древнейшие люди - собиратели растений.

27.01-31.01


40-41

4-5

Человек - охотник.

03.02-07.02


42-43

6-7

Кочевники и земледельцы.

10.02-14.02


44-45

8-9

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

24.02-28.02


Современное человечество (21 час)

Человек и общество

Основные виды учебной деятельности: знакомство с государственной символикой Российской Федерации и своего региона; оценивание характера взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; обучение правилам поведения в общественных местах и на улице; игры, инсценировки; рассказ посредством рисунка о людях разных рас, их внешних различиях; составление (с помощью взрослых) родословного дерева; организация выставки плакатов «Моя семья» с обычаями, традициями, фотографиями; совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге; знакомство с понятием «Конституция»; участие в беседе и анализе жизненных ситуаций.

46-47

1-2

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.

03.03-07.03


48-49

3-4

Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям

10.03-14.03


50

5

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.



51

6

Родственные связи в семье. Родословная.

17.03-21.03


IV четверть 8 недель х 2=16 часов

52

7

Родственные связи в семье. Родословная.



53

8

Происхождение имен и фамилий.

31.03-04.04


54

9

Совместный труд и отдых



55

10

Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

07.04-11.04


56

11

Россия, Российская Федерация – страна, где мы живем, наша Родина.



57

12

Россия самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте.

14.04-18.04


58

13

Ознакомление с государственной символикой России: Государственные герб, флаг, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна.



59

14

Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Расположение Москвы на карте.

21.04-25.04


60

15

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.



61

16

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице

28.04-02.05


62

17

Бережное отношение к вещам и окружающей природе.



63

18

Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

05.05-08.05


64

19

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.



65

20

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

19.05-23.05


66

21

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.



Итого

часов




по программе

66




выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директор по УВР

_________/ Микрюкова И.Н.

«_____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол № _____ от «____» ___________ 2013 г.

___________/ Бардадимова Н.В.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!