Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Гимназия №1 __________/_________________/ «______»_______________20_______г. |
| Протокол № ____от___________ |
| |
Рабочая программа
учебного предмета(курса) «Окружающий мир»
для 1 класса
( базовый уровень)
Составитель:
учитель начальных классов,
Вторая квалификационная категория.
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»1 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и авторской программой Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир » (Система развивающего обучения Л.В. Занкова) с учетом межпредметных внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю в соответствии с ФБУП.
Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
Количество часов в год составляет: 1класс – 60 часов.
Данная рабочая программа скорректирована в связи с тем , что в ФБУП на изучение курса «Окружающий мир» выделено 2 часа на 33 недели, добавлены часы в раздел «Природа»(3 часа), «Современное человечество» (3 часа)общий обьем за 1 класс составил 66 часов.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью развития учебных задач; создание психолого- педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
В программе предмета «Окружающий мир» прослеживается цель формирование целостной картины мира и основание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления личного опыта с людьми, обществом и природой
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать целостную картину мира с опорой на современное научное достижение;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно- следственных связей между природой,обществом и человеком;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.;
освоить доступные способы изучения природы и общества;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс в рабочей программе полностью соответствует авторской.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ФБУП и учебный план МОУ «Гимназии №1 предусматривает прохождение предмета «Окружающий мир» за 33 недели по 2 часа в неделю.Всего – 66 час
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В данном курсе прослеживается следующие межпредметные связи.
С одной стороны предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознании, истории и с другой стороны как первый и единственный, последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе двумя блоками «Человек и природа», «Человек и общество»
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природе и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально – ценностного и деятельного компонентов гражданской российской идентичности:
умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
развитие морально – этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости личностных универсальных действий в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных действий :
овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ:
формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выделения свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
формированию логических действий сравнения, подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
в ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ на изучение курса «Окружающий мир» выделено 33 недели по 2 часа (66 часов), то количество часов увеличилось в следующих разделах:
«Природа» – 3 часа
«Современное человечество» – 3 часа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»1 КЛАСС (66 ЧАСОВ)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР : ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ТРУД (7 ЧАСОВ)
Родной край (родное село), страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.
Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дорогею Природа осенью. Природа – источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными.
Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
ПРИРОДА (20 ЧАСОВ)
Космос. Звезды, планеты. Солнце – звезда. Земля – планета.
Луна – спутник земли.
Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представления о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение. Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.
Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (10 ЧАСОВ)
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений.
Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультирование растений и домашних животных.
Экскурсии в краеведческий музей по историческим местам родного края.
СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (21 ЧАСА)
Различие людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья.
Родословная. Происхождение имен и фамилий, совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.
Москва – столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.
Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.
Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, проихводства или в сельском хозяйстве.
РАБОТА ПО ДАННОМУ КУРСУ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ УМК, А ТАКЖЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:
Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков, Окружающий мир: Учебники для 1,2,3,4 кл. – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров».2011 г.
Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков Рабочие тетради для 1,2,3,4 кл. – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров», 2011 г.
Н.Я. Дмитриева, А.Н Казаков Методические пояснения к курсу Окружающий мир1,2,3,4 кл. – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский до «Федоров», 2011 г.
И.П. Товпинец Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 кл. – Самара: Корпорация «Федоров»
Издательство «Учебная литература». 2011 г.
Г.В. Трофимова секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу (Окружающий мир . – Самара: Корпорация «Федоров» 2011 г.
Г.В. Трофимова Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу (Окружающий мир) . – Самара: Корпорация «Федоров» 2011 г.
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС
магнитная доска;
телевизор;
DVD-проигрыватель;
наглядные пособия:натуральные гербарии,чучела,коллекции мениралов и горных пород,скелет человека,скелет млекопетающего;изобразительные:мулежи плодов;
таблица групп растений и животных отдельных органов человека;
физический глобус Земли,компас;
атлас для начальной школы,настенные карты,самодельные наглядные пособия.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (66 ЧАСОВ)
НА 2013- 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ Уроков по порядку | № Урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов) Основные виды учебной деятельности: ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными; наблюдения за осенними изменениями в природе; ознакомление с профессиями людей; экскурсии; работа в группах и парах; игры; моделирование возможных ситуаций в школе и других общественных местах во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми; работа со схемами; рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт; отгадывание загадок. I четверть (9недель х 2=18 часов) |
1. | 1. | Природные объекты и предметы, созданные человеком | 02.09-06.09 | |
2. | 2. | Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. | | |
3. | 3. | Школа. | 09.09-13.09 | |
4. | 4. | Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. | | |
5. | 5. | Занятия родителей. | 16.09-20.09 | |
6. | 6. | Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. | | |
7. | 7. | Природа осенью. Природа - источник познания. | 23.09-27.09 | |
Природа (20часов) Человек и природа Основные виды учебной деятельности: поиск различий объектов живой и неживой природы; сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков; знакомство с растениями- деревьями, кустарниками, травами; с природой родного края; наблюдение изменений, происходящих в природе; наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету; описание объектов природы, выделение их существенных признаков; работа в парах и группах; библиотечный урок; работа с рисунками в учебнике; приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце); составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел; проведение несложных наблюдений (опыты с лампой, зеркалом); игры. |
8-9 | 1-2 | Космос. Звезды, планеты. | 30.09-04.10 | |
10 | 3 | Солнце – звезда. | | |
11 | 4 | Земля - планета. Луна - спутник Земли. | 07.10-11.10 | |
12 | 5 | Свет, тепло, вода, воздух условия, необходимые для жизни на Земле. | | |
13-14 | 6-7 | Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). | 14.10-18.10 | |
15 | 8 | Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). | 21.10-25.10 | |
16-17 | 9-10 | Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). | 28.10-01.10 | |
18 | 11 | Растения, части (органы) растения | 11.11-15.11 | |
II четверть 7 недель х 2 = 14 часов |
19 | 12 | Растения, части (органы) растения. | | |
20 | 13 | Деревья, кустарники, травы. | | |
21 | 14 | Животные. | 18.11-22.11 | |
22 23 24. | 15,16,17. | Разнообразие растений и животных. | 25.11-29.11 | |
25 | 18 | Красота природы. | 02.12-06.12 | |
26 | 19 | Бережное отношение к природе. | | |
27 | 20 | Народные праздники. | 09.12-13.12 | |
Планета Земля (9 часов) Человек и природа Основные виды учебной деятельности: Работа с глобусом, физической картой; сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме; ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков; восприятие задания в тексте; ответы на вопросы; развитие наблюдательности; сравнение природы далекого прошлого с природой современного периода; выполнение моделей окаменелости из гипса; игры |
28-29 | 1-2 | Ознакомление с глобусом - моделью Земли. | 16.12-20.12 | |
30 | 3 | Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. | | |
31 | 4 | Материки и океаны. | 23.12-27.12 | |
32-33 | 5-6 | Появление жизни на Земле. | 13.01-17.01 | |
III четверть 9 недель х 2 = 18 часов |
34 | 7 | Облик Земли постоянно меняется. | | |
35-36 | 8-9 | Как открывали новые земли. | 20.01-24.01 | |
Становление человека (9 часов) Человек и общество Основные виды учебной деятельности: умение различать прошлое, настоящее и будущее; экскурсия в краеведческий музей; знакомство с этапами развития жизни на Земле; извлечение информации из разных источников и обмен ею с одноклассниками; сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития; исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня; работа в парах, группах; чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»; сравнение домашних животных и их предками; игры. |
37 | 1 | Общее представление об истории людей. | | |
38-39 | 2-3 | Древнейшие люди - собиратели растений. | 27.01-31.01 | |
40-41 | 4-5 | Человек - охотник. | 03.02-07.02 | |
42-43 | 6-7 | Кочевники и земледельцы. | 10.02-14.02 | |
44-45 | 8-9 | Окультуривание растений и одомашнивание животных. | 24.02-28.02 | |
Современное человечество (21 час) Человек и общество Основные виды учебной деятельности: знакомство с государственной символикой Российской Федерации и своего региона; оценивание характера взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; обучение правилам поведения в общественных местах и на улице; игры, инсценировки; рассказ посредством рисунка о людях разных рас, их внешних различиях; составление (с помощью взрослых) родословного дерева; организация выставки плакатов «Моя семья» с обычаями, традициями, фотографиями; совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге; знакомство с понятием «Конституция»; участие в беседе и анализе жизненных ситуаций. |
46-47 | 1-2 | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | 03.03-07.03 | |
48-49 | 3-4 | Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям | 10.03-14.03 | |
50 | 5 | Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. | | |
51 | 6 | Родственные связи в семье. Родословная. | 17.03-21.03 | |
IV четверть 8 недель х 2=16 часов |
52 | 7 | Родственные связи в семье. Родословная. | | |
53 | 8 | Происхождение имен и фамилий. | 31.03-04.04 | |
54 | 9 | Совместный труд и отдых | | |
55 | 10 | Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. | 07.04-11.04 | |
56 | 11 | Россия, Российская Федерация – страна, где мы живем, наша Родина. | | |
57 | 12 | Россия самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. | 14.04-18.04 | |
58 | 13 | Ознакомление с государственной символикой России: Государственные герб, флаг, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. | | |
59 | 14 | Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Расположение Москвы на карте. | 21.04-25.04 | |
60 | 15 | Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. | | |
61 | 16 | Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице | 28.04-02.05 | |
62 | 17 | Бережное отношение к вещам и окружающей природе. | | |
63 | 18 | Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. | 05.05-08.05 | |
64 | 19 | Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. | | |
65 | 20 | Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. | 19.05-23.05 | |
66 | 21 | Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет. | | |
Итого | часов | | | |
по программе | 66 | | | |
выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директор по УВР
_________/ Микрюкова И.Н.
«_____» ____________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол № _____ от «____» ___________ 2013 г.
___________/ Бардадимова Н.В.