МКОУ Городокская СОШ №2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______А.Г.Бутырина Протокол № ___ от «____»____________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________И.Н.Якушева «____»____________2017г. | «Утверждено» Директор _________Е.В.Ганненко « ___»__________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории
по курсу «Окружающий мир»
3 класс
с. Городок
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ»;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму министерства образования и науки Красноярского края № 75-9151 от 4 сентября 2015г.
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ №2
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. В процессе изучения предмета обогащается и уточняется словарь, формируются навыки сравнения и классификации, описания предметов, явлений природы, установления элементарных зависимостей, активного участия в беседе. Курс направлен на коррекцию познавательной и речевой деятельности, высших психических функций.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Данная программа составлена для учащейся с ОВЗ Агеевой Полины, которой по заключению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с легкой умственной отсталостью.
При составлении адаптированной программы учитывались следующие психические особенности обучающейся: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка низкая: не может назвать свой домашний адрес, страну, в которой живет, не знает порядок следования месяцев, дней недели. Называет времена года, их признаки, путает их последовательность. Дни недели перечисляет неуверенно, путает понятия «до» и «после».
Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Стороны тела путает. Уровень развития мышления, образных представлений, мелких и крупных движений – средний. Проводит элементарные обобщения (мебель, посуда, одежда); понятия фрукты/овощи, домашние/дикие животные сформированы. Общий кругозор очень узкий.
Имеет представление о правилах перехода улицы; усвоила простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой; основные формы приветствия, просьбы, прощания; назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход. Не знает цвета радуги, характерные особенности птиц, насекомых, зверей и рыб, деревьев, кустарников и трав, не может устанавливать связи между живой и неживой природой.
Цели обучения:
между миром природы и человека.
Задачи:
получение обучающимися представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
выработка элементарных навыков ориентирования в социуме, использования бытовых и учебных предметов;
формирование навыков безопасного поведения, бережного отношения к природе;
повышение уровня общего и речевого развития учащихся.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 203 ч.
В 1 классе - 33 ч. (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2 классе 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
В 3-4 классах 136 ч., по 2 ч. в неделю (34 учебные недели в каждом классе)
Данная программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком МКОУ Городокской СОШ №2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3 КЛАССЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Виды деятельности | Коррекционная работа |
1 | Сезонные изменения | 12 | Наблюдать и рассказывать о временах года и сезонных изменениях. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул. Измерять температуру воды, воздуха. Характеризовать времена года, выделяя существенные признаки | Выявление и расширение представлений о временах года и сезонных изменениях. Формирование умения работать по словесной инструкции. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез). Коррекция мыслительных процессов (памяти, внимания) Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать простые логические связи между предметами, явлениями и событиями). Коррекция пробелов в знаниях. |
2 | Неживая природа | 28 | Различать предметы живой и неживой природы, изделий; приводить примеры. Сравнивать и классифицировать. Рассказывать о красоте окружающего мира по картинкам. | Развитие интереса к предмету. Расширение представлений о неживой природе. Развития мыслительных операций (классификация, обобщение) Коррекция слухового и зрительного восприятия, внимания. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса. Составление предложений по теме, в т.ч. ответы на вопросы. Составление устного текста по картинке, по вопросам. |
3 | Живая природа | 23 | Приводить примеры растений и животных, Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать конкретные живые объекты, выделять некоторые их признаки. Приводить примеры. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их. Выполнять рисунки на заданную тему. | Расширение представлений о мире живой природы. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Участие в диалогах. Составление устного текста по вопросам, по плану, по картинке. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекция отдельных сторон деятельности (умение работать по словесной инструкции, умение планировать свою деятельность) Развития мыслительных операций (классификация, сравнение, обобщение). Развитие зрительной памяти и внимания. |
4 | Безопасное поведение | 5 | Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности и норм поведения. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. | Выявление и расширение представлений о безопасном поведении, культуре общения, бережного отношения к природе. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса по теме. Участие в диалогах. Составление устного текста по теме ситуации. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти. Развития мыслительных операций (сравнение, обобщение). Формирование навыков самоконтроля. Развития мыслительных операций (классификация, сравнение, обобщение). Развитие зрительной памяти. |
Итого | 68 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3 КЛАССЕ
№ п/п | Дата | Коррек-тировка | Тема урока |
1. | 05.09 | | Сезонные изменения в природе. Осень |
2. | 07.09 | | Направление солнечных лучей. Количество тепла и света |
3. | 12.09 | | Экскурсия № 1 « Наблюдение за высотой солнца над горизонтом осенью» |
4. | 14.09 | | Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца |
5. | 19.09 | | Состояние неживой природы: облачность, туман, дождь |
6. | 21.09 | | Наблюдение за погодой. Устное описание погоды |
7. | 26.09 | | Календарь погоды |
8. | 28.09 | | Наблюдение за растениями сада, леса осенью |
9. | 03.10 | | Экскурсия № 2 «Растения сада осенью» |
10. | 05.10 | | Увядание цветов и трав. Клумбы. |
11. | 10.10 | | Экскурсия № 3 «Растения на клумбе осенью» |
12. | 12.10 | | Перелётные птицы |
13. | 17.10 | | Насекомые в осенний период |
14. | 19.10 | | Лесные животные: мыши, змеи, лягушки |
15. | 24.10 | | Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду |
16. | 26.10 | | Осенние работы в саду, огороде |
17. | 07.11 | | Экскурсия № 4 «Наблюдение за погодой» |
18. | 09.11 | | Изменение продолжительности дня и ночи |
19. | 14.11 | | Состояние неживой природы: дождь, ветер, заморозки |
20. | 16.11 | | Воздух и его значение в жизни растений, животных и человека |
21. | 21.11 | | Термометр (элементарное представление) |
22. | 23.11 | | Температура воздуха. Практическая работа № 1 «Измерение температуры воздуха» в помещении |
23. | 28.11 | | Ветер. Направление ветра |
24. | 30.11 | | Горизонт. Стороны горизонта. Практическая работа № 2 «Определение сторон горизонта» |
25. | 05.11 | | Горизонт. Стороны горизонта Сезонные изменения в природе. Зима |
26. | 07.12 | | Растения. Части растений |
27. | 12.12 | | Деревья, кустарники, травы |
28. | 14.12 | | Растения сада. Фруктовые деревья |
29. | 19.12 | | Растения сада. Ягодные кустарники |
30. | 21.12 | | Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. |
31. | 26.12 | | Лес. Растения леса. Кустарники. |
32. | 28.12 | | Семена. Орехи. Лесные ягоды |
33. | 11.01 | | Экскурсия № 5 «Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой» |
34. | 16.01 | | Состояние неживой природы: ветер, снегопад, метель, вьюга |
35. | 18.01 | | Домашние животные зимой |
36. | 23.01 | | Труд людей зимой |
37. | 25.01 | | Грибы |
38. | 30.01 | | Травы полезные и опасные |
39. | 01.02 | | Дикие обитатели леса: кабан |
40. | 06.02 | | Дикий обитатель леса: лось |
41. | 08.02 | | Дикий обитатель леса: заяц |
42. | 13.02 | | Дикий обитатель леса: волк |
43. | 15.02 | | Домашнее животное: свинья |
44. | 20.02 | | Домашнее животное: корова |
45. | 22.02 | | Домашнее животное: кролик |
46. | 27.02 | | Сравнение диких и домашних животных (кабан-свинья) |
47. | 01.03 | | Сравнение диких и домашних животных (заяц-кролик) |
48. | 06.03 | | Птицы |
49. | 13.03 | | Зимующие птицы: галка, дятел, дрозд |
50. | 15.03 | | Перелётные птицы: грач, скворец, ласточка |
51. | 20.03 | | Хищные птицы: ястреб, коршун |
52. | 22.03 | | Певчие птицы: соловей, жаворонок |
53. | 03.04 | | Экскурсия № 6 «Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной» |
54. | 05.04 | | Состояние неживой природы: потепление, ледоход, таяние снега, радуга, гром |
55. | 10.04 | | Появление трав и цветов |
56. | 12.04 | | Экскурсия № 7 «Растения весной» |
57. | 17.04 | | Сравнение растений леса и сада весной |
58. | 19.04 | | Домашние животные весной |
59. | 24.04 | | Труд людей весной |
60. | 26.04 | | Дыхание человека. Строение и работа легких |
61. | 03.05 | | Температура человека. Градусник и его назначение |
62. | 08.05 | | Профилактика простудных заболеваний |
63. | 10.05 | | Кровь. Строение и работа сердца. Пульс |
64. | 15.05 | | Окружающая среда и здоровье человека |
65. | 17.05 | | Питание человека |
66. | 22.05 | | Приготовление и хранение пищи |
67. | 24.05 | | Профилактика пищевых отравлений |
68. | 29.05 | | Экскурсия № 8 «Здравствуй, лето!» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/ Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир»
Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения»
Наборы сюжетных картинок
Гербарий для начальной школы.
Коллекция «Семена и плоды»
Набор муляжей овощей (большой).
Набор муляжей фруктов (большой).
Лупа ручная.
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Принтер
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru