
Пояснительная записка
Учебная программа по письму и развитию речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, исправление недостатков общего и речевого развития.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Цель программы:
Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.
Задачи:
Формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа.
Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом.
Овладение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать навыки словоизменения, словообразования.
Развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное.
Создание на уроках развития речи условий для развития и коррекции творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.
Тематика курса:
7 класс
Повторение
Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица – шь, шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по ролям и числам. Глаголы на – ся (-сь).
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «История места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за счет, за газ и др.).
Повторение пройденного за год.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
(7 класс)
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;
- оформлять деловые бумаги по образцам;
- пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя;
- различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
- составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии;
-участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану;
- оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя;
- пользоваться словарем с помощью учителя.
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам;
- название частей речи по опорным таблицам;
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Словарь
Антракт, аппарат, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприёмник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, щвея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (46 слов).
Формы контроля:
диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник «Русский язык» - учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Москва: «Просвещение», 2012 год