МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сормовский механический техникум имени героя Советского Союза П.А.Семенова»
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
2013 г.
Программа профессионального модуля ПМ.04 Обеспечение проектной деятельности разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности
230701 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация – разработчик: ГБОУ СПО «Сормовский механический техникум имени героя Советского Союза П.А.Семенова»
Разработчик:
А.А.Луконина, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Обеспечение проектной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям) в части в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение проектной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.4.1. Обеспечивать содержание проектных операций.
ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций.
ПК 4.3. Определять качество проектных операций.
ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций.
ПК 4.5. Определять риски проектных операций.
Профессиональный модуль ПМ.04 входит в профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы 230701 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обеспечения содержания проектных операций;
определения сроков и стоимости проектных операций;
определения качества проектных операций;
определения ресурсов проектных операций;
определение рисков проектных операций;
уметь:
выполнять деятельность по проекту в пределах зоны ответственности;
описывать свою деятельность в рамках проекта;
сопоставлять цель своей деятельности с целью проекта;
определять ограничения и допущения своей деятельности в рамках проекта;
работать в виртуальных проектных средах;
определять состав операций в рамках своей зоны ответственности;
использовать шаблоны операций;
определять стоимость проектных операций в рамках своей деятельности;
определять длительность операций на основании статистических данных;
осуществлять подготовку отчета об исполнении операции;
определять изменения стоимости операций;
определять факторы, оказывающие влияние на качество результата проектных операций;
документировать результаты оценки качества;
выполнять корректирующие действия по качеству проектных операций;
определять ресурсные потребности проектных операций;
определять комплектность поставок ресурсов;
определять и анализировать риски проектных операций;
использовать методы сбора информации о рисках проектных операций;
составлять список потенциальных действий по реагированию на риски проектных операций;
применять методы снижения рисков применительно к проектным операциям;
знать:
правила постановки целей и задач проекта;
основы планирования;
активы организационного процесса;
шаблоны, формы, стандарты содержания проекта;
процедуры верификации и приемки результатов проекта;
теорию и модели жизненного цикла проекта;
классификацию проектов;
этапы проекта;
внешние факторы своей деятельности;
список контрольных событий проекта;
текущую стоимость ресурсов, необходимых для выполнения своей деятельности;
стандарты качества проектных операций;
расписание проекта;
критерии приемки проектных операций;
стандарты документирования оценки качества;
список процедур контроля качества;
перечень корректирующих действий по контролю качества проектных операций;
схемы поощрения и взыскания;
дерево проектных операций;
спецификации, технические требования к ресурсам;
объемно-календарные сроки поставки ресурсов;
методы определения ресурсных потребностей проекта;
классификацию проектных рисков;
методы отображения рисков с помощью диаграмм;
методы сбора информации о рисках проекта;
методы снижения рисков.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –1008 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 936 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 624часа ;
лабораторно-практические занятия – 390часов;
самостоятельной работы обучающегося – 312 часов;
производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Обеспечение проектной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4. 1. | Обеспечивать содержание проектных операций. |
ПК 4. 2. | Определять сроки и стоимость проектных операций. |
ПК 4. 3. | Определять качество проектных операций. |
ПК 4.4. | Определять ресурсы проектных операций. |
ПК 4.5. | Определять риски проектных операций. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная | Производственная (по профилю специальности) |
Всего | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, | в т.ч., курсовая работа (проект) | Всего | в т.ч., курсовая работа (проект) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 4.1- 4.5 | Раздел 1. Обеспечение проектной деятельности | 936 | 624 | 390 | 20 | 312 | | | |
| Производственная практика (по профилю специальности) | 72 | | 72 |
| Всего: | 1008 | 624 | 390 | | 312 | | | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1 Обеспечение проектной деятельности | | 624 | |
МДК 1. Обеспечение проектной деятельности | | 624 |
Тема 1.1. Информационные системы и технологии обеспечения проектной деятельности | Содержание | 20 |
1. | Программное обеспечение для управления проектами | 1 |
2 | Виды матричной организационной структуры | |
Практические занятия | 36 | 2 1 |
1. | Инсталляция программного обеспечения |
Тема 1.2. Жизненный цикл проекта | Содержание | 22 |
1. | Модели жизненного цикла | |
2 | Основные процессы жизненного цикла | |
3 | Вспомогательные процессы жизненного цикла | |
4 | ISO/IEC 12207:1995 | |
Практические занятия | 36 | 2 |
1. | Построение идеальной модели как образа «желаемого будущего» |
Тема 1.3. Оценка качества проектной деятельности | Содержание | 20 | 1 |
1. | Рейтинговая оценка качества | |
2 | Метод экспертной оценки проекта |
3 | Метод PERT |
Практические занятия | 36 | 2 |
1. | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели |
Тема 1.4. Виртуальные проектные среды | Содержание | 22 | 1 |
1. | Project Objectives | |
2 | Project Strategy | |
Практические занятия | 48 | 2 |
1. | Создание виртуальной проектной среды |
Тема 1.5. Методология моделирования предметной области | Содержание | 28 | 1 |
1 | Функциональное моделирование бизнес-процессов с использованием стандарта IDEF0 | |
2 | Моделирование потоков данных (процессов) - DFD |
3 | Методология ARIS |
4 | Объектно-ориентированный подход. Язык унифицированного моделирования UML |
Практические занятия | 36 | 2 |
1. | Выполнение заданий на моделирование потоков данных |
Тема 1.6. Проектирование информационной системы обеспечения профессиональной деятельности | Содержание | 24 | 1 |
1. | Этапы развития CASE-систем | |
2. | Классификация CASE-средств |
3. | Характеристики CASE-средств |
4 | Функциональный анализ популярных в России CASE-средств |
Практические занятия | 36 | 2 |
1. | Выполнение заданий на проектирование информационной системы |
Тема 1.7. Инициация проекта | Содержание | 26 | 1 |
1. | Понятие и основные процессы инициации проекта | |
2 | Формирование целей и задач проекта | |
3 | Адаптация модели жизненного цикла проекта | |
4 | Разработка технико-экономического обоснования |
5 | Формирование бизнес-цели проекта |
6 | Разработка устава проекта |
7 | Идентификация и анализ участников проекта |
8 | Формирование требований проекта |
Практические занятия | 84 | 2 |
1. | Разработка концепции проекта Рассмотрение и утверждение концепции Инициирование проекта |
Тема 1.8. Реализация проекта | Содержание | 26 |
1. | Детальное планирование стадии разработки и внедрения | 1 |
2 | Подготовка инфраструктуры для фазы эксплуатации |
3 | Управление рисками настройки и внедрения |
4 | Организация тестирования |
5 | Переход к продуктивной эксплуатации |
6 | Завершение проекта |
Практические занятия | 48 | 2 |
1. | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта |
Тема 1.9. Оценка и анализ проекта | Содержание | 24 | 1 |
1. | Этапы анализа проекта | |
2 | Оценка риска проекта |
3 | Методы снижения рисков |
Практические занятия | 30 | 2 |
1. | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели. |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. | 312 | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач: - изучение примеров соотношения ЖЦ ИС и ЖЦ проекта; - изучение стандарта управления проектами; - изучение шаблона проекта; -подбор данных для разработки расписания; -определение стоимости проектных операций в рамках своей деятельности; - изучение шаблона реестра рисков и плана реагирования на риски; - выполнение теста. |
Тематика курсовых работ Инсталляция программного обеспечения Построение идеальной модели как образа «желаемого будущего» Создание виртуальной проектной среды Моделирование потоков данных Проектирование информационной системы | 20 |
Производственная практика Виды работ - обеспечивать содержания проектных операций; - определять сроков и стоимости проектных операций; - определять качества проектных операций; - определять ресурсы проектных операций; - определять рисков проектных операций. | 72 |
Всего | 1008 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории обработки информации отраслевой направленности.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обеспечение проектной деятельности»;
- лицензионное программное обеспечение.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
С. Архипенков «Лекции по управлению программными проектами»
2. Грекул В.И. Методические основы управления ИТ-проектами [Электронный ресурс]/ В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В.
Куприянов/ Интернет-Университет Информационных Технологий - дистанционное образование, 2011
http://www.intuit.ru/department/itmngt/metbitm/class/free/
3. ПресняковВ.Ф.Основы управления проектами
информация [Электронный ресурс]/ В.Ф. Пресняков / Интернет-Университет Информационных Технологий - дистанционное образование, 2011– http://www.intuit.ru/department/itmngt/baseprojectmnt/class/free
4. Маюнова Н.В. Основы управления проектами. Учебный курс (учебно-методический комплекс). [электронный ресуср] / Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010 /http://www.e-
college.ru/xbooks/xbook164/book/index/index.html?go=part-023*page.htm
5. Руководство к своду знаний по управлению проектам (руководство PMBOK) ProjectManagementInstitute, Inc., 2004. – 388с.
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 —2005 Системная Инженерия. Процессы жизненного цикла систем.
http://www.pmtoday.ru/project-management/it-projects/
http://office.microsoft.com/ru-ru/project-help/HA010205783.aspx
http://www.bixis.ru/consulting/concept.php
http://www.slideshare.net/ruzira/ss-5998761
Дополнительные источники:
1.Грекул В.И. Управление внедрением информационных систем информация [Электронный ресурс] / В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Г.Н. ионное образование, 2011
http://www.intuit.ru/department/itmngt/isimman/class/free
2. Ильин В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. Вершина / В. Ильин. – Санкт-Петербург, 2006. – 176 с.
3. Попов Ю. И. Управление проектами / Ю. Попов, О.В. Яковенко. –М.: Инфра-М, 2008. – 208 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Программа профессионального модуля обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам междисциплинарного курса. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация программы профессионального модуля обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню разделов модуля. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет. Освоению данного модуля предшествуют изучение дисциплин и профессиональных модулей ЕН.01. Математика, ЕН.02. Дискретная математика, ОПД.01. Экономика организации, ОПД.04. Документационное обеспечение управления, ОПД.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ПМ.01. Обработка отраслевой информации, ПМ.02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности. Обязательным условием допуска к учебной практике является освоение модуля «Обеспечение проектной деятельности». При изучении профессионального модуля с обучающимися проводятся консультации. Поданному модулю предусмотрено выполнение курсовой работы (проекта)
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): реализация программы профессионального модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю профессионального модуля, Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение профессионального модуля. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Обеспечивать содержание проектных операций. | определяет состав операций в рамках своей зоны ответственности; использует шаблоны операций выполняет деятельность по проекту в пределах зоны ответственности; описывает свою деятельность в рамках проекта; сопоставляет цель своей деятельности с целью проекта; определяет ограничения и допущения своей деятельности в рамках проекта | Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам МДК. Зачет по учебной практике Итоговый контроль: экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
Определять сроки и стоимость проектных операций. | определяет стоимость проектных операций в рамках своей деятельности; определяет длительность операций на основании статистических данных; осуществляет подготовку отчета об исполнении операции; определяет изменения стоимости операций |
Определять качество проектных операций. | определяет факторы, оказывающие влияние на качество результата проектных операций; документирует результаты оценки качества; выполняет корректирующие действия по качеству проектных операций |
Определять ресурсы проектных операций. | определяет ресурсные потребности проектных операций; определяет комплектность поставок ресурсов |
Определять риски проектных операций. | определяет и анализирует риски проектных операций; использует методы сбора информации о рисках проектных операций; составляет список потенциальных действий по реагированию на риски проектных операций; применяет методы снижения рисков применительно к проектным операциям |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрирует интерес к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области обработки отраслевой информации; оценивает эффективность и качество выполнения; |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | решает стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области обработки отраслевой информации | Оценка за решения смоделированных стандартных и нестандартных ситуаций на учебной практике |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | осуществляет эффективный поиск необходимой информации; использует различные источники | Оценка за представленную информацию на учебной практике |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | работает с отраслевым оборудованием | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося на производственной практике |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | взаимодействует с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | самоанализирует и корректирует результаты собственной работы | |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | организует самостоятельные занятия при изучении профессионального модуля | Оценка плана самообразования на учебной практике |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | анализирует инновации в области обработки отраслевой информации | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося на производственной практике |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | | Экспертная оценка на военных сборах |
8