Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» (НОЦ)
Согласовано: зам.директора по УВР _________/ Е.А Маркова./ от «__»________2015г. | Утверждено и введено в действие приказом директора школы от «__»________2015г. №______ директор школы ________/Н.В.Цыгуро/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «География»
8 класс
Программу составила:
Муксунова Евгения Александровна,
учитель географии
2015-2016 учебный год
г. Губаха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа курса «География» для 8 класса разработана на основе:
- авторской программы основного общего образования по географии 5—9 классы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из них 1 час – резервное время), из расчета 2 часа в неделю.
В результате изучения географии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем, разделов | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
Тема 1 | Что изучает физическая география России | 1 | | |
Тема 2 | Наша Родина на карте мира | 6 | 1, 2 | 1 |
Раздел 1 | Особенности природы и природные ресурсы России | 18 | | |
Тема 1 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | 4 | 3 | |
Тема 2 | Климат и климатические ресурсы | 4 | 4, 5 | |
Тема 3 | Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | | |
Тема 4 | Почвы и почвенные ресурсы | 3 | 6 | |
Тема 5 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | 7, 8 | 2 |
Раздел 2 | Природные комплексы России | 37 | | |
Тема 1 | Природное районирование | 6 | 9, 10 | |
Тема 2 | Природа регионов | 31 | 11, 12 | 3 |
Раздел 3 | Человек и природа | 6 | | |
Тема 1 | Человек и природа | 6 | 13, 14 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI—начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII—XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять географическое положение России;
- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
- определять поясное время.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их Размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода— уникальный ресурс, который нечем заменить...».
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть и показывать крупные равнины и горы;
- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- объяснять закономерности их размещения;
- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
- делать описания отдельных форм рельефа по картам;
- называть факторы, влияющие на формирование климата России;
- определять характерные особенности климата России;
- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
- давать описания климата отдельных территорий;
- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
- называть и показывать крупнейшие реки, озера;
- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
- оценивать водные ресурсы;
- называть факторы почвообразования;
- используя карту, называть типы почв и их свойства;
- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
- объяснять видовое разнообразие животного мира;
- называть меры по охране растений и животных.
Раздел II. Природные комплексы России (37 ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (31 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири— Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии. Тема: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
- показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
- показывать на карте крупные природные районы России;
- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
- выделять экологические проблемы природных регионов.
Раздел III. Человек и природа (6 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования
средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название раздела, темы урока | Элементы содержания, основные понятия | Тип урока, форма урока | Оборудование, демонстрации |
1 | Что изучает физическая география России | Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом. Источники географической информации. | Лекция | |
2 | Географическое положение России | Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. | Работа с картой. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России» | Физическая карта России |
3 | Моря, омывающие берега России | Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. | Работа с картой | Физическая карта России |
4 | Россия на карте часовых поясов | Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. | Лекция с элементами самостоятельной работы. Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для различных пунктов России» | Карта часовых поясов |
5 | Как осваивали и изучали территорию России | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI—начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII—XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв. | Лекция с элементами самостоятельной работы с источниками географической информации | Физическая карта России |
6 | Современное административно-территориальное устройство России | Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования. | Лекция | Политико-административная карта России |
7 | Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира» | | Контрольная работа № 1 | |
8 | Особенности рельефа России | Крупные формы рельефа России и их Размещение. | Лекция | Физическая карта России |
9 | Геологическое строение территории России | Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы. | Лекция. Работа с картой. | Карта России «Тектоника и минеральные ресурсы» |
10 | Минеральные ресурсы России | Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. | Лекция. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» | Карта России «Тектоника и минеральные ресурсы» |
11 | Развитие форм рельефа | Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края. | Лекция с элементами беседы | Карты России физическая, тектоника и минеральные ресурсы, геологическое строение, Пермского края |
12 | От чего зависит климат нашей страны | Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности. | Проблемный урок | Климатическая карта России |
13 | Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России | Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, морской климат умеренного пояса, субтропический климат. | Лекция Практическая работ. №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны» | Климатическая карта России |
14 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. | Лекция Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны» | Климатическая карта России |
15 | Климат родного края | Оценка основных климатических показателей родного региона страны | Лекция с элементами беседы | Климатические карты России, Пермского края |
16 | Разнообразие внутренних вод России | Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками. | Лекция | Физическая карта России |
17 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой. | Лекция | Физическая карта России |
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека | Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. | Урок-дискуссия. Тема «Вода - уникальный ресурс, который нечем заменить...» | |
19 | Образование почв и их разнообразие | Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв. | Лекция с элементами практической работы | |
20 | Закономерности распространения почв | Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые. | Лекция Практическая работа 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.» | Карта «Почвы России» |
21 | Почвенные ресурсы России | Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края. | Лекция с элементами беседы | Карта «Почвы России», «Почвы Пермского края» |
22 | Растительный и животный мир России | Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. | Лекция Практическая работа 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса» | Карты растительности и животного мира России |
23 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края. | Урок-семинар Практическая работа 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России» | Карта «Охраняемые территории» |
24 | Природно-ресурсный потенциал России | Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов. | Лекция | |
25 | Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России» | | Контрольная работа № 2 | |
26 | Разнообразие природных комплексов России | Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные. | Лекция | |
27 | Моря как крупные природные комплексы | Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей. | Лекция | |
28 | Природные зоны России | Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. | Семинар Практическая работа 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» | Карта «Природные зоны России» |
29 | Разнообразие лесов России | Разнообразие лесов России. Лесные зоны России. Значение лесов. | Семинар | Карта «Природные зоны России» |
30 | Безлесные зоны на юге России. | Зоны степей, полупустынь и пустынь. Значение степей. | Семинар | Карта «Природные зоны России» |
31 | Высотная поясность | Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор. | Лекция Практическая работа 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России» | |
32 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | Особенности географического положения. История освоения. | Лекция | Физическая карта «Восточно-Европейская (Русская) равнина» |
33 | Особенности природы Русской равнины | | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Восточно-Европейская (Русская) равнина» |
34 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | | Лекция | Физическая карта «Восточно-Европейская (Русская) равнина» |
35 | Памятники природы равнины | | Семинар | |
36 | Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования | | Семинар | |
37 | Кавказ - самые высокие горы России | Географическое положение | Лекция | Физическая карта «Кавказ» |
38 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа | | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Кавказ» |
39 | Особенности природы высокогорий | | Лекция | Физическая карта «Кавказ» |
40 | Природные комплексы Северного Кавказа | | Лекция | Физическая карта «Кавказ» |
41 | Природные ресурсы. Население Северного Кавказа | | Семинар | |
42 | Урал - «каменный пояс Русской земли» | Особенности географического положение, история освоения | Лекция | Физическая карта «Урал» |
43 | Природные ресурсы Урала | | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Урал» |
44 | Своеобразие природы Урала | | Лекция | Физическая карта «Урал» |
45 | Природные уникумы Урала | | Семинар | |
46 | Экологические проблемы Урала | | Семинар | |
47 | Западно-Сибирская равнина | Особенности географического положения | Лекция | Физическая карта «Западная Сибирь» |
48 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины | | Лекция | Физическая карта «Западная Сибирь» |
49 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Западная Сибирь» |
50 | Природные ресурсы равнины и условия их освоения | | Урок-дискуссия тема: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?» | Физическая карта «Западная Сибирь» |
51 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | Особенности географического положения | Лекция | Физическая карта «Восточная Сибирь» |
52 | История освоения Восточной Сибири | | Лекция | Карты «История исследования территории России» |
53 | Особенности природы Восточной Сибири | Особенности природы. Климат. | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Восточная Сибирь» |
54 | Природные районы Восточной Сибири | | Лекция | Физическая карта «Восточная Сибирь» |
55 | Жемчужина Сибири - Байкал | | Урок-презентация | Презентация «Озеро Байкал» |
56 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | | Лекция | Физическая карта «Восточная Сибирь» |
57 | Дальний Восток - край контрастов | Особенности географического положения. История освоения | Лекция | Физическая карта «Дальний Восток» |
58 | Особенности природы Дальнего Востока | | Лекция с элементами самостоятельной работы | Физическая карта «Дальний Восток» |
59 | Природные комплексы Дальнего Востока | Природные комплексы. Природные уникумы. | Семинар | Физическая карта «Дальний Восток» |
60 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | | Лекция | Физическая карта «Дальний Восток» |
61 | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» | | Практическая работа 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.» Практическая работа 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов» | |
62 | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» | | Контрольная работа № 3 | |
63 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. | Лекция | |
64 | Воздействие человека на природу | Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты. | Лекция | |
65 | Рациональное природопользование | Охрана природы. Значение географического прогноза. | Лекция Практическая работа 13 «Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)» | |
66 | Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека | Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. | Лекция Практическая работа 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | |
67 | География для природы и общества | История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса. | Семинар | |
68 | Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» | | Контрольная работа № 4 | |
69 | Итоговое занятие за курс 8 класса | Повторение тем, основных понятий, географических названий | | |
Резервное время – 1 час ИТОГО – 70 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
География России. Природа. 8 кл.: учебник / И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2014
Атлас «География. 8 класс» изд. Дрофа, 2014
Контурные карты «География. 8 класс» изд. Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь. Волкова Г.А. География. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2015. – 64 с.
География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России к учебнику Бариновой И.И. «География России. Природа. 8класс», М.: Экзамен, 2008г.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.
Новоженин И.В. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.
Интернет – ресурсы:
- http://www.rgo.ru/ru
- http://www.nat-geo.ru/
- http://oopt.info/
- http://interneturok.ru/