СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено Согласовано Рекомендовано Утверждено

на заседании МО на заседании МС. к утверждению приказом № ___

учителей начальных педагогическим советом

классов Протокол №1 от Протокол №1 от

Протокол №1 от

«___»______20___ «___»______20___ «___»______20___ от«___»______20___

Руководитель МО Председатель МС Председатель педсовета Директор школы

_______________ _______________ _______________ _______________

В.М. Гукова Н.В. Афанасьева Ю.В. Астахова М.С. Карпачева









Рабочая программа

по предмету

«Изобразительное искусство»






Разработана:

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Шапрынской Мариной Анатольевной








Класс (ы): 3

Уровень: базовый

Недельная нагрузка: 1 час

Учебный год: 2017-2018











Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданини России, планируемых результатов начального общего образования.


Нормативно-правовые документы:


1.Закон «Об образовании» в Российской Федерации

2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.Примерные программы основного начального общего образования по предмету изобразительное искусство: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение,2011.

4.Авторская программа под редакцией Б.М.Неменского» Изобразительное искусство и художественный труд» -1 – 4 классы»-М. «Просвещение», 2011г.

5.Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 учебный год.

6.Учебный план образовательного учреждения МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области на 2013 – 2014 учебный год.

7.Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа».

8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Цели:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художест­венными материалами


Особенности содержания курса.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются





связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:

  • изобразительной

  • декоративной

  • конструктивной


Место в базисном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса разработана применительно к учебной программе курса начального общего образования по изобразительному искуссиву для образовательных учреждений авторов Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской «Изобразительное искусство.. 1 – 4 классы»-М. «Просвещение», 2011г.

В учебном плане школы МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета отведено 1 час в неделю. Общее количество часов составит за год 34 часов.

Срок реализации 1 год.


Изменений в рабочей программе по отношению к авторской программе нет.


Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение выражать суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России

и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека


Формы организации образовательного процесса.

Для реализации данной рабочей учебной программы применяется классно-урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.


Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование







УМК

Учебники:

1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011.

2.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под редакцией Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

3.Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас» Неменский Б.М. – М.Просвещение, 2013.

4.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.



Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Контрольные и диагностические работы

1.

«Искусство в твоём доме»

8 часов

Выставка работ

2.

«Искусство на улицах твоего города»

7часов

Выставка работ

3.

«Художник и зрелище»

10часов

Выставка работ

4

«Художник и музей»

9 часов

Выставка работ

5.

Резерв

2 час



Всего

34 часов




Содержание программного курса.


Тема 1. Искусство в твоем доме (8 часов)

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме.


Тема 2.Искусство на улицах твоего города (7 часов)

Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины магазинов. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего села.


Тема 3. Художник и зрелище (10 часов)

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Театральные маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал.


Тема 4. Художник и музей (9 часов)

Музеи в жизни города . Картина – особый мир. Картина-пейзажа. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые.. Скульптура в музее и на улице. Художественные выставки.

Резерв (1 час)






Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­
изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной,рефлексивной.



Список литературы для учителя:

1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011.

2.Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,ч. 2, Москва «Просвещение», 2008 г.

3.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под редакцией Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

4.Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М: Просвещение, 2013г.

5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агар, 1998;

6. И.К. Щеблыкин и др. «Аппликационные работы в начальных классах», Москва,

« Просвещение», 1990 г. 7.Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,

8.Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991, 9.Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.

10.Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.








Список литературы для ученика:


1. Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. «Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса» – М: Просвещение,2013;

2. Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас» Неменский Б.М. – М.Просвещение, 2013.





Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

(Тип урока)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Элементы содержания

Предметные ре­зультаты

УУД


Личностные

результаты

Домашнее задание

план

факт

«Искусство в твоем доме» (8 часов)

1



Вводное занятие «Твои

игрушки» Создание формы)

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).


Образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Матрешка.

Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.

Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

-Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек


Составление плана и последовательности действий, учитывать правила в планировании и контроле способа решения

Развитие творческих способностей детей

.Нарисовать свою любимую игрушку.



2



«Твои игрушки» (Украшение)

(Закрепление знаний)

Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму

Знать, чем отличается

Гжель от Хохломы

(цвета).

Уметь выполнять роль

мастера Украшения,

расписывая игрушки

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Задание 2, с.17

3



Посуда у тебя дома.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Уч-ся должны формировать поня­тия об орнаменте и его элементах.


Знать понятие «русские лаки»

-Знать этапы послойного Жостовского письма

-Уметь создавать собственную композицию

-Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи

Развивать образные представле­ния, навыки деления на равные части.

Эмоциональная отзывчивость

на произведения ИЗО.

Задание 3, с.25.

4



Мамин платок

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Орнамен­т

Познакомиться работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнамен­тов.

Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.

Чувство

сопричастности к художественной

культуре

России

через картины .

Нарисовать косынку для сестренки или бабушки.

5



Обои и шторы в твоем доме.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Шаблон, трафарет

Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.

Уметь: разработать эскиз обоев для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня).

Уметь: разработать эскиз обоев для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня).

Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.

Задание 6, с.29

6



Твои книжки.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Обложка, иллюстрация, «книжная иллюстрация»


Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры).

Знать: термин «книжная иллюстрация».

Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры).

Развитие зрительной памяти и художественного воображения

Задание 3, с.39

7



Поздравительная открытка.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Знать отличие литографии от линогравюры.

Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить простую графическую работу.

Эмпатия как

понимание чувств других

людей и

сопереживание им.

Задание 3, с.41.

8



Что сделал художник в нашем доме.

(Обобщение изученного материала).

«Цвет, нюанс и контраст», «натюрморт», «свет и форма»


Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.


Уметь читать композиционные схемы.

Уметь создавать собственную композицию.


Формирование интереса к изобразительному искусству


«Искусство на улицах твоего города» (7 часов)



Памятники архитектуры – наследие веков.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Архитектура

Уметь изобразить один из памятников

Знать основные памятники города, места их нахождения.

Уметь изобразить один из памятников.

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Развитие воображения, творческой фантазии, глазомера, графических навыков

Изобразить гуашью проект красивого здания.

10



Парки, скверы, бульвары.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Ландшафтная архитектура

Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар раздумий»


Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме.

Уметь находить необхо­димый справочно-ин-формационный материал по теме и поль­зоваться им.

Нарисовать парк сказочных героев.

11



Ажурные ограды.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Ажурный узор.

Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).


Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора – работа целого коллектива.


Развивать воображение детей, творческую фанта­зию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость

Сфотографировать интересные ажурные ограды.

12



Волшебные фонари

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Музей фонарей

Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме

Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора – работа целого коллектива.


Развивать воображение детей, творческую фанта­зию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость

Задание 2,с. 63.

13



Витрины магазинов.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Художник-дизайнер

Уметь составить проект оформления витрины.

Уметь отличать разные по назначению витрины и оформлению.

Знать о роли художника в создании облика города.

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.



Развитие зрительной памяти и художественного воображения

Задание 2, с.67.

14



Удивительный транспорт.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Виды транспорта.


умение рисовать сложный объект по уменьшенной модели.

Уметь выполнять моделирование фантастических машин, применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

Развитие воображения, творческой фантазии, глазомера, графических навыков

Задание 2, с.71.

15











Труд художника на улицах твоего села. Обобщение темы II четверти.

(Обобщение изученного материала).





Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.


Знать о роли художника в создании облика города.


Развивать у детей фантазию


«Художник и зрелище» (10 часов)



16



Художник в цирке.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Различные виды циркового искусства

Уметь изобразить сцену циркового представления с животными.

Уметь создать аппликацию на тему циркового представления.

Знать истоки циркового искусства.



Развитие творческого вообра­жения и пространственного представления

Задание 2, с.78.

17



Художник в театре.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Виды театра, устройство театра

Уметь изобразить эскиз театрального занавеса.

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

Знать устройство театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.

Воспитание вза­имной вежливости, дисциплины; привитие аккуратности.

Эскиз макета «Театр на столе»

18



Художник в театре.


(Закрепление знаний)

Виды театра, устройство театра

Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки.

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

Знать устройство театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.

Воспитание вза­имной вежливости, дисциплины; привитие аккуратности.

Макет «Театр на столе»

19



Театр кукол.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Театр

Знать отличие кукольно-

го театра от других видов театра.

Уметь создать в паре го­лову кукольного персо­нажа

Иметь представление об истоках театра; понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказаыватьь о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля

Развитие воображения, творческой фантазии, глазомера, графических навыков

Продолжить работу над куклой

20



Театр кукол (завершение темы).


(Закрепление знаний).

Сувенирная кукла

Понимать, что такое сувенирная кукла, знать её назначение.

Развитие творческих способностей, художествен­ной и общей культуры

Завершить работу над куклой

21



Театральные маски.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

История происхождения театральных масок

Знать историю происхо­ждения театральных масок.

Уметь конструировать маску из бумаги.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы;

Развитие зрительной памяти и художественного воображения.

Задание 2,с. 96.


22



Театральные маски.

(Закрепление знаний).

Завершить работу над маской.

23



Афиша и плакат.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Плакат как вид графики

Знать о назначении

афиши.

Уметь создать эскиз

афиши к спектаклю.

Уч-ся должны учиться по­нимать назначение, художественный язык плаката;

понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.

Развитие творческих способностей, художествен­ной и общей культуры

Нарисовать эскиз афиши.

24



Праздник в городе.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).


Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы.

Развитие воображения, творческой фантазии, глазомера, графических навыков

Задание 2, с.103.

25



Школьный карнавал Обобщение темы.

(Обобщение изученного материала).

Карнавал

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей рус­ского народа.


Развитие зрительной памяти и художественного воображения


«Художник и музей» (9 часов)

26



Музей в жизни города.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Музей, интерьер, экспонат

Формировать графи­ческие навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с це­лью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Уметь выразить свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей рус­ского народа.

Задание 3, с.109.

27



Картина – особый мир .


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Картина, иллюстрация

Уметь изображать природу в разных состояниях

передавать в рисунках пространственные отношения.

Знать, что такое картина, о роли цвета

в картине.

выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы


Воспитание любви к родному городу, к родной природе.

Задание 2,с111.

28



Картина-пейзаж.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Пейзаж

Уметь изображать природу в разных состояниях

передавать в рисунках пространственные отношения.

Знать, что такое пейзаж, о роли цвета

в пейзаже.

выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы


Воспитание любви к родному городу, к родной природе.

Изобразить праздничный пейзаж.

29



Картина-портрет.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Портрет

Уметь изображать образ человека и его характер, используя цвет

Знать, что такое портрет,

основные жанры произведений изобразительного искусства.

выполнять творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.


Развитие художественного вкуса.

Задание 2,с. 125.

30



Картина-натюрморт.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Натюрморт

Формировать графи­ческие навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов

правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски

Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства


Развитие художественного вкуса и наблюдательности

Задание 2,с. 129

31



Картины исторические и бытовые.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).

Исторические и бытовые картины

Уметь использовать художественные материалы; высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.


Знать отличие исторических и бытовых картин.


Развитие зрительной памяти и художественного воображения

Нарисуй бытовую картину.

32



Скульптура в музее и на улице.


(Изучение и первичное закрепление новых знаний).


Скульптор

«гармония» и «агрессив­ность» архитектуры


Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.

Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела

Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.


Развивать зрительную память и художественное воображение.

Вылепить фигуру животного для парковой скульптуры.

33



Художественная выставка Обобщение темы IV четверти.

(Обобщение и системати зация знаний)









(Обобщение изученного материала).

Выставка.



Подготовить работу для выставки рисунков.

Знать, что такое выставка.

Уметь готовить лучшие работы к выставке.

Развитие зрительной памяти и художественного воображения


34



Художественная выставка

Обобщение темы IV четверти

Проверка и оценка ЗУН






35



Резерв


































Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту































































НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ




Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.


Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.


Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.


Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!