СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по предмету изобразительное искусство 5 класс для детей с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

«Заинская школа№9»

Г.В. Мойкина

Приказ №______

от «___»___________20___г.

СОГЛАСОВАНО

на МС ГБОУ

«Заинская школа№9»

Протокол №______

от «___»__________20___г.

Руководитель МС

Э.В. Майорова

Рассмотрено на ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол №______

от «___»__________20___г.

Руководитель ШМО

С.Г. Тимофеева













Рабочая программа

по предмету изобразительное искусство


5 класс






Срок реализации программы 2017 - 2018



Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5 – 9 кл: /Под редакцией В. В. Воронковой – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.















РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ






  1. Пояснительная записка.


  1. Календарно-тематический план.


  1. Содержание программы.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» представлен в предметной области «Искусство».

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки учащихся; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени.

Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строе­ния, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавли­вать сходство и различие между предметами;

  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последователь­ном выполнении рисунка;

  • улучшение зрительно-двигательной координации путем исполь­зования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и по­нимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведени­ях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональ­но-эстетическое отношение к ним;

  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобрази­тельного, декоративно-прикладного и народного искусства, скуль­птуры, архитектуры, дизайна;

  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен­ному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисова­ние на темы, беседы об изобразительном искусстве.


Рисование с натуры.

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропор­ции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивно­сти цвета путем добавления воды в краску.

Содержанием уроков рисования с нату­ры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображе­ния располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь­ших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе­сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (до­мики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле­дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструк­ции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри­сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен­ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.


Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершен­ствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Содержанием уроков декоративно­го рисования является составление различных узоров, предназна­ченных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора­тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народ­ных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определен­ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав­ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум­ственно отсталых школьников.


Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предме­тов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возни­кающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наибо­лее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать аква­рельными и гуашевыми красками.

Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро­ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки темати­ческого характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо­ложенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со­ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи­мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно опи­сать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо­вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятель­ность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовыва­ния) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забы­вать и о применении диафильмов.


Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего по­нятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произ­ведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувство­вать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

В 5 классе для бе­сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует­ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль­птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов де­коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школь­ников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты­вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото­рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо­ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи­тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо­писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

  • Выполнение самостоятельных практических работ;

  • Тестирование для 5класса (предполагает выявление знаний учащихся за год).

Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.


Коррекционная работа включает следующие направления.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации.

  • Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

  • Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность.

  • Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

  • Коррекция мелкой моторики.


Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год.

I четверть – 8 часов;

II четверть – 7 часов;

III четверть – 11 часов;

IV четверть – 8 часов.


Критерии и нормы оценок.

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

  • учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.


Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с ОВЗ проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.

Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ОВЗ, характерны следующие специфические образовательные потребности:

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования.

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательного учреждения для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).






















ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА


В классе 16 человек: 12 мальчиков, 4 девочки. Из них 3 человека обучаются на дому. В течение лета по рекомендации РПМПК прибыл 1 человек.

Контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности. Обучающиеся в процессе обучения оказались на разных уровнях усвоения математических знаний и умений.

Ученики I уровня (Д.К., А.Пет., Е.М., М.С.) наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе, фронтального обучения. Умеют объяснять свои действия словами. Эти дети правильно определяют величину изображения, легко передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. Умеют анализировать свои рисунки и рисунки товарища. Подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

Ученики II уровня (Р.Б., Г.Г., Н.Г., П.И., Д.К., А.Пер.) также достаточно успешно обучаются в классе. Испытывают некоторые трудности в определении величины изображения, передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. С незначительной помощью учителя анализируют свои рисунки. Подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Иногда употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

К III уровню (А.К., Э.С., А.Т.) относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал.

Эти дети с трудом определяют величину изображения, передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. Со значительной помощью учителя анализируют свои рисунки. С трудом подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Не употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

К IV уровню (-) относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Эти дети с трудом определяют величину изображения, передают в рисунке лишь простую форму предметов. Анализировать свои рисунки не умеют. С трудом подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Не употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.














КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

1 ЧЕТВЕРТЬ

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие речи

Основные понятия, словарь

Учебная задача

Наглядный и

дидактический материал

Дата

Примечание


План.

Факт.

1

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художествен­ных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Искусство


Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм.

08.09.



2

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

1

Уточнение и обогащение словаря.

Узор

Закрепление понятия о чередующемся узоре.

Изображения стилизованных природных форм.

15.09.



3

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

1

Анализ объекта изображения (определение формы и цвета).

Элемент

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Стилизованные растительные элементы.

22.09.



4

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Геометрический орнамент

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Образцы геометрических орнаментов.

29.09.



5

Рисование простого натюрморта - яблоко и керамический стакан.

1

Составление описания по плану.

Натюрморт

Передача объема предметов доступными средствами.

Стакан и яблоко для рисования с натуры.

06.10.



6

Рисование симметричного узора по образцу.

1

Анализ рисунка по вопросам учителя.

Симметрия

Учить использовать среднюю (осевую) линию.

Образцы симметричных узоров.

13.10.



7

Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из сти­лизованных природных форм.

1

Составление рассказа по иллюстрации, описание предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из растительных элементов в круге.

Шаблон круга (круг - по шаблону диаметром 12 см), образцы узоров в круге.

20.10.



8

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы - ваза керамическая. Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посу­да, игрушки, малая скульптура).

1

Составление описания по плану.

Керамика

Передача объема предметов доступными средствами.

Ваза керамическая.

27.10.























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

2 ЧЕТВЕРТЬ

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие речи

Основные понятия, словарь

Учебная задача

Наглядный и

дидактический материал

Дата

Примечание


План.

Факт.

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Треугольник


Совершенствование умения анализировать объекты изображения.

Образцы дорожных знаков. «Крутой спуск», «Дорожные работы».

10.11.



2

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

1

Уточнение и обогащение словаря.

Пирамидка

Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения.

Детская раскладная пирамидка.

17.11.



3

Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие куроч­ки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.).

1

Составление рассказа по иллюстрации, описание предмета.

Богородская игрушка

Формирование общего представления о художественных средствах.

Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм.

24.11.



4

Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласи­тельного билета.

1

Анализ объекта изображения (определение цвета, величины).

Билет

Учить находить гармонически сочетающиеся цвета.

Образцы пригласительных билетов (формат 7 х 30 см).

01.12.



5

Рисование новогодних карнавальных очков.

1

Составление описания по плану.

Натюрморт

Учит работать гуашевыми красками.

Образы новогодних карнавальных очков. (на полоске плот­ной бумаги размером 10 х 30 см).

08.12.



6

Рисование на тему «Лес зимой» (на серой бумаге с использованием белой гуаши).

1

Анализ рисунка по вопросам учителя.

Лыжник

Работа акварельными и гуашевыми красками.

Правильное расположение предметов относительно друг друга. На серой бумаге с использованием белой гуаши.

15.12.



7

Рисование на тему «Лес зимой» (на

голубой бумаге с использованием белой гуаши).

1

Составление описания по плану.

Заснеженный

Работа акварельными и гуашевыми красками.

Правильное расположение предметов относительно друг друга. На голубой бумаге с использованием белой гуаши.

22.12.



























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

3 ЧЕТВЕРТЬ

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие речи

Основные понятия, словарь

Учебная задача

Наглядный и

дидактический материал

Дата

Примечание


План.

Факт.

1

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

1

Составление описания по плану. Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Библиотека

Товарищ

Репродукция


Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. Установление последовательности выполнения рисунка.

Репродукции картин.

12.01.



2

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

1

Анализ объекта изображения.

Рисование с натуры



19.01.



3

Рисование на тему «3имние развлечения» (примерное содержа­ние рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Зимние развлечения

Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке.

Образцы рисунков на зимнюю тему.

26.01.



4

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Цветочный горшок с растением.

Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Цветочный горшок с растением.

02.02.



5

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки ­посередине сторон).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Узор в квадрате

Составление узора в квадрате, применяя осевые линии.

Образец узора в квадрате.

09.02.



6

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Теле­визор

Радиоприемник

Циферблат

Умение анализировать объекты изображения.

Образцы объемных прямоугольных предметов для рисования с натуры.

16.02.



7

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродук­ций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черномор­цы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).

1

Беседа по иллюстрации, составление простых распространенных предложений.

Эмоции

Эмоциональное состояние

Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц.

Репродукции картин на тему «Мы победили»

23.03.



8

Декоративное рисование плаката «8 Mapтa».

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Плакат

Соблюдение последовательности при рисовании узоров.

Образцы плакатов к «8 марта»

02.03.



9

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (че­модан, ящик, коробка).

1

Анализ рисунка по вопросам учителя.

Пропорции

Прямоугольник


Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Образцы предметов прямоугольной формы.

09.03.



10

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Аквариум

Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Образцы предметов прямоугольной формы.

16.03.



11

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

1

Анализ рисунка по вопросам учителя.

Скворечник

Соблюдение последовательности при рисовании предмета

Образец скворечника

23.03.































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие речи

Основные понятия, словарь

Учебная задача

Наглядный и

дидактический материал

Дата

Примечание


План.

Факт.

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

1

Составление описания по плану.

Иллюстрация

Передача наиболее существенного из произведения в рисунке.

Иллюстрация к литературному произведению.

06.04.



2

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Грузовик

Трактор

Бензовоз

Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Игрушки.

13.04.



3

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометри­ческой форме (по выбору учащихся).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Геометрическая форма

Соблюдение последовательности при изображении предмета.

Образцы узоров.

20.04.



4

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).

1


Захватчик

Фашист

Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

Репродукции картин А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура.

27.04.



5

Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стреко­за, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).

2

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Стрекоза

Бабочка

Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы.

Раздаточный материал – предметы симметричной формы.

04.05.

11.05.



6

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Весенние цветы

Ослабление интенсивности цвета.

Весенние цветы.

18.05.



7

Составление узора в круге с применением осевых линий и ис­пользование декоративно переработанных природных форм (напри­мер, стрекозы и цветка тюльпана).

1

Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины).

Тюльпан

Соблюдение последовательности при изображении предмета.

Раздаточный материал – предметы симметричной формы.

25.05.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропор­ции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивно­сти цвета путем добавления воды в краску.


Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершен­ствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).


Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предме­тов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возни­кающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наибо­лее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать аква­рельными и гуашевыми красками.


Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего по­нятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произ­ведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувство­вать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.


I четверть

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художествен­ных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четы­рех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керами­ческий стакан).

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из сти­лизованных природных форм (круг — по шаблону диаметром 12 см).

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посу­да, игрушки, малая скульптура).

II четверть

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие куроч­ки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).

Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета (формат 7 х 30 см).

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плот­ной бумаги размером 10 х 30 см).

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисун­ка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем по­лянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполня­ется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.


III четверть

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержа­ние рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродук­ций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черномор­цы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (че­модан, ящик, коробка).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, по­вернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лен­той; аквариум с рыбками).

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).


IV четверть

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометри­ческой форме (по выбору учащихся).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).

Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стреко­за, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Составление узора в круге с применением осевых линий и ис­пользование декоративно переработанных природных форм (напри­мер, стрекозы и цветка тюльпана).












ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


1 –й уровень

2 –й уровень

3 –й уровень

4 –й уровень

Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.


Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.

Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.


Учащиеся должны уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товари­щей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен­ных на уроках произведений изобразительного искусства; опреде­лять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Учащиеся должны уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения).


Учащиеся должны уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения).


Учащиеся должны уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения).


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Учебник: _________________________________________________________



Литература для учителя:

  1. «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы /под ред. В.В. Воронковой.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г.»

  2. Печатные пособия:

― портреты русских и зарубежных художников;

― таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

― схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

― таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

  1. Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие художественные программы.

  2. Экранно-звуковые пособия:

― аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

― видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;

― видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;

― видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий.


Оборудование:

  1. Учебно-практическое оборудование:

конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; стеки; ножницы; рамки для оформления работ; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

― моделей и натурального ряда:

― муляжи фруктов и овощей (комплект);

― гербарии;

― изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов;

― гипсовые геометрические тела;

― керамические изделия;

― предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).