Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
| | |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Заинская школа№9» Г.В. Мойкина Приказ №______ от «___»___________20___г. | СОГЛАСОВАНО на МС ГБОУ «Заинская школа№9» Протокол №______ от «___»__________20___г. Руководитель МС Э.В. Майорова | Рассмотрено на ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла Протокол №______ от «___»__________20___г. Руководитель ШМО С.Г. Тимофеева |
Рабочая программа
по предмету изобразительное искусство
5 класс
Срок реализации программы 2017 - 2018
Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5 – 9 кл: /Под редакцией В. В. Воронковой – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» представлен в предметной области «Искусство».
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки учащихся; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры.
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.
Коррекционная работа включает следующие направления.
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- развитие словесно-логического мышления.
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год.
I четверть – 8 часов;
II четверть – 7 часов;
III четверть – 11 часов;
IV четверть – 8 часов.
Критерии и нормы оценок.
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
Оценка "2"
Оценка "1"
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с ОВЗ проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.
Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ОВЗ, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательного учреждения для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА
В классе 16 человек: 12 мальчиков, 4 девочки. Из них 3 человека обучаются на дому. В течение лета по рекомендации РПМПК прибыл 1 человек.
Контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности. Обучающиеся в процессе обучения оказались на разных уровнях усвоения математических знаний и умений.
Ученики I уровня (Д.К., А.Пет., Е.М., М.С.) наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе, фронтального обучения. Умеют объяснять свои действия словами. Эти дети правильно определяют величину изображения, легко передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. Умеют анализировать свои рисунки и рисунки товарища. Подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
Ученики II уровня (Р.Б., Г.Г., Н.Г., П.И., Д.К., А.Пер.) также достаточно успешно обучаются в классе. Испытывают некоторые трудности в определении величины изображения, передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. С незначительной помощью учителя анализируют свои рисунки. Подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Иногда употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
К III уровню (А.К., Э.С., А.Т.) относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал.
Эти дети с трудом определяют величину изображения, передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. Со значительной помощью учителя анализируют свои рисунки. С трудом подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Не употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
К IV уровню (-) относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Эти дети с трудом определяют величину изображения, передают в рисунке лишь простую форму предметов. Анализировать свои рисунки не умеют. С трудом подбирают и передают в рисунке цвета изображаемых предметов. Не употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Развитие речи | Основные понятия, словарь | Учебная задача | Наглядный и дидактический материал | Дата | Примечание |
| План. | Факт. |
1 | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Искусство | Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм. | 08.09. | | |
2 | Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 1 | Уточнение и обогащение словаря. | Узор | Закрепление понятия о чередующемся узоре. | Изображения стилизованных природных форм. | 15.09. | | |
3 | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы и цвета). | Элемент | Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. | Стилизованные растительные элементы. | 22.09. | | |
4 | Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Геометрический орнамент | Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. | Образцы геометрических орнаментов. | 29.09. | | |
5 | Рисование простого натюрморта - яблоко и керамический стакан. | 1 | Составление описания по плану. | Натюрморт | Передача объема предметов доступными средствами. | Стакан и яблоко для рисования с натуры. | 06.10. | | |
6 | Рисование симметричного узора по образцу. | 1 | Анализ рисунка по вопросам учителя. | Симметрия | Учить использовать среднюю (осевую) линию. | Образцы симметричных узоров. | 13.10. | | |
7 | Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм. | 1 | Составление рассказа по иллюстрации, описание предмета. | Декоративное рисование | Составление узоров из растительных элементов в круге. | Шаблон круга (круг - по шаблону диаметром 12 см), образцы узоров в круге. | 20.10. | | |
8 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы - ваза керамическая. Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). | 1 | Составление описания по плану. | Керамика | Передача объема предметов доступными средствами. | Ваза керамическая. | 27.10. | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
2 ЧЕТВЕРТЬ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Развитие речи | Основные понятия, словарь | Учебная задача | Наглядный и дидактический материал | Дата | Примечание |
| План. | Факт. |
1 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы»). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Треугольник | Совершенствование умения анализировать объекты изображения. | Образцы дорожных знаков. «Крутой спуск», «Дорожные работы». | 10.11. | | |
2 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | 1 | Уточнение и обогащение словаря. | Пирамидка | Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения. | Детская раскладная пирамидка. | 17.11. | | |
3 | Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.). | 1 | Составление рассказа по иллюстрации, описание предмета. | Богородская игрушка | Формирование общего представления о художественных средствах. | Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм. | 24.11. | | |
4 | Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета. | 1 | Анализ объекта изображения (определение цвета, величины). | Билет | Учить находить гармонически сочетающиеся цвета. | Образцы пригласительных билетов (формат 7 х 30 см). | 01.12. | | |
5 | Рисование новогодних карнавальных очков. | 1 | Составление описания по плану. | Натюрморт | Учит работать гуашевыми красками. | Образы новогодних карнавальных очков. (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). | 08.12. | | |
6 | Рисование на тему «Лес зимой» (на серой бумаге с использованием белой гуаши). | 1 | Анализ рисунка по вопросам учителя. | Лыжник | Работа акварельными и гуашевыми красками. | Правильное расположение предметов относительно друг друга. На серой бумаге с использованием белой гуаши. | 15.12. | | |
7 | Рисование на тему «Лес зимой» (на голубой бумаге с использованием белой гуаши). | 1 | Составление описания по плану. | Заснеженный | Работа акварельными и гуашевыми красками. | Правильное расположение предметов относительно друг друга. На голубой бумаге с использованием белой гуаши. | 22.12. | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
3 ЧЕТВЕРТЬ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Развитие речи | Основные понятия, словарь | Учебная задача | Наглядный и дидактический материал | Дата | Примечание |
| План. | Факт. |
1 | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). | 1 | Составление описания по плану. Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Библиотека Товарищ Репродукция | Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. Установление последовательности выполнения рисунка. | Репродукции картин. | 12.01. | | |
2 | Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | 1 | Анализ объекта изображения. | Рисование с натуры | | | 19.01. | | |
3 | Рисование на тему «3имние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Зимние развлечения | Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке. | Образцы рисунков на зимнюю тему. | 26.01. | | |
4 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Цветочный горшок с растением. | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | Цветочный горшок с растением. | 02.02. | | |
5 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине сторон). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Узор в квадрате | Составление узора в квадрате, применяя осевые линии. | Образец узора в квадрате. | 09.02. | | |
6 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Телевизор Радиоприемник Циферблат | Умение анализировать объекты изображения. | Образцы объемных прямоугольных предметов для рисования с натуры. | 16.02. | | |
7 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»). | 1 | Беседа по иллюстрации, составление простых распространенных предложений. | Эмоции Эмоциональное состояние | Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. | Репродукции картин на тему «Мы победили» | 23.03. | | |
8 | Декоративное рисование плаката «8 Mapтa». | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Плакат | Соблюдение последовательности при рисовании узоров. | Образцы плакатов к «8 марта» | 02.03. | | |
9 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). | 1 | Анализ рисунка по вопросам учителя. | Пропорции Прямоугольник | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | Образцы предметов прямоугольной формы. | 09.03. | | |
10 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Аквариум | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | Образцы предметов прямоугольной формы. | 16.03. | | |
11 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | 1 | Анализ рисунка по вопросам учителя. | Скворечник | Соблюдение последовательности при рисовании предмета | Образец скворечника | 23.03. | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
4 ЧЕТВЕРТЬ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Развитие речи | Основные понятия, словарь | Учебная задача | Наглядный и дидактический материал | Дата | Примечание |
| План. | Факт. |
1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | 1 | Составление описания по плану. | Иллюстрация | Передача наиболее существенного из произведения в рисунке. | Иллюстрация к литературному произведению. | 06.04. | | |
2 | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Грузовик Трактор Бензовоз | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | Игрушки. | 13.04. | | |
3 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Геометрическая форма | Соблюдение последовательности при изображении предмета. | Образцы узоров. | 20.04. | | |
4 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура). | 1 | | Захватчик Фашист | Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства. | Репродукции картин А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура. | 27.04. | | |
5 | Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал). | 2 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Стрекоза Бабочка | Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы. | Раздаточный материал – предметы симметричной формы. | 04.05. 11.05. | | |
6 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Весенние цветы | Ослабление интенсивности цвета. | Весенние цветы. | 18.05. | | |
7 | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). | 1 | Анализ объекта изображения (определение формы, цвета, величины). | Тюльпан | Соблюдение последовательности при изображении предмета. | Раздаточный материал – предметы симметричной формы. | 25.05. | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
I четверть
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг — по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
II четверть
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
III четверть
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
IV четверть
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 –й уровень | 2 –й уровень | 3 –й уровень | 4 –й уровень |
Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. | Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. | Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники. |
Учащиеся должны уметь: передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. | Учащиеся должны уметь: передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения). | Учащиеся должны уметь: передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения). | Учащиеся должны уметь: передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения). |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: _________________________________________________________
Литература для учителя:
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы /под ред. В.В. Воронковой.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г.»
Печатные пособия:
― портреты русских и зарубежных художников;
― таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
― схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
― таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие художественные программы.
Экранно-звуковые пособия:
― аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
― видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
― видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;
― видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий.
Оборудование:
Учебно-практическое оборудование:
конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; стеки; ножницы; рамки для оформления работ; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
― моделей и натурального ряда:
― муляжи фруктов и овощей (комплект);
― гербарии;
― изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов;
― гипсовые геометрические тела;
― керамические изделия;
― предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).