1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования и авторской программы «Природоведение», А. А. Плешакова, Н. И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 c.).
Учебный предмет «Природоведение» реализует основную цель обучения: формирование первоначальных представлений о живой и неживой природе и развитие стремления к её познанию.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- формировать первоначальные представления о естественных науках, методах их исследований и значении для человека;
- знакомить с многообразием тел, веществ и явлений природы, учить узнавать наиболее распространённые растения и животных своего края;
- формировать элементарные навыки исследовательской деятельности;
- формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.);
- формировать умения работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
В рабочую программу внесены следующие изменения: за счёт резервного времени увеличено число уроков в темах «Изучение природы» (на 2 часа), «Жизнь на Земле» (на 1 час), «Человек на Земле» (на 2 часа), так как в этих темах больше практических работ и уменьшено число часов на 1 час в теме «Вселенная». Добавлена экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека» в тему «Человек на Земле», в эту же тему перенесена практическая работа «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» из темы «Жизнь на Земле», так как тема экскурсии и тема практической работы способствуют раскрытию вопросов темы «Человек на Земле», добавлен вопрос «Способы охраны человеком окружающей среды» с целью расширения знаний учащихся об охране природы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Место курса «Природоведение» в учебном плане, а также возрастные возможности учащихся накладывают определенные ограничения на достижение поставленных целей. Формулируемые в данном учебном предмете знания и практические умения не являются завершенными, но они служат основой естественнонаучного миропонимания и создают базу для дальнейшего обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения конкретных предметов (биологии, физики, астрономии, географии). Курс продолжает аналогичный курс начальной школы. Он завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в его содержании большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Учебный предмет «Природоведение» в 5 классе в учебном плане МБОУ «Покровская ООШ» представлен федеральным компонентом государственного стандарта.