СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по развитию речи для обучения на дому

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи»




















Рабочая программа по развитию речи

















Развитие речи

Пояснительная записка.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания учащихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи.Для устной речи детей характерны аграмматизмы(неправильное построение речи). В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания.

Содержание программы направлено на обучение детей с умеренной умственной отсталостью правильному произношению слова, ответам на поставленные вопросы, правильному и последовательному изложению содержания информации, установлению несложных причинно-следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и обобщения.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.

В работе с детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, используются индивидуальные задания. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.Н-р (Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений; закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот. Улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.).

Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевымидетьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они, по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе.




Цель программы.

-коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с

программыумеренной умственной отсталостью, их познавательной деятельности.

Задачи.

-расширение и формирование представлений и знаний о временных явлениях окружающей действительности;

-формирование у учащихся знаний о предметах ближайшего окружения;

-расширение социального опыта учащихся;

-формирование интереса к предметам ближайшего окружения;

-формирование положительного отношения к учебному процессу;

-воспитание привычки и желания учиться;

-развитие уверенности в себе и самоуважение.

Формы и методы работы.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая

об увиденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото и другие.



Содержание

I четверть

Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, температура воздуха). Смена времен года (осень, зима, весна, лето).

Календарь природы. Высота солнца и продолжительность дня в разное время года.

Наша страна. Москва – столица нашей Родины Достопримечательности Москвы.

Транспорт. Транспорт воздушный, наземный, водный, железнодорожный.

Дорожное движение. Правила дорожного движения: знаки дорожного движения.

II четверть

Овощи. Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

Друзья огородных растений: птицы, дождевые черви, жабы.

Враги огородных растений: гусеницы, мыши.

Фрукты. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива. Сезонные работы в саду.

Ягоды. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина.

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых).

Подготовка к зиме. Народные приметы.

III четверть

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Декоративные растения.

Весенние (тюльпаны), летние (розы), осенние (астры).

Полевые растения. Пшеница, ячмень, рожь. Как используются эти растения.

Квартира, комната. Варианты квартир: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, ванная.

Мебель. Мебель для гостиной, спальни, ванной. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда. Название посуды.

Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола.


IV четверть.

Одежда. Одежда повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Обувь повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

Уход за разными видами обуви.

Комнатные растения. Кактус, плющ (на выбор). Части растений.

Домашние животные. Бык. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Барсук, кабан. Внешний вид, пища, повадки.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

Методы и формы работы с учащимися

Практическая деятельность учащихся

Виды коррекции на уроке

1.

Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, температура воздуха). Смена времен года (осень, зима, весна, лето).

2

02.09

09.09

Беседа по картинам «Времена года».

Упражнения в звукопроизношении.

Организационный, содержательный инструктаж; организованный выход и проведение экскурсии; активация словаря; обобщающая беседа «Вспомни, что ты наблюдал в природе?».

Беседа по картине «Наша столовая».

Упражнения по активации словаря.

Упражнения в образовании существительного множественного числа.

Дидактическая игра «Хозяюшка».

Упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных слов; в образовании многочисленного числа.

Лексические упражнения над многозначностью слова «ручка».

Упражнение в образовании существительного множественного числа.

Упражнения на развитие внимания.

Рассказ учителя с предварительным заданием.

Упражнения в уточнении семантики слов, сенсорных эталонов.

Вводная беседа и анализ предмета, демонстрация нескольких натуральных образцов.

Упражнения в согласовании существительного и прилагательного.

Лексические упражнения.

Организационный, содержательный инструктаж.

Организованный выход и проведение экскурсии; активация словаря.

Проверка умения изменять слова.

Загадывание загадок.

Обобщающая беседа «Вспомни, что ты наблюдал в природе?».

Составление «осколочных» картин «Ель». Рассказ «Ель».

Демонстрация комнатных растений.

Рассказ и демонстрация порядка действий, необходимых для выращивания комнатных растений.

Работа с картинками.

Упражнения в постановке вопроса.

Лексические упражнения.

Вводная беседа «Домашние животные».

Упражнения в сравнении.

Вводная беседа «Дикие животные».

Лексические упражнения.

Беседа в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Загадывание загадок.

Упражнения:

  • по правильному называнию предмета, его качеств, свойств, действий; по подбору слов, близких по своему значению;

— по формированию тематических групп слов.

Специальные игры и лексичес­кие упражнения с грамматическим содержанием: «Отгадай, чей голос?», «Чего не стало?», «Волшебный мешочек», «Кто у кого?»

Беседа «Пробуждение природы: первоцветы – весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых».

Беседы в процессе ознакомления с предметами окружающей действительности (домашние и дикие птицы, насекомые) на основе имеющегося опыта, на основе практических работ.

Демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Введение новых терминов.

Упражнения в составлении фраз.

Загадывание загадок.


Упражнение в составлении текста-описания по заданным картинкам.

Упражнение в самостоятельном моделировании фраз.

Беседа «Что делают из пуха?».

Упражнения:

  • по правильному называнию предмета, его качеств, свойств, действий; по подбору слов, близких по своему значению;

— по формированию тематических групп слов.

Специальные игры и лексичес­кие упражнения с грамматическим содержанием: «Отгадай, чей голос?», «Чего не стало?», «Волшебный мешочек», «Кто у кого?»


Воспроизведение самостоятельных наблюдений в летний период (солнце сильно греет, жарко, летний дождь, ливень, гроза, молния, гром).

Наблюдения учащегося: дует холодный ветер, становится холодно, листья на деревьях желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, звери прячутся.

Составление совместного рассказа «Осенний сентябрь», «Золотая осень».

Составление словосочетаний, предложений по опорам.

Составление «осколочных» картинок из двух разных сюжетов.

Отгадывание загадок.

Упражнения в узнавании и определении точности эмоциональных реакций.

Составление словосочетаний, предложений по опорным схемам.

Описание предметов по опорным схемам.

Наблюдения за погодой (облачность, осадки, гроза, температура воздуха).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето).

Ведение календаря природы.

Наблюдения за высотой солнца и продолжительностью дня в разное время года.

Узнавание и определение цветов.

Выкладывание растений из частей рисунков.

Продолжение ряда слов.

Составление предложений.

Нахождение общих и различных признаков у животных.

Постановка вопросов учителю.

Образование слов по образцу.

Связное высказывание на тему «Признаки весны».

Составление совместного рассказа «Мартовский день», «Голубой апрель», «Ласковый май».

Отгадывание загадок.

Имитируют движения, характерные для того или иного живот­ного, для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах: катается на лыжах — лыжник; бегает на коньках — конько­бежец; чистит двор — дворник.

Игра «Живые слова», в которой ученики выступают в роли слов в предложении.

Пересказ:

а) по плану из картинок;

Пересказ:

а) по картинкам;

б) по отдельным иллюстрациям сюжета;

в) узнавание и определение персонажей;

г) по отдельным предметам, принадлежащим персонажам рассказа;

д) по опорным словам;

е) по отдельным текстовым отрывкам: начало, конец или середина пересказа;

ж) по названию.

Называние и характеристика домашних, диких птиц, насекомых, сравнение и их классификация, установление элементарной зависимости.

Активное участие в беседе.

Связное высказывание на тему «Птицы перелётные и зимующие», «Насекомые».

Работа с карточками.

Работа с «осколочными» картинками (составление из трёх разрезанных частей одной картинки гуся, грача, божьей коровки).

Поставка вопросов учителю.

Образование слов по образцу.

Самостоятельное составление рассказа описания.

Пересказ:

а) по картинкам;

б) по отдельным иллюстрациям сюжета;

в) узнавание и определение персонажей;

г) по отдельным предметам, принадлежащим персонажам рассказа;

д) по опорным словам;

е) по отдельным текстовым отрывкам: начало, конец или середина пересказа;

ж) по названию Составление совместного рассказа «Летний день», «Ласковый май».

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе.



Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении



Коррекция мышления на основе установления логических связей.



Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


Коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании.



Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении.



Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.





Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе.






Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.


Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе.



Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении






Коррекция мышления на основе установления логических связей.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


Коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании.


2.

Календарь природы. Высота солнца и продолжительность дня в разное время года.

2

16.09

23.09

3.

Наша страна. Москва – столица нашей Родины Достопримечательности Москвы.

1

30.09

4.

Транспорт. Транспорт воздушный, наземный, водный, железнодорожный

2

07.10

14.10

5.

Дорожное движение. Правила дорожного движения: знаки дорожного движения.

2

21.10

28.10

6.

Овощи. Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

1

11.11

7.

Друзья огородных растений: птицы, дождевые черви, жабы.

Враги огородных растений: гусеницы, мыши.

1

18.11

8.

Фрукты. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива. Сезонные работы в саду.

1

25.11

9.

Ягоды. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина.

1

02.12

10.

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

1

09.12

11.

Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых).

1

16.12

12.

Подготовка к зиме. Народные приметы.

1

23.12

13.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

1

30.12

14.

Декоративные растения.

Весенние (тюльпаны), летние (розы), осенние (астры).

1

20.01

15.

Полевые растения. Пшеница, ячмень, рожь. Как используются эти растения.

2

27.01

03.02

16

Квартира, комната. Варианты квартир: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, ванная.

2

10.02

17.02

17.

Мебель. Мебель для гостиной, спальни, ванной. Назначение. Уход за мебелью.

2

24.02

03.03

18.

Посуда. Название посуды.

Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола.

2

10.03

17.03

19.

Одежда. Одежда повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

1

24.03

20.

Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

2

07.04

14.04

21.

Обувь. Обувь повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

Уход за разными видами обуви.

2

21.04

28.04

22.

Комнатные растения. Кактус, плющ (на выбор). Части растений.

1

05.05

23.

Домашние животные. Бык. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

1

12.05

24

Дикие животные. Барсук, кабан. Внешний вид, пища, повадки.

2


19.05

26.05


Итого за год:

35 ч


























Ученик 6 класса должен уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-составлять под руководством учителя небольшой рассказ (3 – 4 предложения) об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе (по мере возможности);

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила дорожного движения.

Ученик должен знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Примечания. Для «безречевых» детей достаточно:

- понимания обращенной речи;

- освоения дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы;

- умения ребенка быть внимательным к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной;

- умения по словам, произнесенным учителем, показывать части тела, лица, предметы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!