СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренной Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Русский язык. 10-11 классы Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.: «Русское слово», 2013.

Курс рассчитан на изучение русского языка в 10 классе в течение 34 учебных недель в году, общим объемом 34 учебных часа(1 час в неделю).

В рабочей программе изменений нет.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 3»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия




Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения


Утверждена руководителем образовательного учреждения

_________________/ Шманатова С.В/


___________________ / Ерошкин А.Ю./

«______»_______________20____г.


«______»_______________20____г.



 Рабочая программа


по русскому языку


10 класс
 
 

Составитель: Архипова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы


 
 




п. Комсомольский, 2016 г.

Программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренной Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Русский язык. 10-11 классы Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.: «Русское слово», 2013.

Курс рассчитан на изучение русского языка в 10 классе в течение 34 учебных недель в году, общим объемом 34 учебных часа(1 час в неделю).

В рабочей программе изменений нет.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная и групповая.

  • урок-консультация

  • практическая работа

  • уроки «Погружения»

  • деловые игры

  • уроки-диспуты

  • уроки-консультации

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся (по карточкам КСО)

  • уроки творчества

  • уроки-зачеты

  • уроки-конкурсы

  • уроки-общения

  • уроки-игры

  • уроки-конференции

  • уроки-семинары

  • интегрированные уроки

  • уроки-экскурсии

  • проект

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ВВЕДЕНИЕ

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ


Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

НАРЕЧИЕ, СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ



Учебно-тематический план.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Слово о русском языке

1

Лексика. Фразеология. Лексикография.

3+1+1

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

Морфемика и словообразование.

2

Морфология и орфография.

5

Части речи

17+1

Повторение. Культура речи

2


ИТОГО

34




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Сроки проведения

Темы уроков

Круг рассматриваемых вопросов

Речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности

план

факт

1



Слово о русском языке.

Функции языка в современном мире; происхождение русского языка; литературный язык как высшая форма существования языка; нормированность литературного языка; функциональные стили русского языка.

Умение рассказать об основных функциях языка в современном мире; аргументированно охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

2



Лексика. Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/Р

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова.

Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнения, перифраза)

Умение работать с толковым словарем; дать толкование лексического значения слова; употребить в речи нужное по смыслу многозначное слово; соотносить слово и его лексическое значение.

3



Входной контрольный диктант


Умение находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

4



Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности; синонимы, их основные типы; антонимы, их основные типы.

Умение дать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; определять роль синонимов и антонимов в речи.

5



Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.

Лексика исконно русская и заимствованная; происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов; понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

Умение логически и верно рассказать о происхождении лексики русского языка; разъяснять значение иноязычных слов; употреблять в речи заимствованные слова. Наблюдение за собственной речью и исключение из нее жаргонных слов и выражений.

6



Фразеология. Лексикография.

Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

7



Звуки и буквы.

Фонетика – один из разделов науки о языке; понятие звука и буквы; процесс чередования гласных и согласных звуков; фонетический разбор слова.

Умение объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова.

8



Орфоэпия.

Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков.

Соблюдение орфоэпических норм в обыденной речи.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

9



Состав слова.

Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

Умение давать характеристику основы слова, приводить доводы, аргументировать.

10



Словообразование. Формообразование.

Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различия между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы формообразования в русском языке.

Умение определять способ образования анализируемого слова; различать морфологические и неморфологические способы образования слов; выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов; пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

11



Принципы русской орфографии.

Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; правописание чередующихся гласных в корне слова.

Умение решать орфографические задачи; объяснять выбор написания; аргументировать.

12



Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих и ц в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих и ц в окончаниях слов; правописание о/е/ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи. Употребление гласных после ц; употребление букв э/е/ё и сочетания йо в различных морфемах.

Умение распознавать морфемы в словах; определять части речи; давать аргументированные ответы.

13



Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные.

Умение составлять связный текст.

14



Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

Умение находить в тексте-рассуждении тезис, доказательств, вывод; определять его тему, идею.

15



Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.

Функции ъ и ь; строчные и прописные буквы; правила переноса.

Формирование навыков аналитической словарной работы.

ЧАСТИ РЕЧИ

16



Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.

Лексико-грамматические разряды; род и число имен существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Умение определять стилистическую принадлежность текста; ответ аргументировать.

17



Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

Суффиксы –ек/-ик, -енк/-инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/-еньк, -ышк/-юшк, -чик/-щик имен существительных; слитные и дефисные написания сложных имен существительных.

Умение находить в тексте средства выразительности; употреблять их в своей речи.

18



Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; сравнительная и превосходная степени имен прилагательных; полные и краткие формы имен прилагательных; переход имен прилагательных из одного разряда в другой; склонение качественных и относительных прилагательных.

Умение давать аргументированные ответы.

19



Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

Суффиксы –к-/-ск-, -ев-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овит-, -инск-,

-оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-,

-ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефисные написания сложных имен прилагательных.

Умение находить в тексте элементы разных стилей речи.

20



Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных.

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные и составные. Склонение имен числительных; слитные, дефисные и раздельные написания имен числительных.

Умение анализировать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства.

21



Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных, числительных полтора, два, три, четыре.

Умение строить текст-рассуждение по вспомогательным вопросам.

22



Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

Местоимения личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные; правописание местоимений.

Умение анализировать текст.

23



Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); категория времени; сопряжение; правописание глаголов.

Подбор примеров, иллюстрирующих бережное и варварское отношение к природе, человеку, языку.

24



Причастие как глагольная форма. Правописание причастий.

Причастия и действительные и страдательные; переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, время, род, число, падеж.

Умение строить текст научного стиля.

25



Деепричастие как глагольная форма.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида; совмещение признаков глагола и наречия.

Умение правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок.

26



Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Наречие обстоятельственные (времени, места, условия, причины, цели) и определительные (качества, количества и образа действия); гласные на конце наречий, наречия на шипящую, отрицательные наречия; слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Умение определять стиль и тип речи.

27



Слова категории состояния.

Состояние человека, окружающей среды, оценка действий.

Умение сопоставлять слова категории состояния с наречиями и краткими прилагательными.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

28



Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые.

Умение строить связный текст.

29



Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.

Союзы, союзные слова, союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Умение аргументированно отвечать на вопросы.

30



Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление.

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание частиц.

Умение употреблять частицы в речи.

31



Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Слитные и раздельные написания частиц не и ни.

Умение анализировать текст.

32



Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Эмоциональность, экспрессивность, интонация.

Умение приводить доказательства.

33



Итоговая контрольная работа



34



Резервный урок




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Таблицы:

  1. Омонимы, синонимы, антонимы

  2. Виды сказуемого

  3. Тире между подлежащим и сказуемым

  4. Типы связи словосочетаний

  5. Виды односоставных предложений

  6. Знаки препинания при однородных членах

  7. Обособление определений

  8. Обособление приложений

  9. Обособление дополнений

  10. Обособление обстоятельств

  11. Знаки препинания при цитатах

  12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

  13. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

  14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

  15. Понятие о тексте. Типы речи. Стили речи

  16. Изобразительно-выразительные средства языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

  1. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2013

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2006

  3. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006

  4. Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)

  5. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»

  6. Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.

  7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2013.

  8. Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!