МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 3»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения | | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
_________________/ Шманатова С.В/ | | ___________________ / Ерошкин А.Ю./ |
«______»_______________20____г. | | «______»_______________20____г. |
Рабочая программа
по русскому языку
10 класс
Составитель: Архипова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Комсомольский, 2016 г.
Программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренной Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Русский язык. 10-11 классы Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.: «Русское слово», 2013.
Курс рассчитан на изучение русского языка в 10 классе в течение 34 учебных недель в году, общим объемом 34 учебных часа(1 час в неделю).
В рабочей программе изменений нет.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВВЕДЕНИЕ
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
НАРЕЧИЕ, СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
-
| Слово о русском языке | 1 |
-
| Лексика. Фразеология. Лексикография. | 3+1+1 |
-
| Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 1 |
-
| Морфемика и словообразование. | 2 |
| Морфология и орфография. | 5 |
| Части речи | 17+1 |
| Повторение. Культура речи | 2 |
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки проведения | Темы уроков | Круг рассматриваемых вопросов | Речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности |
план | факт |
1 | | | Слово о русском языке. | Функции языка в современном мире; происхождение русского языка; литературный язык как высшая форма существования языка; нормированность литературного языка; функциональные стили русского языка. | Умение рассказать об основных функциях языка в современном мире; аргументированно охарактеризовать основные функциональные стили русского языка. |
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ |
2 | | | Лексика. Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/Р | Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова. Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнения, перифраза) | Умение работать с толковым словарем; дать толкование лексического значения слова; употребить в речи нужное по смыслу многозначное слово; соотносить слово и его лексическое значение. |
3 | | | Входной контрольный диктант | | Умение находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности. |
4 | | | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. | Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности; синонимы, их основные типы; антонимы, их основные типы. | Умение дать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; определять роль синонимов и антонимов в речи. |
5 | | | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. | Лексика исконно русская и заимствованная; происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов; понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы. | Умение логически и верно рассказать о происхождении лексики русского языка; разъяснять значение иноязычных слов; употреблять в речи заимствованные слова. Наблюдение за собственной речью и исключение из нее жаргонных слов и выражений. |
6 | | | Фразеология. Лексикография. | Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка. | |
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ |
7 | | | Звуки и буквы. | Фонетика – один из разделов науки о языке; понятие звука и буквы; процесс чередования гласных и согласных звуков; фонетический разбор слова. | Умение объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова. |
8 | | | Орфоэпия. | Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков. | Соблюдение орфоэпических норм в обыденной речи. |
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
9 | | | Состав слова. | Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова. | Умение давать характеристику основы слова, приводить доводы, аргументировать. |
10 | | | Словообразование. Формообразование. | Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различия между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы формообразования в русском языке. | Умение определять способ образования анализируемого слова; различать морфологические и неморфологические способы образования слов; выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов; пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ |
11 | | | Принципы русской орфографии. | Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; правописание чередующихся гласных в корне слова. | Умение решать орфографические задачи; объяснять выбор написания; аргументировать. |
12 | | | Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО | Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих и ц в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих и ц в окончаниях слов; правописание о/е/ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи. Употребление гласных после ц; употребление букв э/е/ё и сочетания йо в различных морфемах. | Умение распознавать морфемы в словах; определять части речи; давать аргументированные ответы. |
13 | | | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. | Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные. | Умение составлять связный текст. |
14 | | | Правописание гласных и согласных в приставках. | Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения. | Умение находить в тексте-рассуждении тезис, доказательств, вывод; определять его тему, идею. |
15 | | | Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | Функции ъ и ь; строчные и прописные буквы; правила переноса. | Формирование навыков аналитической словарной работы. |
ЧАСТИ РЕЧИ |
16 | | | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. | Лексико-грамматические разряды; род и число имен существительных; склонение; правописание падежных окончаний. | Умение определять стилистическую принадлежность текста; ответ аргументировать. |
17 | | | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | Суффиксы –ек/-ик, -енк/-инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/-еньк, -ышк/-юшк, -чик/-щик имен существительных; слитные и дефисные написания сложных имен существительных. | Умение находить в тексте средства выразительности; употреблять их в своей речи. |
18 | | | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. | Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; сравнительная и превосходная степени имен прилагательных; полные и краткие формы имен прилагательных; переход имен прилагательных из одного разряда в другой; склонение качественных и относительных прилагательных. | Умение давать аргументированные ответы. |
19 | | | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | Суффиксы –к-/-ск-, -ев-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овит-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефисные написания сложных имен прилагательных. | Умение находить в тексте элементы разных стилей речи. |
20 | | | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. | Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные и составные. Склонение имен числительных; слитные, дефисные и раздельные написания имен числительных. | Умение анализировать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства. |
21 | | | Употребление имен числительных в речи. | Особенности употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных, числительных полтора, два, три, четыре. | Умение строить текст-рассуждение по вспомогательным вопросам. |
22 | | | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | Местоимения личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные; правописание местоимений. | Умение анализировать текст. |
23 | | | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. | Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); категория времени; сопряжение; правописание глаголов. | Подбор примеров, иллюстрирующих бережное и варварское отношение к природе, человеку, языку. |
24 | | | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. | Причастия и действительные и страдательные; переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, время, род, число, падеж. | Умение строить текст научного стиля. |
25 | | | Деепричастие как глагольная форма. | Деепричастия несовершенного и совершенного вида; совмещение признаков глагола и наречия. | Умение правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок. |
26 | | | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | Наречие обстоятельственные (времени, места, условия, причины, цели) и определительные (качества, количества и образа действия); гласные на конце наречий, наречия на шипящую, отрицательные наречия; слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | Умение определять стиль и тип речи. |
27 | | | Слова категории состояния. | Состояние человека, окружающей среды, оценка действий. | Умение сопоставлять слова категории состояния с наречиями и краткими прилагательными. |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ |
28 | | | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые. | Умение строить связный текст. |
29 | | | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. | Союзы, союзные слова, союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные. | Умение аргументированно отвечать на вопросы. |
30 | | | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. | Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание частиц. | Умение употреблять частицы в речи. |
31 | | | Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. | Слитные и раздельные написания частиц не и ни. | Умение анализировать текст. |
32 | | | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | Эмоциональность, экспрессивность, интонация. | Умение приводить доказательства. |
33 | | | Итоговая контрольная работа | | |
34 | | | Резервный урок | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Таблицы:
Омонимы, синонимы, антонимы
Виды сказуемого
Тире между подлежащим и сказуемым
Типы связи словосочетаний
Виды односоставных предложений
Знаки препинания при однородных членах
Обособление определений
Обособление приложений
Обособление дополнений
Обособление обстоятельств
Знаки препинания при цитатах
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Понятие о тексте. Типы речи. Стили речи
Изобразительно-выразительные средства языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2013
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2006
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»
Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2013.
Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.